Больше рецензий

12 ноября 2022 г. 16:18

1K

1 Спойлер Сейчас он твой любимый персонаж, а через пять минут он содомирует свою матушку

В далёкие студенческие годы моя преподавательница по зарубежной литературе советовала всему курсу ознакомиться с "Жюстиной". Это отложилось в памяти, и вскоре на книжной полке красовалась прекрасная пара, состоящая из Маркиза де Сада и Захер-Мазоха. Идея изучения авторов, чьи имена положили в истории культуры и психологии понятия "садизма" и "мазохизма", долгое время не отпускала, и недавно задуманное свершилось. Захер-Мазох и его "Венера в мехах" были облюбованы и обласканы мной, хоть мне и не был близок тот мазохизм, что описывал автора, а ведь я смею причислить себя к тем, кто называется мазохистом. Но в то же время был прочитан и Маркиз де Сад, оставивший столь неоднозначное впечатление, что мне понадобиться несколько абзацев, дабы разложить все по полочкам.

К сожалению, или к счастью, мне попался зацензуренный вариант произведения. Судя по словам людей, читавших полную версию, я потеряла лишь пятьсотстраничную долю из чистейшего описания различных сексуальных действий, а значит не потеряла особо много. Этих самых описаний столь хватает в малышке из трехста, что больше я не выдержала бы. Из чего же состоит Жюстина:

1. Небольшая доля сюжета, скитания девушки из локации в локацию и встречи с персонажами.

2. Равная доля философии от де Сада, который вливает свои мысли в уста героев. Зачастую социальное положение персонажа и его речь настолько контрастны, будто читаешь некую сатиру.

3. Равная доля порнографии разного оттенка извращённости. Педофилия, некрофилия, гуро, изнасилования - все, что больная душа пожелает. Под чаек и печеньки произведение точно никому не зайдет.

Разберем все по очереди:

Сюжет. Напоминает шутку про Красную шапочку в Африке. Из одного места бедного ребенка переносит в другое, каждый раз она натыкается на злодея-развратника и с переменным успехом сбегает почти нетронутая. Интересно ли наблюдать за самим сюжетом? Разве что в начале, пока ещё читатель не обнаруживает себя в адском кругу повторяющихся действий, где под конец просто устаешь и поворотный поворот уже не будоражит своей несправедливостью. Порой становится смешно от некоторых сцен или абсурдности происходящего. Ценности в этой части книги нет, но само произведение на то и не рассчитано.

Философия. Спорная часть книги, так как ее оценивание упирается в субъективное восприятие читателя. Порой невольно соглашаешься с суждениями автора. В них может присутствовать логика образованного и далеко не глупого человека, умеющего излагать свои суждения красиво, грамотно и иногда даже убедительно. Разумеется, есть люди, очарованные философией де Сада, и некоторые не прочь жить по его установкам. Здесь все упирается в наши личные моральные установки и эмпатию. Что же касается прочтения, то через 10 страниц начинаешь уставать от обсасывания одной и той же темы с разных сторон, причем порой разговор может вестись о правильности убийства или изнасилования, оставляя мерзкий осадок. Не каждый найдет это увлекательным.

Порнография. Пошло, грубо, извращенно. Это не эротика, это настоящая порнография в самом худшем из ее проявлений. Лишенная красоты и изящества. Добровольное соитие предстает перед читателем мерзко и грязно описанным актом. Изнасилования и оргии невыносимо читать. Как человек, который прочел в свое время сотни фанфиков, сказать могу одно, даже мерзкие процессы можно описать красиво и иногда даже возбуждающе. Но де Сад явно в этом слаб, начиная от наименования половых органов, до описания самих действий. Есть люди, которые найдут это интересным и возбуждающим. Я же то смеялась, то кривилась, то и вовсе пропускала целые страницы, не в силах это читать.

Резюмируя, что можно сказать. Маркизу де Саду посвящено много литературы и исследований, его читают до сих пор. Произведения явно не для каждого и это вовсе не классика. Лично я увидела больного фанфикщика, образованного и грамотного,, но до ужаса извращенного.

Могу предположить, что во время написания, скорее всего, имело место быть онанизму. Это вовсе не оскорбительная мысль, всего лишь предположение, что такое реально написать только в состоянии крайнего физического возбуждения. Безусловно, я не отрицаю вклад де Сада в культуру, и местами Жюстина мне нравилась, но поставить высокую оценку я не могу. Это не та книга, где можно оценить объективно, без личных ощущений. У него есть другие произведения, лишенные этой пошлости и садизма, но уже вряд ли захочется с ними знакомиться.