Больше рецензий

majestic87

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 сентября 2013 г. 06:48

418

4

«История инквизиции» А. Мейкока- большая, интересно и красочно написанная, затрагивающая множество аспектов монография. Множество, помимо и в ущерб истории инквизиции. Впрочем, по-моему, книгу это лишь обогащает. А автору всего лишь стоило вовремя придумать иное название своему труду. Первую, наверное, половину книги создаётся стойкое впечатление, что непосредственно об инквизиции Мейкок принимается писать, случайно взглянув на титульный лист будущей монографии.
Но, повторюсь, если не брать это исследование с целью познать историю развития инквизиции, можно получить истинное удовольствие от чтения, узнать для себя много нового, как по средневековой истории Европы вообще, так и по истории католической церкви X- XIII вв.
Книга полна любопытных деталей, рассуждений, выкладок. Кроме того, написана живым, очень образным, красивым языком. Мне, как историку, нашлось, что из неё выписать.
Несколько удивило одно. В своих выводах, рассуждениях А. Мейкок часто опирается на труды XIX- начала XX вв., но в большинстве случаев труды не исторические. Труды, пренадлежащие перу философов, социологов, психологов, экономистов… Впрочем, этот подход даёт свои интересные плоды.
Если добрую половину своей работы Мейкок обращается к главному её предмету лишь по скольку, по стольку, то очень много говорит о развитии ересей в Европе. О возникновении, распространении, развитии. Логично, что особое внимание он удиляет альбигойской ереси, как наиболее развитой, получившей наибольшее распространение и сыгравшей немалую роль в истории Европы. Но так же пристально автор рассматривает и иные, возникавшие до альбигойской, ереси. И убедительно доказывает, что они просто не имели шанцов на том этапе духовного развития общества. Что ереси эти были либо внутренними: внутрецерковными, внутреуниверситетскими- возникающими в узких кругах богословов и философов, как предмет спора; либо, затрагивая народные массы, они не затрагивали душ и умов этих людей, простой народ не осознавал тех нюансов, отличающих ересь, делающих её ересью.
Главной ценностью книги Мейкока, как исторического труда, мне показалось широкое и подробное освещение двух тем. Широкое, полное, цельное представление о культурном, интеллектуальном (чуть ли не религиозном) взаимодействии католического и исламского мира (Франция, Испания) и картина научной, духовной, интеллектуальной жизни образованной верхушки, элиты в Европе в изучаемый период. Развитие научной мысли и богословия в взаимодействии. Как и взаимодействие запада и востока, взаимопроникновение на культурном и научном уровне, причём на территории Европы, а не Святой земли.
Интересно ещё одно. Помимо прочего, предметом обсуждения, обдумывания у Мейкока является роль и место историка. И роль, и место. В веках. Начиная с описываемого периода «Тёмного средневековья», заканчивая моментом создания книги- началом XX века. И предмет изучения истории. Как и методы этого изучения.

Комментарии


О! Это интересно!! Спасибо за рецензию!
Но скажите, пожалуйста, я сейчас попробую сформулировать вопрос... очень часто, я бы сказала - традиционно - англоязычные писатели позиционируют само существование инквизиции как ад на земле, с дрожащей перед ней Европой, с прислужниками ея с рогами и хвостом и в доминиканских рясах. То есть четко раскрашенные угольной краской организация и явление само по себе. Без полутонов. А как здесь с этим?


Не за что! не думала, что вызовет такой интерес).
Нет, этот товарищ относится к инквизиции даже не как к неизбежному злу, а как к закономерно возникшему институту церкви и даже государства. Мол, всё в рамках, иначе и быть не могло. Периодически по тексту встречаются всякие ужастики с раскидыванием частей тела казнимого по всему городу, но, скорее, в качестве иллюстрации и подчёркивания исключений.
Но для меня книга осталась Не об инквизиции!:)


Спасибо за рецензию! У меня эта книга в хотелках лежит. И для меня очень важно, чтобы в книге были затронуты многие аспекты: и культурологический, и философский и т.д. А здесь, судя по вашим словам, так и есть.