Больше рецензий

21 июня 2022 г. 21:52

685

4 Quod erat demonstrandum. Что и следовало доказать.

Звучит соло фагота, и появляется Шерлок Холмс, которого можно принять за обыкновенного прохожего.

Дороти Ли Сейерс лукавит. Её героя лорда Питера Уимзи вряд ли можно назвать обычным.  Английский аристократ, иронично смотрящий на мир сквозь стекла своего пенсне, в свободное время распутывает криминальные дела, к тому же ещё и использует последние достижениями научно-технической мысли.

Лорд Уизми богат, обаятелен, умен, образован, обладает деловой хваткой, разбирается в моде, винах, классической музыке, неплохо играет на фортепьяно... Идеальный мужчина, что и говорить.)  Криминальными расследованиями занимается не ради хлеба насущного, а исключительно из интереса ко всему странному и необычному...

Итак, вы просыпаетесь, идете в ванну и находите труп голого мужчины в пенсне. Странно? Странно. Необычно? Необычно. Конечно, Узми хочет разобраться в этом происшествии.



Да, труп в чужой ванне выпадает раз в жизни, по крайней мере, мне бы хотелось так думать... тем более в пенсне...

Детективное наследие Дороти Сейерс мало известно русскоговорящему читателю. Одна из причин - 



чисто технические трудности перевода: проза Сейерс не менее усложнена, чем стиль Эдгара По и Честертона.

Не берусь судить - возможно мне попался удачный перевод - читается легко. Есть интересные персонажи, остроумные наблюдения, хотя присутствуют литературные аллюзии и отсылки.

Пару слов о героях. Помимо лорда Уимзи, другим проходным персонажем является его камердинер  Бантер.



Камердинер – это не шутки. С утра до вечера, да еще подавать чай по сто раз с половины седьмого утра до одиннадцати вечера, да еще эта криминология в любое время суток. Удивительно, какие только мысли не посещают богачей, которым нечем заняться.

К достоинствам Бантера также можно отнести его умение добывать ценные сведения у слуг, которые в дальнейшим позволяют пролить свет на криминальные происшествия.

Сложно не заметить сходство с  парочкой П. Г. Вудхауса - молодого британского аристократа Берти Вустера и его камердинера Дживса.  Правда, лорд Питер более вписан в социальную среду, в дальнейшем он женился и у него родится сын (читала рассказ - "Полицейский и призрак").

Но вернемся к детективной составляющей. Помимо загадочного трупа в ванной, есть ещё пропавший  банкир Рубен Леви, поиском которого занимается приятель Уизми - инспектор Скотленд-Ярда Паркер. Будет и "тупой" полицейский инспектор Сагг, который весьма враждебно настроен к Питеру.

Дороти Сейерс не считала детективный роман настоящим искусством.



Детектив как жанр не достиг и по своему определению не может достичь уровня настоящей литературы, —

писала она в предисловии к составленной ею трехтомной антологии детективной прозы.

Как и положено в классическом детективе, читателю предстоит ответит на три вопроса: "Кто?" (догадаться несложно), "Почему?" - мотивы (ну, допустим), "Как?" (очень мудрено). А меня снова мучает вопрос: "Зачем так заморачиваться убийце?" - нелогично. Хотя, ответ лежит на поверхности - "Чтобы было интересно читать".)

Реймонд Чандлер, комментируя детективные произведения Сейерс, писал:



...самым слабым звеном в ее книгах как раз было то, что делало их детективами, а наиболее сильным — то, что могло быть из них изъято без малейшего ущерба.

Опять таки, что считать в детективе главным. Чандлер был поклонником американской школы крутого детектива, а вычурные логические построения он считал надуманными, ведь преступность это не только интеллектуальная разминка для читателя.

Но вернемся к роману. Персонажи прописаны, диалоги остроумны, динамика присутствует, загадка достойная, расследование интересное.

Но "манипуляции с трупом" у меня вызывали большой вопрос.)

o-r.jpg


Прочитано в рамках совместных чтений Виртуального клуба любителей детективов "КЛУЭДО"