Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 июня 2022 г. 20:22

3K

4.5 In Lingua Veritas

Я уже писала о необычной судьбе Виктора Клемперера, которая нашла отражение в дневниковых записях.
Пришло время сказать и о его академической работе, посвящённой исследованию языка Третьего рейха (далее по тексту LTI).

Клемперер, филолог по образованию, провёл в Германии все двенадцать лет, которые просуществовал нацистский режим. За эти годы, несмотря на усиливающиеся ограничения, ему удавалось наблюдать за окружающей действительности и делать заметки. Источником служили разговоры с соседями по т.н. «еврейским домам» и с работниками на фабрике, где Клемперер работал. Он собирал информацию по крупице из газет, речей и книг.

Данный труд показывает, как национал-социализм проникал во все сферы жизни и развращал немецкое общество, освобождал его от эмпатии. Люди из разных социальных слоёв, рабочие и представители интеллигенции, осознанно или нет, перенимали культивируемые нацистами слова и обороты. Даже те, кого режим открыто преследовал, употребляли те же выражения.



Язык победителя… говорить на нем даром не проходит: его вдыхают и живут под его диктовку.

Власть слова продолжалась до самого конца. Ещё в апреле 1945 года многие немцы, с которыми Клемпереру довелось пообщаться лично, повторяли пропагандистские клише о скорой победе и чудо-оружии. Кажется, они действительно верили в то, что говорили.



Язык - это то, что мы думаем, и то, что мы чувствуем.

Нельзя на протяжении более или менее длительного времени слышать потоки лжи, поданные под разными соусами, и думать, что на тебя это не повлияет.
Автор отмечает, что это не специфическая черта немцев, но присущее всем людям свойство.
Один из ключевых выводов этой актуальной работы - язык способен влиять на сознание, воздействовать на мировоззрение (нем. Weltanschauung) и в определённых случаях, особенно когда речь идёт о тираниях, трансформировать базовые представления о морали.

LTI активно использовал технические метафоры и заимствовал выражения из сферы спорта (особенно в чести был бокс).
Конечно, технические термины использовались в метафорическом смысле и до Третьего рейха. Однако, как подчёркивает автор, именно нацисты не просто уподобили деятельность человека машине, но самого индивида превратили в робота, винтик механизированной системы.

Цитата
Сплошь и рядом деятельные люди сравниваются с моторами. Так, в еженедельнике «Рейх» о гамбургском руководителе говорится, что он на своем посту – как «мотор, работающий на предельных оборотах». Но еще сильнее этого сравнения, которое все же проводит границу между образом и сравниваемым с ним объектом, еще ярче свидетельствует о механизирующем мироощущении фраза Геббельса: «В обозримом будущем нам придется в некоторых областях снова поработать на предельных оборотах». Итак, нас уже не сравнивают с машинами, мы – просто машины.
свернуть

Крайности, злоупотребление превосходными степенями (одна из глав называется «Проклятие суперлатива»), отрицание границ присущи языку гитлеровской империи.

Клемперер находил следы всепроникающего LTI практически во всех текстах, различной тематики и ориентированных на разную аудиторию. Исключением не стала и заметка о лечебном чае в медицинском журнале. Тоталитарность вокабулярия и оптики, через которую надо смотреть на все жизненные явления в действии.
«К какой бы частной или общественной сфере ни относилась выбранная тема, – нет, это неверно, ведь для LTI [Язык Третьей империи] нет частной сферы, отличающейся от общественной, не знает он и различия между произнесенным и написанным словом: всё – речь, всё – общественность».

Обычные слова оказывались инфицированными нацистской идеологией, которая создавала специальные лингвистические регистры.
«Язык, который сочиняет и мыслит за тебя…»
Автор на множестве примеров демонстрирует, как словесные клише приобретают власть над сознанием людей.

Цитата
Как быстро эти добродушные и посредственные натуры приспосабливаются к своему окружению! Нам задним числом припомнилось, что добрый малый еще в Херингсдорфе рассуждал о «бодрящей, радостной войне». Тогда мы решили, что он просто бездумно повторяет услышанное клише. Но ведь эти клише приобретают власть над нами.
свернуть

Показательно презрение к идеям гуманизма и желание его дискредитировать.
«...за словом «гуманность» закрепилась репутация слова из лексикона евреев и либералов, немецкая «человечность» есть нечто совсем иное».

Клемперер, опираясь на текстовый анализ и свои филологические знания, полагает, что Гитлер и соавторы Третьего рейха немало переняли у романтической традиции. Автор говорит о китчевом Романтизме. Подчёркивались романтические свойства тевтонского характера. На национал-социалистическое видение мира, возможно, повлияли характерные для Романтизма приоритет мистического над рациональным, стремление к предельному совершенству (простите мне этот плеоназм) и некоторой аффектированности.
В этом наблюдении можно увидеть пластичность культурных кодов и идей. Многое в культуре (любой) может быть направлено как на созидание, так и на разрушение. Точка приложения зависит от человека, перерабатывающего эти идеи, расставляющего акценты.
Хочется также упомянуть другой фактор, который, вероятно, повлиял на идеологию национал-социализма в целом и Гитлера в частности. Редукционистское понимание представлений науки викторианской эпохи о том, что «выживает сильнейший».

LTI характеризовало предсказуемое презрение к мыслительной деятельности. Граждане не должны думать, они должны исполнять приказы и быть на одной эмоциональной волне с партией и её вождями.
«Правильные» эмоции, те, которые служат общей цели, берут верх над интеллектом, но они всего лишь средство поддержания и расширения базы верных последователей.

Цитата
Чувство должно было вытеснить мысль, а затем уступить место состоянию оглушенного отупения, безволия и бесчувственности, – откуда иначе взялась бы необходимая масса палачей и мастеров пыточных камер?
Что делают члены совершенной дружины, свиты, сопровождения? Они не думают, они уже больше не чувствуют – они сопровождают.
свернуть

Среди любимых рейхом слов упомяну глагол «организовывать» и прилагательное «фанатичный».
Дошло до того, что организовывалась относительно обыденная деятельность, к примеру, покупка мыла.



LTI – язык массового фанатизма. Там, где он обращается к отдельному человеку, и не только к его воле, но и к его мышлению, там, где он является учением, он учит способам превращения людей в фанатичную подверженную внушению массу.

Отмечается пристрастие LTI к ироничным кавычкам.

Многие приводимые отрывки отражают бегство от ясности, стремление подавить сознание пафосными, туманными нагромождениями слов («славный союз силы и порядка», «крови и земли», постоянные «призывы крови» и т.д.) и утопить в них способность индивида распознавать вопиющий вымысел.

Клемперер говорит о забывчивости масс. В том числе и этим, вероятно, можно объяснить то, что люди продолжали верить пропаганде.
Одно из клише - фюреру война была якобы «навязана», а он только и думал, что о мирных решениях разногласий и о том, что надо не трогать гражданское население и наносить удары только по «военным целям».
«Навязанная война» занимает почетное место среди стереотипов LTI.



Английский городок Ковентри был «центром по производству вооружения» и только, населен он был тоже исключительно военными, ведь мы из принципиальных соображений атаковали лишь «военные цели», о чем твердили все военные сводки, мало того, мы совершали только «акты возмездия», да и вообще, не мы ведь начали, в отличие от англичан, которые первыми приступили к воздушным налетам и, будучи «воздушными пиратами», атаковали преимущественно церкви и больницы.

Эта история породила новый глагол - «ковентрировать». Правда, в обиходе он был недолго.
Добавлю, что типичная для фюрера риторика связана с утверждением об «искусственных» государствах. Так Гитлер называл Польшу и Чехословакию перед тем, как напасть. Подобные высказывания (atrocity talk) должны настораживать, независимо от контекста.

Акцент LTI делал на прочной и долговечной реальности, нередко оперировал масштабами вечности. Личные интересы должны были затеряться на этом фоне.
В ход шли иностранные слова. По мнению исследователя, нацисты намеренно использовали их. То, что звучит не так привычно, глубже врезается в память.

Цитата
Каждая речь, каждый информационный бюллетень фюрера пестрят совершенно бесполезными и вовсе не такими уж распространенными и понятными всем иностранными словами: «дискриминировать» (он постоянно говорит «дискримировать») и «диффамировать». Уместное в салонных разговорах слово «диффамировать» в его устах звучит тем более странно, что ругается он не хуже любого пьяного холопа, причем делает это сознательно.
свернуть

Автор предлагает несколько спорных комментариев относительно некоторых советских деятелей, но в дальнейшем, насколько можно судить, он пересмотрит своё отношение.

Некоторые нюансы будет непросто оценить читателям, не знающим немецкого. Однако минимальное знание языка позволит отдать должное замечанию автора о важности одного слога.



Именно между «принадлежать» (gehören) и «слушать» (hören) пролегла пограничная линия в нацистском самосознании.

Заметки Клемперера - невесёлое чтение. Он то и дело упоминает, что большинство тех, с кем он жил и работал в годы войны, были убиты в концлагерях или умерли под бомбами. На страницах книги возникает выражение юмор висельников. Клемперера во многом спасло то, что он был женат на «арийке». Им обоим удалось пережить бомбардировку Дрездена.
Изучение языка рейха помогало автору всё это время поддерживать внутренний баланс на фоне страшной действительности.

Книга разбита на небольшие главы, что облегчает навигацию по тексту. При этом сам текст густой. Чтение требует концентрации.

Несколько итоговых мыслей. Как писал Гюстав Лебон в своей «Психологии масс», зачастую для успеха вождю нужно следовать за общественным мнением.
Нередко успех тиранов зависит от того, насколько им удаётся затронуть болезненные точки общества.
Сложно сохранять здравый смысл, когда ежечасно приходится дышать воздухом лжи. Иммунизация логикой, критический подход к входящей информации работают слабо. Отрезвление - процесс долгий и тяжёлый, который часто предваряют глубокие потрясения.

#Нон-фикшн 2022

Комментарии



Клемперера во многом спасло то, что он был женат на «арийке»

что значит "во многом"? Только это его и спасло.
Кстати, его жена похоже была выдающимся человеком. Во всяком случае, судя по нескольким диалогам между ними, которые он приводит. Жаль, что их в книге так мало. Но она совсем не об этом.
Интересно было бы прочитать её воспоминания. Каково это быть замужем за евреем, спасти его, но при этом продолжать ежедневно рисковать его жизнью? Каково это, будучи известной пианисткой, вдруг начать подвергаться насмешкам и грубости из-за своего мужа?
Спасибо за рецензию, Ника!


Спасибо, что немного рассказал о Еве. У меня тоже сложилось впечатление, что она была удивительной женщиной. Я, кажется, об этом упомянула в предыдущей рецензии...


Интересно было бы прочитать её воспоминания

Да.


что значит "во многом"?

Согласна, что можно и без "во многом". Но я подумала о некоторых обстоятельствах, которые помогали Клемпереру на том или ином этапе. Например, тот факт, что ему какое-то время продолжали выплачивать какую-то сумму, потому что он служил во время Первой мировой.
В целом, ты прав, конечно.


И по поводу того, что, как ты отметил, книга актуальна сегодня... Вот поэтому мне пришлось потратить время и немного покопаться в цитатах в её русском переводе(


Ника, рецензия замечательная и эрудированная... но ты и сама это знаешь ))

Я вынуждена снова сказать о сбоях на сайте. Хорошо,я взяла твою рецензию в закладки. Сегодня (по крайней мере у меня так) все рецензии за 9 июня не отражаются:(

Спасибо тебе, что потратила время и усилия, вопреки этим сбоям! И не ограничилась гудридсом, хотя видно, где тебе интереснее. (


Кристин, я забежала, чтобы сказать тебе большущее спасибо! На вопросы твои я позже отвечу. Очень рада, если тебе понравилась рецензия. Значит, я не напрасно потратила на неё время. Должна сказать, у меня на поиск цитат ушло больше времени, чем хотелось бы... но в любом случае рецензии на такие книги по щелчку пальца не пишутся. Это подводит меня к мысли, что пока сайт полностью не придёт в себя, наверное, не стоит ничего здесь писать (я вчера смогла опубликовать этот текст со второй попытки). Или только делиться впечатлениями, которые пишутся за 15-20 минут. Но это я не к тому, чтобы отговорить тебя от написания рецензий. Их я как-нибудь найду, будь спокойна))

Про сакуру ты очень верно подметила. Да, это красивый, поэтичный символ, который японские власти во время Второй мировой эксплуатировали в своих целях, связывая этот образ с деятельностью камикадзе. Сакура цветёт всего несколько дней. Поэтому она символизирует конечность и быстротечность жизни. Пропагандисты это переврали и извратили... С языком рейха напрямую это не связано, но это пример из той же эпохи, иллюстрирующий похожие практики двух империй. Не называть вещи своими именами, прятать страшные идеи за эвфемизмами... У японцев, вероятно, это были более поэтичные образы, но на ум сразу приходит Нанкин с массовыми изнасилованиями (rape as a weapon of war - отдельная тема) и убийствами... Культура и всякие тонкие символы никак не предохраняют от совершения зверств на войне...
Как говорится, актуально и сегодня :( Как и книга Клемперера в целом, к сожалению.

Кристина, про сакуру уже ответила. До связи. Обнимаю.


но в любом случае рецензии на такие книги по щелчку пальца не пишутся.

это совершенно очевидно.



Но это я не к тому, чтобы отговорить тебя от написания рецензий

Как только, так сразу ) У меня тоже нет желания писать рецензии, но коротко поделиться впечатлениями может захочется (но не факт)



Культура и всякие тонкие символы никак не предохраняют от совершения зверств на войне

Да, не защищают... покрытие цивилизации бывает очень тонкое:(

Спасибо тебе, Ника, что ответила про сакуру и символы.

спойлер

Я знала, что рецки не все бывают видны, но только сегодня я обратила внимание на даты. Вчера вечером отметила твою рецензию, чтобы прийти к ней сегодня. Вижу, что там многих отзывов нет,стала смотреть на даты. Сейчас, наверно появились

Обнимаю

свернуть

но коротко поделиться впечатлениями может захочется

Было бы неплохо. Буду ждать)
Кстати, по поводу цитат из книги. Мне показалось, на основе беглого просмотра, что русский перевод книги весьма хорош и относительно лёгок для восприятия.
Если тебе интересно, вот в этой рецензии приводится много релевантных цитат.

спойлер
Я бы, наверное, вообще на даты не обратила внимание, если бы ты не сказала... Хотя логично, да.
свернуть

приводится много релевантных цитат

О, там целые фрагменты... посмотрю.


Кристин, в книге очень много таких фрагментов... Клемперер пишет, как ему было нелегко добывать материал для своей записной книжки. Читать "арийские" книги ему было запрещено, слушать радио тоже. Звучит дико, но хорошо демонстрирует способность большинства в обществе принимать на веру всякий абсурд(


У меня тут пару вопросов возникло. Ника, отниму у тебя ещё немного времени, извиняй )



Редукционистское понимание представлений науки викторианской эпохи о том, что «выживает сильнейший».

редукционистское - это упрощенческое? Интересно, не пишет ли автор о влиянии Лютера (его антисемитизм и нетерпимость) на идеи национал-социализма? Я помнится, читала где-то об этом.

Другой вопрос у меня по японской теме (из обсуждения источника).

Меня заинтересовала сакура. Как я поняла (если что, поправь), этот красивый образ использовали в Японии в качестве пропаганды во время второй мировой. А какая связь с языком рейха? Или это просто пример?


редукционистское - это упрощенческое?

Ага. Когда из сложной идеи вытаскивается какая-то одна составляющая, и она возводится во главу угла. В итоге смысл изначальной идеи, мягко говоря, искажается, иногда с трагическими последствиями... По крайней мере здесь я этот термин употребила в таком значении.



Интересно, не пишет ли автор о влиянии Лютера (его антисемитизм и нетерпимость) на идеи национал-социализма?

Автор о Лютере не пишет.
Кристин, про Лютера и возможное влияние его идей на Гитлера - это длинная и сложная тема. Попробую кратко высказаться. Многие авторы отмечали это влияние. Среди них и Уильям Ширер, автор монументальной биографии Третьего рейха.
Однако надо сказать, что взгляды Лютера менялись. Первое время он надеялся на поддержку евреев (против католицизма), думал, что именно новая конфессия убедит их в необходимости обратиться... Ближе к концу он стал намного критичнее и опубликовал свой печально известный памфлет "О евреях и их лжи". Текст может шокировать, если человек не знаком с нравами, стилем и риторикой той эпохи. Лютер в подобном ключе отзывался далеко не только о евреях... Тексты эпохи религиозных войн менее авторитетных авторов ужасают уровнем жестокости (католиков к протестантам и наоборот).
И надо добавить, что для Лютера это был вопрос религии в первую очередь, а не этничности. Та эпоха действительно отличалась религиозным сознанием людей и их заботой о спасении души. Вряд ли это можно отнести к XX столетию...
Подытоживая, на мой взгляд, Клемперер разумно расставил акценты. Да, язык и идеи тесно взаимосвязаны. Но язык XVI века слишком специфичен и далёк от эпохи LTI. Романтизм ближе и больше способен вдохновить какого-нибудь Розенберга... К тому же здесь можно увидеть противопоставление романтизма и Просвещения. Первое - чувства, словесная чрезмерность, торжественный пафос, эвфемизмы, за которыми в некоторых случаях прячется страшная правда. Второе - разум, чёткие конструкции, критический анализ, называние вещей своими именами и другие (полезные) вещи.

Кристина, ещё раз спасибо тебе за внимание к этой чуть занудной рецензии)


Романтизм ближе

*В том числе и с точки зрения лексических и стилистических особенностей текстов.


с точки зрения лексических и стилистических особенностей текстов.

Я поняла. речь же о языке.


противопоставление романтизма и Просвещения.

Аа, мне стала понятнее эта мысль про связь с романтизмом.

Ника, знаю, что тебе второе (просвещение) ближе, да и мне тоже. Но возможно, его идеи тоже обоюдоострые. Их тоже можно переврать с разными целями.

Спасибо тебе за ответ про Лютера. Я точно где-то читала о его возможном влиянии, но хотелось уточнить. Не всем книгам я доверяю.

А сакуру знаешь почему мой глаз выхватил? ) Читала как-то маленький рассказ и там как раз таки было про то, что сакура символизирует быстротечность жизни,красиво это обыгрывалось (без всяких камикадзе)... Сейчас не помню ни название рассказа, ни автора.


Но возможно, его идеи тоже обоюдоострые. Их тоже можно переврать с разными целями.

Ты права, можно... Я думаю, что подавляющее большинство идей обоюдоострые.
И мне, действительно, ближе дух эпохи Просвещения. Рада, что мы здесь единомышленницы)



Не всем книгам я доверяю.

Правильно, Кристин. Я тоже не всем доверяю, и там где доверяю, тоже не всему и стараюсь подходить критически, когда это возможно. Короче, доверяй, но проверяй.



что сакура символизирует быстротечность жизни,красиво это обыгрывалось

Я не читала. По крайней мере никакая ассоциация у меня не возникла... У меня тоже бывает с маленькими и малоизвестными историями, что забывается название и автор, но остаются в памяти какие-то образы, впечатления, настроение.
Поэтому, наверное, хорошо вести подробный учёт прочитанного) Тогда было бы легко вспомнить. А так память перегружена...


Рада, что мы здесь единомышленницы)

и не только в этом вопросе. )



наверное, хорошо вести подробный учёт прочитанного)

Ага, только у меня так не получается. Я отмечаю книги в прочитанном по настроению

Ника, ты пишешь про связь языка и сознания. Я сейчас читаю (почти дочитала) "Апологию истории" Марка Блока, которую ты мне  рекомендовала. Он там интересно пишет про значение слов, и их определений. О том как разные поколения понимают слова по-разному.

Приведу тебе отрывок из книги Блока



А если мы случайно даем определения? Чаще всего тут каждый действует на свой страх и риск. Весьма любопытен пример столь тонкого исследователя экономики, как Джон Мейнард Кейнз. Почти в каждой своей книге он, оперируя терминами, лишь изредка имеющими точно установленный смысл, предписывает им совершенно новые значения, иногда еще меняя их от одной работы к другой, и притом значения, сознательно отдаленные от общеупотребительных. Странные шалости наук о человеке, которые, долго числясь по разряду «изящной словесности», будто сохранили кое-что от безнаказанного индивидуализма, присущего искусству! Можно ли себе представить, чтобы химик сказал: «Для образования молекулы воды нужны два вещества: одно дает два атома, другое – один; первое в моем словаре будет называться кислородом, а второе водородом»? Если поставить рядом языки разных историков, даже пользующихся самыми точными определениями, из них не получится язык истории.
А если мы случайно даем определения? Чаще всего тут каждый действует на свой страх и риск. Весьма любопытен пример столь тонкого исследователя экономики, как Джон Мейнард Кейнз. Почти в каждой своей книге он, оперируя терминами, лишь изредка имеющими точно установленный смысл, предписывает им совершенно новые значения, иногда еще меняя их от одной работы к другой, и притом значения, сознательно отдаленные от общеупотребительных. Странные шалости наук о человеке, которые, долго числясь по разряду «изящной словесности», будто сохранили кое-что от безнаказанного индивидуализма, присущего искусству! Можно ли себе представить, чтобы химик сказал: «Для образования молекулы воды нужны два вещества: одно дает два атома, другое – один; первое в моем словаре будет называться кислородом, а второе водородом»? Если поставить рядом языки разных историков, даже пользующихся самыми точными определениями, из них не получится язык истории.

свернуть


Я отмечаю книги в прочитанном по настроению

Аналогично... И это при том, что в последнее время я стараюсь отмечать прочитанное, по крайней мере более или менее крупные книги.


(почти дочитала) "Апологию истории" Марка Блока, которую ты мне рекомендовала.

Я рекомендовала, Кристин?.. Может быть, может быть) Хорошее расширенное эссе. Последующие авторы эссе на тему "зачем нужна история" и "что изучает историк" ссылаются на работу Блока. Надеюсь, тебе тоже понравилась "Апология".
Не могу не спросить, можно ли надеяться на рецензию?)


отрывок из книги Блока

Спасибо тебе за отрывок, Кристина. С удовольствием прочитала) В точку замечания автора.


Я рекомендовала, Кристин?

Угу. Ника, под одной из своих рецензий, где ты упоминала книгу Блока. Я даже специально полезла проверить, не обманывает ли меня память. Рецензия твоя была на "Ландшафт истории" )



Не могу не спросить, можно ли надеяться на рецензию?)

Написала.. "Апология" мне понравилась (спойлер) Так что спасибо тебе за (непреднамеренный) совет. )

Мне показалось, что многие замечания автора - в точку. По поводу языка, он пишет, что "слово тянет за собой мысль". По-моему тоже перекликается с этой твоей рецензией.


"слово тянет за собой мысль"

Верно подметил.



не обманывает ли меня память. Рецензия твоя была на "Ландшафт истории" )

Кристин, теперь я вспомнила. Да, было дело) Мы это обсуждали под обзором на книгу Гэддиса "Ландшафт истории".



Написала

Ура! Скоро приду читать)


Кристин, теперь я вспомнила. Да, было дело)

а я запомнила )



Среди них и Уильям Ширер, автор монументальной биографии Третьего рейха.

Кстати, хотела добавить в список на прочтение  Уильям Ширер - Взлет и падение Третьего Рейха  (ты ведь ее имела виду?) Потом увидела количество страниц  1216. Как-то многовато... Советуешь?


Потом увидела количество страниц 1216. Как-то многовато

Да, это весьма объёмная книга. Кристин, она, безусловно, заслуживает внимания. Сама я полностью её не осилила, только некоторые части читала. Но дело не во мне)
Стоящей её считают и те, кто далеко не во всём согласен с Ширером. С момента написания его книги открылись новые факты, некоторые моменты подкорректированы. Для примера, роль право-консервативных сил в приходе Гитлера к власти. Они думали использовать его в своих целях и т.д. Сегодня среди исследователей по этому поводу есть некоторый консенсус, насколько можно судить. Уильям Ширер несколько иначе расставляет акценты...

Словом, на мой взгляд, книга - информативное и важное чтение о том периоде, но советовать её я всё же не буду. И из-за объёма, и из-за того, что в некоторых местах желательны пояснительные комментарии и обновления. Как-то так.
Но если ты прочтёшь и расскажешь о своих впечатлениях, будет очень интересно!


книга - информативное и важное чтение о том периоде, но советовать её я всё же не буду.

Ясненько. Спасибо за мини-обзор, Ника.



если ты прочтёшь и расскажешь о своих впечатлениях, будет очень интересно!

Поживем - увидим. )


за мини-обзор,

Кристина, забыла добавить. Ширер был непосредственным очевидцем того времени, которое он описывал. На протяжении нескольких лет он был американским корреспондентом в нацистской Германии. Наверное, поэтому считается, что его книги по истории выделяются на общем фоне.


Буду знать


Рада поделиться тем, что знаю.

Кристина, забыла написать в самом начале, что с вами мне всегда интересно)


Всегда взаимно, Ника )


освобождал его от эмпатии

А отсутствие эмпатии – один из важнейших диагностических критериев злокачественного нарциссизма.



рассуждал о «бодрящей, радостной войне»

Какая "прелесть"! (((



Показательно презрение к идеям гуманизма и желание его дискредитировать.

Ну, конечно! А как же иначе? Ведь гуманизм – антипод нарциссизма.



Многое в культуре (любой) может быть направлено как на созидание, так и на разрушение.

И не только в культуре, но и в науке, например.



Чувство должно было вытеснить мысль, а затем уступить место состоянию оглушенного отупения, безволия и бесчувственности, – откуда иначе взялась бы необходимая масса палачей и мастеров пыточных камер?

Да уж! Неплохой алгоритм обесчеловечивания людей, лишения их души, своего истинного Я.
«Любовь, дружба, радость жизни, смех, любопытство, храбрость, честность – всего этого у вас уже никогда не будет. Вы станете полым. Мы выдавим из вас всё до капли – а потом заполним собой» («1984»).



LTI – язык массового фанатизма.

А фанатизм зачастую строится именно на основе нарциссизма.



«Навязанная война» занимает почетное место среди стереотипов LTI.

Как писал Фромм, «едва ли имела место агрессивная война, которую нельзя было бы представить, как войну оборонительную».

Спасибо, Ника, за интересное продолжение или даже узконаправленное углубление в дневниковые заметки Клемперера, с которыми ты нас уже знакомила. Насколько я поняла, именно на основе этих своих заметок автор и написал данную книгу. И прошу не судить строго за то, что я тут снова о нарциссизме мыслею по древу растекаюсь. Ну, кругом он мне мерещится.) Ведь в каждом человеке есть нарциссические черты. И если на них грамотно воздействовать и на государственном уровне со знанием дела развивать, применяя различные техники манипулирования, то можно добиться невероятных успехов в построении "дивного нового" общества бесчувственных и бездушных нарциссов-абьюзеров.


И не только в культуре, но и в науке, например.

Да! Я даже думала добавить про науку, когда писала об этом... но потом как-то осталась одна культура в широком смысле. Спасибо за дополнение, Людмила.



Любовь, дружба, радость жизни, смех, любопытство, храбрость, честность – всего этого у вас уже никогда не будет. Вы станете полым. Мы выдавим из вас всё до капли – а потом заполним собой

Брр, весёленькая перспектива... и люди порой не замечают, как этот процесс опустошения с ними происходит. В очередной раз убеждаешься, что «1984» - сильная книга, на разные случаи жизни.



Как писал Фромм, «едва ли имела место агрессивная война, которую нельзя было бы представить, как войну оборонительную».

А это, кажется, из "Бегства от свободы" цитата. Надо будет мне как-нибудь её прочесть...



Насколько я поняла, именно на основе этих своих заметок автор и написал данную книгу.

Да, он использовал некоторые свои заметки в этой книге, расширил их и углубил. Но здесь акцент именно на языке Третьего рейха - повторяющихся словах, языковых конструкциях и влиянии языка на мировоззрение людей. А в дневниках Клемперер больше пишет про свою повседневную жизнь, свои мытарства, страхи и маленькие радости, вопреки всему.



Ведь в каждом человеке есть нарциссические черты

В каждом. Поэтому, наверное, и тема востребованная)
Сейчас заглянула к тебе в прочитанное и увидела там две книги про нарциссизм. Будет очень интересно узнать о них подробнее, если (надеюсь) решишь написать на них рецензии)

Людмила, спасибо тебе большое за внимание и интересный комментарий!


и люди порой не замечают, как этот процесс опустошения с ними происходит.

Да, и именно в этом неведении заключается опасность, ведь только увиденное можно изменить и исцелить, а то, чего мы не замечаем, остаётся неизменным.

«Худшая из опасностей – потеря своего Я – может пройти у нас совершенно незамеченной, как если бы ничего не случилось» (Кьеркегор)



А это, кажется, из "Бегства от свободы" цитата.

Это цитата Фромма из книги «Душа человека», одной из тем которой как раз и является индивидуальный и общественный нарциссизм.


Не могу смолчать) все так)
К слову, читаю, детскую Икабога Роулинг, и там про это самое.
Король и прихвостни, льющие в уши то, что "уместно"... и дров все больше, так сказать... к сожалению.


Спасибо тебе за внимание)



читаю, детскую Икабога Роулинг, и там про это самое.

Слышала об этой книге Роулинг, и в ленте она мелькала. Интересно, что ты скажешь о ней)



и дров все больше, так сказать...

К сожалению, так(


;))
Ага, там еще картинки от детей, победивших в конкурсе.) Написано -хорошо, а там посмотрим. За душу трогает...
Увы...


За душу трогает...

Это очень важно...


Да, для меня, основной показатель, обычно)