Больше рецензий
3 июня 2022 г. 16:30
3K
4 Всё будет хорошо
РецензияЯ купил этот сборник лет двадцать назад, поскольку в юности симпатизировал Арканову. Помню, что увидев большой том (540 страниц), был ужасно заинтригован - "это столько всего он написал?" Юмористические железы в предвкушении чтения стали вырабатывать серотонин.
Но меня ждало разочарование. В то время мне совсем не зашло. Какие-то вещи из девяностых вяло посмешили, а ранние произведения только навеяли скуку. Зачем вообще печатать то, что не смешно? Не разумнее ли было уменьшить книгу втрое, оставив только произведения из девяностых? Короче говоря, я оставил томик до лучших времен (или отложил его на черный день?).
Прошло много лет, и, наконец, лучшие времена настали (или наступил черный день?). Сейчас я постепенно навожу порядок в домашней библиотеке с целью очистить её от невостребованной литературы. Но отдать в публичную библиотеку (читай, выбросить) ни разу не прочитанное, не поднялась рука. Решил прочесть.
Нужно сказать, что моё восприятие Арканова диаметрально изменилось за эти годы. Я бы даже посоветовал тем, кто намеривается по какой-то причине прочесть весь сборник целиком, делать это в обратном порядке.
И тогда вы увидите как автор "со временем" приобретает глубину мысли, тонкий лиризм и неповторимый стиль, грустный внутри и комичный снаружи.
На мой взгляд, Арканов не смог пройти проверку Девяностыми. Высмеивая новую действительность — культ вещей и денег, общественную и политическую неопределенность, свободу нравов и выбора, — автор не сумел отстраниться от всего этого. Его сатира шла изнутри новой реальности и вольготно пользовалась теми пороками, которые высмеивала.
Шуток в рассказах стало гораздо больше, каламбуры стали сыпаться как из рога изобилия. Но из текстов исчезла художественность, они стали поверхностны, предсказуемы. Цель их - заставить хохотать любой ценой как можно большее количество людей. Шутки ниже пояса, вытирание ног о прошлое, рекламно-телевизионная стилистика, оскорбления. Насмехаться вместо высмеивать.
Кое-что было даже неловко читать (хотя и смешно). Немудрено, что большинство текстов из девяностых сегодня уже не звучит актуально. И не потому, что исчезли недостатки. Куда уж там. А потому, что сама манера, в которой Арканов писал в своем позднем творчестве, уже не актуальна. Явления, которые поражали автора, сегодня уже глубоко укоренились в нашей жизни. Примечательно, что у этого сборника стоит на ЛЛ только один тег - "анекдоты". Обхохочешься.
Вообще, свобода слова - это серьезное испытание для сатирика. Десятилетиями отточенный инструмент - Эзопов язык, становится совершенно ненужным. Всё должно быть теперь предельно конкретно, всё должно называться своими именами. Конкретные люди, эпитеты, части тела. А если и есть тонкие намеки, то обязательно на толстые обстоятельства. Зритель пришел не думать, а смеяться. Внимание! Целься! Пли! И тут же, не давая пораскинуть мозгами, контрольный выстрел в голову. Внимание! Целься! Пли! Всё, дело сделано. Мозг вынесен. Всё-таки пораскинуть мозгами со стороны слушателя (зрителя, читателя) это был процесс активный, а вынос мозга- пассивный. Даже странно вспоминать, как раньше люди выходили к микрофону и читали, пускай короткие, но всё-таки художественные произведения - рассказы, фельетоны, юморески.
Но я отвлекся. Оставим в покое позднего Арканова. Возможно болезненно лиричный рассказ "и снится мне карнавал" может частично объяснить столь резкую перемену в творчестве автора. Сатирик, каждый день ведомый на казнь под оценивающие взгляды толпы, может спастись только очередным взрывом хохота своих судей и палачей. Спастись на один день, чтобы успеть до завтра придумать новые шутки. Если так чувствовал себя в последние годы сам автор, то мы можем только посочувствовать ему.
Перейдём к Арканову раннему и среднему. Он очень понравился. Прямо очень. Сатирические рассказы едки и остроумны - здесь и политика ("соломон и сознание", "рано утром", "очень крепкое здоровье императора Бляма"), и производство ("кросс", "зоркий глаз"), и личная жизнь ("пельмени на полу", "персики" ). Прекрасно удавалась Арканову фантастическая форма, в которую удобно вмещалась его сатира.
Но больше всего мне понравился Арканов не своей острой сатирой, а как раз мягким и грустным юмором, которым он наивно и храбро защищал своих таких же наивных и храбрых (видимо, во многом автобиографичных) героев от одиночества и инаковости.
О прекрасных рассказах "и всё раньше и раньше опускаются синие сумерки" и "девочка выздоровела" я уже писал.
Из других превосходных произведений - "игра по переписке", где показана жизнь - мимолетная, как шахматная партия. В начале игры у нас ещё так много возможностей, а ближе к концу, и ходов не остаётся, и фигур вокруг всё меньше. Рассказ одновременно и очень смешной, и очень грустный.
Великолепны и "экскурсия на синие озеро", " разная музыка из окна напротив, или Влияние сервиса на жизнь...". "в этом мире много миров" - чистой воды Брэдбери. Все эти рассказы об одиночестве.
А вот большая повесть "рукописи не возвращаются", сделанная полностью под влиянием и в стилистике Булгаковских МиМ, понравилась мне достаточно умеренно и особых восторгов не вызвала. Хотя тоже интересно.
Ну и напоследок, невозможно для меня не сравнить творчество Арканова с моим эталоном сатиры и юмора - М.М. Жванецким. Преимущество последнего в том, что он был вне времени, и не стал хуже, когда весь старый мир рухнул.
Но при этом нельзя не признать, что люди у Жванецкого, это лишь типажи, представители общества в целом - главного "героя" его произведений. А вот некоторые герои Арканова как раз отличаются от окружающих людей своим особым внутренним миром, системой ценностей, глубиной и осознанием своего одиночества. Они-то и понравились больше всего.
Решил пока оставить книгу дома. На черный день.
Ветка комментариев
Вот, Женя, не отпускает меня наше вдруг возникшее "идейное противостояние".
Хочу тебе рассказать историю про "свободу слова в России".
Я выше писал про районную группу в ФБ, она закрытая и "держат" её как раз депутаты-либералы, с которыми у меня периодически возникали разногласия, и они меня несколько раз банили на разное количество времени под разными надуманными предлогами, то есть, лишали голоса, хотя я с ними не ругался, "на личности не переходил", в конце концов, ты знаешь мой стиль общения, там я такой же, как и здесь, могу быть жестким в отстаивании своей точки зрения, но не хамлю. Однако меня как-то на месяц (!) забанили за "хамство". Знаешь в чем оно выражалось, я отозвался о местном статусном либерале, использовав только его фамилию. Оказывается "воспитанные люди" никогда так не делают, нужно обязательно перед фамилией ставить еще и имя. Это не анекдот, это суть русского либерализма и его видение "свободы слова".
Но это преамбула. Когда начались последние события, в группе, естественно, вспыхнуло. Я туда не заходил первые недели 3, а когда зашел, то успел написать только один комментарий - тут же был забанен на 3 месяца. Знаешь за что забанили? За то, что я написал про "8 лет шла война - вы не замечали". Это - "пропагандистское клише", и за его использование полгается 3 месяца бана!
Я в личку написал самому ретивому из депутатов: "А как же свобода слова?" Что он мне ответил? "Путинские пропагандисты (он считает меня путинским пропагандистом потому что мои взгляды не совпадают с его) вместо свободы слова идут сосать у своего кумира". Очень демократично, очень либерально, а главное - не грубо.
А сейчас я узнаю, что сей депутат таки схлопотал административный штраф за размещение в соцсетях как раз постов о том, что "всё не так однозначно, и нельзя исключать, что Донбасс действительно бомбят "рашисты".
Я почему и дополнение написал, потому что про Гену узнал. Так вот в данном случае - по Сеньке шапка. Только есть еще один нюанс, за "антивоенные выступления" ему обошлось малой кровью, зато теперь он жалуется, что им занялась налоговая. Происки власти? Или последствия депутатской деятельности? Только мне его совсем не жалко...
Да, давай заканчивать. Фразой "я не знаю кто бомбит Донецк", ты мне очень хорошо доказал, что российская пропаганда - грубая, антироссийская намного тоньше..
И извини, но за то, что ты написал про Бучу и Донецк рука не поднимается поставить тебе плюсик....
Если ты не знаешь "кто бомбит Донецк", откуда ты знаешь была ли в Буче провокация или нет? Если уж "не знать", то не знать всё, если одно играть, другое не играть, то пора заворачивать рыбу...
Про Бучу я читал множество статей, а в географии Донбасса я не разбираюсь. Я перепутал Горловку с Краматорском и не понял, что ты говоришь о времени с 2014, а не о событиях последних месяцев.
Но дело не в этом.
Мило, что ты беспокоишься о плюсиках. Можешь не ставить. Мне уже и то приятно, что обошлось без ссор.
Спасибо за две истории о свободе слова в России.
Они очень интересные, и хоть доказывают, что можно ещё сегодня не соглашаться с официальной линией Кремля, но даже в этих кругах не будет свободы выразить несогласие.