Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 мая 2022 г. 23:46

3K

4.5 Добро пожаловать в альтернативную реальность

Кто-то из философов сказал, что «вымысел бесплатен, в то время как каждый факт имеет цену».
Эта мысль могла бы стать отличным эпиграфом к этой книге - синтезе истории, журналистики, авторских гипотез и философских рассуждений.
Недаром автор посвятил свою работу репортёрам – «героям нашего времени». Люди, готовые рисковать, чтобы докопаться до правды, какая бы она ни была, достойны искреннего уважения.

«Дорогу к несвободе» можно воспринимать в двух взаимосвязанных плоскостях - философской и фактологической. С изложением фактов и описанием событий, отчасти определивших текущее положение дел в мире, всё более или менее понятно.
Второй способ восприятия информации предлагает вдумчивому читателю заглянуть за кулисы мировой сцены, присмотреться к глубинным причинам и немного пофилософствовать.

Можно предположить, что для некоторых читателей препятствием может стать то, что я считаю, безусловно, сильной стороной книги. Автор не пытается понравиться читателю, кем бы тот ни был. Он спокойно говорит о непростых (для кого-то) истинах.
Среди них опасности игнорирования фактов и ошибочного понимания времени, события февраля 2014 года, сбитый малазийский Боинг, финансирование ультраправых движений в Европе, влияние русских ботов на выборы Трампа в США, подпевание некоторых влиятельных фигур на Западе кремлёвской пропаганде, особенности современной пропаганды в целом (вбрасывание множества противоречивых трактовок для сокрытия реального положения дел). И это далеко не весь список.

Снайдер, отдадим ему должное, умеет привлечь внимание читателя с помощью броских терминов, которые, полагаю, не стоит воспринимать буквально. К примеру, шизофашизм на первый взгляд кажется какой-то странной помесью. Однако этот неологизм неплохо подходит для описания разнообразных, так сказать, тезисов в духе «мы там есть, но нас там нет», «у нас достаточно проблем, но, смотрите, у других всё ещё хуже», «оправдание насилия в настоящем насилием из прошлого».

Автор развивает две абстрактные концепции – «политики предопределённости» и «политики вечности». Эти парадигмы основываются на готовых предубеждениях и игнорируют реальные факторы.
Предопределённость - будущее такое же как настоящее, законы прогресса известны, альтернативы отсутствуют.
Вечность - парадигма, обращённая в прошлое, которое заслоняет собой и настоящее, и будущее.



“Политика вечности”, как и всякий случай бессмертия, начинается с установления собственной исключительности: все, что ни есть – это зло, кроме меня самого и моей группы, поскольку я есть я, а эта группа – моя.

Движение от первой ко второй - это и есть та самая дорога к несвободе. Хлёсткая метафора, вынесенная в заголовок.

По мнению Снайдера, первым от «политики предопределённости» к «политике вечности» начал переходить СССР во времена Брежнева, когда складывалась тенденция отрицания роли, которую играла помощь союзников в победе (эту роль признавал Сталин) и создавался образ «извечного врага» на Западе.

Цитата
В 1970-х годах Леонид Брежнев, изобразив Вторую мировую войну апогеем советской истории, сделал логический шаг к “политике вечности”. Теперь граждан призывали смотреть не в будущее, а в прошлое, на победу их отцов и дедов в войне. Теперь Запад был противником не из-за капиталистического строя, который нужно было превзойти. Запад был враждебен, поскольку в 1941 году враг пришел с Запада.
свернуть

Далее Россия продолжила парадигму вечности и в эпоху высоких цен на углеводороды предприняла попытки экспортировать нарратив «вечности» на Запад (поддержка ультраправых партий в Европе, расширение информационного покрытия и т.д.).
Снайдер также отмечает, что именно в брежневские времена получило образование большинство современной политической элиты России.
Повторюсь, эти две парадигмы не стоит воспринимать буквально.

Автор защищает тезис о том, что на протяжении новой истории большинство европейских стран не были национальными государствами. Они были либо имперскими центрами, либо перифериями империй. После окончания Второй мировой войны и распада европейских империй Европейский Союз стал гаванью, приютившей оказавшиеся наедине с самими собой европейские страны. То есть европейская интеграция позволила этим странам благополучно жить без эксплуатации колоний. Таким образом интеграция - не столько свободный выбор, сколько (добровольная) необходимость, а любимый крайне правыми лозунг «давайте вернёмся к славным временам национальных государств» не выдерживает проверки исторической реальностью.
Первая реакция многих европейцев, воспитанных в рамках национальной системы образования, - недоумение. Однако оно довольно быстро сменяется пониманием, подчёркивает автор.

Доктор Снайдер поднимает вопрос о влиянии идей на политический истеблишмент и принимаемые им решения. Здесь, вероятно, важно соблюдать баланс, рассматривая идеи как серьёзную часть уравнения, но не переоценивая их значения. С одной стороны, не нужно примитивизировать. С другой, надо помнить о том, что для людей, наделённых почти неограниченной властью, идеи могут быть удобной дымовой завесой, призванной облагородить их главное стремление - удержаться у власти любой ценой. Даже если эти идеи кажутся заимствованными из позапрошлого столетия… Однако и в этом случае отвлечённые теории могут начать оказывать влияние на тех, кто ими драпирует свои действия, хотя бы потому что они обладают такой способностью. Fake it until you make it.

Снайдер довольно подробно останавливается на фигуре Ивана Ильина - политического философа первой половины XX века. Он был выслан из СССР на знаменитом «философском пароходе», в эмиграции много писал о судьбах родины и её перспективах. Господин Ильин - человек образованный, автор многих текстов (среди них эссе «Национал-социализм. Новый дух»). Он был поклонником Муссолини и иже с ним, убеждённым противником большевизма, отстаивал теорию «сопротивления злу силой» (в пику Толстому).
Философ развивал известный нарратив о безусловной непорочности России, которая постоянно вынуждена «защищаться» от «врагов». Да, это клише о «злонамеренном Западе» родилось далеко не вчера.
В этой парадигме он трактовал и большевистскую революцию, считая, что во всём «виноваты» внешние силы, а русский народ - их «жертва».
Ильина считают любимым философом президента РФ, который сам об этом говорил. Тимоти Снайдер перечисляет некоторые факты, которые свидетельствуют в пользу данного мнения. Все они общеизвестны. Один из тезисов Ильина касается выборов. Он считал их не более чем ритуалом, призванным объединить нацию вокруг спасителя.



Идеи Ильина освятили радикальное неравенство в России, перенесли акцент политики с реформ на непорочность и помогли представить Запад постоянным источником духовной угрозы.

Можно поспорить с тем, какую роль сыграли в этом идеи Ильина и других мыслителей, но не по сути.
На этом частном примере книга заставляет задуматься над возможными пропорциями идей и прагматизма в жизни человека и общества.

В плане пропаганды сегодня многое не так, как в XX веке. Методы стали менее топорными, где-то добавилось мягкости. В прошлом, замечает автор, народам предлагалась одна большая ложь и ожидалось активное с ней согласие. Сегодня в публичном поле много выдумок среднего размера, которые часто друг другу противоречат и призваны наводить туман. Также, в отличие от прошлого столетия, в наше время поощряется пассивность. Оставайтесь на диване, проводите как можно больше времени у экранов гаджетов. Можете соглашаться с предлагаемыми вам трактовками, а можете и ворчать про себя или в сети.



Фактуальность сменил понимающий цинизм, не требующий от зрителя ничего, кроме – время от времени – согласного кивка перед сном.

Книга также косвенно предостерегает против расизма и других предрассудков ксенофобского толка. Помимо того что это неэтично и негуманно, подобного рода предубеждения упрощают работу манипуляторам разных мастей.

Цитаты
Понятия и приемы с Востока стали экспортироваться на Запад. Примером может служить понятие “фейк” (“фейковые новости” и т. д.). Оно кажется американским изобретением, и Дональд Трамп даже приписывал себе его авторство, однако это понятие бытовало в России и Украине задолго до своей американской карьеры. “Фейк” – это сочинение, публикуемое под видом журналистского текста, чтобы ввести публику в заблуждение относительно некоего события и подорвать доверие к журналистам. Сначала адепты “политики вечности” распространяют фейковые новости, затем заявляют, что все новости есть ложь, и наконец, – что реальны лишь организованные ими зрелища.


Кроме фактов, западных журналистов учат предлагать интерпретации фактов. Но правило о предоставлении трибуны обеим сторонам конфликта применимо лишь в том случае, если каждая сторона признает фактуальность мира и обе истолковывают одни и те же факты.


Связь равенства с истиной очень тесна. Если неравенство вопиюще, то для отверженных истины слишком много, а для избранных – слишком мало. Общение между гражданами основано на равенстве, но в отсутствие фактов равенство недостижимо. Личный опыт неравенства можно обосновать “предопределенностью” или “вечностью”, но коллективный опыт требует политики. Если мы не знаем точно, насколько несправедливо распределено мировое богатство и какая его доля укрыта от государства богачами, мы не будем знать, с чего начать.

Если мы воспринимаем историю такой, как она есть, то сознаем свое место в ней и понимаем, что именно мы можем изменить и как лучше это сделать. Мы прекратим бездумно двигаться от “предопределенности” к “вечности” и сойдем с пути к несвободе. Мы начинаем ответственную политику. Принять участие в ее формировании – значит заново увидеть мир. Усвоив добродетели, которые открывает нам история, мы станем творцами обновления, итог которого никто не в состоянии знать заранее.

свернуть

Снайдер считает, что российские боты («компьютерные программы, более или менее сложные, предназначенные для донесения до целевой группы определенной информации») помогли Трампу выиграть выборы. Этому вмешательству в книге уделено много страниц, возможно, слишком много (особенно из 2022 года). Книга вообще, на мой взгляд, местами перегружена перечислением событий.
Однако Снайдер приводит и глубинную причину (одну из), которая сделала возможным избрание Трампа. Это углубляющееся социально-экономическое неравенство в США. Когда всё больше денег концентрируется в руках всё меньшего числа семей, это порождает ощущение разъединения и недоверия.
Усиливающееся и понятное для многих ощущение несправедливости и плохо работающих социальных лифтов создало благоприятную почву для всяких ботов, демагогии и эмоционального манипулирования.

Снайдер также развенчивает заблуждение о том, что свободный рынок якобы неизбежно ведёт к демократизации. Рыночная экономика сама по себе не ведёт к демократии и развитию институтов. Для этого в первую очередь должно быть обеспечено верховенство права, так же как и разделение властей. Ложное понимание процессов и понятий, вероятно, сыграло роль в том, что у части людей на постсоветском пространстве выработалось недоверие к демократии и капитализму. Возможно, это способствовало тому, что определённая часть населения, никогда толком не жившая при СССР, начала его идеализировать.

Так о чём же эта книга главным образом? Я бы сказала - о времени в истории и о невежестве. Две описанные парадигмы неизбежности и вечности отражают искажённое понимание исторического времени. Время не застыло и оно не движется по кругу. Время - не линейно и «не сворачивается в мистическую петлю». Время течёт, непредсказуемо меняет скорость, начинает движение по новым траекториям.

Что касается проблемы невежества, книга аккуратно напоминает о том, как рискованно в современном мире быть ignoramuses и не уметь складывать условные дважды два. Речь отнюдь не идёт о высшем образовании или культурном слое. Под невежеством подразумевается неумение проверять простые, казалось, вещи, понимать собственные слабости (те же предрассудки) и, как следствие, становится вдвойне уязвимым перед пропагандой, которая умеет добираться до сознания окольными путями.

И совсем уже последний вывод, который каким-то образом пришёл мне на ум. Не зря Моисей столько лет водил свой народ по пустыне, не зря...

Комментарии


Очень интересно.
Занес в избранное, завтра приду и перечитаю.
Большое спасибо, Ника!


И тебе спасибо, Женя. Ты меня, кстати, подтолкнул к написанию этой рецензии. Комментариями и обсуждением)


Правда? Хорошо, я тогда буду тебя толкать и впредь :)



две абстрактные концепции – «политики предопределённости» и «политики вечности»

они заинтересовали меня уже в Тимоти Снайдер - О тирании. 20 уроков XX века . Если здесь они описываются подробней, то уже даже ради это стоит прочесть



Fake it until you make it.

Одно из единственных английских выражений, которым я пользуюсь в повседневной жизни. Обожаю его :)



В плане пропаганды сегодня многое не так, как в XX веке. Методы стали менее топорными,

но и старые "добрые" методы в "лоб" как ни странно всё ещё работают!



Снайдер также развенчивает заблуждение о том, что свободный рынок якобы неизбежно ведёт к демократизации.

Я поймал себя на мысли, что для меня капитализм и демократия тоже всегда идут вместе. Хотя это, конечно же, не так.


Простите, что вмешиваюсь. Среагировала на фразу:



поймал себя на мысли, что для меня капитализм и демократия тоже всегда идут вместе

Есть книжка, в которой автор на собственном примере показывает, насколько это не так. Недавно как раз прочитала и выписала чуть ли не всю. гы  Ли Куан Ю - Из третьего мира - в первый. История Сингапура. 1965-2000


Я взял на заметку :)
Вмешивайтесь в любое время (знаю, что и Ника не против)


Ли Куан Ю - Из третьего мира - в первый. История Сингапура. 1965-2000

Я обратила внимание на эту книгу, ещё когда Вы выписывали цитаты из неё)


И я обратила внимание, что вы обратили. Даже использовали одну из цитат в своей рецензии.
Её автор дает обзор постколониального развития огромного восточно-азиатского региона. И про Израиль кое-что рассказывает, в частности, как израильтяне помогали Сингапуру строить вооруженные силы.


Даже использовали одну из цитат в своей рецензии.

Да, она очень хорошо подошла)


обзор постколониального развития огромного восточно-азиатского региона.

Тогда тем более надо будет прочесть, в том числе и чтобы разбавить некоторую европоцентричность восприятия истории.


но и старые "добрые" методы в "лоб" как ни странно всё ещё работают!

Верно... да и мягкость может быть обманчивой.


из единственных английских выражений, которым я пользуюсь в повседневной жизни.

Хорошее выражение, работающее)


Если здесь они описываются подробней, то уже даже ради это стоит прочесть

Да, в этой книге автор раскрывает свой подход и объясняет на примерах.
По сравнению с "20 уроками", текст "Дороги" более плотный, насыщенный событиями, именами. Иногда нужно въедаться в него, чтобы вычленить главное.
На всякий случай предупрежу, если будешь читать - глава про выбора Трампа может показаться утомительной. Но можно её просто бегло просмотреть)


Вот только толку для России от Трампа, да от любого засланца... ноль... это у нас, решает президент, власть в руках одного...


Всё так... Вообще, эта часть про Трампа несколько раздутая. Понятно, что на момент выхода книги автор хотел привлечь к этому внимание, где-то специально преувеличивал (как мне показалось). В этом, наверное, потенциальная опасность для таких книг. Что-то быстро утрачивает актуальность... Но я всё-таки не стала понижать оценку.
Спасибо, что прочитала)


Тебе спасибо, за интересный обзор.;)


Хорошо, что ты написала рецензию. Как всегда, интересно.

А то все гудридс да гудридс^^



большинство европейских стран не были национальными государствами. Они были либо имперскими центрами, либо перифериями империй.

Тезис заслуживающий внимания... но я скажу,что меня не удивляет, что в школе учат другому. Школьное образование мало где учит думать своими мозгами. Это только мое мнение конечно.



как рискованно в современном мире быть ignoramuses и не уметь складывать условные дважды два.

Игнорамусы ))) Я должна запомнить это слово

Последний вывод это метафора (ну или эвфемизм)? Я кажется поняла, что ты имела в виду.

Ника, я читала, что иногда для мозга полезны всякие эвфемизмы. Это как тренировка для него. )

Спасибо, Ника!


Кристин, прочитав твой коммент про эвфемизмы, я решила убрать дисклеймер. Текста и так довольно много получилось, зачем утяжелять... В конце концов, что плохого в веганской версии (придут же в голову странные эпитеты)?


Школьное образование мало где учит думать своими мозгами.

Я согласна с твоим мнением.
По поводу тезиса о национальных государствах, автор приводит в качестве одного из исключений Веймарскую Республику, которая закончилась весьма печально.


Игнорамусы )))

Ведь правда забавное слово? Хоть что-то забавное в этой рецензии)


Я кажется поняла, что ты имела в виду.

Думаю, что ты поняла метафору.


Это как тренировка для него. )

Умение говорить намёками и с помощью иносказаний?
Видимо, иногда полезно. Но мне кажется, злоупотреблять двусмысленностями и скрытыми смыслами не стоит. А то мозг может вдруг привыкнуть.

Кристина, спасибо за комментарий!


я решила убрать дисклеймер.

Как по мне, он не мешал, но решила значит так и надо. ) Честно сказать, я осторожно отношусь к дисклеймерам. Каждый читатель все равно увидит то, что захочет увидеть. Как бы ты ни старалась объяснить свои мысли.Поэтому мое мнение, не стоит заморачиваться. Но бывают и исключения конечно.



правда забавное слово?

Оно классное:)



А то мозг может вдруг привыкнуть.

Тоже правда.


Каждый читатель все равно увидит то, что захочет увидеть.

Это, безусловно, так. Ты права, дисклеймеры - часто лишнее. У меня просто была и частично осталась такая дурная привычка. Но я понимаю, что смысла в этом мало, каждый воспринимает что-то своё... а иногда, если надо объяснять - значит уже не надо объяснять.


Но бывают и исключения конечно.

Ну, к примеру, общие фразы типа "объяснять - не равно пытаться оправдать". В некоторых случаях.


это и есть та самая дорога к несвободе. Хлёсткая метафора, вынесенная в заголовок.

Мне она сразу напомнила "Бегство от свободы" Фромма. И если их объединить, то получается: бегство от свободы по дороге к несвободе. )



«Дорогу к несвободе» можно воспринимать в двух взаимосвязанных плоскостях - философской и фактологической.

Эх, кругом – одни дороги! Как интересно получилось, что в наших с тобой новых рецензиях речь идёт о рассматриваемых каждым автором в сопряженных плоскостях дорогах, пусть даже и совсем разных. Но зато картинки на обложках книг Снайдера и Кагге очень даже похожи! )



Что касается проблемы невежества, книга аккуратно напоминает о том, как рискованно в современном мире быть ignoramuses и не уметь складывать условные дважды два. Речь отнюдь не идёт о высшем образовании или культурном слое. Под невежеством подразумевается неумение проверять простые истины, понимать собственные слабости (те же предрассудки) и, как следствие, становится вдвойне уязвимым перед пропагандой, которая умеет добираться до сознания окольными путями.

Получается, что если мы не будем понимать свои слабости и познавать себя сами, то нас другие познают и используют в своих корыстных целях посредством установления власти и контроля над нашими мыслями и чувствами. Не зря же во всех древних учениях первым требованием в начале пути к освобождению было правило: познай самого себя! Иначе ведь человек просто не в состоянии управлять собой и быть свободным, а без этого он навсегда останется рабом и игрушкой действующих на него сил, в частности - пропаганды.

Спасибо за интересную рецензию, Ника!


бегство от свободы по дороге к несвободе. )

Точно. Такая объединённая метафора сама могла бы озаглавить книгу... или, может, рецензию)
Сейчас посмотрела, что ты поставила высшую оценку "Бегству от свободы" Фромма, но рецензии вроде не написала.



зато картинки на обложках книг Снайдера и Кагге очень даже похожи! )

Да! Красивые пейзажи, оба приглашают начать путь, а там уж как получится... Хорошо, что есть дороги, дарующие радость и помогающие познать смыслы, как у Кагге)



Не зря же во всех древних учениях первым требованием в начале пути к освобождению было правило: познай самого себя!

Руссо и Торо могли бы добавить, что в движении это сделать проще... Как бы там ни было, наверное, нам всем стоит стараться распознавать свои слабости, какие-то предрассудки. Тогда будет проще держать их под контролем.

Людмила, тебе спасибо за внимание!


Честно говоря, я не совсем поняла разницу между политикой предопределенности и политикой вечности, ведь, что та, что эта покоятся на прошлом. Предопределенность вырастает из прошлого, а как же иначе, а вечность тем более неотделима от прошлого... Короче, свобода интерпретации, а также от того, что для каждого из нас вечность и предопределенность.

Ох, про союзничков он что-то поговорил, а не напомнить ли о том,что этот самый второй фронт был открыт только под большим давлением со стороны Сталина в июне 1944! В июне! Когда победа уже была предрешена и в том числе на чьей стороне она будет. Нет да нет Черчилль согласился на его открытие, о чем сам Черчилль и пишет. Он очень не хотел кидать своих солдат в этот котел смерти и дела все, что мог, чтобы открыть его как можно позднее, а обещание было им дано Сталину о том, что откроют в конце 1943, но дотянули до середины 1944! Что до поставок техники со стороны США, то доставка тоже была сильно задержана (в первые месяцы войны не было никаких поставок, а как известно, это были самые трудные месяцы в той войне, поставили только к декабрю 1941-го, если не ошибаюсь и да, в вики об этом ничего не говорится, это для желающих проверить, там уже все "подтерто", только "нужная"инфа оставлена) что очень отрицательно, мягко говоря, сказалось на состоянии советской армии, а все потому, что штаты играли в игру "а мы посмотрим выстоит ли Союз один на один против врага". Выстоял...хорошо, тогда пришлют что-то. Как игра на скачках, на какую лошадь поставить... Во-вторых, за все поставки Союз расплатился еще и с процентами. Все же с теми еще ростовщиками имели дело. Это не были подарочки на Рождество. В-третьих, 70% сил противника было сосредоточено на восточном фронте, т.е. самый большой удар принимал на себя СССР, к тому же союзникам пришлось прибегнуть к помощи СССР, когда сами не рассчитали силы на западном фронте. Советская армия послала своих солдат еще и помогать союзникам:)

Да, не совсем по теме книги, но когда вижу упоминания так называемых союзников и их заслуг то здесь, то там, то спокойно не могу пройти.


политикой предопределенности и политикой вечности, ведь, что та, что эта покоятся на прошлом

Если коротко, политика предопределенности (или неизбежности) подразумевает то, что в будущем будет всё нормально, как и в настоящем, не будет потрясений (метафора "конца истории" и т.д.).
Парадигма вечности в трактовке автора - неважно, что будет (скорее всего, ничего хорошего), главное - то, что было в прошлом.

По поводу союзников, мне надо было, возможно, уточнить. Речь идёт не об открытии Второго фронта, а о программе ленд-лиза.
Про то, что Сталин (только это, собственно, и написано в рецензии, которая никак не о Второй мировой войне) отмечал вклад союзников, можно прочитать во многих источниках.


В послании Сталина президенту США Трумэну от 11 июня 1945 г. было отмечено, что "соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага - гитлеровской Германии".

Вот ссылка, которую нашла на скорую руку. Там приводятся некоторые цифры. Если есть время и желание, можно найти более серьёзные и подробные источники.

И должна добавить справедливости ради, что Вторая мировая война в книге упоминается только опосредованно. Автор на помощи союзников никакого акцента не делает. Я даже не уверена, что он об этом упоминает в этой книге) Речь только о нарративе, который, как предполагается в книге, начал складываться во времена Брежнева. Не более того.


Сейчас поняла.


Короче, свобода интерпретации, а также от того, что для каждого из нас вечность и предопределенность.

Думаю, чтобы составить своё представление, нужно читать саму книгу. Даже подробный обзор (на который я не претендую) передаст лишь поверхностно развиваемые автором тезисы.


И как Вам теперь живётся в эпоху развитого шизофашизма? С радостью и нетерпением ждёте повестку из военкомата, чтобы пойти убивать фашистов?