Больше рецензий
21 января 2022 г. 11:11
808
4 Soviet plenty
РецензияЕдинственным пространством, где летали звездолеты коммунистического будущего — кстати, встречая слово «звездолет» в фантастических книгах, которые я очень любил, я почему-то считал, что оно связано с красными звездами на бортах советской космической техники, — так вот, единственным местом, где они летали, было сознание советского человека…
В.О.Пелевин, «Омон Ра», 1991
Какая красивая книга! Фотографии средние, предисловие глупое, но объекты, запечатленные на фото, поражают, поражают прикосновением к чему-то удивительному, к вроде бы столь близкому, но не сумевшему сбыться будущему.
Текста в книге мало, но тот, что есть, сумел меня изрядно раздразить. Чем не повод поговорить об интенциях автора? Когда я вижу, что мне врут, я всегда пытаюсь понять – глуп ли врущий или злонамерен. Чем более начитан автор, чем больше проявляет понимания теоретических конструкций, тем больше вероятность второго. Перед нами, думаю, как раз этот случай – Шобен владеет информацией о том, что говорит, но смещает акценты так, что объекты, делающие этот альбом столь притягательным (и не только для меня, его каждый год переиздают) перестают быть советскими. Казалось бы, как это возможно, это же плоть и кровь позднего СССР – бетон, сталь и стекло в удивительных общественных зданиях, раскиданных по всему советскому миру, но для чего-то автору нужно, чтобы читатель/зритель воспринимал эти объекты иначе.
Я было подумал, что это просто оправдание guilty pleasure, которое читатели испытывают при прикосновении к табуированному современным набором аксиом советскому наследию. Мол, смотрите, да, это любопытно, да, это интересно, да, советское, но смотреть можно, ибо – раз, два, три – это не советское, а национальное, это проросло не благодаря, а вопреки, это следствие начавшегося советского упадка, когда система не смогла следить за тем, что делают архитекторы на местах, и они стали строить что-то удивительное, странное и поражающее. Но бросающаяся в глаза способность автора без тени сомнения навешивать ярлыки и делать безапелляционные суждения (про американский потребительский рай, например, на полном серьёзе) как бы намекают нам, что нет, это не маневр для оправдания guilty pleasure, а авторский подход в чистом виде – не благодаря, а вопреки.
В наших с вами краях над этим подходом даже смеяться уже перестали, так он всех утомил, а на Западе, вероятно, еще есть кто-то, кто плохо складывает 2 и 2. Считать брежневские годы периодом упадка после 30 довольно мрачных рыночных лет все более тяжело – ни того уровня стабильного экономического роста, ни того относительного уровня индивидуального процветания (относительного в плане сравнения, например, с Западной Европой, с тех пор мы сильно от них отстали, и разрыв как-то все никак не сокращается) при оптимистическом раскладе мы не увидим еще много десятилетий, при пессимистическом – уже никогда. Весь треп про то, что эти удивительные здания – плоды национальных культур, пробивавшихся через алюминиевое поле советской власти, легко зачеркнуть одним простым вопросом – куда же делась эта национальная архитектура после обретения независимости? Где ее продолжение в любой из 15 бывших советских республик? Почему все исчезло сразу после 1991?
Вот и выходит, что все это абсолютно советское, все эти головокружительные здания, что санаторий «Дружба» в Крыму, что знакомые питерцам НИИ (робототехники e.g.), что советское посольство на Кубе. И не просто советское, а выражение большого стиля эпохи, магистрального так сказать, от санатория в Литве до дворца бракосочетания в Алма-Ате. И несмотря ни на какие предисловия, это привлекает именно своей советскостью. Стиль этот постепенно стал пробивать себе место в сознании ценителей (хотя бы потому, что еще недавно мы в нем просто жили – возможно, не в самых лучших образцах, в серийных, так сказать, но я такой металл дверей и такие фасады помню каждой клеткой – я в первый класс пошел в школу 1990 года постройки). Навскидку могу вспомнить недавнюю заметную статью в «Науке и Жизнь» и колоритную выставку в Москве, серию книг о советских автобусных остановках. При желании, думаю, можно найти еще подтверждений, но стоит ли? И так, пожалуй, все ясно.
P.S. При всем том, что советское посольство на Кубе (1985) несколько выбивается из ряда объектов, представленных в книге, интерьеры его меня сразили.
Комментарии
Привет! Где вы были?
Я бы не стал так уж восхищаться наследием запоздалого советского модернизма в архитектуре. Я видел подборку фото из этого альбома лет 10 назад. Все это значительно лучше выглядит на бумаге — фото или рисунках, макетах, чем в реале. Вблизи почти всё это клоповники весьма плохого исполнения, плохой работы. Тут уж действительно лучше воспевать советские bus stops в Армении.
Доброго дня! Санкт-Петербург, Российская Федерация, планета Земля, в некоторые дни выезжал за его пределы.
Волею судеб я живу в городе, в котором находится некоторое число объектов из этого альбома (и те, которые в него не вошли, но явно выстроены в том же стиле). Хорошо они выглядят, порой даже замечательно, особенно если за ними ухаживать, как за всем на свете, собственно. Меня, например, очень впечатляет Ленгидропроект на Испытателей, 1986 года. Насчет плохой работы трудно комментировать - с чем сравнивать будем? Сорок лет уже в большинстве простояли, а то и заметно больше.
Есть такой термин "подгрузка". Вот вы, например, подгружаете советскую архитектуру идеологией. А зря: здания, как вы справедливо отметили, 40 лет уже простояли, могут и не выдержать веса ваших знамен и транспарантов :)
Мда, что-то вы опять не в форме или всё ещё не в форме, таким вялым я вас и не припомню. Желаю вам прийти в себя побыстрее, иногда ваши страдания из-за того, что реальность оказалась несхожа с усвоенным вами мифом, читать занятно (это, конечно, не отменяет сострадания и, простите, жалости к вам). Надеюсь, что всё вас будет хорошо!
Забавно автор поизвращался над англоязычным определением аббревиатуры СССР.
Он явно старался, хотя и несколько надуманно вышло.
Мы в 90-е отдыхали в "Дружбе". Действительно, очень впечатляющее сооружение. И вообще в Крыму много необычных зданий советской постройки, в основном пансионаты. Жаль, большинство в полном упадке.
Подскажете, пожалуйста, что за серия такая об автобусных остановках?
Я только пару раз мимо на прогулочном судне проплывал, завидую)
По остановкам вот: Кристофер Хервиг - Советские автобусные остановки / Soviet Bus Stops
и
Кристофер Хервиг - Soviet Bus Stops Volume II
Помню, как была шокирована, когда увидела здание вблизи, особенно эти его опоры огромные. Вид с пляжа на пансионат, когда стоишь внизу просто убойный. И первое время мне казалось, что пол в номере расположен под уклоном к балкону, на который я боялась даже выходить :) Потом привыкла. Вообще, внутреннее устройство и интерьер впечатляют не меньше. Думаю, и сейчас тоже. А уж в 80-90-х это было революционно.
Спасибо. Посмотрела издания. Цена у них сказочная. Просто так не подступишься.
Спасибо, что поделились впечатлениями! Я и сам люблю такие воспоминания хранить.
Цены изумляют, это верно. Но, видимо, такой спрос. Я себе позволил на Новый год первую часть об остановках, посмотрим, потяну ли вторую.
Думаете, спрос? Очень может быть. Мы в прошлом году ходили на выставку Фалька и после захотели купить его альбом, но, увидев цену, не рискнули. А через несколько месяцев книги уже не было в продаже: всё разобрали подчистую. Благо, потом второй тираж запустили. Такие издания действительно только на подарок себе можно позволить, то есть крайне редко.
Насколько я могу судить, те книги, что пользуются спросом, допечатывают, но и первоначальный, и повторные тиражи мизерные, это дивный новый мир, в котором книга уже почти виниловая пластинка. Отсюда и цены, и редкость. По каталогам - всё так, увидел - хватай. Я, не купив на выставке, долго потом искал Пиранези (нашёл, правда).
Логично. Ведь затраты на такие книги тоже, судя по всему, немаленькие. Да и допечатать всяко удобнее, чем сбывать дорогостоящую продукцию годами. Но я в этом мало что понимаю. Возможно, всё на самом деле не так :)
Надо же, только на днях смотрела в сети передачу про Пиранези. Потрясающие у него, конечно, гравюры, завораживающие. Мы этим летом были на выставке Дюрера, хотели, так сказать, воочию увидеть. Увидели, и это прекрасно, но такие вещи стоит иметь дома в альбомах, где ничто не мешает рассматривать работы мастеров. Теперь вот моя будущая книга лежит отложенной в интернет магазине, ждёт праздника :)
У меня когда-то была мечта "Охотников" Брейгеля увидеть. Осуществил уже дважды, надеюсь и ещё удет возможность в Вене побывать. И книгу привёз)
Желаю вам поскорее устроить себе праздник!)
Спасибо! И вам того же! :)
И ещё про метро схожего оформления:
Кристофер Хервиг - Soviet Metro Stations
Предисловие я, кстати, даже не читал, сразу взялся за фотографии)
Про «Дружбу» года два назад управляющий или кто-то из главенствующих в пансионате рассказывал историю, что когда стали строить здание, то турки подали ноту протеста, мол зачем вы строите ядерные шахты на побережье! Когда пансионат достроили, турецкую делегацию пригласили и показали, как они ошибались)
Да, в книге эта история упоминается. Если байка, то характерная.