Больше рецензий

7 октября 2021 г. 15:26

3K

5

Пруст невозможно прекрасен, но высасывает все силы, ревниво претендуя на всё ваше читательское внимание. Неторопливый и вязкий стиль абсолютно коварен в своём изяществе, принудительно заставляя замедлиться и утягивая во временную петлю, внутри которой время пластично и практически бесконечно. Несколько часов чтения практически взахлёб оборачиваются жалкими 15% от общего объёма, а почти 600 страниц романа читаются две недели.

Рассказчик взрослеет, сталкивается со Временем, сталкивается с тем, что его судят в рамках этого пугающего Времени. Вокруг него рушатся одни воздушные замки, но на их место тут же приходят другие. Фантазии бурного воображения зачастую оказываются лучше действительности, а сказочные мечты детства наталкиваются на реальность юности. В бесконечных попытках осмыслить окружающий его мир и понять свои чувства герой искусственно вызывает в себе восторг, боясь скорых разочарований. Он очень хочет восхищаться, а не недоумевать, поэтому с готовностью хватается за возможность самообмана. Он движется словно в тумане, пробираясь наощупь, остро чувствуя красоту и гармонию и постоянно выискивая их в искусстве, во встречных девушках, в пейзажах. Эгоистичное желание во что бы то ни стало быть ближе к красоте, к тому, что кажется сутью, и неважно, какими жертвами, подчас вызывает острую неприязнь. Рассказчик избалован, легковозбудим и часто эмоционально взвинчен. Вместе с тем не очень понятно, насколько его недуги преувеличены чересчур пекущемся о нём окружении и его собственной ипохондрией, и насколько серьёзно он болен на самом деле.

Совершенно неясен мне и возраст героя. Сам он называет его переходным, в некоторых источниках указано, что в этой части ему лет 15-16. Он пьёт в ресторанах портвейн, мечтает о девушках, посещает дома свиданий, на равных общается с важными господами, дружит с эмоционально зрелым кавалеристом. И при этом абсолютно по-детски страдает при разлуке с матерью на вокзале и ведет себя с бабушкой как капризный обидчивый ребенок (с отношением как к ребёнку в ответ). Я склоняюсь к мысли, что единственное, что важно – это что герой только-только вступает во взрослую жизнь, а в остальном время у Пруста пластично и подчиняется только ему одному. В этом случае изнеженная нервозность его героя и отталкивает, и пробуждает любопытство, поскольку очень интересно видеть мир глазами человека, совершенно не близкого мне эмоционально.

Собери их всех

Комментарии


Ну ты гигант! )) Я бы, мне кажется, не осилила. А тебе еще и понравилось - просто мое глубокое уважение )

Мне очень-очень понравилось, но за эти две недели я только "Голландский дом" дослушала, всем остальным читательским временем безраздельно владел Пруст. Это какая-то книжная трясина, поскольку с ним решительно невозможно читать что-то параллельно :)


Здорово, что тебе понравилось))
Тоже люблю эпопею Пруста. Особенно учитывая, что потратила на неё немало времени :) Правда, не все тома мне понравились одинаково. Первый и второй - мои фавориты.

Вместе с тем не очень понятно, насколько его недуги преувеличены чересчур пекущемся о нём окружении и его собственной ипохондрией, и насколько серьёзно он болен на самом деле.

Этот вопрос будет и дальше актуален в других книгах цикла)


Особенно учитывая, что потратила на неё немало времени :)

о да, уже предвкушаю очередную неделю-две со "Стороной Германтов". Мне в каждом из первых двух томах очень понравилась первая часть (детство рассказчика и Париж) и чуть меньше – вторая (история любви Свана и Бальбек). Посмотрим, как пойдёт дальше.

Очень интригует "Содом и Гоморра", поскольку, судя по примечанию, там Пруст будет как-то обыгрывать историю из "Тысячи и одной ночи" ("Халиф на час"). Я вчера как раз прочла её, и не то чтобы мне понравилось (скорее нет), но любопытно.

Этот вопрос будет и дальше актуален в других книгах цикла)

я подозревала, да :)


поскольку, судя по примечанию, там Пруст будет как-то обыгрывать историю из "Тысячи и одной ночи"

Любопытно) Подробностей я уже не помню, но, вероятно, речь идёт о бароне де Шарлю (в роли халифа).

первая часть (детство рассказчика и Париж) и чуть меньше – вторая (история любви Свана и Бальбек).

Согласна. История чувств Свана к Одетт мне тоже показалась затянутой... Мне понравились те эпизоды, где описывается приезд в Бальбек Марселя вместе с бабушкой. Вообще образ бабушки рассказчика мне очень симпатичен)
А вот история любви Марселя к Альбертине тоже показалась местами скучной. Там любовь, которая местами переходит если не в ненависть, то во что-то в негативном эмоциональном регистре.


вероятно, речь идёт о бароне де Шарлю (в роли халифа).

say no more! Про его реального прототипа, графа де Монтескью, так интересно написано у Барнса, что мне с тех пор невероятно любопытно поближе узнать этого героя у Пруста.

образ бабушки рассказчика мне очень симпатичен)

я так улыбалась, когда читала о её сюсюканьях над внуком, все эти "постучи в стенку, бабушка услышит". Некоторые вещи не меняются ^^

во что-то в негативном эмоциональном регистре

Если отношения героя с Жильбертой были скорее в ключе "сам придумал – сам прожил – сам расстался" (он был лишь приятной частью её жизни, тогда как для него она была всей жизнью), и это было в чём-то наивно, в чём-то мило и понятно, то с Альбертиной у меня с самого начала чувство какой-то нескончаемой обречённости и муки на двоих. Ведь герой очень молод, это лишь его вторая влюблённость, а он уже относится к этому как-то неприятно цинично и потребительски, словно товар на полке выбирает, а не отношения начинает. Мне было грустно читать об этом, поскольку я как будто вижу в в этом боль разочарований взрослого Пруста, а не восторженные ожидания светлой любви у только вступающего во взрослую жизнь человека.