Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 сентября 2021 г. 05:45

152

2

Мне книга напомнила корпоративный отчёт. Несмотря на то, что книга очень небольшая, да и читается она довольно легко, она не предлагает ни чёткой теории, ни конкретного взгляда на бизнес, ни новых методов его ведения. Она просто…никакая. Она не является ни хорошей, ни плохой книгой. Так же как нельзя сказать, что книга придерживается ошибочных взглядов или, наоборот, излагает верную теорию. Она также не является скучной или интересной, предлагающей что-то новое или старое. Вот в этом-то и проблема, что она просто никакая. Я просто не вижу, как её можно использовать на практике, так же как я не считаю, что она может что-то привнести новое в понимание бизнеса. К примеру, содержание текста является неактуальным для подавляющего большинства читателей, т.е. будет актуальной, только если читатель является руководителем предприятия. Но даже для руководителей, если они вообще читают подобную литературу, она слишком неконкретная. Хотя авторы и заявляют, что их книга даёт план действий для предпринимателя, я абсолютно не вижу, как это можно реализовать не то что в России, а хотя бы в тех же США или Европе на каком-нибудь предприятии, не зависимо от размера. По моему мнению, в разы полезней прочесть классиков маркетинга и менеджмента, чем тратить время на эту книгу.

В любом случаи, авторы, как мне кажется, хотели повторить успех книг Голдратта (Eliyahu M. Goldratt). Другими словами, перед нами бизнес-роман. Но не совсем. Это квазибизнес-роман или недобизнес-роман, ибо половина книги отдана короткому пересказу этапов развития нескольких крупных корпораций. Да, авторы пытаются рассказать историю группы людей, которые сталкиваются с проблемами в бизнесе. И тут, так же как и в книге Голдратта «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» (The Goal: A Process of Ongoing Improvement), присутствует гуру или всезнающий персонаж, который толкает главных героев к правильно выбранной стратегии или правильному бизнес-решению. Но если в романе «Цель» (The Goal) и сам сюжет книги и проблемы, с которыми сталкивался главный герой, и решения этих проблем были прописаны максимально ясно и понятно, то в этой книге всё выглядит крайне мутным и слабым. Хотя в самом начале книги всё кажется вполне разумным, т.е. та же стратегия сфокусированности на каком-то одном продукте или опасность вхождение на новый и незнакомый для компании рынок, выглядит довольно резонно (именно поэтому я и дочитал книгу до конца, а не бросил на середине, как обычно это делаю). Но если рассматривать книгу в целом, то получается слабо связанный между собой текст с довольно фрагментированной картиной придуманной ситуации в бизнесе, т.е. бизнесом, который пытаются изобразить авторы книги. И если Голдратт в своих книгах создаёт цельное и хорошо проработанное предприятие, с которым или в котором работает главный герой, то в данной книге авторы добавляют длинные вставки о других, уже реальных, компаниях. И вот это решение мне видится довольно неоднозначным, а возможно даже что и ошибочным. Потому что эти длинные, написанные в стиле Википедии, вкладки посвящённые этапам развития разных компаний, не только отвлекают от основного сюжета, но и привносят путаницу в саму эту книгу. Именно поэтому я и написал, что это квазибизнес-роман. Потому что они занимают если не половину, то больше четверти всей книги. Если авторы решили включить что-то в бизнес-роман из реального мира, то могли бы хотя бы придерживаться примеров одной и той же компании или хотя бы из одного и того же рынка.

В любом случаи, после прочтения у меня сложилось впечатления, что авторы взяли вполне интересные и важные темы, связанные с бизнесом и попытались их сложить вместе, создав при этом одну последовательную историю развития оного. Т.е. это должно было быть упрощённой моделью, на которой бы ясно просматривались самые частые ошибки руководителей различных предприятий. Возможно проблема так же ещё в том, что для такой небольшой книги, авторы взяли слишком много важных, сложных, но слабо связанных друг с другом тем.