Больше рецензий

papa_Som

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 января 2013 г. 15:34

718

5

Остановлюсь подробно на "Федре".
Читать этот диалог Платона сначала было трудно, т.к. понимание любви у Сократа достаточно своеобразное и оценивает он её, в основном, с точки зрения отношений мужчины и мальчика. Хотя, с философской точки зрения, это даже хорошо, ибо заставило меня, "седеющего натурала", научиться размышлять о категориях и понятиях без применения их к конкретике человеческих отношений.
Диалог с самого начала удивляет. Так, к примеру, Платон видит в человеке два начала - врождённое и приобретённое, от их противоречия, либо согласованности, зависит человеческий характер. И чего тогда открыл Фрейд? А когда читаешь такие слова: "Человек - раб наслаждения, он делает своего любимца таким, каким он ему будет более приятен", то начинаешь задумываться, а не украл ли Стендаль основы своей теории кристаллизации у древнего грека?

Дальше...

Любовь, у Платона, неотделима от души. Что касается души, то надо видимо быть Сократом или хотя бы древнегреческим философом, чтобы понять доказательство её бессмертия, но сама мысль про перемещение душ в занебесную область; про отрастание крыльев, которые помогают туда попасть; про то, почему крылья ломаются и душа опять падает на Землю, вселяясь в другого человека; какова очерёдность вселения (более праведные души вселяются в поклонников красоты и мудрости) и т.д. и т.п. очень красива и интересна, хотя и чувствуется в ней (мысли) что-то более раннее и придуманное ещё до Платона. В различного рода классификациях явно прослеживается то великое значение, которое придают философии Платон и Сократ. Так, к примеру, душа обычного человека, может стать окрылённой только через 10 000 лет, любителя красоты и мудрости - через 3 000 лет, истинного же философа - "всего" через 1 000 лет. Занебесная область зрима лишь для ума философов и только на неё направлено истинное знание.
В вопросах непосредственно любви и влюблённости Платон, для начала, пытается объяснить, почему влюблённые никого не замечают вокруг. Я не знаю, что по этому поводу говорит современная наука, но я хочу верить Сократу, который утверждает, что когда кто-нибудь видит земную красоту, его душа припоминает красоту истинную, видимую ею, в своё время, в занебесной области. В этот момент душа начинает окрыляться и пытаться взлететь, но, т.к. крылья ещё маленькие и у неё мало сил, то она, наподобие птенца, сидящего в гнезде, смотрит только вверх и поэтому ничего земного вокруг не обозревает.
Эта же теория объясняет и откуда мы знаем, что такое красота вообще. Почему, глядя на человека (произведение искусства или пейзаж), мы понимаем как он красив? Всё очень просто - наша душа уже встречала истинную красоту там, в божественной высоте. Поэтому простое совокупление не может быть любовью, т.к. не испытывает благоговения перед красотой.
Почему душа терзается от вида красоты и не находит себе покоя? Тоже объяснимо - у неё растут крылья, а рост крыльев, как и появление зубов у младенца, процесс болезненный. Великолепно написано!!!
И вообще, Платон и Сократ дают ответы на все вопросы о любви, которые могут интересовать философа.
От чего зависит выбор влюблённого, почему мы любим по сути одинаково, но разных людей? Да потому, что мы разные, а любовь одна.
Как происходит пленение избранника? Исходя из образа бога, которого мы почитаем.
Почему нас одновременно и тянет к возлюбленному и мы боимся его? Потому что душа - это колесница, которую тянут 2 коня, один - хороший, другой - плохой.
А вывод, который делается в конце этой части диалога, просто потрясающ - в возлюбленном, как в зеркале, мы видим себя, но только ту часть, которой нам недостает, либо которую мы тщательно скрывает от других. Так что тем, кто верит, что в любви разные характеры притягиваются, надо почитать "Федра".

Вторая часть диалога посвящена риторике и тому, как говорить искусно и не искусно. Искусство убеждения - это умение охватить одним взглядом единое во множественном и множественное в едином. Искусство красноречия сходно врачеванию, т.к. ритору надо уметь разбираться не только в правилах ведения спора, но и в природе души. Надо знать кому, когда и что говорить.
Как известно, Сократ не оставил после себя ни одного рукописного творения и в этом диалоге он объясняет почему. Записи и их чтение - мнимая, а не истинная мудрость. Человек на один и тот же вопрос, со временем, даёт разные ответы, сочинение же всегда отвечает одно и тоже.

Третья часть о том, кто такой философ. По Платону, философ - это человек, который:
- говорит или пишет, зная, в чём заключается истина;
- может защитить свои речи или произведения, если их кто-то станет проверять;
- сам может указать на слабые места того, что он сказал или написал.

Вот такой он, один из лучших диалогов великого грека.

Ветка комментариев


Которые вам нравятся, не слишком маленькие по объему, без матов, присылайте в личку ссылки, а там разберемся :)