Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

21 июня 2021 г. 14:10

4K

4 «А все-таки мы были очень высоко!»

«Мы строили страну, в которой ничего не было, кроме подвигов. Мы строили лучшие самолеты, первыми отправили человека в космос, были в постоянном рабочем экстазе, чувствуя приближение великих побед и при этом забывая о бытовых потребностях. Мы не жили, мы только и делали, что боролись – со временем, обстоятельствами… А потом пришло поколение, которое захотело просто жить, без преодоления, без геройства. И этому поколению стало некомфортно в нашей стране»

Это не цитата, а скорее выжимка из романа. Книга Быкова не столько о летчиках, сколько о феномене «героического поколения» 20-30 гг. О том, как сначала люди становятся героями, а потом их же потомки это геройство не ценят.
картинка ShiDa
«Истребитель» – сборник рассказов и роман одновременно. Каждая глава – о новых людях, связаны они лишь страстью к авиации в той или иной форме… Ах, нет, есть же еще репортер Бровман, который пишет о летчиках и, собственно, пересекается с героями (как звучит это слово-то в данном контексте!). И вот пишет Бровман в газету о наших асах, а те испытывают новые самолеты, ставят рекорды по перелетам, встречаются с первыми лицами СССР, летают, воюют в Испании, погибают и снова летают.

Бывают у них семейные проблемы, служебные романы, неприятности на работе, но это все второстепенно, важнее гнаться за новыми свершениями. В этом, конечно, нет ничего плохого, Дмитрий Быков наоборот этим восторгается (я тоже, на самом деле), есть вот такой типаж – мечтательных карьеристов, которым работа и успехи заменяют прочие радости жизни. Без любви и семьи прожить можно, а без любимого дела – никак.

Быков доказывает, что именно такие люди создали все хорошее, что было в СССР. Они были искренне благодарны сталинской власти, которая давала неограниченные возможности самым смелым и упорным. И не случайно тут возникли размышления, что СССР создавался как раз для сильных, одухотворенных мечтами людей, им как раз ничего не надо, кроме профессиональных достижений, их бытовые потребности элементарны; но, в то же время, эта же страна была неудобна для т.н. обывателей, у которых первостепенен быт – мы построили лучшие ракеты, самолеты и танки, прославили Гагарина на весь мир, но так и не смогли обеспечить всех, например, средствами гигиены. Чтобы тянуться к звездам, рваться на Северный полюс, расширять пределы человеческого нужны фантазия и азарт. А что нужно, чтобы в достаточном количестве производить, скажем, туалетную бумагу, чтобы вообще не было дефицита?..

«Они считали свою жизнь исключительной именно потому, что прожили ее в исключительных обстоятельствах...»

Да, герои того времени не задумывались о репрессиях, вообще не думали о политике. Можно ли винить их за это?

«Старик оправдывал свою жизнь; все старики оправдывают ее. И странно сказать, Советский Союз полетом, ровно ничего не менявшим в жизни двухсот миллионов его граждан, делал примерно то же самое»

У Быкова самое занимательное тут – эпилог. К постаревшему Бровману, уже после полета Гагарина, приходит молодой журналист Корнилов. И вот два газетчика смотрят друг на друга – типичное столкновение поколений. Бровман пытается рассказать, как хорошо было мечтателям при Сталине, а Корнилов злится на него. В его мозгу не могут существовать в гармонии восторг и ужас эпохи, ему еще слишком больно – и имеет же он право на свое мнение!

«Корнилов это знал своим высокомерным молодым знанием и вдруг почувствовал, что ненавидит старика, – в том числе за то, что тот не сидел, отделался разносом и инсультом, подумаешь, исключили его из партии, а мать растила Корнилова одна, из отца на допросах выбили признание в работе на японцев, – почему на японцев?! – и все это для того, чтоб они ставили свои рекорды! Корнилов думал найти в старике мученика тех времен и летописца подвигов, а нашел раба, гордящегося рабством, тьфу!.. Старик не знал, что значило быть сыном расстрелянного, прятаться с матерью по родственникам, замирать ночами от ужаса, что вот стукнувшая внизу дверь, проехавшая машина – это за ней, что возьмут и ее, и тогда детдом…»

картинка ShiDa
Какой-то единственной правды тут нет. Разве что правда – это молодость? Летчики-герои сталинских времен были молоды, они были сильнее дореволюционной России, они жили иным, собственным. Бровман тоже был молод, а потом постарел; когда он был молод, он был прав, а потом, спустя годы, прав уже молодой Корнилов – настала другая жизнь. Новое всегда правильнее старого, и, как бы ни злилось прошлое, новый мир, живущий по новым правилам, неотвратим.

У Быкова получилась очень хорошая книга с неожиданной полифонией. Но, честно говоря, лучше бы я ее читала, а не слушала. Начитка Быкова сильно на любителя (мне так-то нравится его голос, но не тут), и слушать было тяжело. То Быков читает монотонно, что сложно разобрать, кто и что говорит, то включает невероятную экспрессию, отчего повествование играет новыми красками. И чтение превращается в американские горки – от ровной дороги до резкого бросания ввысь (может, потому, что про самолеты?). Из-за этого снижаю оценку до четверки, хотя книга заслуживает большего. С удовольствием перечитаю через десяток лет, но уже без помощи автора.

Прочитано в рамках Собери их всех.

Комментарии


А почему новое "всегда" лучше старого?Чем молодость лучше старости?:) Чем пострадавший от системы лучше того,кому все в ней нравилось? Почему надо выбирать, или/или, а не совместить плюсы и того и того времени,учиться у прошлого, взять оттуда хорошее, а не полностью откинуть его?


А почему новое "всегда" лучше старого?Чем молодость лучше старости?:)

"Лучше" - в том смысле, что за этим будущее. Будущее всегда за молодежью, и эта молодежь имеет право трактовать прошлое, как нравится, отказываться от него, игнорировать или развивать - именно это делает молодой Корнилов в эпилоге, он переоценивает прошлые ценности. Научно доказано, что с возрастом разум человека все меньше потребляет новой информации, оттого люди старшего возраста, по большей части, - консерваторы с жесткими критериями "правильности". Не так уж часто старость - это мудрость, живой ум и гибкость. Часто старость - это косность, неприятие всего нового (а раньше было лучше!). Старости нужно объяснять, зачем нужен интернет и как им пользоваться, зачем красить волосы в зеленый цвет и носить разноцветные гольфины, и еще много что. Это неизбежный конфликт поколений, и в любом случае старость оказывается в проигрыше. Речь не о качественном "лучше", а о том, кто будет создавать новое (самолеты, телефоны, картины...), а кто все уже создал и отдал потомкам.

Почему надо выбирать, или/или, а не совместить плюсы и того и того времени,учиться у прошлого, взять оттуда хорошее, а не полностью откинуть его?

Мне кажется, это скорее риторический вопрос. Тот же Корнилов в эпилоге ничего не выбирает - он так чувствует. У него есть своя правда, свои чувства, и он не должен от них отказываться, просто он так переживает ситуацию. Автор, как я уже упомянула, никого не осуждает и не поддерживает, он лишь создает конфликт, дает две точки зрения на эпоху. И обе точки зрения имеют право на жизнь. А Корнилов просто моложе (см. выше).


Выходит, кто сейчас сильнее, тот и прав, может делать что хочет, раз в его руках власть?)
Получается, что и репрессии могла творить "молодежь", у них была сила и это их право?
Молодой Корнилов может унизительно называть старика рабом, хотя он тоже, наверное, не знает о молодости Бровмана, может у него не менее трагичное дореволюционное детство?

Мне кажется,в нашей стране слишком часто откидывали прошлое, презрительно о нем говорили, может пора прекратить наступать на грабли?:)


Книга не о репрессиях и не о праве на репрессии, она о том, как люди относятся к своему времени. Насилие плохо в любом случае - это не подлежит обсуждению. Тут гг вообще ничего плохого не делал, он просто жил в то время, честно работал. И книга - о летчиках и авиации, о тех, кто имел плюшки в виде возможностей от Союза. Конфликт в эпилоге в другом: один говорит: "Да зачем были все ваши достижения, если рядом мучили людей?", а другой отвечает: "Мы об этом не думали, лично нам было хорошо, мы были героями своего времени, мы творили для будущего, а проблемы современников в застенках нас не волновали... и вообще обывателям в нашей стране плохо, а героям - хорошо". В сталинские времена репрессии были нормой жизни, люди старались о них не думать, хватало других дел. Герои тут думают о самолетах - это их любовь. Они должны были перестать их любить из-за Сталина? Бросить все, уйти жить в Тайгу из жалости к тем, что на Колыме? А ко времени встречи гг с Корниловым репрессии перестали быть нормой, стали пережитком прошлого. Только и всего. Изменилось отношение к жизни, к политическим решениям, к тому, как жить лучше. Оба героя эпилога - дети своего времени, и винить их за то, что они как-то не так думают... ну такое себе. В этой книге никто не виноват, новое мышление заменяет старое - и все, и в этом ничего плохого, это естественно.

Быков очень эмоционален и увлечён, благодаря этому его лекции слушать интересно, но вот как чтеца книг мне его воспринимать сложно. Я в целом экспрессию могу потреблять только в очень ограниченных дозах)


У книжки хороший стиль, лучше ее читать самой, с листа. Я раньше Быкова, как чтеца, не слушала, поэтому брала бесплатный аудиовариант на ЛитРес. Потом уже сильно пожалела ;(

Ты терпеливая. Я к аудиокнигам очень придирчива и слушаю только тех чтецов, чей голос прошёл кастинг "понравься за 10 секунд в пробном отрывке" :)


Ну раз уж взяла книгу в СиВ, да ещё в квест, то отступать нельзя, тем более знакомилась с книгой бесплатно, грех жаловаться ;)

Мне просто дурацкая (субъективно) начитка в своё время сильно смазала впечатление от пары книг, и с тех пор я осторожна в этом вопросе.

грех жаловаться

всегда можно заархивировать и тем самым не ждать две недели до возврата :D


Все равно ЛитРес даёт три, если не ошибаюсь, книги в месяц (или ошибаюсь), мне не хотелось на одну книгу тратить два кредита ;)
Да, хочу ещё узнать, как у тебя по турниру. Я завтра пойду в новую дуэль, а потом не знаю как.

Если в литрес-фонде подключенной библиотеки уже есть нужная тебе книга (1+ в экземплярах на странице книги), то это будто ты приходишь к ним оффлайн ножками и берёшь бумажную книжку. То есть почти без ограничений. Ограничения распространяются, если ты просишь библиотеку купить книгу в фонд. Тогда всё зависит от оснащения библиотеки.

Турнир на днях закончила и сейчас в дуэли с книжкой по Классикам. А потом свободна как птица и готова почти на что угодно)


Напиши мне в личку, как освободишься. Я, наверное, к концу недели закончу новую дуэль ))

Договорились. У меня плюс-минус те же сроки.