Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 января 2021 г. 16:11

6K

4.5 История одной дружбы

Я до сих пор не понял, откуда она взялась. И думаю, никому не понять.


Моё знакомство с Труменом Капоте состоялось почти случайно. Здесь на сайте недавно появилось несколько рецензий, которые подогрели мой слабо тлеющий интерес к данному произведению. Однако фактором, который наконец подвиг меня встретиться с книгой, стал её небольшой объём. Можно прочитать за день.
История, события которой разворачиваются в 40-е годы прошлого столетия, была опубликована в 1958 году.
Время и контекст важны для понимания новеллы и её центрального образа - Холли Голайтли.

Живущая в Нью-Йорке молодая девушка постоянно окружена мужчинами и бесконечно одинока. Она кажется дерзкой, но, стоит к ней присмотреться поближе, становится уязвимой и эмоционально нестабильной.
Холли ведёт богемный образ жизни, когда утро наступает вечером. Вокруг девушки царит аура таинственности. Она не любит рассказывать о своём прошлом, хотя по натуре спонтанна и общительна (разбудить ночью незнакомого человека, если потеряла ключ? Да не вопрос).
Впрочем, некоторые штрихи образа Холли кажутся намеренно заострёнными, чтобы сделать его более запоминающимся.
А эмоциональная нестабильность, вероятно, во многом обуславливается неудовлетворённостью девушки. Она хочет выделиться, реализовать себя, но не знает, как и в какой области. Отсюда и её фиксация на дорогом магазине Тиффани. Холли нужен какой-то ориентир, чтобы верить в возможность лучшей жизни.
В густой атмосфере нью-йоркских ресторанов Холли пытается играть роль современной гейши, общение с которой доставляет удовольствие. О судьбе реальных гейш она предпочитает не думать.
По её наблюдениям, большинство мужчин интересуют только бейсбол и лошади.
Холли - личность скрытная, но она не терпит лжи и пафосного тщеславия. Насколько можно судить, на протяжении всей истории героиня по-настоящему не лгала. Умалчивать ту или иную информацию - одно, грубо искажать события - совсем другое.

Мисс Голайтли, худенькая девушка с прямой спиной и играющими разными красками глазами, эксцентрична и часто безрассудна. Однако её поведение в целом соответствует условиям, в которые она поставлена. Героиня играет теми картами, которые раздала ей жизнь. Достаточно бегло ознакомиться с её анамнезом (не в медицинском смысле), где, среди прочего, числится «брак» в 14 лет, чтобы поразиться тому, как ей удалось сохранить целостность психики и радость жизни. Стремление Холли максимально жить в моменте объясняется не только свойствами её натуры, юным возрастом и обстоятельствами. Персонажи помещены во времена Второй мировой, которая пусть и идёт где-то далеко, не может не оказывать на них влияния. Зачем лишать себя удовольствия ради эфемерного «завтра», если будущее может полететь ко всем чертям, стоит противникам изобрести какое-нибудь сверхмощное оружие?
И я не увидела, что на своём в меру эпикурейском и рискованном пути Холли принесла кому-то ощутимые разрушения.
Разве что на ум приходит признание, сделанное Холли в её письме другу.

спойлер
В Бразилии было отвратительно, зато Буэнос-Айрес – блеск. Не Тиффани, но почти. Увивается божественный senor. Любовь? Кажется, да. Пока ищу, где бы поселиться (у сеньора – жена, 7 детей), и пришлю тебе адрес, как только узнаю его сама.

Но мы не знаем, сколько таких «Холли» у этого сеньора, и что вообще между ними было (если было).
свернуть

Порывистая девушка бывает на удивление рассудительной. Так, она понимает, что не нужно ни к чему слишком привыкать.
Кредо Холли - быть честной, хотя бы с самой собой. Она отказывается сниматься в кино, потому что уверена, что у неё никогда не получится стать звездой. Быть может, ей не стоило так поступать, но юная особа способна на самокритичность и не мнит себя «центром Вселенной».
Холли со всеми разная, хотя рассказчик этой истории убеждён, что в ней есть прочная внутренняя константа. Она может беспардонно игнорировать чувства женщины, которая называется её подругой, и язвительно над ней подшутить.
Героиня пытается убедить себя, что ей чем-то нравятся мужчины, с которыми ей приходится общаться.
Тем, кто к ней привязан, Холли стремится отплатить взаимностью.
Мы видим это на примере отношений Холли и её соседа, начинающего писателя Фреда - того самого, который и рассказывает нам эту историю спустя несколько лет после событий.
У Холли и Фреда складывается конструктивная дружба, развивающаяся на фоне деструктивных событий.
Отношение героини к Доку Голайтли - в высшей степени противоречивому персонажу - тоже подтверждает наличие у неё эмоционального слуха.
Холли не злая, даже когда ей, возможно, следовало бы быть таковой. В её отношении к Доку, конечно, может быть нездоровая созависимость, но также и благодарность к человеку, который, по всей видимости, испытывал к ней какие-то тёплые чувства и был единственным, кто помог в сложный момент.

спойлер
Сложно определить, что из себя представляет этот Док, слишком мало информации о нём. Но то, как Док настойчиво называет четырнадцатилетнюю девочку «эта женщина», сильно режет слух.
свернуть

Тот факт, что, несмотря на детские психологические травмы, о которых она не в состоянии говорить, и вероятные вьетнамские флэшбеки, Холли не начала ненавидеть весь мир и сохранила способность к эмпатии, вызывает уважение.
К тому же не стоит преувеличивать её чрезмерную возбудимость. Так, реакция Холли на трагедию, случившеюся с её любимым братом, понятна. Именно это заставляет её бросать «бутылку, книги, лампу».

Девушка проявляет нонконформизм в разных обстоятельствах, включая её финальное рискованное решение. Один из нетривиальных для того времени поступков – Холли не стремится выскочить замуж за миллионера, который увлёкся ею.
Мисс Голайтли, которая «предпочитает быть естественной», не готова легко отказаться от честности в отношении собственных чувств и чувств других.
Для 40-50-х гг. XX столетия, когда место женщины в обществе по-прежнему определялось известным триумвиратом «Kinder, Küche, Kirche», нонконформизм Холли звучит особенно остро. Неслучайно автор отмечает, что «одетая, как мальчишка, в джинсы и кожаную куртку» Холли даже внешне выделяется из толпы.
Эфемерный образ Холли способен расположить к себе читателя. «Против» героини, по сути, имеются только недомолвки, ничего конкретного. Она напоминает нам, что люди бывают странные, со своими сложными и травмирующими опытами, но они тоже имеют право сказать своё слово.
Не знаю, вкладывал ли Капоте такой смысл в своё произведение, но он, определённо, проступает под определённым углом зрения.
Это сегодня большинство (хочется надеяться) понимает и принимает разнообразие. Юная Холли жила в обществе, где инакость, как правило, имела негативные коннотации. Героиня часто ошибается, но она по крайней мере пытается сохранить свою индивидуальность (то, как она её ощущает в тот или иной момент), проявить себя и не идёт на сомнительные компромиссы (её побег из дома «мужа», отказ стать актрисой).
К слову, из-за исторического контекста не выдерживают критики современные обвинения книги в расизме и гомофобии.

Можно упрекнуть мисс Голайтли, что она подаёт нехороший пример. Мол, слишком импульсивна, безрассудна… хотела по инерции добавить «безответственна». Но нет, Холли не брала ни перед кем ответственность, чтобы нарушить обещания. Даже с котом у них были свободные отношения без обязательств, как не раз повторяла сама героиня.

спойлер
Впоследствии девушка попытается разорвать дружескую связь, используя кота в качестве символа. И почти сразу сама в этом раскается.
свернуть

А для того, чтобы придерживаться т.н. усовершенствованной буржуазной морали, нужно быть частью усовершенствованного буржуазного общества. Такой роскоши у Холли, с её откровенно проблемным бэкграундом, не было.

Мы знаем эту историю, только потому, что Холли оставила след в душе Фреда, решившего рассказать то, что ему о ней известно. Следовательно, читательскому взгляду приоткрываются лишь разрозненные элементы мозаики. Фред искренне привязался к своей рассеянной соседке, начал воспринимать её проблемы как свои.

Я сел на её кровать, прижал к себе кота и почувствовал каждой своей клеточкой такую боль за Холли, какую почувствовала бы она сама.

Он старается помочь Холли, попадающей в крайне неприятные ситуации. Но и она ценит его поддержку и приходит ему на помощь.

Мы плавно подошли к вопросу «О чём же книга?». Она не о романтической влюблённости или сексуальном влечении. Я бы сказала, что новелла, в первую очередь, о бескорыстной дружбе, о том, что мужчина и женщина могут так взаимодействовать и вполне успешно, даже когда обстоятельства им в этом не «помогают».

Что может ждать не желающую жить в метафорической клетке героиню в дальнейшем? Вопрос слишком гипотетический (разве мы с вами точно знаем, что будет с нами, скажем, через год?). Но, вслед за доброжелательным к Холли начинающим писателем, рискну предположить, что у неё всё может сложиться удачно.
Холли обаятельна и обучаема, при условии заинтересованности в предмете изучения (вспомним хотя бы её кулинарные изыскания).

спойлер
Она с нуля научилась готовить меньше, чем за месяц. Для меня, как человека, который разбирается в готовке почти так же, как в написании кодов, это доказательство, что Холли в этой области – почти мегамозг. Chapeau !
свернуть

Героиня не боится менять жизнь и, при всей своей ветрености, горит желанием отыскать своё место на Земле. Возможно, Холли ещё предстоит узнать, что такое место, независимо от географии, она должна создать сама. И не проблема, если у него будет «бивачный вид», к которому героиня привыкла.
Нелестные отзывы о Холли, с которыми нас знакомит рассказчик, отчасти транслируют отношение к ней в конвенциональном обществе. По моему мнению, они слишком поверхностны, чтобы на их основе можно было выносить суждения.
Как бы там ни было, у Холли есть один козырь - умение принимать то, что «день грядущий ей готовит», и даже наслаждаться этим, невзирая на приступы хандры и невротичность.

На мой взгляд, некоторая обрывистость и лаконичность повествования обеспечивают новелле своеобразную прелесть.
Сила же этой истории, которая делает её увлекательной для современного читателя, в том, что автору удалось показать пример дружбы, в чём-то нестандартной, а в чём-то вполне ординарной. Согласитесь, любые здоровые отношения между людьми основаны на взаимной поддержке и сопереживании. И дружеская связь может длиться относительно недолго, но оставить неизгладимый след.
Симпатичен ли мне образ Холли?.. Я колебалась до того момента, пока не узнала о её категоричном отношении к животным в неволе.

Потом, обойдя стороной зоосад (Холли сказала, что не выносит, когда кого-нибудь держат в клетке), мы бегали, хихикали, пели на дорожках, ведущих к старому деревянному сараю для лодок, которого теперь уже нет.

Подводя итог, скажу, что новелла Капоте не о традиционной романтичности, когда герои обязательно должны стремится устроить личную жизнь и предположительно прожить долго и счастливо, пока смерть (или что-то менее фатальное) не разлучит их.
«Завтрак у Тиффани» стремится в незаконченном художественном эскизе отразить наполненную множеством нюансов реальность, где практически никогда не бывает «чёрного» и «белого», где каждый из нас живёт со своими странностями и проблемами и пытается наполнить собственными смыслами «дыры в душе».

Вместо послесловия

Человеку, который знаком и с книгой, и с фильмом, трудно удержаться от сравнения. На мой взгляд, это два качественно разных произведения. И дело не в возрасте Холли на экране. В конце концов, безрассудной и излишне импульсивной можно быть и в 20, и в 30… и даже в 60. Как мне кажется, фильм просто рассказывает другую историю, где есть две отдельные личности и между ними случается влюблённость.
А новелла, повторюсь, о неожиданно завязавшейся дружбе, и в ней очень мало самого Фреда. Он уступил Холли место, на которое направлены все огни рампы. В этом, конечно, есть и свои риски, морщинки и шероховатости от яркого света могут проступить отчётливее…
Книга мне понравилась больше, чем милое и лёгкое кино по её мотивам. Созданные Капоте образы насыщеннее и ярче тех, что мы видим в голливудском фильме. Они, как и сама история, многогранны и противоречивы, тогда как киноистория проходит в одном измерении. Новелла острее, сильнее затрагивает нервные струны, приземлённее (в хорошем смысле).
свернуть

Комментарии


Столько интересный рецензий на эту книгу, очень любопытно прочесть, спасибо.
А я не увидела "гиперчувствительности" в Холли, какие это моменты, если не сложно, поделишься?( можно на "ты"?)
И в этом "Холли не стремится выскочить замуж за миллионера, который увлёкся ею" не согласна, мне казалось, она очень даже стремилась, разве нет?


Конечно, лучше на "ты" :)
Под миллионером я имела в виду, как его звали-то... Троулера. Мне кажется, если бы она стремилась за него замуж, она, как минимум, не оставила бы его с Мэг во время их путешествия вчетвером. А замуж за Жозе она хотела, да.

А я не увидела "гиперчувствительности" в Холли

Согласна, гиперчувствительность –наверное, далеко не самое подходящее здесь слово. Просто у меня возникла такая ассоциация из-за её повышенной возбудимости.
Но всё же мне кажется, что Холли эмоционально слышит других, насколько это возможно в её обстоятельствах и с её жизненным опытом (никогда не было семьи и т.д.)

спойлер
Она выбрасывает кота, как мне кажется, чтобы заглушить привязанность к Фреду.
свернуть

Или то, что она просит отыскать его подарок, чтобы взять с собой в дорогу...
Это, конечно, мелочи, но о чём-то они должны говорить.
Спасибо тебе за внимание!)


Не для того,чтобы поспорить, просто замечу, что на мой взгляд она не оставила Троулера с Мег, а просто ей скучно сидеть у постели больного, вот она и бросила "жениха",поехав тусовать с Жозе.
Мне вообще Холли показалась достаточно бесчувственной по отношению к другим людям, ей интересна только она сама (то,что она звонила по ночам соседям,ее отношения с Мег, то что она автора называет чужим именем и проч.) Но это имхо:)


а просто ей скучно сидеть у постели больного, вот она и бросила "жениха",поехав тусовать с Жозе.

Стало скучно, это да... Но если бы она поставила цель женить этого мужчину на себе, думаю, ей надо было вести себя иначе. Я понимаю, что можно поставить под вопрос способность Холли "ставить цель" и идти к этой цели :) Но, к примеру, в финале она сделала то, что хотела, хотя её от этого отговаривали... и с Доком она поступила по-своему.

она автора называет чужим именем и проч.

Он вроде ей внешне напомнил брата, поэтому она его так назвала. И, возможно, поэтому Холли привязалась к нему (ну, на мой взгляд, привязалась)

Но это имхо:)

Всё, что я тут наговорила, ещё больше имхо) Наоборот, интересно, когда разные мнения))


то,что она звонила по ночам соседям,

Кстати, да) В реальном человеке похожее поведение меня бы сильно бесило.
Просто я списала это на художественный образ Холли, где специально заострены некоторые аспекты (её рассеянность, спонтанность и т.д.). Не стала воспринимать это буквально, благо общая недосказанность новеллы позволила это сделать)


А как бы ты охарактеризовала отношения Холли и рассказчика Фреда? Ну, если в двух словах))


Хоть ты и не меня спросила, но я тоже попробую в двух словах: "платонически-романтические" :)


я тоже попробую в двух словах: "платонически-романтические"

Спасибо, хорошо сформулировал :)


Я представила отношения их так: он влюблен, но понимает, что она его не воспринимает как мужчину(слишком беден) и поэтому он довольствуется ролью друга;)


Мне показалось, что и рассказчик тоже не воспринимает Холли как женщину. Вот что он сам думает: «Ведь я и в самом деле был в неё влюблён. Влюблялся же я когда-то в пожилую негритянку, кухарку моей матери, или в почтальона, который позволял мне разносить с ним письма, или в целое семейство Маккендриков! Такого рода любовь тоже бывает ревнивой».


Мне показалось, что и рассказчик тоже не воспринимает Холли как женщину.

Возможно, здесь влияние самого Капоте. Он был геем.
Но, опять же, мне кажется, это не так важно. Может, рассказчику просто нравится другой тип женщин))


Что-то я сомневаюсь по поводу другого типа женщин. Разве уж СОВСЕМ другого :)

Спасибо, Ника. Возможно, то, что позволило дружбе между героями быть "бескорыстной", так это отсутствие между ними напряжённости. Рассказчик, скорее всего, гей. Таким образом Холли не видит в нём ни соперника, как в подругах, ни потенциального невольника, как в своих многочисленных мужчинах. Она может быть спокойна, что подаренная ему "клетка" (в кавычках, как символ её любви и дружбы) останется пустой. Она туда не попадёт.


Рассказчик, скорее всего, гей.

Ты прав.
Кстати, некоторые даже приводят его ориентацию (в смысле, Капоте, а не Фреда), чтобы опровергнуть обвинения книги в гомофобии. Но мне не показалось нужным делать такую ремарку в рецензии. В конце концов, одно другого может и не исключать. Тут важнее исторический контекст.
Но я не думаю, что дружба может быть свободна от «напряжённости» и какой-то двусмысленности, только если кто-то гей или асексуал.

Таким образом Холли не видит в нём ни соперника, как в подругах, ни потенциального невольника, как в своих многочисленных мужчинах.

Есть такой момент, согласна. Тем более её подозрительное отношение к подругам нам известно… Более того, рассказчик сам намекает, что у него к Холли какие-то специфические чувства:

такая любовь тоже бывает ревнивой.

И всё же мне кажется, что книгу можно прочитать и как историю о дружбе, без лишних мудрствований и копаний. Странности героев (точнее, Холли) и запутанность обстоятельств позволяют их неожиданной дружбе завязаться и раскрыться...
В конце концов, каждый видит то, что хочет видеть))

Спасибо за отклик, Женя!)


Она может быть спокойна, что подаренная ему "клетка" (в кавычках, как символ её любви и дружбы) останется пустой.

Ну, я не уверена, что Холли настолько чувствительна или проницательна, чтобы быть в этом уверенной... да и не стоит в таких вопросах быть чересчур уверенными, как мне кажется))


Да я вроде не мудрствовал и не копал. И в своей рецензии я об ориентации рассказчика не упоминал (как и в обсуждениях под рецензиями Гали и Людмилы). Мне вообще без разницы этот вопрос. Просто ты уделила особое внимание их бескорыстной дружбе, а я сказал (скорее, намекнул), что в обычной ситуации такая дружба врядли была возможна. Да она в принципе невозможна. А уж тем более с таким человеком, как Холли.


Да она в принципе невозможна.

Ну зачем так категорично? Соглашусь, что бескорыстных в абсолютном значении этого слова отношений не бывает и, наверное, быть не может в природе. Элементарное внимание - это ресурс, который мы тратим на другого человека, хотя при хорошем раскладе сами от этого тоже подпитываемся... да и само время - очень ценный ресурс)
И, конечно, взаимность важна в любых человеческих контактах.
Если вернуться, к Холли и Фреду, то мне почему-то кажется, что она тоже могла бы прийти ему на помощь, как он пришёл к ней. Собственно, один раз она это и сделала. Не думаю, что эпизод с лошадью вставлен случайно)
А в дружбу между мужчиной и женщиной, свободную от "напряжения" и подводных течений, лично я верю)

Мне вообще без разницы этот вопрос.

Женя, это я не столько тебе написала… Просто у меня есть знакомый, который говорил, что книга полна предрассудков. И такое мнение сегодня существует. Поэтому мне показалось нужным отметить, что я думаю по этому поводу)


Отличная и глубокая рецензия, Ника! Я прямо зачиталась! Спасибо огромное! )

Очень интересная точка зрения. Для меня, конечно, неожиданно, что во главу угла поставлена дружба между героиней и рассказчиком. Возможно, здесь сыграло роль то, что ты фильм видела раньше книги? Там, кажется, у них даже любовью всё закончилось, если не ошибаюсь. Я пока, к сожалению, так и не посмотрела фильм. Для меня эта книга о попытках бегства Холли от глубокого невроза (наверное, можно это назвать и эмоциональной нестабильностью, как сделано в рецензии) в спокойное место. Например, к Тиффани. Завтрак у Тиффани – это ведь и есть мечта Холли, вынесенная в название книги: «Там всё так чинно, благородно, и я сразу успокаиваюсь. Разве что-нибудь плохое с тобой может приключиться там, где столько добрых, хорошо одетых людей и так мило пахнет серебром и крокодиловыми бумажниками?».

Но, вслед за доброжелательным к Холли начинающим писателем, рискну предположить, что у неё всё может сложиться удачно.

Но этот писатель предположил 3 варианта. И относительная удача там на последнем месте: «Умерла. Или в сумасшедшем доме. Или замужем».


Спасибо огромное за внимание к моей скромной рецензии, Людмила!) И спасибо, что ты своей интересной рецензией тоже повлияла на моё желание прочитать книгу :)

Для меня, конечно, неожиданно, что во главу угла поставлена дружба между героиней и рассказчиком.

Да, наверное, многое зависит от ракурса. Я в какой-то момент считала дружбу между ними, и в итоге увидела всё произведение в этом ключе, пусть и с некоторыми оговорками.
А в фильме, действительно, всё заканчивается влюблённостью. Хотя и там отчасти дан открытый финал. Холли может поступить по-разному. Не хочу снова спойлерить (если ты решишь смотреть). Но важное отличие от книги – то, как создатели фильма трактуют персонаж Фреда)

Но этот писатель предположил 3 варианта.

Тоже верно… Но что касается невроза. Я, конечно, никакой не специалист, но мне показалось, что проблемы Холли, её тревожность и возбудимость связаны во многом с её неудовлетворённостью жизнью в настоящем, ну и тем, что прошлые травмы дают о себе знать. Но каких-то глубоких (или необратимых) проблем у неё нет, на мой взгляд. Если она найдёт в чём себя реализовывать, она станет спокойнее, уравновешеннее… другое дело, что найти себе дело в её ситуации - задача непростая, это да.

Спасибо ещё раз, Людмила))


Ходить по психиатрам во времена, когда ещё не была развита привычка ходить к психологам ещё не признак клинических болезней. Как мне кажется. Тем более, тот факт, что врач был из немцев, и что он "развёл руками" больше подходит для психологических проблем, а не для психических (хотя, лично я не знаю где проходит граница и есть ли она вообще).


Границу, наверное, сложновато определить, но галлюцинации (с толстой смеющейся бабой) и так называемые панические атаки (когда Холли лезла на стенку) всё-таки, возможно, свидетельствуют о каких-то серьёзных проблемах с психикой.


Толстая баба это не та полицейская, что её задержала? А панические атаки есть у каждого второго. Но, может и больна. Опять же, кто знает где граница. Как у Галича в какой-то песне:
" И пусть я псих, а кто не псих? А вы не псих? "


Толстая баба это не та полицейская, что её задержала?

Нет, не та. Впервые эта толстая баба появилась в галлюцинациях героини после получения известия о гибели брата. И именно эта смеющаяся "рыжая сволочь" вызвала у Холли приступ агрессии и заставила её крушить всё вокруг. А во время задержания полицейскими, видимо, галлюцинации снова возникли. И потом, когда героиня потеряла ребёнка, ей тоже мерещилась эта толстая баба, которая якобы чуть не убила её.


Ясно. Ну смерть единственного родного человека кого угодно с ума сведёт. Но, в принципе, не так важно - психолог, психиатр. Хоть социальный работник. Действительно, у неё не всё в порядке. Мягко говоря


И именно эта смеющаяся "рыжая сволочь" вызвала у Холли приступ агрессии и заставила её крушить всё вокруг.

Сейчас поискала в тексте... действительно, получается, что эта галлюцинация впервые возникла после известия о смерти брата.
Но такое, мне кажется, может произойти и с гораздо более психически устойчивым и в целом благополучным человеком, чем Холли. Бывают же случаи, когда после трагической смерти близких, которая случилась неожиданно и где-то далеко (как в случае с братом Холли), люди отказываются в это верить и представляют, что погибшие рядом с ними. Может понадобиться много времени и терпения близких, чтобы они избавились от галлюцинаций... Ну, а у Холли ещё столько проблем из детства.
Поэтому мне кажется, речь, скорее, о тяжёлой ситуации, в которой девушка оказалась и в которой она пытается как-то выжить и сохранить себя, а не о глубинных проблемах с психикой (здесь, конечно, вопрос, что считать таковыми). Всё это, конечно, имхо)


Как у Галича в какой-то песне:
" И пусть я псих, а кто не псих? А вы не псих? "

Гениально))
Мне кажется, что у Холли много проблем (это без вопросов) и разных комплексов... но, учитывая обстоятельства её жизни, всё могло быть куда хуже. По сути, всё, что она видела, это был пример нездоровых или откровенно токсичных отношений (насколько можно судить по обрывистому повествованию с недомолвками). Она могла бы возненавидеть всех и вся, стать абсолютно бесчувственной или болезненно мстительной. Этого, на мой взгляд, с ней не случилось.


А ещё мне кажется,что Холли не пробовала стать актрисой потому что избегает работы, обязанностей. Ведь сниматься - это всеже труд, а трудиться, как мне показалось, эта девушка не любит.
Вообще много в книге недосказанности, поэтому читатели могут свою фантазию включить на полную и у каждого свой "Завтрак" получается:)


скорее, это очередная "неволя".

... или страх неудачи, отсутствие веры в себя (что вполне предсказуемо).


Вообще много в книге недосказанности, поэтому читатели могут свою фантазию включить на полную и у каждого свой "Завтрак" получается:)

Абсолютно согласна) Поэтому я и написала, что "обрывистость и лаконичность повествования обеспечивают новелле своеобразную прелесть")


А эмоциональная нестабильность, вероятно, во многом обуславливается неудовлетворённостью девушки. Она хочет выделиться, реализовать себя, но не знает, как и в какой области. Отсюда и её фиксация на дорогом магазине Тиффани.

Любопытно подметила, Ник. Магазин с блеском алмазным.. небо в алмазах, почти образ.... утраченного рая?
А фильме вроде нет такого акцента на эмоциональную нестабильность, да?

Мы видим это на примере отношений Холли и её соседа, начинающего писателя Фреда - того самого, который и рассказывает нам эту историю спустя несколько лет после событий.

Ник, помнишь я в истории на Завтрак у Тиффани писал, что момент с окном и Фредом, слушающим её, похож на сцену в Войне и мире, где Болконский у окна слушает мечты Наташи?
В романе это есть?

Отношение героини к Доку Голайтли - в высшей степени противоречивому персонажу - тоже подтверждает наличие у неё эмоционального слуха.

Здорово. Часто у людей эмоциональная глухота...

В её отношении к Доку, конечно, может быть нездоровая созависимость, но также и благодарность к человеку, который, по всей видимости, испытывал к ней какие-то тёплые чувства и был единственным, кто помог в сложный момент.

Ник, удивишься. Знаешь кто пришёл мне на ум? Настасья Филипповна.

Эфемерный образ Холли способен расположить к себе читателя.

А славно ты на протяжении всей рецензии бросаешь нежно блики этой эфемерности)
Ник, знаешь что я подумал?
Исходя из этой отрешённости Холли ( и её имени, тут символ славный), её прозрачности почти и воздушности, и названия романа.. тебе не кажется, что тут есть нечто языческое, что-то вроде элевсинских таинств и обедов в дар богам? Словно бы эти обеды устраивались как некая жертва и взывание к.. кому? Духу дружбы и любви, которая покинула этот мир?
Тогда Холли выглядит эдакой Весталкой. Последней.

Я бы сказала, что новелла, в первую очередь, о бескорыстной дружбе, о том, что мужчина и женщина могут так взаимодействовать и вполне успешно, даже когда обстоятельства им в этом не «помогают».

Очень понравилось, Никуш.
Иногда слышу про этот роман и фильм.. и все соскальзывают мыслями в любовь и т.д.
А про дружбу никто и не думает. Спасибо)
И название рецензии, к слову, дивное. Так и роман мог называться.

Как бы там ни было, у Холли есть один козырь - умение принимать то, что «день грядущий ей готовит», и даже наслаждаться этим, невзирая на приступы хандры и невротичность.

Нравится, как ты порой одним щедрым но тонким мазком можешь так многое передать, не тратя много слов)
Некая.. девственная открытость сердца миру, мигу... другу.

Я колебалась до того момента, пока не узнала о её категоричном отношении к животным в неволе.

Спасибо, Никуш)
Помнишь тот стих Набокова о Тушканчике?

А новелла, повторюсь, о неожиданно завязавшейся дружбе, и в ней очень мало самого Фреда.

Вот что делает вечер со мной.. прочитал как - Фрейда)
О кошке задумался и прочитал. М-да..

Никуш, просто очаровательная рецензия, спасибо)
И за послесловие, уже фирменное)
Черничного настроения тебе, друг, на этот вечер)


А фильме вроде нет такого акцента на эмоциональную нестабильность, да?

В фильме вроде тоже есть, но меньше. Точнее, даже не меньше, там просто акценты поставлены сильно по-другому. Поэтому общая история считывается иначе)
Саш, помню эту твою историю с черничным другом))

В романе это есть?

Да! Есть похожая сцена – наверное, одна из самых, если не самая, поэтичная в новелле.

Знаешь кто пришёл мне на ум? Настасья Филипповна.

:) В этой ассоциации что-то есть, Саш, даже если на первый взгляд она кажется странной.

Словно бы эти обеды устраивались как некая жертва и взывание к.. кому? Духу дружбы и любви, которая покинула этот мир?

Лирично :) Может быть ещё попытка через обеды и вечеринки забыть о том, что Духи дружбы и любви – не частые гости в этом мире…
А я вот, на более прозаической волне, подумала, что есть своя логика в том, что Холли вызывает лёгкие холивары)))

Помнишь тот стих Набокова о Тушканчике?

Чудесный стих, немного неожиданный от Набокова. Ты не находишь?)

А меня почему-то привлек
ты, пушистый, ушастый зверек
с большими глазами.

Вот что делает вечер со мной.. прочитал как - Фрейда)

Ой, Фрейда на нас нету... хотя про меня он бы точно ничего хорошего не сказал) Везде ищет дружбу, не кроется ли за этим какая-то асексуальность... странная особа)))

Спасибо большущее за добрую обратную связь, Сашуль! И тебе прекрасного ягодно-поэтического настроения))


:) В этой ассоциации что-то есть, Саш, даже если на первый взгляд она кажется странной.

Мне больше вспомнилась даже не сама Н.Ф. а её тёмное и болезненное прошлое.

Чудесный стих, немного неожиданный от Набокова. Ты не находишь?)

Ник, очень даже ожиданный)
Набоков он такой. Это можно сказать, Набоков без маски: нежный, чуткий, наивный как ребёнок и... ранимый.
Любит он маски, и с годами он их как шляпы менял. Правда, они как у Эйнштейна одежда: одна, но их много и одинаковые)

Везде ищет дружбу, не кроется ли за этим какая-то асексуальность... странная особа)))

Ох, Никуш.. дружбе так мало уделяется места и она так недооценивается часто..
Мне кажется что она похожа на того самого тушканчика)
Спасибо тебе ещё раз что под редким углом взглянула на роман)

И тебе прекрасного ягодно-поэтического настроения))

Твой привет перешёл вчера в мой чернично-смородиновый чай, а потом в меня)
Славного и дружелюбного вечера, Никуш)


не сама Н.Ф. а её тёмное и болезненное прошлое.

И я об этом подумала... А Холли кажется даже ещё более потерянной.

Это можно сказать, Набоков без маски: нежный, чуткий, наивный как ребёнок и... ранимый.

Как хорошо ты написал о Набокове, Саш. Очень согласна с такой характеристикой)) Эту немножко детскую наивность и ребячливость, наверное, можно хорошо проследить в его отношениях с Верой. Она ведь играла колоссальную роль в его жизни, творческой и бытовой...

Твой привет перешёл вчера в мой чернично-смородиновый чай,

Ням-ням)) Эта фраза ласкает слух)

И тебе ещё раз дружеское спасибо, Сашуль! Доброго воскресного настроения :)


Саш, нашла специально для тебя пассаж из книги про Холли, играющую на гитаре)

спойлер
Она играла на гитаре и держала кошку. В солнечные дни, вымыв голову, она выходила вместе с этим рыжим тигровым котом, садилась на площадку пожарной лестницы и бренчала на гитаре, пока не просохнут волосы. Услышав музыку, я потихоньку становился у окна. Играла она очень хорошо, а иногда пела. Пела хриплым, ломким, как у подростка, голосом. Она знала все ходовые песни: Кола Портера, Курта Вайля и особенно любила мелодии из «Оклахомы», которые тем летом пелись повсюду. Но порой я слышал такие песни, что поневоле спрашивал себя, откуда она их знает, из каких краев она родом. Грубовато-нежные песни, слова которых отдавали прериями и сосновыми лесами. Одна была такая: «Эх, хоть раз при жизни, да не во сне, по лугам по райским погулять бы мне», – и эта, наверно, нравилась ей больше всех, потому что, бывало, волосы ее давно высохнут, солнце спрячется, зажгутся в сумерках окна, а она все поёт её и поёт.
свернуть

Никушка, спасибо за этот отрывок!
Не знал его!!
Словно... цветы мне подарила, те самые)
А в этой песенке есть уже нотка зовущая черничного друга)

Спасибо ещё раз, Ника!


А Холли кажется даже ещё более потерянной.

В смысле, как личность более потерянная... а её книжный финал не такой печальный.

А в этой песенке есть уже нотка зовущая черничного друга)

:) Который пока где-то в прериях обитает))

Спасибо, Саш!)


Ника, спасибо! Было интересно почитать про Холли )) Я даже фильм не смотрела, хотя Одри люблю и кино смотреть люблю:) Теперь не знаю, смотреть или нет. Ты говоришь, что книга лучше

Для меня, как человека, который разбирается в готовке почти так же, как в написании кодов, это доказательство, что Холли в этой области – почти мегамозг.

Ахаха ))) никак не могу удержаться и не вспомнить как кто-то тут цитировал "миллениалов больше интересует еда, чем кекс") Может Холли родилась не в то время?))
Ника, я поняла так, тебе симпатична Холли, потому что у неё было сложное детство, юность и она как-то смогла сохраниться, не стать злой. Но, как пример, домой к себе ты бы ее приглашать не стала?

Хороших тебе выходных)


Кристин, рада тебя видеть))

Теперь не знаю, смотреть или нет. Ты говоришь, что книга лучше

Ну, она мне больше понравилась, но фильм по-своему тоже хорош. Просто его надо воспринимать как лёгкую романтическую историю, в отличие от книги) А я думала, ты фильм смотрела :)

как кто-то тут цитировал "миллениалов больше интересует еда, чем кекс")

Кто бы это мог быть?)) Вырывать из контекста - не очень хорошо (шучу :) ) Но такая тенденция и правда имеет место)) Роль кекса в нашей культуре порой кажется преувеличенной, как мне кажется :)

Может Холли родилась не в то время?

Вопрос риторический...

я поняла так, тебе симпатична Холли, потому что у неё было сложное детство, юность

Кристин, ты правильно меня поняла) Я бы ещё добавила, что мне симпатичен именно образ Холли, так как я его увидела.

Неслучайно автор отмечает, что «одетая, как мальчишка, в джинсы и кожаную куртку» Холли даже внешне выделяется из толпы.

И дальше в таком духе.
При этом мне многое в ней не нравится. Вот тут выше писали, как Холли будила людей, если ей было нужно, чтобы ей дверь открыли и т.д.
Похожее поведение в реальном человеке меня бы откровенно бесило, неуважение к личным границам и т.д.
Просто в книге очень мало конкретики и много недомолвок, и я подумала, что не нужно воспринимать образ буквально. Я расставила для себя акценты, а на том, что мне показалось неважным, не стала фиксироваться. Но это только моё видение))

как пример, домой к себе ты бы ее приглашать не стала?

Это всё же не самый удачный пример) Я бы домой никого из этой новеллы не позвала, даже рассказчика)) Домой я обычно приглашаю только близких людей...

Спасибо большое за внимание и комментарий, Кристина! И тебе отличных выходных и хорошего настроения :)


как человека, который разбирается в готовке почти так же, как в написании кодов,

Кристин, раз уж ты извлекла на свет эту цитату, у меня к тебе есть маленький лингвистический вопрос. Понятно ли, что речь здесь идёт о программировании?))


Мне, например, понятно, что это о программировании, но некоторые, как и я, могут быть не в курсе, насколько ты сильна в программировании. )

Но готовишь ты отлично! Завтрак у ̶Т̶и̶ф̶ф̶а̶н̶и Ники удался на славу! И даже растянулся на несколько дней. Ведь очень приятно посидеть с такими интересными ̶с̶о̶т̶р̶а̶п̶е̶з̶н̶и̶к̶а̶м̶и собеседниками за одним столом! Было очень вкусно! Спасибо, Ника! )


могут быть не в курсе, насколько ты сильна в программировании.

:) К сожалению, совсем не сильна)
А то, что человеку с твоим уровнем эрудиции понятно, о чём речь, конечно, совершенно предсказуемо)

Ведь очень приятно посидеть с такими интересными ̶с̶о̶т̶р̶а̶п̶е̶з̶н̶и̶к̶а̶м̶и собеседниками за одним столом!

Полностью поддерживаю) С такими с̶о̶т̶р̶а̶п̶е̶з̶н̶и̶к̶а̶м̶и собеседниками уже даже и неважно, что у нас там на завтрак ;)

Спасибо ещё раз, Людмила! Очень рада пообщаться) И думаю, хорошо, что мы по-разному увидели "Завтрак", у нас получилась познавательная и местами весёлая дискуссия не непростую тему)


*на непростую тему)


Понятно ли, что речь здесь идёт о программировании?))

Ника, не волнуйся )) По смыслу можно догадаться, что к чему)

Просто в книге очень мало конкретики и много недомолвок, и я подумала, что не нужно воспринимать образ буквально.

Ясно) На то она и художка, что можно её понимать очень по-разному и дать волю воображению. Это же не реально жившие люди.

Спасибо! Удачной тебе недели)


Это же не реально жившие люди.

Да! Просто читаешь мои мысли))

Спасибо большое, Кристин! Ты всегда умеешь поддержать :)
Хорошей тебе недели!)


Не согласна с тем, что вы говорите о бескорыстной дружбе и ответственности. Фред полюбил её, и он сказал это когда терял сознание, все его действия говорили о том, что он не безразличен к ней как мужчина, один из примеров это реакция на заголовок в газете о свадьбе миллионера, где он думал что это она за него вышла.
По поводу того, что она не брала на себя ответственность, поэтому никому ничего не должна. Но если она взяла к себе кота, значит взяла за него ответственность (например упоминания чтобы Фред кормил кота когда её забирала полиция), но потом она передумывает нести эту ответственность и выбрасывает кота, а потом опять передумывает и жалеет об этом. Так что да, она безответственна и безрассудна. А ещё понятия не имеет чего хочет от жизни, и морочит голову другим. И даже маленькие проблески какой-то идеи для главной героини которые возникают в качестве свободолюбия или честности автор не раскрывает. Вместо свободолюбия - мы видим легкомысленность, а честность она теряет даже перед собой. Она говорит ближе к концу что она СТАРАЛАСЬ думать что любит тех мужчин с которыми общалась, а это значит что лгала самой себе ведь на самом деле они ей не нравились, она заставляла себя верить в другое.


Спасибо Вам, что прочитали и высказали свою точку зрения на книгу)
Как уже отметили выше в комментариях, "Завтрак у Тиффани" - произведение довольно сырое, в котором всё размыто и неопределённо. Персонажи прописаны как бы мазками, поэтому можно дать простор воображению и додумать за автора.
И отношения Фреда и Холли, конечно, можно трактовать очень по-разному. Многие, наверное, прочтут их, как Вы это описали. Кто-то, как я, может увидеть между ними дружбу, ну или романтическую дружбу... Мне кажется, в этом и обаяние этой, в общем-то, очень короткой истории. Можно её поворачивать с разных сторон)
А что касается безответственности, мне показалось, что Холли как минимум не настолько безрассудна, как это может показаться на первый взгляд. Что вовсе не делает её рассудительной... Учитывая её тяжёлый бэкграунд, всё могло бы быть намного хуже. Но это только мои субъективные впечатления от прочитанного.


Ещё хочется добавить про кота. Вы пишете:

(например упоминания чтобы Фред кормил кота когда её забирала полиция),

Но этот момент сам по себе доказывает, что Холли сложно однозначно назвать безответственной. Она подумала о коте в сложный для себя момент... А эпизод, когда она выбрасывает кота и потом почти сразу передумывает, происходит в момент обрушения её надежд. Мне всё же кажется, что даже гораздо более устойчивые и спокойные люди могут в такой ситуации психануть... Что не снимает с героини ответственности за то, что происходит в её жизни. Как-то так мне это видится)


Ника, с удовольствием вернулась к твоей рецензии и такой обширной дискуссии под отзывом, после прочтения книги!!!


Оксана, спасибо, что заглянули на огонёк!))
Да, мы тут много наговорили :) Одно можно сказать однозначно, Холли - персонаж неоднозначный, а книга приглашает к дискуссии))


Ко мне на ты!:)
После твоего послесловия не хочу смотреть фильм, я обычно, если книга очень нравится, смотрю, но вот хорошо, что ты предупредила, что посыл у фильма другой, хочется подольше сохранить впечатление от книги.


Ко мне на ты!:)

Договорились, Оксана!)

хочется подольше сохранить впечатление от книги.

Понимаю тебя.
И я тоже обычно люблю посмотреть экранизацию, если книга понравилась) Впечатления, правда, потом бывают разные...)