Больше рецензий

Mac-bet

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 декабря 2020 г. 10:40

783

3 Новый взгляд на историю

Школьные годы -чудесные? Ну не факт, не факт. Наверняка, жизнь того, кто имел счастье обучаться в частной школе, будет резко отличаться от жизни в учебном заведении на окраине. Так было всегда: уроки с гувернером, конечно же интереснее и качественнее, чем в бесплатной школе.
Бурса- духовное училище, вроде как должна выпускать из своих стен дьяков, подьячих, певчих, помощников священнослужителей, призванных нести облегчение людям, на деле оказалось низкосортным приютом для не самых умных юношей. Бесплатное питание, отсрочка от солдатской службы- то, что обычно привлекало учеников, а не желание получить образование. Да и обстановка там была соответствующая: взяточничество, воровство, дедовщина- не лучшие условия для выпуска хороших специалистов. Бесплатно же. Чего стараться?
Николай Герасимович Помяловский восемь лет провел в Александро-Невском духовном училище, в той самой бурсе, о которой рассказывает в произведении. Все, о чем он пишет: быт, нравы, типажи учеников, все это узнал он на собственном опыте, от того произведение вышло особенно интересным. Еще бы, ведь в нем нет ни слова лжи.

На мой взгляд, исторические книги, те, которые описывают не какое то масштабное событие, войну или время правления того или иного монарха, о которых можно и так прочитать в учебнике, а традиции отдельного сословия или подробности быта- самые интересные. Из них можно узнать мельчайшие детали, правила поведения. все, чем жили наши далекие предки. И это дополнит любой период, затронет все сферы жизни, не только военные или политические, создаст иллюзию присутствия, будто бы ты сам торгуешься за гуся на рынке или собираешь можжевельник. чтобы защитить свой дом от злых духов.
"Очерки бурсы" -одна из таких книг. Вместе с ее героями мы путешествуем со страницы на страницу, узнавая все больше печальных подробностей о бесплатном образовании в Российской империи второй половины девятнадцатого века. Мы видим учителей, преподающих спустя рукава, поваров, крадущих все, что плохо лежит, бесконечные голод, антисанитарию, телесные наказания. Ну и как следствие- учеников, думающих не об учебе, а о том, как бы выжить в таких условиях.
Все это могло бы вырасти в невероятно увлекательный роман, если бы не странный стиль изложения автора-слишком уж много места занимают в повествовании словесные портреты учеников. Начав, например, рассказывать о том, как проходили уроки, по какому критерию рассаживались за партами ученики. за что могли назначить розги, Николай Герасимович внезапно переходит к описанию какого-нибудь бурсака- как он попал в училище, да как сбежал, да как и с кем дрался. И так страницы три-четыре. А я ведь беру в руки именно эту книгу не для того, чтобы узнать как жил незнакомый парень, который больше и в тексте то не встретится, расскажите мне лучше про питание или азартные игры, или порядки, царившие в стенах училища.
Неординарное, в общем, вышло произведение. Вроде и интересное, но когда дело доходит до описаний учеников- так и хочется бросить его и начать читать что-нибудь другое. Впрочем, странно предполагать, что книга, которой уже почти двести лет, во всем придется по вкусу читателю двадцать первого века, с совсем иным темпом жизни. Если запастись терпением и просить автору его неторопливый стиль и излишние подробности- можно получить в награду множество интересных фактов, показывающих российскую историю с малоизученной стороны.