Больше рецензий

27 декабря 2020 г. 16:49

2K

5 Спойлер ANAГKH - что по-гречески будет рок, судьба

Весь роман Гюго о Соборе представляет собой стечение обстоятельств, всё, что происходит, происходит по воле рока, судьба не щадит никого. В этом романе нет ни одного лишь положительного или лишь отрицательного персонажа - каждый из действующих лиц наделён характеристиками живых людей, а это значит, что в каждом из них в любую секунду играет либо ангел, либо демон.

В первой книге нас знакомят с поэтом, философом и просто странствующим по Парижу человеком - Пьером Гренгуаром. Этот человек сталкивается с давлением общества, или даже с его небрежностью по отношению к низшим чинам. Да, Пьер философ, он ученик уважаемого архидьякона, но то пренебрежение, игнорирование со стороны народа его творчества удручает и вызывает только жалость. И это понятно, ведь большинство людей того времени (а это, кстати, конец пятнадцатого века) не интересовало искусство уличных бродяг, высокая философия и красота мысли. Им бы самим выжить, да остаться с головой на плечах.
Но, несмотря на это, Гренгуар окружён людьми, которые ожидают от него чего-то невероятного, которые вроде как собрались на площади, чтобы смотреть его мистерию, но заинтересованность в их лицах исчезает, как только появляется что-то более волнующее - например, танцующая на площади цыганка.
Пьер окружён всеобщим осуждением, всеобщим ожиданием, и он не знает, куда себя деть:

“Куда ни повернись, перед ним разверзалась пропасть, то есть виселица”.

Пьера бывает жаль, но несмотря на все трудности, он остаётся человеком с жаждой жизни, и даже будучи на эшафоте, смог выкарабкаться. Нельзя не отметить, что играет и его самолюбие - он знает, что является отличным философом и поэтом, считает, что все должны его слушать, что его пьеса - одна из лучших, и очень оскорбляется, когда понимает, что никому это не интересно. Но, со своей жаждой жизни он справляется и с этой обидой. Сам Гюго отмечает, что Пьер всегда старается придерживаться золотой середины.
Гренгуар встречает Эсмеральду, которая как раз-таки и спасает его от смерти через повешение. По цыганскому обычаю он становится её мужем, но сам понимает, спустя время, что это всего лишь формальность. Он уважает границы и принципы этой девушки, с огромной любовью относится к её козочке, и даже смиряется с назначенной казнью Эсмеральды.
Живёт Гренгуар, с недавних пор, в обществе бандитов и бродяг, которые образовали даже своё королевство Арго или Двор чудес. Это место, наполненное самыми разными людьми, но их объединяет статус - бродяги, нищие, разбойники. Очень ярко показано это королевство, где происходит беззаконие, которое устраивает всех. В скором времени и Гренгуар привыкает к их обычаям.
В общем - персонаж в меру самовлюблённый, позитивный и смиренный, уважает животных, за что уважаем его мы.

Самый искренний и самый молчаливый персонаж - Квазимодо. Автор описывает его настоящим уродцем. На него боятся смотреть, считают демоном из ада и чудовищем из Собора Богоматери. Да, это так, Квазимодо - далеко не красавец, и это очень чётко показано в отношениях других персонажей к нему (даже Эсмеральда побаивается глядеть на него, при своём-то добродушии). Но особо подчеркнуть хочется его внутреннее состояние.
Квазимодо не ангел, он такой же полярный, как и все люди на земле. Он обозлился на мир за то, что все считают его уродом, что никто не обратится к нему, как обычно общаются между собой - тем более, зная, что Квазимодо глух. Да, помимо отталкивающей внешности звонарь Собора Парижской Богоматери глухой. И это благодаря его любви к Собору. Гюго очень красиво пишет о том, как Квазимодо любит соборные колокола, как он общается с каменными статуями, населявшие стены Собора, как с бережностью и искренней любовью он обхватывает верёвку, разбегается и оглушает себя и всю округу звоном колокола. Гюго обращает внимание, что Квазимодо будто сросся с Собором, он стал его духом и его воплощением (а можно ещё и заметить, что снаружи-то Собор ой какой красивый!).
Есть в жизни Квазимодо ещё одна большая любовь - уже упомянутая выше цыганка Эсмеральда. Он любуется её красотой, понимая, что сам никогда не сможет даже притронуться к ней, даже поговорить с ней на равных, ведь он - глух и некрасив. Он понимает, что его общество цыганке противно, и от этого скрывается, старается не попадаться ей на глаза, но всё-таки ухаживает, как может. Квазимодо любит сквозь боль и слёзы, хоть и мужественно сдерживает их. Он готов пожертвовать собой, если только этого захочет цыганка.

Мой любимый персонаж, которым я восхищалась, и к которому испытывала отвращение. Клод Фролло - архидьякон Собора Парижской Богоматери. Он усыновил Квазимодо (что объясняется, кстати, желанием превозвыситься в обществе с помощью такого благородного, но странного, поступка, а ещё тем, что Квазимодо является абсолютнейшим рабом Клода; и любовью к брату - если брат не оправдает надежд Клода, усыновление Квазимодо будет спасением от ада); он также очень любил своего брата Жеана, который остался одним после смерти их общих родителей. Но более всего Клод любил науку, знания - он упивался ими, захлёбывался в необъятном количестве информации, но проглатывал, шёл за новой. Он знал очень многое: несколько языков, даже почти мёртвых, философию, герметику, арифметику, да чего он только не знал! Хотя, знаете, есть одна деталь - избегал он женщин, от того и не мог их знать.
По разговору с учеником Жаком я чуть ли не сделала вывод, что Клод является нигилистом:

“Я не отрицаю ни аптеки, ни больного... Я отрицаю лекаря.”
“Я не верю ни в медицину, ни в астрологию”

И единственное, во что верит наш архидьякон - это Бог. Что, в общем-то, потом мне показалось совсем глупостью.
Общество побаивалось архидьякона, оно не любило его. Всякий раз, когда они с Квазимодо прогуливались по площади, можно было услышать:

“У этого душа точь-в-точь как у другого тело”

Так почему же, может возникнуть вопрос, мне нравится этот персонаж? Он холоден, но беден. Беден душой, потому что ничего, кроме учёбы, его не интересовало. Ничего, кроме стен Собора, он не видел. Он любил собор, но только за его красивость, за то, что это - искусство. У него нет такого трепетного отношения, как у Квазимодо. И он даже не любил, как Квазимодо - трепетно и осторожно. Клод - человек страстный. Он ни разу не любил женщину, он боялся её, потому, при виде сказочной Эсмеральды, его взор помутнел. Он в самом деле сошёл с ума, но уже не мог контролировать себя, потому пошёл на поступки, которые можно охарактеризовать как “тупость” и “недальновидность”. Можно, но не желательно! Мне жаль этого персонажа - Клода, который не верит даже в настоящую любовь. Ему сорвало крышу, он хочет убить и любовника предмета обожания, и сам предмет. И, самое главное, он не только хочет, он делает. Следит за Фебом, чуть ли не убивает его. Следит за Эсмеральдой, хочет её украсть; хочет спасти её от ловушки, в которую сам же загнал - от казни, но по итогу сдаёт её страже.
Фролло одержим Эсмеральдой, он видит её везде: в книгах, в закате и рассвете, во сне, рядом с собой на кровати, в его мыслях она постоянно. Эта одержимость и страсть и подталкивает его к поступкам, которые так не ожидаешь от служителя церкви.
Клод сравнивает себя с пауком и мухой одновременно, автор же сравнивает его со льдом и лавой, а именно: снаружи холоден, как лёд, но в душе бушует лава.

Феб - по-гречески “солнце”. О, как же светило это солнце! Лучше бы потухло. Феб - капитан французской армии, гулящий и любвеобильный молодой человек. Рос в хорошей семье, что привило ему любовь к изяществу и красоте, но любовь к сквернословию и разврату часто побеждала - это же влияние армии и её атмосферы. Феб неглуп, хоть и не знает несколько языков, но за его поведение можно и несколько раз покрутить на колесе на площади! Феб спасает цыганку Эсмеральду от нападения (которое устроили Клод Фролло и Квазимодо), тем самым влюбляя в себя девушку. Ему нравится влюблять в себя девушек, несмотря на то что невеста у него уже есть - нежная и утончённая Флёр-де-Лис. Ему этого мало, он готов гулять по кабакам и наслаждаться празднеством (кстати, вместе с братом архидьякона - Жеаном).
Фебу, на самом деле, искренне наплевать на дальнейшую судьбу Эсмеральды. Соблазнив её, влюбив её в себя, но будучи пойманным архидьяконом на месте, он начинает бояться. Месяц-два он лежит, оправляясь от раны, а как только приходит в себя, направляется к невесте, к Флёр, думая при этом, что “с цыганкой уже покончили”. Ему всё равно, как, когда, что вообще с ней сталось, им руководит только страх и желание совокупляться.

Думаю, уже заметно, что вся история сходится к одной личности - к Эсмеральде. Прекрасная цыганка, юная танцовщица и добрая девушка. Она, мечтательная и красивая, очаровывает зрителей на площади своими танцами, песнями, фокусами с любимой козой Джали. Важно помнить, что цыганки во все времена были личностями, которых можно либо бояться, либо к ним примкнуть (я так не считаю). Тут же Эсмеральда показана девушкой, которая живёт, наслаждается небом, солнцем и травой, песнями и плясками, и никто не обращается к ней пренебрежительно (по крайней мере на виду), кроме одной женщины. Женщина, которая отреклась от обычной жизни и замаливает свои грехи в специальном для этого помещении - она затворница. Женщина по имени Пакетта, которая проклинает каждую цыганку (а особенно Эсме), ибо несколько лет назад цыгане украли её дочь, которую она любила больше своей жизни, и от которой у неё остался лишь один маленький башмачок.
В романе поднимается тема проституции - Пакетта до этого работала именно в этой сфере, но однажды родив ребёнка, решила отдать всю жизнь и жизненные силы ему. Ребёнком была прекраснейшая девочка, и нетрудно догадаться, что это именно Эсмеральда. Да, цыгане украли её, девочка не знала, кто её родители. А Пакетта думала, что цыгане съели её прекрасного ребёнка и сошла с ума, отреклась от еды (кроме чёрного хлеба и воды) и заперлась в доме, к окошечку которого любой мог подойти и положить затворнице кусочек хлеба.
Эсмеральда вообще девушка очень добрая, и даже зная, что Квазимодо хотел её украсть, она даёт ему воды, когда того за этот проступок публично терзали. Она спасла Гренгуара, когда того чуть не повесили. Несмотря на это, девушка могла дерзко ответить, с собой же она носила кинжал, дабы защититься от насильников или кого-либо. Но любовь сломила её. Она полюбила Феба, своего спасителя, и потеряла голову. Это не та страсть, что сводила с ума Клода Фролло, нет, это нежные и трепетные чувства, это желание быть рядом с любовью и делать всё, что она захочет. Она любила Феба и никого, кроме него, не видела. Когда же произошёл случай с кинжалом (Клод попытался убить Феба), все обвинения в суде повесили именно на неё, и от этого она ещё больше сошла с ума. Увидев во время своей казни живого Феба она поняла, что он её разлюбил. Поняла, но не принимала это, верила, что ей просто показалось. До самого конца она любила только его.
Повезло ей или нет, но Квазимодо спасает её от казни и прячет в Соборе Богоматери, откуда её, по законам того времени, не могут вывеси насильно - некое убежище для осуждённых.
Эсмеральда, помимо своей доверчивости и любви к Фебу, очень мечтательная девушка. Она считает, что любовь - это всё, а дружба - это когда люди друг другу как брат и сестра. Цыганка очень любит свою козочку, обучает её всяким фокусам и доверяет ей секреты.

Помимо проблем во взаимоотношениях персонажей автор выделяет множество проблем. Этот роман просто кишит различными мерзкими и не очень вещами, хотя не очень актуальными для нашего времени.

Поднимается проблема книгопечатания - обозначается, что печатный станок убьёт церковь, а точнее убьёт веру людей в церковь, убьёт необходимость обращаться к богу, ведь есть возможность обратиться к книге. Гюго пишет, что зодчество в конце пятнадцатого века уже устаревает, что к нему на замену пришла книга - монумент мысли, вечности и идеи. Уточняет, что знания - в словах, в буквах, а не в зданиях и архитектуре (видимо, именно по этой причине Гюго описывает Собор словами, в книге). Благодаря книгопечатанию мысль стала долговечной.
Поднимается тема судейства - нам представляется глухой судья, который выносит свои вердикты благодаря интуиции, благодаря тому, что думает, что всё знает. Вот это смех! “Глухой судья тупее тупого” - отмечает автор, и я с ним соглашаюсь. Здесь даже может быть дело и не в том, что он физически не может слышать, зачастую судья просто не слышит подсудимого и остальных присяжных. Ему неинтересно, он присытился своей работой, дайте ему только денег, поспать и пожрать.
Поднимается и тема женщин, которые потеряли своего ребёнка. Мы уже говорили о затворнице - её горе нельзя сравнить с чьим-то другим, она потеряла часть себя и уже не видит смысла в жизни. Очень тяжело, когда мать теряет своё дитя, в какое бы время это не происходило.
Отмечается также жестокость людей: как они любят наблюдать казнь, как они издеваются над осуждёнными, какой бы приговор не вынесли; как они готовы кидаться помидорами в каждого, кто не богат, кто некрасив, кто не удовлетворил их больные фантазии (больше скажу, в пятнадцатом веке была даже казнь над животными, ибо они считали их вестниками из ада). Думаю, эта тема будет актуальна всегда.

В романе показан и король Людовик 11 - никогда не жалеет деньги из своей казны на апгрейд меча палача, но скупится на деньги для прокорм преступников, готовившихся к казни. Он уже стар и болен - это автор отмечает его сгорбленной осанкой и описанием того, что у короля нет зубов. Он холоден к своим "жертвам" в виде изменников короне, по всей видимости ещё и ложным; ну и, конечно, любитель власти – вся власть должна принадлежать ему. Королю страшно и больно осознавать, что против него может быть поднят мятеж - а он поднят, и вместе с ним говорит Собор Парижской Богоматери

“Когда человеком владеет мысль, он находит её во всём”. Замечали подобное за собой? Я да, и Клод Фролло тоже (хихи). Очень красиво Гюго сказал о том, что если уж мысль о чём-то или о ком-то засела у вас в голове - она будет там сидеть, пока не закроется гештальт.
Ещё Гюго отмечает, что у человека есть сосуд, который заполняется отчаянием или счастьем, и не может переполниться, чтобы человек не лопнул. И отчаяние, и счастье кончаются, чтобы была золотая середина. Пример этому Эсмеральда, которая после того, как её спас Квазимодо уже не могла страдать, её сосуд заполнился, и медленно вода начала уходить, сосуд начал заполняться спокойствием и смиренностью - её снова радовало солнце.

Комментарии


а это значит, что в каждом из них в любую секунду играет либо ангел, либо демон.

Вы правы, всё как в жизни, и это понимал ещё Достоевский, у которого ангелы и демоны борются в сердцах людей.
Достоевский, к слову, любил этот роман и он в некоторой мере повлиял на роман Идиот.
И Цветаева любила его, особенно образ Эсмеральды и козочки.

Спасибо за прелестную рецензию)
И за яркую нотку древней Греции.


после этой книги не хочется читать Гюго... Я понимаю, что на тот период времени было очень мало источников для информации и поэтому он старался максимально описывать всю архитектуру города, но это очень сильно и очень много... Хотя, любители наверняка найдутся


Согласна, очень много описаний архитектуры, самого Парижа, и от этого тоже роман теряет актуальность, но сама история, если не учитывать многочисленные описания и, вроде как, лишние детали, прекрасна


в целом не плохо. Фролло интереснее всех получился, как по мне


Ανάγκη - это нужда, необходимость, потребность...
Рецензия прекрасна!