Больше рецензий

22 ноября 2020 г. 11:22

315

4 Просто хорошая игра по сталкеру

Сегодня мы поговорим о книге Алексея Бобла "Воины Зоны". Сразу хочу сказать о том, что много внимания будет уделено лирическим отступлениям, которые будут переплетаться с эпизодами из сегодняшней книги.

Первое, о чем хочется рассказать - что делает книгу хорошей, незабываемой и такой, что мы часто перечитываем. Для себя я выделил три ключевые характеристики. Главной из них является сюжет. Во вторую очередь - "живые" персонажи, в которых можно увидеть людей. И последние в списке, но не по значению - атмосфера и уникальные фишки автора. Иногда даже небольшая, но уникальная изюминка заставляет забыть все дыры в сюжете и прочие промахи. Наличие хотя бы одной этой характеристики делает книгу хорошей, а их совокупность - просто шедевром.

В подавляющем случае наличия добротного сюжета уже достаточно, однако сделать захватывающую и нелинейную историю дело довольно сложное. Зачастую сюжет выглядит как прямая линия между началом рассказа и его концовкой. Само по себе это не хорошо и не плохо, но отсутствие неожиданных развязок мешает погружению в мир. Постановочность и прямолинейность истории сильно бросаются в глаза после сотой прочитанной книги, и уже вызывает скуку. Ты перестаешь верить в то, что события могут так развиваться. Весь мир не может ждать действий только одного главного героя этой истории. Однако есть случаи, когда эту прямолинейность не замечаешь.

Теперь вернёмся к нашей книге. Сюжет в ней довольно прямолинейный и развивается вокруг надвигающегося катаклизма. В какой-то степени чувствуется дух олдскула в этой завязке, но много ожидать не стоит. У автора были попытки создать второстепенную сюжетную линию, но внятного результата достичь не удалось. Есть главный злодей, который автором подан очень грамотно, поскольку две трети сюжета он является скрытой, но реальной угрозой. Примечательно то, что антогонист не даёт забыть о себе до своего появления на сцене. Именно это создаёт лёгкое чувство тревоги, которое провоцирует персонажей играть по принципу "все или ничего". Все было бы замечательно, если бы концовка была сильной. Здесь опять стоит порассуждать о том, что делает концовку хорошей и незабываемой. В целом качество финала очень важно. Небольшой пример, те, кто был студентом сталкивался с ситуацией, когда преподаватель читает только начало и конец курсовой работы. Такой метод довольно правильный, поскольку ценность работы сильно падает, если человек не может правильно её начать и получить внятный вывод на основе собранного материала. Перейдя к играм, эталоном концовки, для меня, являются таковые в Fallot 1, 2, 3 и New Vegas. Ты ясно ощущаешь последствия принятых решений или бездействия. В нашей книге с этим есть проблемы, поскольку в конце катаклизм предотвращается, но читатель не получает ответы на все вопросы. Остаётся чувство незавершённости и недосказанности, но это не критично в целом.

Теперь остановим свое внимание на персонажах. И первое, о чем хочется сказать, так это про колоссальное различие между хорошим игровым и книжными персонажами. Хороший игровой персонаж должен быть либо оболочкой для игрока (как в классической рпг) или полноценной личностью из своего мира (например, Макс Пейн). Хороший книжный персонаж должен быть проработанным, иметь свое прошлое, мотивацию своих действий, другими словами вызывать эмоциональную связь с читателем. Очень часто авторы забывают об этом и делают главного героя абсолютно пустым. Возможно, в каких-то случаях это является умышленным решением. В остальном, сложно проникнуться и сопереживать персонажу, которого даже человеком назвать сложно. Прошлое нужно персонажам как воздух, потому, что хотим мы этого или нет, но восемь из десятки поступков мы совершаем с оглядкой на пройденный жизненный путь.

Возвращаясь к нашей книге, главными героями выступают военные сталкеры. И это уникально и очень классное решение автора. Подобный выбор крайне редок, поэтому стоит внимания. Фишка состоит в том, что читатель может заглянуть по ту сторону баррикад. Военные в серии Сталкер выглядят как безликий противник. На добавку, приключение разделит, не менее враждебная, для сталкера организация - группировка Монолит. В книге же военсталы выглядят как реальная организация, которая действует по инструкциям, уставам и связана бюрократическими формальностями. Этот подход и скрупулёзность подкупают настолько, что ты начинаешь верить в это. Монолит выглядит не так живо, но это понятное дело, им положено такими быть. Отдельно я хотел бы сказать, что некоторые персонажи будут появляться и погибать, но особой эмоциональной нагрузки эти эпизоды не несут.

Теперь остановимся на общей атмосфере и подведем итоги. Атмосфера получилась "что надо". Как уже говорилось, есть чувство нагнетания от незримого, но реального противника. Отдельно я хотел бы остановиться на пересечениях с другими книгами серии. Их не так много, но, тем не менее, достаточно, для того, чтобы создать ощущение целостности мира. С первого взгляда в этом нет ничего удивительного, поскольку все крутится вокруг одного лора. А при ближайшем рассмотрении, можно увидеть, что каждый автор перекраивает всё, что можно, привносит что-то своё, меняя и создавая знакомые детали. В этой книге я нашёл общие точки соприкосновения, как минимум с четырьмя книгами других авторов (C. Клочков, А. Левицкий, В. Орехов, С. Недоруб).

Подводя итоги, можно сказать, что книга получилась довольно любопытной, но для искушенного читателя проходной и мало интересной. Не смотря на это она имеет свои фишки, которые не дают затеряться среди прочих, а это уже достижение.