Больше рецензий

sparrow_grass

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 ноября 2011 г. 14:18

2K

5

Причины, по которым решилась взяться за эту книгу, вложены друг в друга, как матрешки.

Внутри, в качестве самой маленькой, цельной матрешечки, лежит интерес к профессии актера. Мне всегда казалась эта профессия одной из самых загадочных, непостижимых, очень сложно себе представить, что чувствует человек, которому приходится часто перевоплощаться, играть разные роли. Как они не сходят с ума? Как им удается оставаться самими собой? Как не запутаться в том, где заканчивается игра и начинается жизнь? Я всегда очень настороженно относилась к актерам, и даже уважая многие их роли, не могла отделаться от странных, противоречивых мыслей о взаимосвязи актера как личности и актера как творца своего образа. И все-таки, в некоторых актеров невозможно не влюбиться, и кажется, что за его ролями ясно видишь человека. Попытка понять, так ли это, не обманываешься ли - вот одна из главных движущих сил, которая заставила меня взять в руки книгу Станиславского.

Вторая матрешка - это Театр. Я долгое время считала, что не понимаю театр и не могу его понять. Но, что называется, никогда не зарекайся. Я стала ходить по-немногу по разным театрам, это потрясающее искусство, по силе своего воздействия, по заложенной в нем глубине... это до сих пор загадка для меня, но загадка, в которую я успела искренне влюбиться. Это - живое искусство, наверное, самое живое из всех, самое зависимое от времени, самое интерактивное, со-творческое. И как можно интересоваться театром и не заинтересоваться трудами самого большого Мастера театрального искусства?

Матрешка третья - игра и жизнь. "Вся жизнь - игра" - фраза банальная, я не очень ее люблю (почему, не могу объяснить, сама не знаю), но отмахнуться от нее невозможно. Мы и правда все время кого-то из себя изображаем - то прилежных учеников, то пылких влюбленных, то крутых профессионалов, то ласковых родителей...

Боги не творят нас как нечто отдельное от себя. Они просто играют по очереди нашу роль, словно разные актёры, выходящие на сцену в одном и том же наряде. То, что принято называть «человеком» — не более чем сценический костюм. Корона короля Лира, которая без надевшего её лицедея останется жестяным обручем… (Пелевин, "t")



Матрешка четвертая, внешняя, которую обнаружить я не планировала с самого начала, но которая оказалась самой главной, самым большим открытием для меня в этой книге, и причиной того, что книга эта стала одной из любимейших, к которой хочется возвращаться вновь и вновь. Это размышления о Творчестве. Станиславский был не просто потрясающим актером и театральным деятелем, он знал и понимал творчество, его механизмы и практические проявления, причем понимал это настолько глубоко, что, можно даже сказать, предвосхитил научные исследования в этой области. Его наблюдения, рекомендации, замечания имеют прямое отношение не только к актерам, деятелям театра, или других искусств, но и к любому человеку. Любите театр, любите искусство, любите жизнь, любите творчество! - любите все это так, как любил великий Станиславский.

Ветка комментариев


Ну, оперы он точно ставил - например, "Евгения Онегина". Я, правда, читала об этом в книге "Моя жизнь в искусстве".


Ни минуты не буду даже сомневаться. :))