Больше рецензий

sparrow_grass

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 ноября 2011 г. 14:18

2K

5

Причины, по которым решилась взяться за эту книгу, вложены друг в друга, как матрешки.

Внутри, в качестве самой маленькой, цельной матрешечки, лежит интерес к профессии актера. Мне всегда казалась эта профессия одной из самых загадочных, непостижимых, очень сложно себе представить, что чувствует человек, которому приходится часто перевоплощаться, играть разные роли. Как они не сходят с ума? Как им удается оставаться самими собой? Как не запутаться в том, где заканчивается игра и начинается жизнь? Я всегда очень настороженно относилась к актерам, и даже уважая многие их роли, не могла отделаться от странных, противоречивых мыслей о взаимосвязи актера как личности и актера как творца своего образа. И все-таки, в некоторых актеров невозможно не влюбиться, и кажется, что за его ролями ясно видишь человека. Попытка понять, так ли это, не обманываешься ли - вот одна из главных движущих сил, которая заставила меня взять в руки книгу Станиславского.

Вторая матрешка - это Театр. Я долгое время считала, что не понимаю театр и не могу его понять. Но, что называется, никогда не зарекайся. Я стала ходить по-немногу по разным театрам, это потрясающее искусство, по силе своего воздействия, по заложенной в нем глубине... это до сих пор загадка для меня, но загадка, в которую я успела искренне влюбиться. Это - живое искусство, наверное, самое живое из всех, самое зависимое от времени, самое интерактивное, со-творческое. И как можно интересоваться театром и не заинтересоваться трудами самого большого Мастера театрального искусства?

Матрешка третья - игра и жизнь. "Вся жизнь - игра" - фраза банальная, я не очень ее люблю (почему, не могу объяснить, сама не знаю), но отмахнуться от нее невозможно. Мы и правда все время кого-то из себя изображаем - то прилежных учеников, то пылких влюбленных, то крутых профессионалов, то ласковых родителей...

Боги не творят нас как нечто отдельное от себя. Они просто играют по очереди нашу роль, словно разные актёры, выходящие на сцену в одном и том же наряде. То, что принято называть «человеком» — не более чем сценический костюм. Корона короля Лира, которая без надевшего её лицедея останется жестяным обручем… (Пелевин, "t")



Матрешка четвертая, внешняя, которую обнаружить я не планировала с самого начала, но которая оказалась самой главной, самым большим открытием для меня в этой книге, и причиной того, что книга эта стала одной из любимейших, к которой хочется возвращаться вновь и вновь. Это размышления о Творчестве. Станиславский был не просто потрясающим актером и театральным деятелем, он знал и понимал творчество, его механизмы и практические проявления, причем понимал это настолько глубоко, что, можно даже сказать, предвосхитил научные исследования в этой области. Его наблюдения, рекомендации, замечания имеют прямое отношение не только к актерам, деятелям театра, или других искусств, но и к любому человеку. Любите театр, любите искусство, любите жизнь, любите творчество! - любите все это так, как любил великий Станиславский.

Комментарии


Как хорошо и интересно вы написали. мне кажется,что это не очень простая книга для прочтения


Спасибо.
Знаете, в целом я бы не сказала, что книга сложная для прочтения. Да, там много чисто актерской специфики, упражнений для актеров, но все это написано понятно, интересно, и вот с тех точек зрения, что я перечислила, просто супер-полезно. :) Даже в заключении перечислен список упражнений для актеров, вообще, голова немного по-другому начинает работать после прочтения, хочется внести в свою жизнь побольше творческого начала. ;)


Творческое начало это хорошо))))у меня не так часто получается ходить в театр, но при малейшей возможности бегу туда. Особенно меня покорил балет, хотя наверно он не относится к тому театру, о котором вы говорили в своей рецензии.


Как раз в балете я ничегошеньки не понимаю пока что, и не была ни разу. Но думаю, что те основы искусства представления, о которых говорил Станиславский, в балете тоже актуальны.


Ну, оперы он точно ставил - например, "Евгения Онегина". Я, правда, читала об этом в книге "Моя жизнь в искусстве".


Ни минуты не буду даже сомневаться. :))


Ну я так думаю,что да. Там нужно уметь передавать самые разнообразные чувства - от любви то ярости - через движения и мимику.
Я недавно повела молодого человека на "Лебединое озеро".Так он в восторге был,хотя эмоции редко показывает)))


+1


Очень интересно.


Интересно, что вы открываете матрешки, начиная с маленькой и заканчивая самой большой, внешней. В этом есть нечто таинственное.


угу, заложен глубокий смысл. :))

Если без шуток, то можно было бы и наоборот, это не суть важно. Тогда было бы, что под внешними отрываются более скрытые. Но мне этот подход нравится меньше.


Когда учился в театральном училище,учили по "Станиславскому". Я боролся,и хотел по М.Чехову,но нельзя Было.Знаете что под конец своей жизни он,Станиславский ,говорил. Зачем ,что он экспериментировал превратили в "учение"!


Мне кажется, что любое копирование любого творческого подхода всегда чревато. Вот и Макаренко тоже всегда говорил, что нельзя делать в точности, как он, что надо думать, действовать согласно ситуации, развиваться. Наверное, и Станиславский не желал, чтобы его творческий подход закостенел.