Больше рецензий

9 октября 2018 г. 18:23

3K

5

Вот сейчас я пишу эту рецензию и уже чувствую, как начинаю скучать по трудам отца А. Меня и хочу поскорее вернуться к ним. Прекрасно, что за свою недолгую жизнь он успел так много написать!
Уже понятно, что это будет восторженный отзыв. Мне кажется, А. Мень - это ангел, спустившийся на землю, чтобы люди не забывали о существовании Бога. Глупая шутка, скажете вы? Нет, это правда! скажу я. Ладно, на самом деле я никогда ещё не сталкивалась с тем, чтобы автор так уверенно, спокойно доказывал то, что Бог существует. Будто бы он даже и не доказывает это, а просто рассказывает о том, что ему прекрасно известно. Иногда писатели впечатляюще передают суть любви к Богу, смирения, величия Церкви и т.д. Философские доказательства бытия Бога также, бывает, поражают своей строгой определённостью. Но это - совсем другое дело. Мне сложно представить себе такого человека, кто отмахнётся от слов А. Меня. С тем, что он говорит, как будто не поспоришь, если попытаешься - то у него есть ответ, будьте уверены. Иногда, читая его размышления, я думала "Ну, хорошо, это выглядит убедительно, но вот такой-то аргумент может всё опровергнуть, а про него тут ни слова не сказано!" И неожиданно, через пару страниц я встречала ответ на свой вопрос! Таким образом "Истоки религии" стали для меня абсолютно целостным, не оставляющим после себя никаких вопросов, произведением.
При этом отец А. Мень сделал очень ловкий и умный ход: он начал свой труд с тома, посвящённого доказательствам бытия Бога. Его задумкой было составить фундаментальное исследование, в котором прослеживался бы ход всей религиозной мысли вплоть до её завершения в христианстве. То есть это не светское и не просто описательное исследование, оно имеет очевидную направленность и лейтмотив, который прослеживается буквально в каждой главе. И вот этот первый том, "Истоки религии", идеально подготавливает читателя к тому, чтобы вместе с автором двигаться по направлению к его главной мысли.
Обычно доказательства бытия Бога остаются предметом теологии, ассоциируются со средневековой философией, схоластикой. А. Мень открывает для нас новые грани этой проблемы, он действительно рассматривает вопрос о существовании Бога с разных сторон: тут и мнимый конфликт науки и религии, и марксизм, и разоблачение атеистической пропаганды, и сопоставление теории эволюции с событием Творения... Я бы искренне посоветовала эту книгу каждому, для кого религия - это не пустой звук и не досадный социологический факт, вызывающий презрение (кстати, о тех, для кого вера составляет предмет личной неприязни, А. Мень тоже упоминает).
С началом чтения такого важного многотомника не могу не упомянуть об одном огорчительном обстоятельстве: это отношение православной Церкви к отцу А. Меню. Обратите внимание: его книги не продаются ни в одном православном магазине (сама я покупаю их в католической книжной лавке), о нём редко говорят в данной среде, РПЦ не признаёт этого автора. Я-то полагала, всё дело в том, что А. Мень - чрезвычайно открытый человек, он говорит о христианстве в контексте иных религий и отдаёт им дань уважения. Всегда - именно о христианстве, а не конкретно о православии и без пафоса о "единственно истинной вере". Его размышления иллюстрируются выдержками из трудов не только православных, но и католических, даже протестантских мыслителей. Будучи православным священником, А. Мень всегда оставался человеком по-настоящему широкой души. И такое пренебрежение делом всей его жизни - это огромное упущение для Церкви, на мой взгляд.
Настоятель одной из православных церквей недавно, объясняя мне почему А. Мень предан такой вот негласной анафеме, сказал: "Это в СССР наша Церковь была слаба, пришлось объединиться с католиками и протестантами, чисто внешне, иначе мы бы не выстояли. А Мень и в 90-х продолжал вот эту вот линию экуменизма, а зачем она нам? У нас - истинная вера, а все прочие от нас откололись, они нам не нужны. Так что взгляды Меня чужды нашей Церкви, и мысли у него есть неправильные, еретические такие что ли..." Вот так.

Ветка комментариев


Даже не стал публиковать некоторые свои дезориентирующие философские тексты :)


сказал бы прямо: не публиковал, потому что ни одно уважающее себя издание не станет публиковать этот шизофренический шлак :) к чему кокетничать?


Интересно, с какой продвинутейшей позиции это выглядит как "шизофренический шлак" :)
Это же просто нормальное православие с необходимыми и неизбежными выводами.
Публикации у меня вполне есть: ФиК, ФХ (и несколько других) - не считаете их "уважающими себя"? :)
А у вас какие философские достижения? :)


Ути бозе мой, дизлайк от обиды :))

Как интересно :) Жду ссылочки на публикации ;)


Сначала сообщите религиозно-философскую ориентацию :)
На неотвечающих на вопросы время не трачу :)
Сходите на philh.ru - номера как я помню 1 и 3 этого года, там найдете моё, особенно про блокчейн, крипту и постмодернизм, еще пара статей там же в прошлом году о тех же реалиях философично.
"Журнал списка квак", хоть мне и защищаться теперь неинтересно.
А на "файнд энд килл" не дам ссылку, ибо там весь журнал сплошная ересь.
А религиозно-философское у меня не особо оригинальное, лучше читайте сразу ортодоксов.
Короче, курите dvagrada.ru и antimodern.ru ультраправославные фогеленовские, я там не участвовал, но всё украдено до нас.


Сначала сообщите религиозно-философскую ориентацию :)
На неотвечающих на вопросы время не трачу :)

хоть мне и защищаться теперь неинтересно.


манипуляшки пошли, прелестно :))

> хвастаться неведомыми публикациями
> вместо прямых ссылок / имени автора с названием статьи отмазаться "я чёто там писал в интернетах о философии, сама ищи" (мам, смотри, меня в интернете показывают!)
> молниеносно переобуться: так-то я ничего нового не написал...ужеж до нас всё написано...
> а вот и "философские достижения" подъехали :)


Неправильно поняли: идите куда указано и всё увидите :)
Но так как вы меня не заинтересовали, дискуссия закончена.
А если вы как-то принципиально не согласны с тем, что пишут "ультраправославные" (в том числе я),
то ваше "христианство по Меню" не так сильно отличается от "атеизма", как вы думаете.


Но так как вы меня не заинтересовали

haha classic
лишить "интеллектуального оружия" на стадии подлёта - бесценно.