Больше рецензий
9 октября 2018 г. 18:23
3K
5
РецензияВот сейчас я пишу эту рецензию и уже чувствую, как начинаю скучать по трудам отца А. Меня и хочу поскорее вернуться к ним. Прекрасно, что за свою недолгую жизнь он успел так много написать!
Уже понятно, что это будет восторженный отзыв. Мне кажется, А. Мень - это ангел, спустившийся на землю, чтобы люди не забывали о существовании Бога. Глупая шутка, скажете вы? Нет, это правда! скажу я. Ладно, на самом деле я никогда ещё не сталкивалась с тем, чтобы автор так уверенно, спокойно доказывал то, что Бог существует. Будто бы он даже и не доказывает это, а просто рассказывает о том, что ему прекрасно известно. Иногда писатели впечатляюще передают суть любви к Богу, смирения, величия Церкви и т.д. Философские доказательства бытия Бога также, бывает, поражают своей строгой определённостью. Но это - совсем другое дело. Мне сложно представить себе такого человека, кто отмахнётся от слов А. Меня. С тем, что он говорит, как будто не поспоришь, если попытаешься - то у него есть ответ, будьте уверены. Иногда, читая его размышления, я думала "Ну, хорошо, это выглядит убедительно, но вот такой-то аргумент может всё опровергнуть, а про него тут ни слова не сказано!" И неожиданно, через пару страниц я встречала ответ на свой вопрос! Таким образом "Истоки религии" стали для меня абсолютно целостным, не оставляющим после себя никаких вопросов, произведением.
При этом отец А. Мень сделал очень ловкий и умный ход: он начал свой труд с тома, посвящённого доказательствам бытия Бога. Его задумкой было составить фундаментальное исследование, в котором прослеживался бы ход всей религиозной мысли вплоть до её завершения в христианстве. То есть это не светское и не просто описательное исследование, оно имеет очевидную направленность и лейтмотив, который прослеживается буквально в каждой главе. И вот этот первый том, "Истоки религии", идеально подготавливает читателя к тому, чтобы вместе с автором двигаться по направлению к его главной мысли.
Обычно доказательства бытия Бога остаются предметом теологии, ассоциируются со средневековой философией, схоластикой. А. Мень открывает для нас новые грани этой проблемы, он действительно рассматривает вопрос о существовании Бога с разных сторон: тут и мнимый конфликт науки и религии, и марксизм, и разоблачение атеистической пропаганды, и сопоставление теории эволюции с событием Творения... Я бы искренне посоветовала эту книгу каждому, для кого религия - это не пустой звук и не досадный социологический факт, вызывающий презрение (кстати, о тех, для кого вера составляет предмет личной неприязни, А. Мень тоже упоминает).
С началом чтения такого важного многотомника не могу не упомянуть об одном огорчительном обстоятельстве: это отношение православной Церкви к отцу А. Меню. Обратите внимание: его книги не продаются ни в одном православном магазине (сама я покупаю их в католической книжной лавке), о нём редко говорят в данной среде, РПЦ не признаёт этого автора. Я-то полагала, всё дело в том, что А. Мень - чрезвычайно открытый человек, он говорит о христианстве в контексте иных религий и отдаёт им дань уважения. Всегда - именно о христианстве, а не конкретно о православии и без пафоса о "единственно истинной вере". Его размышления иллюстрируются выдержками из трудов не только православных, но и католических, даже протестантских мыслителей. Будучи православным священником, А. Мень всегда оставался человеком по-настоящему широкой души. И такое пренебрежение делом всей его жизни - это огромное упущение для Церкви, на мой взгляд.
Настоятель одной из православных церквей недавно, объясняя мне почему А. Мень предан такой вот негласной анафеме, сказал: "Это в СССР наша Церковь была слаба, пришлось объединиться с католиками и протестантами, чисто внешне, иначе мы бы не выстояли. А Мень и в 90-х продолжал вот эту вот линию экуменизма, а зачем она нам? У нас - истинная вера, а все прочие от нас откололись, они нам не нужны. Так что взгляды Меня чужды нашей Церкви, и мысли у него есть неправильные, еретические такие что ли..." Вот так.
Ветка комментариев
сказал бы прямо: не публиковал, потому что ни одно уважающее себя издание не станет публиковать этот шизофренический шлак :) к чему кокетничать?
Интересно, с какой продвинутейшей позиции это выглядит как "шизофренический шлак" :)
Это же просто нормальное православие с необходимыми и неизбежными выводами.
Публикации у меня вполне есть: ФиК, ФХ (и несколько других) - не считаете их "уважающими себя"? :)
А у вас какие философские достижения? :)
Ути бозе мой, дизлайк от обиды :))
Как интересно :) Жду ссылочки на публикации ;)
Сначала сообщите религиозно-философскую ориентацию :)
На неотвечающих на вопросы время не трачу :)
Сходите на philh.ru - номера как я помню 1 и 3 этого года, там найдете моё, особенно про блокчейн, крипту и постмодернизм, еще пара статей там же в прошлом году о тех же реалиях философично.
"Журнал списка квак", хоть мне и защищаться теперь неинтересно.
А на "файнд энд килл" не дам ссылку, ибо там весь журнал сплошная ересь.
А религиозно-философское у меня не особо оригинальное, лучше читайте сразу ортодоксов.
Короче, курите dvagrada.ru и antimodern.ru ультраправославные фогеленовские, я там не участвовал, но всё украдено до нас.
манипуляшки пошли, прелестно :))
> хвастаться неведомыми публикациями
> вместо прямых ссылок / имени автора с названием статьи отмазаться "я чёто там писал в интернетах о философии, сама ищи" (мам, смотри, меня в интернете показывают!)
> молниеносно переобуться: так-то я ничего нового не написал...ужеж до нас всё написано...
> а вот и "философские достижения" подъехали :)
Неправильно поняли: идите куда указано и всё увидите :)
Но так как вы меня не заинтересовали, дискуссия закончена.
А если вы как-то принципиально не согласны с тем, что пишут "ультраправославные" (в том числе я),
то ваше "христианство по Меню" не так сильно отличается от "атеизма", как вы думаете.
haha classic
лишить "интеллектуального оружия" на стадии подлёта - бесценно.