Сбежать с этого сайта от местных веселых алкоголичек и прочих замечательных людей оказалось сложнее, чем я думал )
Но да ладно, перехожу к рецензии. Некоторое время назад одна не очень умная (особенно в последнее время) женщина написала в тг, что "буддийское смирение - это победа архаики". На это я уже отвечал, хотя на самом деле это вовсе не так, по факту. Пора бы перестать считать за дураков представителей других культур. Если стометровые китайские и японские статуи махаянских будд, в которые вложены огромные ресурсы и передовые технологии это "смирение и победа архаики", то здесь уже медицина бессильна.
Еще более неумный (но полезный, пока), на безрыбье сойдет для сельской местности) человек недавно писал в тг, что махаяна это "языческо-мифологическое прошлое" восточных азиатов. Очень… Развернуть
1) Она неуязвима для философской критики теизма в целом, по типу как в той статье о Майнлендере из моей предыдущей рецензии )
2) Это единственная массовая религия сейчас, осмысляющая просторы вселенной по принципу предположения существования "Чистых земель" в других галактиках и тому подобного )
Однако, это не повод её абсолютизировать, ибо она предмет простой, сказал мантру 10 раз и забыл )
Развернуть
Название очень точное. Действительно, Китай здесь подан кусочками, дозированно, чтобы не перетрудиться в восприятии нового (под иными заголовками умещается всего абзац текста). Автор скачет по верхам стандартных тем: особенности общения, еда и чай, история и достопримечательности, праздники и общие моменты (здравоохранение, коррупция и др.). Книга по объёму немаленькая (почти 700 страниц), но из-за разброса тем и этих вот миниатюрных подразделов всё равно остаётся ощущение поверхностности. Как будто парадоксально, но, на самом деле, нет.
Юрий Иляхин очень субъективен. Не считаю это однозначным недостатком, но в таких случаях предпочитаю, чтобы автор аргументировал своё мнение (тем более, что есть и расхождения с другими источниками). Здесь же чистая вкусовщина с минимумом отсылок к… Развернуть
Как убежденный сторонник махаяны, просто процитирую выдержку из открытого источника :)
Проповедованное в этих сутрах Буддой Шакьямуни учение о пути к освобождению из мира страданий через веру в Будду Амитабху и призывание его имени находится в русле общемахаянских представлений о великой спасительной силе памятования о различных Буддах и бодхисаттвах. В школе Чистой земли, однако, эта идея была доведена до своего полного логического развития. Последователи этой школы подчёркивают, что освобождение от сансары достигается не собственными силами, а благодаря спасительной силе другого — Будды Амитабхи, почему эту школу и называют школой «сил другого» (кит.та ли 他力), в отличие от прочих школ — школ «собственных сил» (кит.цзы ли 自力). Необходимость опоры на силы Будды Амитабхи объясняется… Развернуть
Об этой книге узнал из книги Сёгуны Токугава. Династия в лицах Александр Прасол. Отсылки на неё увидел в новелле Мори Огая Vita Sexualis из сборника "Пузыри на воде". История о жизни обитателей и обитательниц "Веселых кварталов" Эдо, которые в силу разных обстоятельств вынуждены были жить и работать там, либо связанные семейными и прочими узами с обитателями кварталов в Эдо (Токио). Кто-то окажется кому-то братом, сестрой, сыном важного феодала.
По изложению похоже на пьесу, хотя и не совсем. Имеются отступления морально-нравственного характера, стихи, которые не поясняется выполняет хор или кто-то ещё. Иногда даже через реплики персонажа автор троллит сам себя. Автор позаимствовал много от собственно японских жанров тех времён. Герои здесь плохо прячут свои чувства: всё на виду. Есть… Развернуть
Несколько месяцев назад я, как это часто бывает, находясь в пьяном виде, в достаточно резкой форме написал одному своему высокорелигиозному молодому другу, что мол типа мы тут стараемся жить христианскими смыслами и эсхатологическими ожиданиями, но неужели мы не можем просто поставить себя на место современных японцев, китайцев или южнокорейцев. Сху..., так, стоп, почему же они там должны верить в христианство, которое у них ассоциируется с западным влиянием и военными поражениями. Даже сам Дугин пишет, что в Южной Корее здоровые силы опираются на буддизм против протестантов-либерастов. Тем более, пусть формально алкоголь в буддизме "запрещен", но мы все знаем, как прекрасно умеют бухать все эти восточноазиатские тигры, особенно южнокорейские. Карма всё равно очистится. Конечно, я… Развернуть
Вот и дочитал этот роман в виде второй книги. Пока работяги батрачили в поле, выращивая все эти коку риса для феодалов, феодалы во дворце читали рэп декламировали стихи, мутили рэп-баттлы соревновались в стихосложении, крутились в вальсе Шуберта в ритме "озера Цинхай" (танец родом из Китая) под хруст французской булки китайского крекера (последнее не точно). Казалось бы, мирная эпоха, ведь называется Хэйан (平安), но в это время и эмиси надо было усмирять, и феодалы иногда выходили из-под контроля. Роман написан в 10 веке, а ведь в это время был мятеж Масакадо, моногатари о котором есть в книге о разного рода бузотёрствах. Но на страницах романа больше любовные противостояния, хотя и не такие активные как у госпожи Мурасаки в Повести о Гэндзи.
Если сравнивать с Повестью о Гэндзи,… Развернуть
В ближайшие дни напишу относительно разумную рецензию про амидаистские сутры. Сегодня лень. Развернуть
Прочитала книгу, книга средняя, есть интересная информация. Не понравилось повествование от лица Сени и Суна. Много было лишней информации, возможно, если вы очень подробно хотите знать о Китае, то книга вам зайдет. Я отвыкла от больших размеров, 700 страниц описания не шутка и устала от книги. Последняя глава о китайских достопримечательностях прошла мимо меня. Лучше посмотреть передачу о Китае, чем это же читать в книге. Есть 2 вставки цветных иллюстраций, но было бы лучше, если бы они подписывались. Рекомендую ли я книгу? Если вам ее подарили, почему бы и нет. Если себе покупаете, то лучше хорошо подумать, к примеру, книга Овчинникова о Китае (Да, тот самый, который писал о Японии "Ветка сакуры") более достойна к прочтению, хоть и старая.
Не Мурасаки Сикибу единой зиждется японская литература эпохи Хэйан. Вот пришло время и этого кирпичика второй половины Х века. В целом в основном смотрится реалистично, хотя и не обошлось без религиозных вставок на уровне магического реализма, особенно религиозно-мистическое начало, где древний неизвестный автор произвёл вставки из буддизма, конфуцианства, мифологические мотивы. Миру были дарованы волшебные музыкальные инструменты, которые далее по тексту снова появляются на страницах романа. В принципе это добавляет особый вкус данному роману.
В отличие от Повести о Гэндзи сюжет здесь более сложный, не такой линейный, здесь больше религиозных и прочих переплетений. Здесь даже сложно найти главного героя. Есть Масаёри, Есть Атэмия, Тосикагэ и Накатада. Как и в Гэндзи, можно наблюдать… Развернуть
Решил я всё же вернуться немного к своему любимому амидаизму, т.е. культу известного Будды-Чебурашки из храма Котоку-ин.
Проведем мысленный эксперимент: допустим, в некий момент случится христианский эсхатологический Конец, и все около 200 миллионов последователей амидаизма в Китае, Корее и Японии будут застигнуты врасплох. Ортодоксальные христианские тексты грозят им мощной карой как безнадежным язычникам. В кальвинизме они причислены к "проклятым и неизбранным" (из песни слов не выкинешь). Разумно ли это?
Об этом писал еще Киплинг:
На Узкий Путь Ты пролил свет,
До Дня Суда — через Тофет.
«Язычников» храни от бед
Пред Буддою в Камакуре.
Здесь тоже Путь, хотя не Твой,
В нем тоже светоч мировой,
Наставник бодхисатв живой —
Он, Будда из Камакуры.
Он чужд и страсти и борьбе,
Он и не знает о… Развернуть
Рассматривая именно "религиозные" направления махаяны, особенно амидаизм, сразу можно заметить, что она не отвечает ни на один из следующих важных вопросов:
1) Происхождение мира, будущее вселенной, причина предполагаемой цикличности, статус "спасенных" в Чистой Земле после завершения космического цикла.
Например, по версии архимандрита Карелина )
Развернуть
«Большая колесница» - более поздний вариант буддизма, соединяющей буддийскую философию с местными культами в различных синкретических системах - допускает, что душа, как субстанция, все таки существует...
Затем начинается новый цикл - следующий акт мировой трагикомедии. Буддист оказывается в положении спящего, которому снится сон, что он убегает от врага, но на самом деле круговорот бытия предрешен и неизменен - человек остается в плену вечной…
Полистал немного в дополнение к википедии, это именно историческое исследование (не религиозно-философское), я в тибетский буддизм не верю и верить не собираюсь, но можно закрыть вопрос несколькими тезисами:
1) Тибетский буддизм это результат смешения учения Будды (с дополнением махаянской части) с примитивными долбославиями тех мест
2) Ничего особенно злого там не было, так же как доброго: буддизм почти всегда мало влияет на народы, они продолжают в том же духе, как было до буддизма.
3) То, что китайцы его захватили и слегка секуляризировали, это скорее хорошо, Z! )
4) Меня бесят их имена, невозможно привыкнуть, я не собираюсь доверять людям с такими именами )
При выборе между направлениями буддизма намного важнее конкретика и география, чем глубины онтологических доктрин и подобное. Поэтому я просто решил "спасти" на случай недоступности википедии (обычно мне лень обходить препоны) эту полезную картинку:
Конечно, я за желтых и всем того же ) Развернуть
В этой книге красива и разумна та часть, которая просто фактически описывает древнекитайскую религию до того момента, когда даосизм деградировал до материализма-оккультизма. Эта вера оказалась для них весьма созвучна с учением буддизма Чистой Земли (хотя в буддизме конечно учение о спасении намного убедительнее). Сейчас я сам верю в амидаизм, и никогда не ожидал, что буду смотреть на мир с точки зрения китайской духовности, но похоже это произошло )
Как примитивный селюк-амидаист, считаю, что здесь слишком внимания уделено странным и сомнительным философским идеям, по типу солипсическо-субъективистской йогачары, "природам Будды", пустотностям и подобному. Думаю, не ошибусь, если предположу, что резкое вгрызание в эти доктрины может поломать все психические зубы. А так вообще даже само название не совсем корректно, махаяна очень разная в зависимости от региона.
Двоякое впечатление. С одной стороны героиню жаль. Не
ее вина (и не вина других женщин того времени),что ее предназначили для роли покорной красивой куклы. Но она живой человек тонко чувствующий обиду и несправедливость.
Поэтому ее так ранят поступки ветреного мужа, который не стесняясь изменяет ей направо и налево. Обещает и не выполняет обещания. А ее удел сидеть дома и ждать,ждать.
С другой стороны,чем дальше,тем больше начинает раздражать ее вечная плаксивость. Сидеть и плакать , ждать мужа,а когда он появляется наконец ,устроить ему очередной скандал с упреками и показной холодностью. И муж тут же исчезает на неопределенное время. Так и хочется сказать героине,что не работает такой метод с мужиками , что это самый верный способ оттолкнуть его от себя ещё сильнее.
Жаль ,что… Развернуть
Книга мне очень понравилась. Но как часто можно встретить на этом сайте, люди в своих рецензиях сталкиваются с одной и той же неспособностью отделить свою суть отношения к книге, что непосредственно входит в задачу рецензии, от своего отношения к излагаемому материалу.
Я часто встречаю рецензии, где люди не пишут отношение к тому, как написана книга и как автор справился со своей задачей, а в большей степени к самому предмету изложения. Мне кажется это является порождением привычки отождествлять идеи книги с идеями самого автора, что больше характерно для художественной литературы. Именно в этом жанре такое скольжение от отношения к качеству проделанной работы в сторону описания своего впечатления более менее оправдан, потому что там это воспринимается как любое другое произведение… Развернуть
Такого самомнения от доктора наук ожидать более чем удивительно: через каждое слово написано, что это единственное стоящее исследование, а его встречи с поклонниками на какой-то периферии - это лекции невероятного масштаба, опять же единственные в мире, поднимающие тему военного дела чукчей. Вдобавок к самомнению - текст сквозит какой-то быдло подачей, будто тебе дядя Толян на даче все это рассказывает. Кстати, остальные книги автора такие же, например, про готов. В общем, я пошел и положил аккуратно книги возле помойки - вдруг кто заберет.
Продолжаю знакомиться понемногу с японской эпохой Хэйан и проникаться ее очарованием, а также понимать, насколько разными люди были, есть и, надеюсь, будут.
До этого я читала, кажется, только Сэй Сёнагон - Записки у изголовья , да еще переписку с возлюбленным и дневник Идзуми Сикибу Идзуми Сикибу - Идзуми Сикибу. Собрание стихотворений. Дневник и насколько же разное впечатление производят эти три женщины! Хотя принадлежат приблизительно к одной и той же эпохе. И даже не удивлюсь, если на самом деле находятся друг с другом в родстве.
Сэй Сёнагон - этакая смешливая и строгая дама, Идзуми Сикибу - женщина, осознающая силу своих чар и пытающаяся их использовать, а вот Митицуна но Хаха - меланхоличная, даже депрессивная натура, утопающая в сожалениях.
Сама она пишет о себе, что слишком… Развернуть