Ежели вы думаете, что крестьяне на Руси у нас были паиньки-заиньки — в церковь исправно ходили, честь свою блюли, да срамных мыслей от себя отпускали, то...увы и ах, вы ошибаетесь.
Непристойные байки, сказки и присказки у нас были всегда. Да и порой такими словцами да фразочками это все рассказывалось и эмоционально показывалось, что некоторых рассказчиков потом ещё специально на все увеселительные мероприятия и приглашали.
Поэтому я не удивляюсь, что один из лучших собирателей сказок нашей страны Александр Афанасьев издал специальный сборник, посвященный такому народному творчеству. И здорово, что такие сказки дошли до наших времён, хотя считались запретными и скандальными даже для 19 века...
Итак, читать было интересно, но такую литературу надо дозировать, ибо срамных моментов много, не в лучшем свете они показаны. Но, как говорится в цитате в самом начале отзыва, мораль несут конкретную и более ясно отражают картину мира того времени.
Тут вам и похотливые мужья и жены, нечестивые попы, хитрые солдаты...животным лесным тоже досталось, но и в обычных сказочных сюжетах им непросто. Фразы крепкие, способные выбить лавку с читателя.
Но "прелесть" этих историй не в том, что в них очень много срамных слов — они легко и с юмором могли объяснить юношам и девушкам, что их ожидает во взрослой жизни, получить ответы на вопросы, которые страшно задать родителям, особенно, если те были богобоязненные.
Для совсем уж скромных девушек припрятывались в истории метафоры. Тоже остаётся поражаться фантазии рассказчиков. На некоторых фразах я даже не с первого раза понимала истинный смысл фразочки.
Да и, кстати, в погребальных ритуалах, было принято наоборот обругать ушедшего из жизни крепкими словцами, да историями попохабнее, чтобы нечистая сила даже подумать не могла о том, чтобы помешать душе идти в мир мертвых.
В общем, срамота — это не всегда плохо, если смотреть на это с исторической и культурной точки зрения. Кстати, для сравнения — некоторые европейские сказки написаны ещё хлеще, чем в этом сборнике. Поэтому считаю, что такое народное творчество — это не особенность нашего менталитета, а жизненная необходимость того времени. А значит, достойна того, чтобы пару раз в жизни её изучать.
И как здорово, что есть авторы славянской темы, кто это понимает и идеально вписывает в свои тексты. Для антуража, так сказать.