20 августа 2024 г., 07:00
84K
Исчезнувшая прекрасная улыбка: книгороли Алена Делона
18 августа семья Алена Делона сообщила, что великий французский актер скончался в возрасте 89-ти лет. Ставший звездой фильмов 60-70-х годов, Ален Делон уже давно стал легендой мирового кино.
Но у нас в стране он был не актером, он был символом. Фразу «Красив, как Ален Делон» повторяли даже те, кто не видел его ни в одной роли. Делон был символом чего-то нереального, идеальной красоты, зарубежного шика, что стало заметно в песне «Взгляд с экрана», где одного его имени было достаточно, чтобы противопоставлять страшному быту, в котором живет героиня песни.
И это было далеко не только очарование физической красоты, это было отражением души, попыткой увидеть в актере и человека, и неземное создание. В память о великом актере вспоминаем некоторые его запомнившиеся книгороли. В кино он выступал не только как актер, но и как режиссер, сценарист, продюсер.
«Кристина» (1958)
Костюмированная мелодрама по пьесе (того самого, по рассказу которого много лет спустя Стэнли Кубрик снимет «С широко закрытыми глазами»). В этом фильме Делон сыграл с Роми Шнайдер, с которой потом много лет был помолвлен.
«На ярком солнце» (1960)
была идеальным автором для экранизаций, и ее хит «Талантливый мистер Рипли» экранизировали практически сразу же. Если вы полагаете, что красавец Делон сыграл избалованного жизнью Дикки Гринлифа, то нет, он получил главную роль самого неприметного Рипли, что было несколько странно с его данными. Фильм намного сильнее привлекает своими бэкграундами приморского города, чем взаимоотношениями героев, из которых в связи с требованиями времени убрали всю скандальность, а концовку сделали морализаторской.
Фильм приобрел вторую жизнь после успеха экранизации Энтони Мингеллы «Талантливый мистер Рипли» (1960), когда фильмы принялись постоянно сравнивать.
С чего начать знакомство с творчеством Патриции Хайсмит
Патриция Хайсмит была мастером психологического триллера. Ее первый роман, Незнакомцы в поезде , опубликованный в 1950 году, когда Хайсмит было 29 лет, был быстро превращен в потрясающий фильм-нуар не кем иным, как мастером саспенса Альфредом Хичкоком. Читать дальше
«Рокко и его братья» (1960)
По мотивам эпизода из романа Джованни Тестори «Мост через Гизольфу». В этом фильме Лукино Висконти француза Алена Делона, сыгравшего главную роль, пришлось потом переозвучить на итальянский. В любом случае, именно этот фильм принес Делону мировую славу. Режиссер фильма Лукино Висконти говорил, что в основу фильма легли такие произведение как «Идиот» и «Иосиф и его братья» .
И да, я тоже думаю, что имя Рокко и то, что герой является боксером, послужило для выбора имени своего персонажа-боксера Рокки Сильвестром Сталлоне.
«Мелодия из подвала» (1963)
Экранизация романа «Большой куш» Джона Триниана. Старый гангстер в исполнении Жана Габена, вышедший из тюрьмы, берет в напарники молодого мошенника в исполнении Делона, чтобы сорвать большой куш во время ограбления и уйти на покой.
Если у вас сейчас какие-то непроявленные флэшбеки, то да, судя по всему, именно этот фильм и пара новелл из киноантологии «Дьявол и десять заповедей» послужили источниками вдохновения для советского мультфильма «Ограбление по...», где во французском сегменте легко угадывались в нарисованных персонажах Габен, Делон и де Фюнес.
«Черный тюльпан» (1963)
Очень отдаленно (только именами) связан с одноименным романом . В Советском Союзе занимал 20-е место по посещаемости среди всех зарубежных лент. Приключения героя с острой шпагой и в черной полумаске. Для нового поколения: это такой «Зорро» только для ваших бабушек. Для совсем старинного поколения: это такой «Фанфан-тюльпан», только «Черный». Самого Зорро Делон тоже сыграл, но в 1975-м, когда ему было сорок. И это не экранизация.
«Искатели приключений» (1967)
Экранизация романа . Еще одна из приключенческих лент, которым Делон придавал шик: трое друзей, двое парней и девушка ищут сокровища. Интересный факт: Жак Антуан, дизайнер шоу «Форт Боярд», узнал о существовании форта (в фильме форт является мечтой героини) именно из этого фильма и после него придумал концепт приключенческой телевизионной игры.
«Самурай» (1967)
Игра Делона в этом фильме, где он исполняет роль спокойного и выдержанного наемного убийцы, считается лучшей в его карьере. Еще один фильм, который оказал влияние на множество иных: на Джона Ву и фильм «Наемный убийца» (1989) и Джима Джармуша, снявшего фильм «Пес-призрак: путь самурая» (1999).
«Три шага в бреду» (1968)
Произведение по мотивам рассказов . Делон сыграл во второй новелле, снятой Луи Малем, роль Уильяма Уилсона — и самого героя, и его злого/доброго близнеца. Эротическая и провокационная роль.
«Возвращение Казановы» (1992)
И снова по повести всё того же Шницлера. Делон в роли стареющего ловеласа, чья харизма должна легко победить привлекательность молодого смазливого соперника.
«Астерикс на Олимпийских играх» (2008)
Как многие знают, исполнителей роли Цезаря в этих экранизациях популярнейших французских комиксов, постоянно меняют. В 2008-м Цезаря сыграл Ален Делон и заставил пожалеть всех режиссеров, что зря они за амплуа детективов/преступников и героев-любовников не разглядели эпичности актера, который запомнился репликой из фильма «Аве мне!».
Книгоролей у Делона намного больше. А еще больше тех ролей, которые представляют интерес, но не являются экранизациями: две роли в российских фильмах «Тегеран-43» и «С новым годом, мамы!». Странная роль в фильме «Переход» (1986) про договор художника со смертью. Громадное количество боевиков и комедий 60-70-х годов. У него была яркая и насыщенная жизнь. Последние годы он занимался защитой животных и держал у себя дома много собак. В качестве режиссера он поставил четыре фильма, написал сценарии для десяти фильмов, спродюсировал больше тридцати. Он оказал громадное влияние на многих режиссеров и актеров. Спи спокойно, тот, кто стал символом, напоминающим людям о том, что в мире есть нечто идеальное.
Текст: Энджи Эфенди, автор телеграм-канала Bookkittenz
Комментарии 27
Показать все
Познавательная статья. Спасибо))
Потрясающая фраза!
Спасибо. Практически все фильмы видела, поэтому сразу нахлынули воспоминания. Делон безусловно оставил след в мировом кино и сердцах зрителей (особенно зрительниц).
Очень красивый мужчина и весьма средний актер. Но нам всегда нравились французики из Бордо, да это и понятно, ведь наши мужчины в советском и российском кино - это грязные пьяные мужланы. Отсюда и пошло: " Ален Делон не пьет одеколон!"
Начиная с юности, он постоянно твердил журналистам, что одинок, не хочет жить, весь мир несправедлив и проч. Когда начались инсульты - это, конечно, кошмар для любого человека. Красив был Делон даже и в 70 лет, для этого у него были и деньги, и возможности. Красота - страшная сила!) Но не стОит употреблять слово " великий"...
N_V_Madigozhina, У вас прям талант углядеть червоточинку даже в хорошем, и даже в такой грустной статье.
Величие не всегда в гениальности таланта или в величии голоса.
Есть музыканты, с вполне скромным голосом, но с дивным шармом.
Сам по себе голос, великий, как и игра актёра, великая, без шарма - ничто почти.
И что это за фрейдовская мода такая?
Зачем выделять ударение в слове, понятным и так, любому образованному человеку и в контексте и нет?
Неужели думаете кто то бы иначе постАвил ударЕние?
laonov, Саш, а у Вас прям страсть обобщать каждую мою незначительную реплику. Ну, нравится мне Дастин Хоффман больше Тома Круза - и что? На вкус на цвет... А на смерть Делона хочется только сказать "отмучился", потому что он с 50 примерно лет бесконечно рассуждал то о самоубийстве, то об эвтаназии. Но Ваша реакция интересна тем, что в защиту актерских талантов красавчика Делона, как правило, бросаются исключительно женщины...) НО с одним замечанием соглашусь. Андрей Миронов, например, - певец почти без голоса, но с шармом. Однако этот шарм придает ему талант актера.
N_V_Madigozhina, слово "великий" можно и нужно употреблять по назначению... для Делона оно подходит, ибо он значимый человек мирового кинематографа и с этим не поспоришь...
а насчет советского и российского кино вы сморозили ВЕЛИКУЮ хрень... и с этим тоже не поспоришь...)
N_V_Madigozhina,
Вот режиссеры-то не знали, наивные ...
nancyka, Они знали. Они прекрасно знали, что публика "схавает"!))) Ну согласитесь, что с таким лицом, как у Делона, гораздо проще стать "секс-символом", чем с внешностью Бельмондо, например. Вот нашей гениальной Чуриковой сколько раз говорили, чтобы она не шла в актрисы " с такой -то внешностью"... Как будто женские роли - это все сплошь "Констанции"...)
N_V_Madigozhina, Не соглашусь. На одной внешности далеко не уедешь. Актер - не модель. Публике нужно гораздо больше, чем смазливая физиономия. И Делон давал это больше. Ваше сугубо субъектиное мнение абсолютно спорно.
nancyka, О! Да конечно, спорно. Мама моя обожала Жана Маре. Считала красавцем и талантливым актером. Многие мои знакомые согласились со мной по поводу Делона. А бывшие школьницы спросили, кто это такой...)))
N_V_Madigozhina, Кроме вашего узкого круга общения существует большой и разнообразный мир. Не стоит упираться в свой пупок, когда даешь оценку чему-либо. Ну или не забывать упоминать, что это исключительно узкое мнение говорящего ;))
nancyka, Мне казалось очевидным, что комментарий в Сети - это личное мнение говорящего. И в большом реальном мире кто-то осуждает Делона за поддержку ВСУ, кто -то восхищается им, как актером, а кто-то не знает его вовсе. И все эти реакции - нормальные, если не оскорблять оппонента. Будьте здоровы.
N_V_Madigozhina, Вас никто не оскорблял. И притягивать за уши политику в разговор о культуре не следует тоже, тем более, что кроме осуждающих в мире еще польшее число благодарных актеру за эту поддержку. Всего хорошего
N_V_Madigozhina,
А почему вы так уверены, что все должны с этим согласиться? :)))
Если бы лично мне предложили на выбор внешность (не только черты лица, но и всё остальное - мимику, жестикуляцию, харизму, голос, манеры и т.д.) Делона или Бельмондо, я выбрал бы Бельмондо, не колеблясь ни секунды. Он жестче и брутальнее Делона, а понятие "секс-символ" - это не только и не столько красота, сколько привлекательность.
Статья то, что нужно, дань памяти, трогательно и немного грустно.
Никогда не нравился
он прожил долгую жизнь, достиг многого, оставив после себя добрую память, но всё равно почему-то так грустно...
zalmasti, может быть потому, что его давно не было на экране, а в прессе о нем только гадости писали (или мне так попадалось?)
dee_dee, мне повезло - я не читаю прессу, поэтому мне яду в голову про него не налили. Грустно, наверное, потому что это же целая эпоха закончилась... и хорошо, что остались фильмы с ним. Его монолог в роли Цезаря - это один из самых любимейших киношных моментов - столько самоиронии, какое актёрское мастерство!
zalmasti, будем помнить.
Как мне кажется, вместе с Делоном ушла эпоха... Впрочем, с каждым
популярным/знаменитым/великим человеком уходит эпоха. Ведь никто не
заполнит пустоту...
хорошая статья, но я как-то не особо люблю подобные дифирамбы, именно после смерти человека... почему такая статья не появилась год назад, при жизни Делона?
смерть выходит отличный соавтор для некоторых блогеров...)