19 февраля 2024 г., 07:00
107K
Истероид или циклоид: разбираемся в психотипах на примерах книжных героев
В психологии широко распространена типология личности, которую в свое время разрабатывали многие знаменитые психиатры и ученые, такие как, например,
или . Психотипы описывают особенности каждого типа личности, исходя из преобладающих в характере и поведении черт и признаков.Предлагаем вам сегодня окунуться в мир психоанализа вместе с известными книжными персонажами и разобраться, кто есть кто в классификации психотипов.
1. Нарцисс — Жюльен Сорель ( «Красное и черное» )
Жюльен Сорель в экранизации 1997 года (Ким Росси Стюарт)
Нарциссы всегда обладают чересчур завышенной самооценкой, они слишком самоуверенны и часто переоценивают свои способности. Их, как и героя Стендаля, ведет вперед вера в собственную исключительность и уникальность. Они мнят себя гениями во всех сферах жизни, начиная от профессиональной деятельности и заканчивая любовным фронтом.
«Любовь его в значительной мере всё еще питалась тщеславием: его радовало, что он, нищий, ничтожное, презренное существо, обладает такой красивой женщиной».
Вот и Жюльен Сорель восклицает: «Дайте мне жить моей идеальной жизнью!» И это не просто бравада — он в самом деле считает себя невероятно исключительной личностью, которую совершенно не в чем упрекнуть или пристыдить. А его отказ от помилования перед смертной казнью — последний жест яркой нарциссичной натуры.
Такое раздутое эго неизменно приводит нарциссов к противостоянию с окружающим миром. Насколько сильно они уверены в собственной значимости и гениальности, настолько они уверены и в том, что их окружают полнейшие ничтожества, примитивные и темные людишки.
«Все эти ваши мелкие дрязги, ваши рассказы о житейской действительности, более или менее оскорбительные для моего самолюбия, только и могут что заставить меня упасть с неба на землю», — с презрением отвечает на все обвинения Сорель.
Еще одна яркая черта нарциссической личности — эмоциональная холодность и отсутствие эмпатии. Конечно, зачем же сочувствовать и сопереживать всяким ничтожествам? Поэтому можно обманывать женщину, которую ты называл любимой, и делать ей больно.
Но при этом нарциссы довольно неплохие знатоки человеческой натуры, что вкупе с отсутствием эмпатии делает их невероятно искусными манипуляторами. Не отягченный чувствами вины и стыда, Жюльен Сорель ловко играет на слабостях госпожи де Реналь, заведя с ней интрижку в корыстных целях. То же самое он проделывает и с Матильдой — ведь все средства хороши, когда цель оправдана.
Всё-таки, госпожа де Реналь была чертовски права насчет своего любовника: «Сказать по совести, я вынуждена думать, что одним из способов достигнуть успеха является для него обольщение женщины, которая пользуется в доме наибольшим влиянием».
А главная цель Сореля, как любого типичного нарцисса, — это претворить свои амбиции в жизнь. Он постоянно витает в мечтах о славе, богатстве, восхищении окружающих и высоком положении в обществе, веря в то, что он действительно достоин всех земных благ. Но мы с вами, читатели, видим, насколько его грезы оторваны от реальности.
Жюльен совершенно не способен выносить критику в адрес своей величественной особы. Поэтому он приходит в бешенство от малейшего замечания или упрека со стороны окружающих. Всё это для него — непереносимые унижения. И даже поучения его любимого наставника аббата Пирара, к которому он поначалу относился с таким уважением и пиететом, пролетают мимо своей цели. Ведь Сорель ставит себя намного выше любого человека из окружения.
А еще нарциссы совершенно не переваривают успехи других людей, отчаянно завидуя и не признавая их заслуги. Вот и герой романа «Красное и черное» злобствует в сторону богатых и успешных, списывая все их достижению на слепую удачу.
Но когда ему самому не удается достигнуть поставленной цели, то в этом он однозначно видит заслугу окружающих. Всё из-за их лицемерия, жажды наживы и ограниченности ума. И, конечно же, из-за зависти к Жюльену, обладателю столь многих несомненных достоинств, не заслуженно не замечаемых обществом.
Кроме этого, наш герой подвержен резким эмоциональным скачкам в отношении людей. Сегодня он любит и идеализирует госпожу де Реналь, завтра ненавидит и презирает, считая ее главной причиной своего неуспеха и падения вниз. Поэтому жизнь с нарциссом — это вечные эмоциональные качели.
Несмотря на не слишком приятный психологический портрет нарцисса, их с теплом принимают в обществе — они умеют произвести нужное впечатление (вы же помните, что они отличные манипуляторы?). Жюльена Сореля многие искренне считали приятным, милым, скромным и многообещающим юношей.
2. Шизоид — Бет Хармон ( «Ход королевы» )
Бет Хармон в экранизации 2020 года (Аня Тейлор-Джой)
Этот тип личности всегда привлекает к себе повышенное внимание окружающих — они выделяются своей неординарностью и необычностью.
Своеобразие мыслей и поведения — вот что сразу же бросается в глаза при знакомстве с Бет Хармон. Она совершенно не вписывается в рамки общественных стереотипов, но ее мало это волнует. Отсюда часто возникает заблуждение, будто шизоиды бросают вызов всему остальному человечеству.
Но на самом деле им наплевать, ведь они живут в своем собственном мире, а что происходит в реальном мире, их не особенно волнует. Часто про таких как Бет говорят «весь ушел в себя», «он всегда в другом измерении», «он не с нами». Окружающие чувствуют их внутреннее отчуждение и нежелание идти на контакт.
Такое типичное для шизоидов избегание окружающего мира и эмоциональной близости с другими людьми обусловлено серьезной психологической травмой, произошедшей, как правило, в очень раннем возрасте.
Наша королева шахмат, будучи совсем маленькой девочкой, переживает страшную трагедию, которая навсегда лишает ее чувства безопасности и доверия к окружающему миру.
И единственный способ спастись — уйти туда, где безопасно, где тебя никто не ранит и не обидит, где можно расслабиться и забыть обо всех подстерегающих тебя опасностях. И такое место — собственный внутренний мир, не подчиняющийся никаким законам реального мира. Это их способ справиться с тревогой.
Шизоидов не пугает смерть: для них это что-то совершенно малозначительное и неважное, ведь они не оставляют в этом мире ничего и никого особенно для них ценного. Они ничего не приносят в этот мир — и ни с чем и уходят.
Шизоидный тип личности часто отличается особенными талантами и способностями в области точных наук. Бет Хармон — чистый рационализм, логика и интеллект. Отсюда и ее выдающийся талант шахматистки.
Но, на самом деле, это еще один способ сбежать от реальности. Ведь мир шахмат такой последовательный, логичный и предсказуемый (что для шизоида равно безопасности), в отличие от непоследовательного и непредсказуемого мира людей. Поэтому ее увлечение шахматами отличается таким постоянством и устойчивостью, как и нежелание вступать в близкие отношения. Заводить друзей и партнеров им не по плечу, да они и не видят в том особой нужды.
На примере Бет Хармон можно увидеть еще одну яркую черту шизоидов — склонность к зависимостям, что обусловлено отсутствием чувства базовой безопасности. Алкоголь, наркотики, лекарства — тут шизоиды в группе повышенного риска.
Вот и Бет не избежала такой участи, пристрастившись сначала к транквилизаторам, а затем к алкоголю и наркотикам. Но справиться со своей зависимостью ей придется самостоятельно — шизоиды не любят и не умеют принимать помощь.
Однако именно в этом и заключается одна из самых сильных сторон этого психотипа — они независимы, самостоятельны, деловиты и объективны. Шизоид никогда не будет бояться одиночества, а значит не поддастся на провокации окружающих и не будет прогибаться ни под чьи установки.
В общении Бет Хармон всегда выглядит холодной и эмоционально отстраненной в глазах собеседников. Не чувствуя собственных эмоций, они не могут разобраться в чувствах и эмоциях других людей — для них это книга за семью печатями.
Неумение проживать и выражать свои эмоции часто приводит к эмоциональным взрывам — вспомните истерику, которая случилась с Бет во время похорон мистера Шейбела — того самого, кто научил ее игре в шахматы…
3. Астеник — Илья Ильич Обломов ( «Обломов» )
Обломов в экранизации 1979 года (Олег Табаков)
Астеник или тревожно-избегающий психотип характеризуется прежде всего слабой нервной системой, именно она отвечает за развитие основных черт характера астеника.
Пожалуй, самым широко известным литературным героем астенического типа является Илья Ильич Обломов, ставший символом безволия и лени. Но на самом деле его лень — одно из основных проявлений особенностей его психотипа.
Как правило, астеники обладают весьма низким уровнем энергии (или, как сейчас модно говорить, находятся не в ресурсе). Они очень быстро устают и подвержены стрессу в гораздо большей степени, нежели остальные типы личности. Отсюда их постоянное стремление уклониться и от работы, и от общественных и социальных обязанностей.
Вспомните, как в годы молодости Илья Ильич ходил на службу: «...Обломов прослужил кое-как года два…». А что же случилось спустя два года, спросите вы? На работе произошла серьезная стрессовая ситуация, а поскольку тревожно-избегающая личность не умеет справляться со стрессом, она выбирает единственную доступную ей стратегию — убежать.
«...надо же было выздороветь, — а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в должность. Обломов не вынес и подал в отставку. Так кончилась — и потом уже не возобновлялась — его государственная деятельность».
Илья Ильич — слишком чувствительная и впечатлительная натура, поэтому любое выходящее из колеи обыденности событие, даже радостное и счастливое, превращается в лишний повод для тревоги. Вспомните, как он был счастлив, когда Ольга Ильинская ответила ему взаимностью! Но при этом не было ни одного мгновения, не омраченного мыслью о незаслуженности счастья или возможном обмане чувств со стороны девушки.
Что касается отношений с людьми, тот тут у астеников возникает много сложностей. Во-первых, будучи типичным интровертом, тревожно-избегающему психотипу трудно строить близкие отношения, ведь на общение они затрачивают очень много энергии (которой и так у них очень и очень мало). Во-вторых, общение превращается в лишний повод для тревоги — а мало ли что может пойти не так?
Вот и наш Обломов непрестанно тревожится во время их «безмятежного» счастья с Ольгой Ильинской — а вдруг что?
В своем письме к Ольге он делится с ней своими сомнениями: «Вы не любите меня, но вы не лжете — спешу прибавить — не обманываете меня; вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках».
Да и в самом начале, окрыленный новым для себя чувством, он находит время для тревожных размышлений: «Теперь уже я думаю иначе. А что будет, когда я привяжусь к ней, когда видеться — сделается не роскошью жизни, а необходимостью, когда любовь вопьется в сердце (недаром я чувствую там отверделость)? Как оторваться тогда? Переживешь ли эту боль? Худо будет мне. Я и теперь без ужаса не могу подумать об этом».
Понятно, что при всём этом у астеников есть большие сложности и с чувством доверия. Нет, они относятся вполне доброжелательно к окружающим и не видят в каждом из них личного врага, но сомнения и внутренние терзания — неизменный атрибут их натуры.
«Недаром говорят, что женщинам верить нельзя: они лгут и с умыслом — языком, и без умысла — взглядом, улыбкой, румянцем, даже обмороками…» — сокрушается Илья Ильич.
Еще астеники всегда боятся нового и неизведанного, они консервативны сверх меры во всех вопросах, начиная от профессии и заканчивая домашней обстановкой. Так, Илья Ильич был очень привязан к своей холостяцкой берлоге, находя в привычных и хорошо знакомых предметах домашнего обихода чувство тепла и умиротворения. Настолько привязан, что безвыездно проживал у себя на квартире в Гороховой улице в течение 12 лет. Что ж, среди тревожно-избегающих личностей часто встречаются любители самоизоляции!
Неудивительно, что на предложение о переезде в новое жилище Обломов возмущенно восклицает: «Ну, пусть эти “некоторые” и переезжают. А я терпеть не могу никаких перемен!»
Чтобы убежать от всех тревог и волнений реального мира, такие люди часто погружаются в мир фантазий и грез. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Еще один способ убежать от реальности — зависимости. Например, как у героя Гончарова — склонность к чревоугодничеству. Казалось бы, безобидный порок, особенно если сравнивать с пристрастрастием к запрещенным веществам, но на самом деле любая зависимость — это способ саморазрушения.
Как правило, у таких людей, как Илья Ильич Обломов, крайне низкая самооценка. Они не считают себя способными к чему-то серьезному и важному, часто ощущают себя смешными и неловкими в обществе. Как будто они достойны лишь насмешки и презрения. Как говорит Обломов: «Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками… Она все смеется надо мной!»
Среди положительных качеств астеников можно выделить хорошие эмпативные способности, их честность, порядочность и тягу к справедливости. Недаром все окружающие Илью Ильича люди отмечают его добрый нрав и широту души. Он действительно добрый и отзывчивый, и всегда готов выслушать другого и по мере сил своих помочь и оказать поддержку.
4. Истероид — Скарлетт О'Хара ( «Унесенные ветром» )
Скарлетт О'Хара в экранизации 1939 года (Вивьен Ли)
Несмотря на то, что слово «истероид» вызывает довольно четкие негативные ассоциации, не спешите кидаться тапками в героиню «Унесенных ветром», ведь истерик и истероид — совсем не одно и то же.
В персонаже Скарлетт О'Хара очень ярко проявлены черты истероидного радикала. Например, это желание и стремление быть в центре общественного внимания. Такому типу личности важно привлекать взоры всех окружающих, оставаться незамеченными — это не их история!
Вспомните, как начинается знаменитая экранизация с неподражаемыми Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях. Мы видим кружок молодых людей, в центре которая она — интересная молодая леди, не красавица (как писала сама Маргарет Митчелл на страницах романа), но неуловимо притягивающая к себе мужское внимание.
В очень многих сценах можно проследить ту самую тягу Скарлетт к вниманию. Это и танец с Реттом на благотворительном вечере, это ее стремление вести мужские дела и быть владелицей лесопилки, это желание затмить всех прочих женщин своими роскошными нарядами.
Кстати, о нарядах. Истероиды зачастую уделяют большое внимание своей внешности — именно через нее можно наиболее ярко проявить себя и привлечь такое желанное внимание. Скарлетт очень хорошо знает, что обладает внешней привлекательностью, но при этом не упускает ни малейшей возможности усилить эффект красивой шляпкой или роскошным изумрудным платьем, пусть оно и сшито из старых портьер (но кого это волнует, пока этот факт не попал в поле зрения окружающих?).
Как типичный представитель истероидного психотипа, мисс О'Хара крайне неустойчива в эмоциональном отношении. Она быстро вспыхивает и выдает чрезмерную эмоциональную реакцию на вполне ожидаемые и последовательные события, имеет склонность к преувеличению и драматизации.
Именно поэтому отношения с таким партнером — это всегда бури, страсти, проклятия и тут же пылкие заверения в любви. И вот причина, почему отношения Скарлетт и Ретта такие «полные огня» — у них обоих ярко выражен истероидный радикал.
К сожалению, когда два истероида пытаются построить отношения, эта попытка почти всегда обречена на провал. Они, безусловно, одна из самых красивых и эффектных пар литературы и кинематографа, но при этом их отношения не выдерживают проверку временем.
Истероидному типу важно иметь рядом понимающего и заботливого партнера, который сумеет снизить градус эмоций в нужный момент. Своим спокойствием он как бы уравновешивает огненную натуру партнера. Но при всём этом он обязательно должен быть успешным и хорошо выглядеть — а иначе как же их пара будет находиться в центре внимания?
Еще одна отличительная черта этого психотипа — это поиск внешнего одобрения и комплиментов со стороны окружающих. И вот тут-то мне могут возразить, мол, Скарлетт никогда не гналась за одобрением общества, ведь она то и дело совершала поступки, возмущающие благочинных матрон и старых дев.
Но для нашей героини очень важно, в каком именно ключе в ее сторону летят негативные реплики. Одно дело, когда все возмущаются нахалкой Скарлетт, возомнившей себя бизнесменом, танцующей на вечере будучи в трауре, тратящей неприлично много денег или отбившей у сестры жениха. К такому осуждению всегда примешивается некоторая нотка восхищения, ведь для таких поступков нужна решимость и смелость.
И совершенно иная ситуация складывается, если общество насмехается, презирает или открыто унижает достоинство Скарлетт. Помните, как сильно она не хотела идти на праздник в дом Мелани, когда Индия прознала о ее чувствах к Эшли? Как она упрашивала Ретта оставить ее в покое и не могла представить, как у нее хватит духу появиться в доме подруги?
И посмотрите затем сцену, где она появляется на празднике, с каким гордым и надменным видом она пересекает комнату в своем роскошном, но откровенном одеянии. Истинная королева!
Так что, как ни крути, для Скарлетт очень важно общественное мнение. Ей безразлична ненависть и осуждение, но только не унизительное презрение, которое она не в силах вынести!
«Я не должна рыдать, я не должна просить. Я не должна делать ничего такого, что может вызвать его презрение. Он должен меня уважать, даже если больше не любит меня», — думает Скарлетт, в попытках вернуть былые отношения с капитаном Батлером.
Также истероиды склонны к повышенной внушаемости, но тут одна важная ремарка — они поддаются внушениям только тех людей, чье мнение является для них авторитетным. Проще говоря, Скарлетт поддается влиянию того человека, кто гораздо сильнее и увереннее ее, кого она может уважать — это, конечно же, Ретт Батлер.
Ему с легкостью удается убедить ее снять траур раньше времени, попросить у него денег, выйти за него замуж. И Скарлетт с позволяет ему то, что не позволила бы никому другому, даже Эшли. Потому что Эшли намного слабее Скарлетт.
Кроме того, истероидный тип личности обычно не испытывает проблем с проявлением сексуальности. Они чувственные и обольстительные натуры, но только с правильным партнером, если вы понимаете о чём я (если нет, что перечитайте второй том «Унесенных ветром»).
Ну и еще одна важная черта истероида — это склонность к актерской игре. И если им недоступна театральная сцена или киносъемки, то они начинают играть в реальной жизни.
Так, Скарлетт мастерски разыграла сценку материального благополучия в тюремной камере перед ничего не подозревающим капитаном Батлером. И лишь одна маленькая деталь, такая как мозоли на руках, испортила произведенное впечатление. А иначе Ретт бы не смог ее раскусить!
А как искусно притворялась Скарлетт перед своим вторым мужем Фрэнком! «Ну почему, чтобы заполучить мужа, нужно строить из себя дуру?» — сокрушается Скарлетт.
Святая невинность, наивная простота и милая женская беспомощность вкупе со слезами сделали свое дело. Бедняга Фрэнк!
Такая вот яркая и артистичная натура у истероидов.
5. Циклоид (синтонный психотип)— Наташа Ростова ( «Война и мир» )
Наташа Ростова в экранизации 1966 года (Людмила Савельева)
Если начать искать определение синтонной личности в интернете, то первый же источник назовет основной чертой этого психотипа полнокровную земную естественность. И это не что иное, как самое яркое и точное описание характера Наташи Ростовой, любимой героини Льва Николаевича!
Княжна Ростова, «прелестное дитя», по заверению автора, мгновенно притягивает к себе внимание читателей, но не своей красотой, а живым и добрым нравом.
Вот какое описание дает своей героине Толстой: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...»
Наташа — живое воплощение непосредственности, она открыто выражает свои чувства и эмоции. Она добрая, искренняя и жизнелюбивая натура, и все окружающие чувствуют в ней эти качества и тянутся к ней. «Какое милое существо ваша меньшая!» — говорит гостья на вечере у Ростовых, впервые знакомясь с девочкой. Наташа умеет располагать к себе совершенно разных людей, очаровывая их своим характером. Вот и родители не находят в себе сил, чтобы противостоять чарам дочери, поэтому Наташа растет избалованным ребенком, но при этом не теряет всех своих положительных качеств.
Княгиня Ростова пеняет на это своему мужу: «Ты ее все балуешь, Elie», а тот ей отвечает: «Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее, но, право, это, кажется, лучше...»
Еще одна отличительная черта циклоидов — смелость и решительность. Им чужды бесконечные терзания и сомнения, если уж они приняли решение, будьте уверены — они никогда не отступят ни перед какими препятствиями! Недаром в тексте романа отмечается «непостижимая смелость и ловкость этой девочки».
Кроме того, с людьми, относящимися к этому психотипу всегда весело и интересно, они буквально заражают всех находящихся рядом своей жизненной энергией и радостью. Вот и Наташа частенько «входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа».
Достигнув возраста семнадцати лет, Наташа отправляется на свой первый в жизни бал, где опять-таки мгновенно очаровывает всех окружающих. О ней говорят «Как она мила, красавица будет», а «...князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию…»
Не кажется ли вам, что здесь чересчур резок переход от некрасивой девочки до красивой молодой барышни? Дело не просто в превращении гадкого утенка в прекрасного лебедя, но в том, что синтонные личности привлекает в первую очередь своим искренним и жизнерадостным характером. А внешность преображается в глазах окружающих уже после знакомства с их оптимистичной и располагающей к себе натурой.
Из всех психотипов именно циклоиды отличаются самой адекватной и соответствующей действительности самооценкой: «Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…»
Наташа Ростова — прирожденный эмпат, она тонко чувствует настроение окружающих ее людей и всегда готова по мере своих сил прийти к ним на помощь. Она очень тонкая и чуткая, и именно перед такими людьми чаще всего раскрывают свою душу другие…
«…Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», — так говорит о ней Лев Николаевич Толстой. Именно поэтому княжна Ростова так хорошо разбирается в людях, что очень ярко подчеркивается в ее таком разном отношении к Долохову и Денисову. Она умеет отделить внешний лоск и позерство от самого важного — души и внутреннего мира человека.
Помните, я говорила про смелость и решительность Наташи Ростовой? В ней есть сильный внутренний стержень, который наиболее ярко проявляется в сложных критических ситуациях. Так, ухаживая за раненым Андреем Болконским, она заслуживает искренний комплимент от доктора: «... доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым…»
Но чем же тогда объясняется ее предательство по отношению к князю Болконскому? Почему она решает сбежать с Анатолем Курагиным? Синтонный психотип — очень страстная и чувственная натура, которая часто поддается своим душевным порывам. Она стремится жить и получать удовольствие от жизни и никогда не осудит другого человека за такое же стремление.
Но как же тогда ее обман и ложь самым близким людям сочетаются с искренностью и открытым нравом? Дело в том, что синтонные натуры прибегают к этим инструментам крайне редко, в моменты сильного внутреннего желания, когда рушатся все запреты и ограничения, носящие искусственный и принудительный характер.
Но если уж такие люди раскаиваются в своем душевном порыве, то просить прощения и каяться они будут с той же искренностью и душевным надрывом, с какими шли навстречу чему-то запретному…
В конце романа мы видим внешние и внутренние перемены в образе героини, с годами на первый план выступает главная циклоидная черта - душевное тепло, которое они щедро изливают на свою семью, родных и друзей, а также всех прочих людей, попавших в ореол их оптимистичной натуры.
«...Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила. Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка…»
Не слишком красивое описание, но именно оно в глазах Льва Николаевича является самым несомненным доказательством того, что Наташа стала прекрасной женой и матерью.
6. Эпилептоид (или напряженно-авторитарный психотип)— Джеймс Броуди ( «Замок Броуди» )
Джеймс Броуди — один из самых отвратительных и кошмарных персонажей мировой литературы, эгоист и самодур, губящий своим всеобъемлющим контролем всех членов семьи.
Одна из наиболее ярких отличительных особенностей эпилептоида — чрезмерная импульсивность, часто переходящая все разумные грани. Заметили, как Джеймс Броуди буквально взрывается на пустом месте и рвет и мечет, разрушая всё на своем пути? Эта черта доведена у него до крайней степени.
Как и всякая напряженно-авторитарная личность, Джеймс Броуди стремится к более высокому положению в обществе и большим деньгам. Потому что для него это символы власти, которые единственные определяют настоящую силу и авторитет.
Поэтому Броуди так цепляется за мысль о родстве с одним из знатных семейств их края. И пусть в арсенале его доказательств лишь одинаковая фамилия, сам Джеймс глубоко убежден в своем благородном происхождении. Отсюда его нетерпимость к магазину шляп, который становится единственным источником дохода для семьи Броуди. Негоже аристократу заниматься коммерцией!
На долю бедных клиентов этого магазина достаются лишь грубость и хамство — авторитарно-напряженные личности всегда срывают свое недовольство и раздражение на других людей и часто искренне верят, что именно окружающие — причина их бед и неудач.
Еще одна важная особенность этого типа личности, ярко проявляемая Джеймсом Броуди, — это склонность к конфликтам. Как правило, эпилептоид выбирает для конфликта более слабую личность, ведь только так он уверен в своей победе. Поэтому жертвами Броуди становятся молчаливая и беспрекословно сносящая все несправедливости жена, беззащитная в своем уязвимом положении Мэри, маленькая и тихая Нэнси.
Внутри Броуди очень много агрессии и злости, и с помощью конфликтов он переносит их на окружающих, что мгновенно поднимает ему настроение и дает временную передышку.
И он никогда не испытывает чувство вины за то, что сам спровоцировал ссору, ведь это окружающие заставляют его защищать порядок и правила.
Да, для таких людей порядок и правила — превыше всего. Они твердо убеждены в своем знании того, что хорошо, а что плохо. Но Джеймс Броуди не так жестко соотносит эти правила с собой, при этом требуя абсолютного беспрекословного подчинения от членов своей семьи.
Первое и самое важное правило семьи Джеймса Броуди гласит, что каждый член семьи должен обязательно прислуживать отцу семейства, относиться с уважением и пиететом к его потребностям и стараться максимально быстро и качественно их удовлетворить.
И первой жертвой подобной идеологии становится жена Джеймса Маргарет, которая в 42 года выглядит как 70-летняя старуха. Всю себя она отдала ведению домашнего хозяйства по высоким и неисполнимым канонам своего мужа. А что в итоге? «Лицо у Маргарет было истомленное, усталое, и в выражении его было что-то трогательное. Она имела вид человека, падающего от изнеможения, но постоянно подстегивающего в себе последнюю энергию».
Как и для всякого типичного эпилептоида, для Броуди очень важно всё досконально контролировать. Вот он и распланировал жизнь своих детей самостоятельно, без малейшего учета их собственных желаний. Но когда всё идет не по плану, он впадает в настоящее неистовство: его сына Мэтью выгоняют с военной службы, а старшая дочь Мэри беременеет вне брака от человека, которого Джеймс не одобряет в качестве будущего супруга.
Поэтому в порыве неистовой злобы и ярости он выгоняет глубоко беременную дочь на улицу под проливной дождь, в совершенно не согревающей ее одежде и без всяких средств к существованию. Здесь в полной красе предстает его деспотичная натура.
Такое жестокое и зверское поведение во многом объясняется отсутствием элементарной эмпатии — эпилептоиды не понимают чувств и эмоций других людей, а значит лишены способности сочувствовать и сопереживать. Они просто не могут поставить себя на место другого человека.
Но авторитарно-напряженные личности четко следуют законам иерархии. Если с нижестоящими они обращаются как им угодно, то перед теми, кто занимает более высокую ступеньку, они готовы лебезить и унижаться. Особенно, если это путь к достижению их целей. Но для Джеймса Броуди таких людей практически не существует — ведь он поставил на верхушку пьедестала себя.
Люди подобного психотипа обычно склонны застревать в плохом настроении, часто бывают мрачны и раздражительны (прямо как Джеймс Броуди). Еще они отличаются злопамятностью и наличием навязчивых сверхценных идей, среди которых у Броуди были служба сына, удачное замужество старшей дочери, успешная сдача экзаменов младшей дочерью, новая жена и одновременно с этим избавление от старой.
Но Броуди всегда был и будет обречен на несчастливый финал. «Память его была темна, как небо, сплошь затянутое тучами, сквозь которые не может пробиться ни единый луч света».
Текст: колумнист Софья Петрова
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Читайте также
-
17 декабря 2023 г.
60K
Литературный плейлист: песни k-pop, вдохновленные Шекспиром, Зюскиндом и Гессе
Комментарии 13
Показать все
Какое странное описание главного героя романа "Красное и черное", как будто совсем другой персонаж. Жюльен Сорель действительно исключительная личность, а не просто себя ею считает, и он действительно умнее большинства окружающих его людей.
Судите сами. Жюльен Сорель - сын деревенского плотника. Какая карьера могла ждать юношу крестьянского происхождения в 1820е годы после реставрации монархии? Никакая. Но не собираясь становиться плотником и козлом отпущения для братьев, постоянно чешущих о него кулаки, Жюльен понимает, что единственный путь вырваться из этой среды - стать священником. Больше сыну крестьянина ничего не светит, каким бы умным и талантливым он ни был. К 19 годам Сорель хорошо образован, знает латынь, помнит наизусть Святое писание, и именно поэтому местный кюре рекомендует его в качестве гувернера в семью де Реналь, и именно поэтому Жюльен отправляется учиться в семинарию возле Парижа, выдерживает там экзамен и даже получает стипедию. То есть в семинарию Жюльен попадает за счет способностей и ума, а вовсе не благодаря Луизе де Реналь, которую он якобы корыстно соблазнил. Жюльен продолжает учиться, он умен, обладает прекрасной памятью, и уже аббат Пирар, ректор семинарии, отправляет Сореля в Париж служить секретарем к маркизу де Ла-Молю, губернатору. Этот маркиз, оценив способности Жюльена, не только поручает ему вести все свои дела, но и отправляет на дипломатические миссии за границу, а также делает из него шпиона. Интересно почему Жюльена, а не какого-нибудь типчика дворянского происхождения из своей среды?
Наверное, потому что Жюльен действительно обладает развитым интеллектом, а не просто дал себе труд родиться в аристократической семье. И почему же тогда Матильда, дочь маркиза ле ла Моля, выбирает своим любовником Жюльена, а не какого-нибудь аристократа в своем окружении? Наверное, за сильный независимый характер .
То есть своего положения Жюльен добивается, благодаря своим талантам, характеру и потому что работал, как ненормальный, а не за счет романов с де Реналь и Матильдой, как хотелось бы думать большинству аристократов и буржуа на суде над Сорелем. И именно этого они не могут ему простить: того, что сын плотника добивается всего сам и больше не собирается выпрашивать как подачку милости людей, которые гораздо менее талантливы чем он, но зато "нужного" класса. И в чем его нарциссизм? В том, что сыну крестьянина не позволено иметь чувства гордости и собственного достоинства?
Да, Жюльен Сорель честолюбив, постоянно анализирует и думает на несколько ходов вперед. Но разве это недостатки?Одновременно с этим, он страстен и чересчур чувствителен, он действительно любит госпожу Реналь и действительно влюбляется в Матильду.
И если Жюльен такой эгоистичный и корыстый, как расписали в статье, почему он отказался, когда друг пригласил Сореля заниматься гораздо лесоторговлей - что было гораздо прибыльней, чем гувернерство, и остался гувернером в семействе де Реналь, хотя в свое время неохотно согласился стать нянькой? И почему вдруг человек "с отсутствием эмпатии" готов отдать все свои сбережения когда его наставник аббат Пилар нуждается в помощи? Или почему тогда Сорель отказывается от взяточничества, будучи секретарем де ла Моля?
Я так и не поняла, в каком месте романа описывается эмоциональная холодность и отсутствие эмпатии Жюльена? В чем ему корысть заводить роман с госпожой Реналь? Она ничем ему не помогла. У маркиза де ла Моля Жюльен тоже продвигается сам, а не за счет Матильды, я уже не говорю о том, что Матильда сама его выбирает и первая назначает ему свидание.
И да, цитата из письма госпожи Реналь: "Сказать по совести, я вынуждена думать, что одним из способов достигнуть успеха является для него обольщение женщины, которая пользуется в доме наибольшим влиянием», - на которую ссылаются в статье, была продиктована госпоже де Реналь местным священником, надавившему на ее богобоязненность. Реналь не хотела писать это письмо, не сама его писала и по сути это слова священника, который в романе олицетворяет мелкое мещанское общество, погрязшее в сплетнях.
И еще добавлю, что казнили Жюльена в 23 года, то есть весь этот путь - от рабочего на лесопилке до дипломата он проделал за 4 года. Неплохо так для крестьянина. Жюльен Соррель один из самых интересных романтических героев мировой литературы. В нем есть и достоинства и недостатки, как и любого человека, и именно противоречия делают его интересным, поэтому он не идеализированный персонаж, но, как и любой романтичный герой, он бунтует против общества. Вмданном случае конфликт героя с обществом связан с низким происхожденим Сореля, из-за которого он не может достичь высокого положения и из-за которого его не примут в обществе, даже будь он четырежды Леонардо да Винчи.
А в статье его свели к какому-то шаблонному нарциссу, который только и делает, что мечтает о совершенно незаслуженной славе и соблазняет женщин ради корыстных целей.
Неужели кому-то могло прийти в голову, что Стендаль писал роман всего лишь о нарциссе? Почему тогда его роман запрещали, в том числе, в царской России?
Ну, давайте тогда напишем и про Раскольникова в том же духе, что он отчаянно завидует богатству старухи-процентщицы, не ценит ее заслуг в микрокредитовании и убивает из-за корыстных целей, целыми днями мечтает о положении, которого не заслуживает, и вообще нарцисс, потому что считает, что "право имеет".
Ну всё, дожил. Наташенька Ростова - циклоид.
Мне сегодня приснится пещера и огромная Наташа с завязанным как у Кутузова глазом, гоняющаяся за маленьким и перепуганным Одиссеем.
Статья милая, спасибо. Но больше, как милая и умная шутка. Ну, почти, шутка.
Слишком модно стало в последнее время, навесить ярлык на человека, словно бабочку - иголкой, пригвоздив душу.
Помните как Пьер Безухов в плену у французов говорил: вы меня пленили? Меня? Мою бессмертную душу??
Душа человека не умещается в ярлычки умных и резких понятий.
Как говорил ещё Уайльд: определить - значит ограничить.
Это же страшно, свести всю полыхающую безмерность и тайну человеческой души, к одному понятию, пусть и отчасти верному.
laonov, Эммм, а какая связь циклоИДа и ЦиклоПа?)))
zafiro_mio, Вы серьёзно?
Ю - юмор. Ирония.