1 февраля 2019 г., 16:21

4K

Наталья Кочеткова о романе «Брисбен» Евгения Водолазкина

9 понравилось 1 комментарий 0 добавить в избранное

Критик: Наталья Кочеткова
Рецензия на книгу Брисбен
Оценка: r40-green.png
*

Медиевист, доктор филологических наук, историк древнерусской литературы, сотрудник Пушкинского дома Евгений Водолазкин, строго говоря, никогда не был «начинающим писателем». С первой же книги — романа «Соловьев и Ларионов» — в 2009 году он вошел в современную литературу профессионалом. И сразу оказался в финале главной российской литературной премии «Большая книга». Ну и, не мелочась, следующим романом «Лавр» выиграл два основных отечественных литературных конкурса из трех на тот момент существующих: «Ясную Поляну» и «Большую книгу».

Можно лишь удивляться феномену человека, который в 45 лет просто взял и стал одним из «главных русских писателей». От праздности ума искать этому логические объяснения (ну, кроме таланта, понятно). И первое, что приходит в голову, — это филологическое образование автора. Разумеется, человек, чья профессия — исследовать тексты, находится с механизмами их построения в особых отношениях. Объяснение это, конечно, поверхностное и наивное, но и совсем сбрасывать его со счетов не стоит. Потому что владение мастерством написания идеального литературного произведения — не только огромное преимущество Евгения Водолазкина, но и его слабое место.

Новый роман «Брисбен» с поэтической (от слова поэтика) точки зрения безупречен. Все узлы завязаны и развязаны в нужных местах, ни один мотив не лишний и не брошен. От сюжетных лакун и нестыковок внимание читателя изящно отвлекается эмоциональной напряженностью сцен или, напротив, игрой аллюзий и реминисценций. Примерно как сам Глеб Яновский — собственно, главный герой романа — маскирует изъяны своей игры, вызванные болезнью Паркинсона.

Итак, в основе сюжета — трагедия музыканта. Глеб Яновский, гитарист-виртуоз, которому бисируют все концертные залы мира, в расцвете профессиональной карьеры выясняет, что у него болезнь Паркинсона. Вот он уже не может чисто сыграть тремоло. Вот ему уже совсем трудно играть, несмотря на многочасовые репетиции. А вот он уже может только петь. А теперь и эта возможность общаться с аудиторией при помощи музыки ему недоступна.

Он злится, впадает в истерику, в депрессию, потом находит выход и снова начинает верить — до следующего витка болезни. После чего все повторяется по новой.

На костяк сюжета автору очень важно нанизать некоторое количество идей. Например, идею смерти. Чаще случайной, трагической, ранней, до обидного незаслуженной.

Другая основополагающая идея романа — преемственность в широком, если угодно, библейском смысле. Это «непрямое родство» будет проявляться на самых разных уровнях. И в том, что Яновский — сын русской и украинца и одинаково хорошо говорит обоих языках. И в том, что маленький Глеб учится играть на домре, а лишь потом берет в руки гитару. В том, что они с женой Катей не могут иметь детей, поэтому Катя хочет, чтобы другая женщина родила ребенка от ее мужа. Наконец в том, что они хотят удочерить дочь первой возлюбленной Яновского, но судьба лишает их такой возможности.

В этой идеальной композиции и кроется изъян романа. Слишком безупречно выстроен. Слишком совершенен. Слишком умел. И в какой-то момент любование гармонией переходит в сожаление по поводу излишней «литературности».

* Оценка указана редакцией Livelib

Источник: Lenta.ru
В группу Рецензии критиков Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

9 понравилось 0 добавить в избранное

Комментарии 1

Ну, не знаю. У меня отчего-то никакого сожаления излишней литературностью не возникло. Да и не очень она излишняя - эта литературность. На мой взгляд.

Читайте также