Александр Андреевич Проханов — советский и российский писатель, сценарист. Публицист, журналист, главный редактор газет «День» и «Завтра». Член Союза писателей СССР с 1972. Общественный и политический деятель, философ, идеолог патриотизма. Активный участник радио- и ТВ передач, различных ток-шоу. Автор многих романов, повестей и рассказов, ставших бестселлерами, переведенными на многие европейские и восточные языки. Сын, Андрей Фефелов, зам. главного редактора газеты «Завтра».
В 1960 году Александр Проханов окончил Московский авиационный институт, где на последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. Работал инженером НИИ, лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы открыл для себя Платонова, увлекся Набоковым. С 1970 был корреспондентом газет «Правда» и «Литературная газета» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других "горячих точках". Первым описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта. С 1986 писал статьи в журналы «Молодая гвардия», «Наш современник» и «Литературную газету». С 1989 по 1991 год был главным редактором журнала «Советская литература».
В декабре 1990 Проханов учредил газету «День» и стал её главным редактором. В 1991 году на выборах президента РСФСР был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова, во время августовского путча поддержал ГКЧП. В сентябре 1993 года поддержал Верховный Совет и выступил в своей газете против действий Ельцина, называя их государственным переворотом. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция подверглась разгрому ОМОНом, ее сотрудники были избиты, имущество и архивы уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время». В ноябре 1993 года стал главным редактором новой газеты «Завтра», продолжив курс запрещенной ранее.
На президентских выборах 1996 г. Проханов поддержал кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. В 1997 становится соучредителем Агентства патриотической информации. В 1997 и 1999 годах подвергался нападениям со стороны неизвестных лиц. В 2002 его роман «Господин Гексоген», где он художественно отображает версию о вине российских спецслужб во взрывах жилых домов в России в 1999 году, получил премию «Национальный бестселлер».
Женат, имеет двух сыновей и дочь. Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует мотыльков.
Александр Андреевич Проханов — советский и российский писатель, сценарист. Публицист, журналист, главный редактор газет «День» и «Завтра». Член Союза писателей СССР с… Развернуть
Владимир Васильевич Карпов - русский советский военный писатель, историк, публицист. Член Союза писателей, общественный деятель, Герой Советского Союза.
В детские годы вместе с родителями переехал в Ташкент, где учился в средней школе. Посещал спортивную секцию бокса, неоднократно побеждал на чемпионатах Узбекистана и Средней Азии в среднем весе. В 1939 году поступил в Ташкентское Краснознаменное пехотное училище имени В. И. Ленина, но, проучившись 2 года, был арестован и репрессирован по доносу одного из курсантов.
В 1942 году Владимир Карпов написал заявление о предоставлении возможности смыть вину кровью и был направлен в штрафную роту при 629 стрелковом полку 134 стрелковой дивизии. Отвоевав полгода на Калининском фронте, в 1943 году за проявленную доблесть и отвагу в боях судимость с него была снята, он был принят в ряды ВКП (б). В дальнейшем был командиром взвода разведчиков и участвовал в операциях по захвату 79 «языков». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года В. В. Карпов был удостоен звания Героя Советского Союза. После тяжелого ранения поступил в Высшую разведывательную школу при Генеральном штабе. В 1945 году опубликовал свои первые литературные произведения.
В 1947 году оканчиил Военную Академию им. М. Фрунзе и направлен в Туркестанский военный округ. Служил командиром полка в Каракумах, затем начальником штаба дивизии в Кушке, а после был переведен в Генеральный штаб. Параллельно обучался на заочном отделении Литературного института имени Горького, который окончил в 1957 году. В 1966 году вышел в отставку и совмещал писательское творчество с должностями заместителя редактора Госкомпечати УзССР и журнала «Октябрь», главного редактора в журнале «Новый мир» и первого секретаря правления Союза Писателей СССР.
Владимир Васильевич Карпов - русский советский военный писатель, историк, публицист. Член Союза писателей, общественный деятель, Герой Советского Союза. В детские годы… Развернуть
Николай Константинович Доризо́— русский советский и российский поэт. Член ВКП(б) с 1947 года.
Н. К. Доризо родился 22 октября 1923 года в Краснодарев в семье адвоката. Стихи Коля начал сочинять очень рано, а впервые его произведения были опубликованы в 1938 году в газете «Пионерская правда».
Среднюю школу Доризо окончил в 1941 году в Ростове-на-Дону, и буквально со школьной скамьи ушел на фронт, участвовал в боях на Черноморском побережье. Также в годы Великой Отечественной войны он работал литературным сотрудником в Военном издательстве и в редакции окружной газеты «Слово бойца».
В 1942 году на фронте, еще не будучи профессиональным поэтом, Николай написал стихотворение «Дочурка», музыку к которому сочинила Р.Гольдина. И буквально через несколько дней эта песня стала известна всему фронту и была пронесена солдатами до конца войны.
Военные годы наложили отпечаток на всю дальнейшую жизнь и мировоззрение поэта, и конечно на его творчество. Стихи «Мы Керчь покидали с боями», «В Бухенвальде», «Военные поезда», «О тех, кто брал Рейхстаг», «Варна»… и ряд других его произведений патриотической лирики основаны на реальных событиях, участником некоторых из них был и сам автор.
Вернувшись домой, Доризо поступил на историко-филологический факультет Ростовского государственного университета, который окончил в 1948 году. В том же году в Ростове-на-Дону вышла его первая книга стихов «На родных берегах». В 1957 году Николай окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького и вскоре был принят в Союз писателей СССР.
После первой книги стали выходить и следующие сборники стихов и поэм Доризо, среди которых: «Мы – мирные люди», «Стихи», «Верю, люблю, пою!», «Имя мое – человек», «Избранное», «Люблю писать в дороге...», «Ровесникам нашей победы», «Пока деревья есть на свете», «Звенья» и многие другие. . Литературную деятельность начал с 1938 года. Первый сборник стихов «На родных берегах» вышел в Ростове-на-Дону в 1948 году.
Был женат на эстрадной певице Гелене Великановой и приме Театра оперетты Вере Вольской.
Н. К. Доризо умер 31 января 2011 года в посёлке Переделкино Московской области. Похоронен на кладбище в Переделкине.
В былые времена ни одно застолье не обходилось без любимых народом песен Огней так много золотых на улицах Саратова, От людей на деревне не спрятаться. Причем многие искренне считали, что эти песни и в самом деле народные. А между тем у всех у них есть автор поэт Николай ДОРИЗО.
МНЕ несказанно повезло сочинять песни к замечательным фильмам: Дело было в Пенькове, Разные судьбы, Простая история Кинофильмов, в которых звучат мои песни, рядом сорока.
Кстати, любопытна история песни Огней так хоть отбавляй золотых на улицах Саратова.
Я показывал вирши разным композиторам, но никто из них не рискнул черкануть к ним музыку. Тогда в почете были произведения не о любви, а о трудовых геройских поступках. А тут не несложно любовная лирика, а еле-еле ли не аморалка. И все-таки Константин Симонов рискнул издать стихотворение в Литературной газете. И безотложно же пошел шквал возмущенных писем: Чему нас учат? К чему призывают? Мыслимо ли, чтобы наша советская дама любила женатого человека?!
И вот как-то раз, когда съемки фильма Дело было в Пенькове, к которому я написал песню От людей на деревне не спрятаться, уже закончились, я проснулся возле пяти часов утра, как чисто кто-то толкнул меня в бок. Огней так хоть отбавляй золотых вроде сознательно написана для фильма! В тот же день я встретился с композитором Кириллом Молчановым. Он вначале повозмущался, мол, поздновато пришел, а опосля сел за фортепиано и тут же заиграл мелодию. Мы оба были в восторге и в таком состоянии поехали на киностудию им. Горького, чтобы выказать песню режиссеру Станиславу Ростоцкому. Выслушав нас, Ростоцкий сказал, что песня, конечно, хорошая, но съемки завершены и кино ему уже не принадлежит.
А сквозь день раздался звонок директора киностудии: Что вы за песню написали? Вся студия ее поет. Хотя бы мне напели. Уговаривать нас с Кириллом не пришлось. Причем мы более того не успели допеть, как управляющий, прервав нас, воскликнул: Волей, данной мне Богом и ЦК, переношу сроки сдачи фильма. Специально для этой песни был доснят сюжет. Так она, вроде джентльмен, вскочивший на ходу в уходящий городской рельсовый электротранспорт, попала в кинофильм.
Была нужна как хлеб
В 1942 ГОДУ на фронте, не будучи ещё ни отцом, ни поэтом, я написал стихотворение Дочурка, к которому сочинила музыку Роза Гольдина. И практически посредством немного дней эта песня стала известна всему фронту!
В конце войны на ростовском рынке я увидел безногого инвалида в потертой шинели, тот, что торговал кукурузными лепешками и текстами Дочурки, отпечатанными на папиросной бумаге. И вирши, и лепешка стоили 10 рублей. Люди покупали и то, и другое. Значит, мое стихотворение было нужно им так же, как хлеб
А недавно по радио прочитали послание ветерана войны, в котором он рассказал, что, возвращаясь с фронта, вез своей дочке медвежонка. Почему как раз медвежонка? Потому что ему запомнились и полюбились строки из моего стихотворения: Ты в кроватке лежишь, дорогая, непреклонно мишку прижавши к груди.
Когда девчонка выросла, мишка перешел по наследству к ее ребенку. Теперь у ветерана есть правнучка, которая засыпает, обнимая все того же мишку игрушку послевоенного времени. Ради таких минут стоит существовать и творить.
Мне постоянно везло
МОИ родители были талантливыми, интересными и умными людьми. Папа уроженец Греции. Он принадлежал к знатному греческому роду, в родное время поддержал революцию, а перебравшись сообща с родителями в Россию, работал адвокатом. Мама, кубанская казачка, закончила консерваторию по классу фортепиано и была музыкантом. Она записывала мои первые стихотворные опыты в тетрадку, которая хранится у меня до сих пор.
Еще у меня была изумительная бабуля, Мария Назаровна. Именно она заразила меня любовью к поэзии, песне, народному слову. Перенял я от нее и умение рисовать кого-то в лицах, представлять, как она говорила
Мое малолетство не возбраняется было бы окрестить счастливым, если бы в 1938 году не арестовали отца. Маме сказали, что ему дали 10 лет без права переписки, а на самом деле его расстреляли. По стране тогда ходила фраза: Сын за отца не отвечает. Применительно ко мне это было истинно так: меня приняли в комсомол, больше того, избрали секретарем комсомольской организации школы. Я до сих пор благодарен учителям, одноклассникам, соседям, которые превосходно ко мне относились и ни в жизнь не намекали на то, что мой папа арестован.
Мне всю дорогу везло на хороших людей.
Но как на свете без любви протянуть
Я УВЕРЕН, что влюбленность была, есть и будет. Ведь все, что делает мужчина, пронизано этим чувством. Если и калякать обо мне, то у меня завсегда было повышенное чувство: моя леди не моя леди. Будь она трижды прелестница, я к ней не подойду, если не ощущаю, что она моя. И это повышенное чувство меня ни в жизнь не подводило
Много лет вспять я встретил прекрасную женщину, но Оставь всякие надежды это же прима Театра оперетты Верочка Вольская! предупреждали приятели.
В самом деле: кем я тогда был? Обычный студент Литературного института с кучей проблем, в том числе и материальных.
Но, видимо, чему быть, того не пройти. Прошло больше двадцати лет. Я успел обзавестись машиной, дачей, квартирой. И вот как-то возвращаюсь из издательства со своею новой книжкой. Вижу стоит Верочка у ресторана Прага с тортом в руке. Прошу водителя притормозить. Подвез ее, а сквозь некоторое время пригласил в Дом кино. Там я готов был скупить для нее весь кабачок. Что касается предложения, то его сделал не я, а Верочка. Я ее вечно приглашал то в театр, то в кабачок, и в одно прекрасное время она мне сказала: Коля, у меня нет времени. Лучше женитесь на мне. Вот уже 37 лет мы совместно.
Я все время живу намедни чего-то
НЕДАВНО мне исполнилось 80 лет возраст, достойный долгожителя. Меня неизменно волновала задача долголетия. Почему одни люди живут долговременно, другие самое малое. Мне кажется, что многое зависит от наследственности, но многое и от того, обладает ли мужчина талантом соизмерять свои способности со своими возможностями. Долголетье организма твоего в той одной непостижимой сложности: соответствие потребностей его и его спасительной возможности. Большую образ играет и заинтересованность к жизни, тот, что идет от духовности. Для этого не во что бы то ни стало строчить вирши. За то, что так себя он бережет, Бог долголетием его карает, о нем не скажешь долговременно он живет, а скажешь продолжительно умирает.
Для меня духовность неотъемлема от веры в Бога. Мой дедуля был протоиереем Кубанского собора, а папа ярым атеистом, потому мой дорога к Богу был долгим. Этим я повинен перед Ним. Я считаю, что все от Бога: и мое творчество, и везение, и саммит с Верочкой. Мне грешок сетовать на существование. У меня прекрасная семейство, дети, внучки. За последние два года я написал весьма немало стихотворений, в текущее время выходит новая книжка Иные времена. Пишут благодарные читатели. Вот недавно пришло: Москва. Кремль. Николаю Доризо. Мои песни по-прежнему звучат на радио, на телевидении, за праздничными столами. Чего ещё позволительно жаждать? Так что я успешный дядя.
Николай Константинович сотрудничал с известными композиторами:
Никитой Богословским,
Оскаром Фельцманом,
Кириллом Молчановым,
Семёном Заславским,
Марком Фрадкиным,
Аркадием Островским,
Серафимом Туликовым,
Тофиком Кулиевым,
и др.
В результате появились всенародно любимые и узнаваемые песни:
«Я о Родине пою» — муз. С. С. Туликова,
«Песня о любви» («На тот большак…») — муз. М. Г. Фрадкина,
«Мужской разговор» — муз. Н. В. Богословского,
«Московские улочки» — муз. Н. В. Богословского,
«Огней так много золотых» — муз. К. Молчанова,
«Песня выпускников» — муз. Н. В. Богословского,
«Взрослые дочери» — муз. О. Б. Фельцмана,
«Песня Рощина» — муз. Н. В. Богословского,
«От людей на деревне не спрятаться» — муз. К. В. Молчанова,
«Помнишь, мама моя» — муз. Н. В. Богословского,
«Песенка молодых соседей» — муз. А. И. Островского,
«Кактус» — муз. А. Долуханяна,
«Песня об одиноком друге» — муз. Н. В. Богословского,
«Бабушка» («Спешит на свидание бабушка, бабушке сорок всего…») муз. Б. Терентьева,
«Давно не бывал я в Донбассе» — муз. Н. В. Богословского,
«Накануне» — муз.В. Женевского,
«Нежная рука» — муз. Т. Кулиева
и др.
Песни на стихи Николая Доризо звучат в фильмах:
«Простая история»,
«Увольнение на берег»,
«Разные судьбы»,
«Дело было в Пенькове»
Николай Константинович Доризо́ — русский советский и российский поэт. Член ВКП(б) с 1947 года.
Н. К. Доризо родился 22 октября 1923 года в Краснодарев в семье адвоката. Стихи… Развернуть
Ольга Константиновна Ко́жухова — русская советская писательница, военная журналистка, фронтовик. Автор романа, многих .повестей, рассказов, очерков и стихов. Муж, Анатолий Васильевич Никонов, — советский журналист и общественный деятель, главный редатор журналов «Смена, «Молодая гвардия» и «Вокруг света».
Родилась Ольга в Воронеже, но вскоре её отец, агроном по профессии, переехал на работу на знаменитую Каменно-Степную опытно-мелиоративную станцию, заложенную великим ученым Докучаевым. С годами юношеская привязанность девушки к степи стала еще крепче, это было заметно, читая любовно выписанные ею деревенские пейзажи.
Печататься Оля Кожухова начала еще с 1938 года, в Воронеже ее очерки и рассказы публиковались в газетах «Будь готов!», «Молодой коммунар» и альманахе «Литературный Воронеж». Лирические стихи включались в сборники творчества областных молодых писателей. Закончив в 1941 году с золотой медалью среднюю школу, она без экзаменов была зачислена на филологический факультет Воронежского университета.
Одеако с началом Великой Отечественной войны Ольга Кожухова вместо учебы поступила на курсы медицинских сестер при университете. По окончании добровольно вступила в ряды Красной Армии и была направлена в формировавшуюся 329-ю стрелковую дивизию. 6 декабря 1941 года дивизия вступила в бой на Можайском шоссе под Москвой. Ее медсанбат попал потом в окружение под Вязьмой, где она заболела воспалением лёгких,.На Смоленщине они попали под бомбежку и танковую атаку, отступали по глубоким снегам. В 1942 онавступила в члены ВКП(б).
После окончания курсов политработников младший лейтенант О. Кожухова была назначена заместителем по политической части в госпитале легкораненых, затем литературным сотрудником армейской газеты «За правое дело». Многие её стихотворения, появившиеся в армейской газете, перепечатывались затем во фронтовой. Об её боевом пути свидетельствуют медали «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», о подвигах ордена Отечественной войны и Красной звезды. Были и контузия, и ранение в лицо, отчего всю жизнь она была вынуждена фотографироваться лишь в профиль.
После демобилизации Ольга Кожухова поступила в Литературный институт имени А. М. Горького. Работала в приёмной СП РСФСР. Была заместителем главного редактора журнала «Смена», где работал её будущий муж Анатолий Никонов, который сплотил вокруг себя мощную патриотическую писательскую среду. Впоследствии они вместе струдились в журнале «Молодая гвардия».
В В 1945 году в Воронеже вышел сборник фронтовых стихов О. Кожуховой «Белый камень». После окончания института она много ездит по стран, побывала на Алтае и в Казахстане. В печати появляются ее рассказы и очерки. Одновременно она работает над первой своей повестью «Хлеб, которым делишься», пишет повесть «Не бросай слов на ветер…». Наибольший успех приносит писательнице во многом биографичный роман «Ранний снег», который вышел 2-х миллионным тиражом в «Роман-газете». Он был воспринят как неподкупная правда военного времени.
Ольга Константиновна Ко́жухова — русская советская писательница, военная журналистка, фронтовик. Автор романа, многих .повестей, рассказов, очерков и стихов. Муж, Анатолий… Развернуть
Александр Михайлович (Алесь) Адамович — русский и белорусский советский писатель, сценарист, литературовед, доктор филологических наук (1962), профессор (1971), член-корреспондент АН БССР (1980).
Родился в семье врачей. С 14 лет вместе с родственниками принимал участие в деятельности антифашистского подполья, с 1943 г. до начала 1944 г. сражался в партизанском отряде. В 1944 г. уехал на Алтай, где поступил в Лениногорский горно-металлургический техникум. После войны вернулся в Беларусь, поступил на филологический факультет Белорусского государственного университета, закончил в 1950, закончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию (1953), московские Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров (1964).
Вернувшись в Минск, А. М. Адамович был принят на работу в Институт литературы имени Янки Купалы в качестве старшего научного сотрудника. Принимал активное участие в работе «реформаторского» V съезда белорусских писателей, где состоялась острая стычка «шестидесятников» с «неосталинистами». Работая в Институте литературы, А. М. Адамович защитил докторскую диссертацию. В 1962—1966 преподавал в МГУ, был отстранен от преподавания за отказ подписать письмо с осуждением Ю. Даниэля и А. Синявского. В 1980 году А. М. Адамович избирается членом-корреспондентом АН БССР.
В 1987—1994 — директор Всесоюзного НИИ кинематографии.
В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
26 января 1994 года сразу после выступления в Верховном суде РФ с речью в защиту имущественных прав Союза писателей и Литфонда он умер от второго инфаркта. Похоронен в городском посёлке Глуша Бобруйского района Могилевской области.
Литературную деятельность А. М. Адамович начал романом "Война под крышами" (1960). Его перу принадлежат повести "Сыновья уходят в бой" (1965), "Хатынская повесть" (1968-1972), "Я из огненной деревни" (1977, совместно с Я. Брылем и В. Колесником).
В 1977 году вышло собрание сочинений Алеся Адамовича в 2-х томах.
В 1981 году А. М. Адамович опубликовал роман «Каратели». Новый взгляд на концепцию военной литературы изложен в книгах «О современной военной прозе» (1981), «Война и деревня в современной литературе» (1982) и «Ничего важнее» (1985).
В 1981-1983 годы вышло Собрание сочинений Алеся Адамовича в 4-х томах.
В 1982 году в составе белорусской делегации А. М. Адамович участвовал в работе Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В те годы он много ездил по миру, принимая участие в международных антивоенных, антиядерных конференциях, где выступал с докладами, давал многочисленные интервью. Публицистика того времени собрана в книгах «Выбери — жизнь!» (1986), «Литература и проблемы века» (1986), «Додумывать до конца» (1988).
В 1985 году кинофильм «Иди и смотри», поставленный по сценарию А. Адамовича (в основе сценария лежат «Хатынская повесть» и «Каратели», в соавторстве с кинорежиссером Элемом Климовым), получил первую премию и Золотой приз на XIV Московском кинофестивале и обошел экраны многих стран мира, получив огромный резонанс.
Александр Михайлович (Алесь) Адамович — русский и белорусский советский писатель, сценарист, литературовед, доктор филологических наук (1962), профессор (1971),… Развернуть
Участник Великой Отеч. войны.; майор. Был членом КПСС (с 1942). Окончил Военно-полит. академию (1952).
Александр Николаевич Плотников - российский советский писатель, писал книги о море.
Родился 13 сентября 1931 года в деревне Александровка Сорокинского района. Вскоре семья переехала в Ишим. Окончив городскую среднюю школу № 1, А.Н. Плотников поступил в Высшее военно-морское училище. Отслужив на флоте 14 лет, занялся писательским трудом.
В 1967 г. окончил Литературный институт.
Писатель-маринист А.Н. Плотников является автором 18 книг: «Матросы в юбках», «Молчаливое море», «Прорыв в неведомое» и др., двух пьес, множества публикаций и телесценариев. Многие его эссе и рассказы опубликованы на страницах газеты «Ишимская правда» и «Провинциал».
Впервые я встретилась с писателем в Москве в марте 2005 года. Александр Николаевич пригласил меня к себе в писательский кабинет на проспекте Вернадского. Очень волновалась перед встречей, но увидела простого гостеприимного грузного мужчину, прихрамывающего на одну ногу - результат шестнадцатилетней службы на подводной лодке. Одет, что называется, со вкусом: серый костюм, синяя рубашка и синий же, несколько другого тона, галстук. Конечно, это уже не тот бравый лейтенант Плотников «на заре подводной одиссеи», но задор глаз под густыми бровями со временем не угас, а лишь приобрёл оттенок житейской мудрости.
Мы много беседовали, угощались домашней выпечкой Александры Осиповны, супруги Александра Николаевича, и обсуждали предметы музейного значения, которые писатель благосклонно отдал на хранение в Ишимский историко-краеведческий музей.
Приведу некоторые эпизоды устных рассказов А.Н. Плотникова о жизни и о себе, записанные мной во время той памятной встречи.
«Учился в городской средней школе № 1 с друзьями Лёней Огнёвым и Веней Яковлевым. Ныне Леонид Иванович - доктор физико-математических наук, а Вениамин Фёдорович - полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». В школе выпускали газету, в которой высмеивали проступки ребят. Огнёв - рисовал, Плотников - писал.
Я из семьи старообрядцев и мне многое «не можно». Например, я никогда не курил. Если на флоте предлагали на выбор сигареты или шоколад - всегда выбирал шоколад.
Хотел поступать в Свердловский университет, но пошёл на флот. Жена - Александра Осиповна Гайдученя, её отец, Осип Матвеевич, был секретарём Ишимского райкома партии. Они жили в двухэтажном доме и занимали весь второй этаж. Однажды я проходил мимо дома, а она сидела на крыльце - разговорились. В отпуске заехал с Камчатки в Ишим уже специально к ней. Потом завязалась переписка. Я ходил в море, она тем временем окончила Тюменский пединститут и работала в Карасульской школе. В один из отпусков поехал в Карасуль повидаться с Александрой. Жениться тогда и не думал, помнил её девчонкой, а увидел и обомлел. Сразу расписались и я снова уехал, только через год сыграли свадьбу.
Когда в Симферополе в 1959 году вышла книжка-бабочка в один лист с моими стихами, понял, что стихи - не моё. С тех пор увлекаюсь только прозой. В Литературном институте им. А.М. Горького моим учителем, Великим Учителем, был Константин Паустовский. Однажды разгромил меня вдребезги за слабую вещь: «Если вы всерьез не займетесь языком, природой, характерами героев, литератора из вас не выйдет». У Паустовского была интересная манера общения. Когда на семинаре обсуждали произведение студента, он вёл себя так, что казалось - спит. Потом вдруг просыпался и выносил резонное замечание - оказывается он всё слышал. На наш курс поступало 30 человек, закончили - 18 человек.Среди них Василий Белов, Виктор Потанин.
Я ушёл на пенсию в 50 лет капитаном первого ранга в 1981 году, отслужив на подводной лодке 14 лет. Теперь всё время посвящаю литературе».
На момент нашего разговора у Александра Николаевича был написан и отдан в печать роман «Прорыв в неведомое» и готовилась к печати повесть «Матросы в юбках». Роман вскоре вышел отдельным изданием, его презентация с участием автора состоялась в стенах Ишимского историко-краеведческого музея 25 июля 2005 года. «Матросы в юбках» украсили страницы журнала «Воин России» в 2008 году.
«День Флота, последнее воскресенье июля, всегда отмечаю с друзьями на даче. Поднимаю Андреевский флаг, и пока он реет,Ю все соседи и прохожие, кто служил на флоте, заходят на огонёк. Каждому пришедшему незнакомцу наливаю рюмку водки, подаю хлеб. Таких набирается в течение дня 7-10 человек.
В Москву приехал с семьёй в 1974 г., через 2 года Союз писателей дал мне квартиру. Тогда писателю полагался отдельный кабинет - это 20 кв. м. лишней площади. Квартира трёхкомнатная, большая, светлая. В настоящее время проживает в ней две семьи: мы, старики, и дочь с мужем и сыном Кириллом. Дочь Марина работает в издательстве, коллекционирует мини-книги и книги с автографами авторов. В коллекции около трёхсот книг с подписью великих: М. Шолохова, К. Симонова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко и многих других».
Все произведения, начиная с 1959 года набраны на старой печатной машинке, прослужившей писателю верой и правдой 22 года. 10 лет назад Александр Николаевич приобрёл новую электронную, когда «старушка» сломалась и никто из мастеров не взялся её чинить. За многие годы выработалась у писателя своя методика работы: сразу пишет на машинке - перечитывает - правит. Бумаги уходит много, но в рукописном тексте не видно огрехов. Как говорил М. Горький: «Нам, небольшим литераторам, недостаток таланта надо восполнять трудолюбием».
Александр Николаевич Плотников - российский советский писатель, писал книги о море. Родился 13 сентября 1931 года в деревне Александровка Сорокинского района. Вскоре семья… Развернуть
Николай Романов - псевдоним Николая Михайловича Романецкого.
Русский писатель, переводчик, редактор.
Родился 26 июня 1953 года в Новгородской области (Россия).
В 1977 году окончил Ленинградский политехнический институт по специальности “инженер-металлург”.
В студенческие годы играл на бас-гитаре в вокально-инструментальном ансамбле, писал тексты песен, пробовал свои силы на сцене (второе поколение актеров факультетского театра - ныне Народный театр “Глагол” на Лесном пр., 65). Там же познакомился со своей будущей половиной, с которой прожил уже более тридцати лет.
С мая 1977 по май 1989 года работал на Балтийском заводе в должностях инженера-технолога, помощника мастера, мастера, заместителя начальника цеха. Первые попытки писать фантастику предпринимал еще в студенчестве, вернулся к ним в 1985 году и тогда же пришел в семинар Бориса Натановича Стругацкого.
В мае 1989 года распрощался с производством и занялся литературным трудом. Работал редактором в издательствах “Борей” и “Бояныч”. Редактор-составитель альманаха фантастики “Китеж”, скончавшегося после выхода в свет пилотного номера.
Первая публикация в 1987 году - журнальный вариант повести “Третье имя” в журнале “Энергия”.
Участник “малеевского” семинара фантастики в Дубултах в 1987 году.
Постоянный участник проводимых российским фэндомом тусовок - “Фанкон”, “Волгакон”, “Интерпресскон”, “Странник”, “Белое пятно”, “Роскон”. На “Аэлиту” до сих пор не выбрался в связи с хроническим безденежьем.
Член Союза писателей Санкт-Петербурга с 1997 года.
Много лет работает на стыке жанров НФ, фэнтези, детектива и любовного романа в направлении, которое сам называет “sin's fiction” - фантастика первородного греха. Публикуется от случая к случаю, но был период, когда пытался жить на литературные гонорары. В результате получил от жизни по мозгам; спасибо ей! - не сильно. Нет худа без добра: зато не заметил августовского финансового обвала 1998 года.
В настоящее время работает администратором “Центра современной литературы и книги на Васильевском”, активный участник мероприятий, проводимых писательским клубом. Член оргкомитета "Интерпресскона". С сентября 1999 года - секретарь оргкомитета “АБС-премии”, учрежденной Центром годом раньше, автор сценария ряда церемоний награждения лауреатов, начиная со второй, прошедшей 21 июня 2000 года.
Фантастикой увлекся еще в начальной школе, прочитав сборник “Дорога в сто парсеков”, увидевший свет в 1959 году.
Любимые российские авторы: братья Стругацкие и Вячеслав Рыбаков. Участие в проекте Андрея Черткова “Время учеников” - дань братьям, на чьих произведениях вырос. Достаточно сказать, что освоил пишущую машинку, перепечатывая в семидесятые годы с фотокопий “Сказку о тройке” и опальную линию “Улитки на склоне”, связанную с Управлением.
Из зарубежных нравились Хайнлайн, Брэдбери, Шекли, Урсула. Из более поздних - Гибсон, Дэн Симмонс. Впрочем, прежних восторгов от западных авторов уже не испытывает.
Из детективщиков время от времени перечитывает Стаута, Чандлера и Агату.
Политикой интересуется постольку, поскольку она влияет на жизнь, но в выборах участвует постоянно.
Любит музыку 60-70-х (Beatles, Deep Purple, Uriah Heep, Pink Floyd, некоторые вещи Queen и многих-многих других рок-музыкантов). Из современных российских с удовольствием слушает “Агату Кристи”. К попсе достаточно равнодушен, но не плюется.
Из SF-фильмов много лет пересматривает обе серии “Терминатора”, за новинками не следит. Из отечественных кинокартин ценит комедии Гайдая, Рязанова и ленты Тарковского.
Яро болеет за российский футбол, хоккей и теннис. Раз-два в году ходит на яхте класса «Дракон» по Маркизовой луже (в качестве матроса), может отличить стаксель от грота, а кранец от шкота; ночевал на фортах вблизи острова Котлин. В последние годы ощутил вкус работы на дачном участке, умеет выращивать картошку, особняк пока не построил и не очень надеется. Водит машину, несколько раз штрафовался инспекторами ГИБДД за превышение скорости (однажды на 34 километрах/час – суметь надо!!!). Приобрести иномарку - кишка тонка. Из напитков пьет в компании друзей русскую водку, но не откажется и от коньяка. Жарким днем с удовольствием опрокинет бутылочку «Бочкарева». Впрочем, способен без ущерба для здоровья неделями воздерживаться от алкоголя. Считает русских женщин высшими существами, созданными Богом. В предрасположенности к дракам не замечен, терпим к чужому мнению.
Имеет двоих взрослых детей.
Николай Романов - псевдоним Николая Михайловича Романецкого. Русский писатель, переводчик, редактор.
Родился 26 июня 1953 года в Новгородской области (Россия).
В 1977 году… Развернуть
Асанов Николай Александрович, писатель, поэт, автор романов «Волшебный камень», «Электрический остров», «Ветер с моря», «Богиня победы», сборников рассказов «Каменный пояс», «Чудо на реке Ним», «Угол чужой стены», а также книги стихов «Пологая радуга». Асанов мастер острого сюжета и неожиданных коллизий. Особый интерес у читателей и критики вызвал роман «Богиня победы», вышедший в свет уже после известного романа И. М. Шевцова «Тля». В «Богине победы», как и в «Тле», четко выражено идеологическое противостояние космополитов и патриотов в среде советской интеллигенции. Если в «Тле» события происходят в кругах художников и критиков-искусствоведов, то Асанов погружается в мир науки, четко очерчивая образы и характеры ученых-патриотов, искателей и изобретателей.
Асанов Николай Александрович , писатель, поэт, автор романов «Волшебный камень», «Электрический остров», «Ветер с моря», «Богиня победы», сборников рассказов «Каменный пояс»,… Развернуть
Георгий Свиридов - русский писатель, боксер.
О его жизни известно не так много. Тем не менее это уникальный писатель. Его книги изданы миллионными тиражами на десятках языков мира — от финского до вьетнамского. Но мало кто знает, что становление советского спорта, в частности бокса и ушу, многим обязано ему.
Георгий Свиридов - русский писатель, боксер. О его жизни известно не так много. Тем не менее это уникальный писатель. Его книги изданы миллионными тиражами на десятках… Развернуть
Николай Иванович Камбулов - полковник Советской Армии, бывший фронтовик, член Союза советских писателей.
Николай Иванович Камбулов прошел большую школу армейской жизни. Его впечатления о людях в погонах созрели и оформились через личные переживания, личное соприкосновение с большим и сложным человеческим материалом.
Великую Отечественную войну Н. Камбулов встретил на границе, будучи политруком заставы. Дважды высаживался он с морским десантом на скалистые берега Керченского полуострова, сражался в Аджимушкайских катакомбах, участвовал в штурме знаменитой Сапун-горы, освобождал Севастополь, брал Кенигсберг. В боях он был дважды ранен и тяжело контужен.
Николай Камбулов — писатель с пытливым взглядом на жизнь, умеющий находить и образно раскрывать подлинно жизненные конфликты, показывать советских людей многообразно, с присущими им беспокойством и поисками нового.
Журналистская деятельность офицера Камбулова началась еще в годы войны в дивизионной газете. И в мирное время Николай Камбулов — в гуще армейской жизни, по-прежнему на переднем крае. Он — специальный корреспондент центральных газет и журналов: ведет репортажи с борта новейших воздушных кораблей, выезжает в самые отдаленные военные гарнизоны, на учения и на полигоны. Обогащенный увиденным и пережитым, журналист вскоре после войны берется за писательское перо. Героические подвиги советских людей в боях за Родину становятся главной темой книг Николая Камбулова. В пятидесятых годах одна за другой выходят его повести: „Объект особой важности", „О самом главном", „Свет в катакомбах". Они посвящены боевым и мирным будням Советской Армии.
Опубликованные в начале шестидесятых годов крымские повести „Аджимушкайская тетрадь" и „Тринадцать осколков" стали этапными в творчестве писателя. В них дана яркая картина массового героизма советских людей в битве за Крым. В первой книге созданы незабываемые образы наших бойцов начального периода Великой Отечественной войны. Несмотря на сложность и драматизм обстановки на Керченском полуострове в мае 1942 года, герои Николая Камбулова сражаются с глубокой верой в торжество своего святого дела. Читая „Аджимушкайскую тетрадь", чувствуешь, веришь, что вот-вот наступит перелом в событиях. И это „вот-вот" художественно раскрывается в повести „Тринадцать осколков". В батальных сценах перехода нашей армии от обороны к наступлению, затем штурма Сапун-горы, освобождения Севастополя и в других эпизодах читатель уже видит перспективу неизбежного краха гитлеровской военной машины. Эта перспектива угадывается и в героических подвигах бойцов и командиров, и в их мыслях, и во всем психологическом настрое книги.
Хорошо зная душу солдата, писатель умеет подметить и запечатлеть главные черты характера советского человека на войне — преданность Коммунистической партии и Советской Родине, героизм и самопожертвование во имя светлого будущего. Это, конечно, вовсе не значит, что в произведениях Николая Камбулова, в том числе и в предлагаемом читателю романе „Разводящий еще не пришел", показываются только положительные образы. Такая книга давала бы одностороннее изображение подлинной жизни с ее многочисленными сложностями.
С большой теплотой и любовью рисует Николай Камбулов своих героев. Но, обнажая сложные человеческие отношения, автор не предваряет мнения читателя, а дает ему пищу для размышлений. Поэтому жизнь в книгах Николая Камбулова воспринимается нами в ее постоянном развитии и совершенствовании.
Николай Иванович Камбулов - полковник Советской Армии, бывший фронтовик, член Союза советских писателей. Николай Иванович Камбулов прошел большую школу армейской жизни. Его… Развернуть
Геннадий Александрович Семенихин родился 28 декабря 1919 года в городе Новочеркасске. Его отец, Александр Сергеевич, преподавал математику и геодезию в гидромелиоративном техникуме, мама Надежда Яковлевна, выпускница высших Бестужевских курсов - была домохозяйкой, занималась детьми, которых в семье было трое, трое сыновей.
Геннадий, средний из братьев, рос сорванцом и непоседой, участвовал во всех мальчишеских баталиях.
С шестого класса Гена начал писать стихи, а затем рассказы, которые печатались в ростовской детской газете «Ленинские внучата».
Закончив седьмой класс, Геннадий поступил в гидромелиоративный техникум, после окончания которого был направлен на работу в Калмыкию.
В 1939 году Семенихин был призван в действующую армию, а с начала Великой Отечественной войны, окончив курсы воздушных стрелков, Геннадий летал на штурмовике Ил-2, в одном из боев был ранен, а после госпиталя вернулся в свой полк. Во время войны Геннадий продолжает писать военные рассказы, которые печатались в журнале «Доблесть».
После окончания войны Геннадий Семенихин живет в Москве. Пишет книги о летчиках, о космонавтах.
Став уже широко известным писателем, живя долгие годы в столице, Геннадий Александрович никогда не забывал своего родного города. История донского края, казачества, яркая личность атамана Платова - основателя города, история закладки Новочеркасска - так и просились на лист бумаги. Задумав написать роман о городе, в котором он родился и вырос, в каждый из своих приездов на Родину, писатель долго просиживал в городском архиве, в архиве музея, тщательно изучая все документы, которые касались тех исторических событий, которые пережил Новочеркасск, много встречался со старожилами города. Роман «Новочеркасск» впервые был напечатан «Воениздатом» стотысячным тиражом, затем был опубликован в журнале «Дон», позднее книга переиздавалась еще несколько раз.
Последние дни своей жизни Геннадий Александрович Семенихин провел на Родине. У него еще было много творческих задумок и планов, но жизнь его внезапно оборвалась 22 октября 1984 года.
Геннадий Александрович Семенихин родился 28 декабря 1919 года в городе Новочеркасске. Его отец, Александр Сергеевич, преподавал математику и геодезию в гидромелиоративном… Развернуть
Отец - Андрей Федорович. Мать - Татьяна Александровна. Сын - Владимир Николаевич (1950 г. рожд.). Дочь - Колганкова Ирина Николаевна (1956 г. рожд.).
Отец, будучи рабочим человеком, трудился и на кожевенном заводе, и в леспромхозе, и в «Союззолоте». Вернулся он в эти края с Первой мировой войны, после свершившейся Октябрьской революции уже большевиком. В период активного продвижения Колчака по Сибири возникло белоказачье восстание, отца схватили, и военно-полевой суд вынес приговор - расстрел. Только счастливый случай позволил отвести роковой исход: тюрьму за несколько часов до казни освободил «чоновский» отряд.
В семье было пятеро сыновей. В 1930 году родители переехали в Воронежскую область по решению неграмотного отца: учить детей.
Там Николай Горбачев начал учиться в селе Тойда, а затем - в Новом Курлаке. С новым переездом семьи в поисках лучшей доли, в 5-7-м классах будущий писатель учился уже на Кавказе, в древнем городе Дербенте.
Пристрастие к книгам проявилось рано. Книги обостряли чувства, и подспудная работа души позднее выявила искру к творчеству. Однако такая тяга обнаружилась не сразу. Николай Горбачев сначала хотел строить дороги, поступил в Махачкалинский дорожно-строительный техникум, а затем все же одолело море, бурное Каспийское. И он поступает в Ростовский-на-Дону морской техникум на судоводительское отделение.
Но тут грянула Великая Отечественная война. Николай Горбачев отказывается от судоводительской практики, на которую его назначили в город Астрахань, добровольно изъявляет желание - служить. Военкомат направляет его в июне 1942 года в Бакинское пехотное училище. Военная обстановка на Кавказе не располагала к тому, чтобы курсанты окончили полный курс: фашисты рвались к бакинской нефти. Уже 1 октября сформированную курсантскую бригаду эшелон привез к Эльхотовскому ущелью, где принялись строить оборону на пути врага, устремлявшегося к городу Орджоникидзе. С этого временного рубежа и начался отсчет военной страды будущего писателя.
До Дня Победы, который он встретил в чешском городе Зноймо, протекли бесконечные дни и ночи. В них уложилось многое: и боль поражений в 42-м, и гибель многих курсантов, и трудная радость наступления 43-го, очищение Кавказа от фашистов, солдатская, а после - по окончании курсов младших лейтенантов 37-й армии, - и офицерская фронтовая доля, резервный полк и воздушно-десантные войска; тяжкие бои в составе 9-й гвардейской армии в Венгрии, под Балатоном, взятие Вены и путь на Прагу...
Вернувшись на родную землю, Николай Горбачев уже твердо верил, что именно литературное дело это то, чему надо посвятить себя. Именно оно позволит передать всю сложность военного бытия, героизм советского солдата, победы в боях и поражения. Такая уверенность возникла вовсе не на голом месте, не была случайным плодом. Еще в студенческие годы Николай уже пробовал писать стихи, рассказы. Устремленность к писательству теперь, после окончания войны, стала острее, неотступней.
Однако в ответ на многие рапорты командира минометной роты старшего лейтенанта Горбачева командование не давало «добро» на демобилизацию. И он в конце концов оказался в стенах Военной радиотехнической академии, которую и окончил в 1953 году. Уже в качестве военного инженера принимал участие в государственных испытаниях первых зенитно-ракетных комплексов, служил в зенитно-ракетном управлении ПВО страны.
Однако литературные мотивы проявлялись все настойчивей, и каждую свободную минуту Николай Горбачев писал. Его рассказы появлялись в газетах и журналах. В 1960 году его пригласили в газету «Красная звезда». До 1967 года подполковник Горбачев - специальный корреспондент этого армейского органа.
После публикаций повестей «Ракеты и подснежники», «Звездное тяготение», двух сборников рассказов Николая Горбачева принимают в Союз писателей СССР. При этом за повесть «Звездное тяготение» - о молодых солдатах, вставших на защиту Родины, приняв эстафету от своих отцов-фронтовиков, - писатель был удостоен литературной премии Министерства обороны СССР.
В 1967 году по просьбе правления СП РСФСР Горбачев был уволен из армии и назначен в журнал «Москва». Он стал ответственным секретарем, а затем - первым заместителем главного редактора этого престижного издания. Позднее на эту же должность его пригласили в журнал «Октябрь».
За последующие годы им были написаны романы: «Дайте точку опоры», «Ударная сила», «Битва». Все они связаны с теми бурными переменами в Советской Армии, кои даже именовались «революцией в военном деле». Это - время активного перевооружения армии на ракетную технику. Николай Горбачев становится одним из ведущих писателей, отразившим ту пору в названных романах. В них показана трудная и вместе с тем вдохновенная работа военных - от солдата до генерала - конструкторов и испытателей этой техники, их совместная плодотворная работа. За роман «Битва» - о создании противоракетной обороны страны - в 1982 году писателю была присуждена Государственная премия РСФСР. Книги Горбачева выходили большими тиражами в нашей стране и за рубежом. Кроме названных романов, из-под пера писателя вышли многие десятки публикаций о реальных героях той поры перевооружения нашей армии.
Позднее Николай Горбачев написал романы «Бергалы», «Свинец», «Смертные». Они посвящены людям его родного края - края полиметаллов, Рудного Алтая, - добывавшим в годы войны свинец и другие металлы, в которых остро нуждалась оборонная промышленность. Героический труд его земляков - это значительный вклад в Победу. Известно, что каждые две пули из трех выплавлялись из свинца, добытого «бергалами» (горнорабочими) Рудного Алтая. В романах - прямая связь с боевыми делами земляков на фронтах войны. Эти романы писателя получили первую премию на Всесоюзном конкурсе ВЦСПС и Союза писателей СССР. Обе премии писатель отдал на строительство школы в родном селе Балтыгин.
Николай Горбачев избирался секретарем Московской писательской организации, возглавлял Высшие литературные курсы СП СССР; на VIII съезде писателей СССР (1986 г.) был избран секретарем правления СП СССР и председателем правления Литературного фонда СССР.
За многие годы творческой работы Горбачевым изданы десятки книг. Почти все его романы и повести печатались в журналах, «Роман-газете», во многих наших издательствах и за рубежом: в ГДР, Болгарии, Чехословакии, Польше, Вьетнаме, Китае.
Николай Горбачев награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и другими. Он - Почетный гражданин города Лениногорска и родного Большенарымского района Восточно-Казахстанской области.
Скончался 30 сентября 2000 года. Похоронен на Переделкинском кладбище.
Отец - Андрей Федорович. Мать - Татьяна Александровна. Сын - Владимир Николаевич (1950 г. рожд.). Дочь - Колганкова Ирина Николаевна (1956 г. рожд.).
Отец, будучи рабочим… Развернуть