Сахар и табак не создали крупного промышленного пролетариата в Европе. Хлопок его создал. Табак не привел к подъему новых крупных производственных предприятий. Хлопок привел к этому подъему. Выращивание и обработка индиго не создали огромных новых рынков для европейских производителей. Хлопок… Развернуть |
|
|
Этот взгляд не был специфически провинциальным. Хотя представление об Америке как о более чистой и свободной Англии в значительной мере опиралось на местные нонконформистские прочтения |
|
|
Однако их взгляды на будущее свободы были далеки от безоблачных. Они смотрели вперед скорее со страхом, чем с надеждой, потому что весь их культурный опыт говорил о повсеместной гибели свободы: «Тирании являлись вновь и вновь, как зараза, на памяти человечества и <…> поглотили уже почти всю… Развернуть |
|
|
Обратные случаи имели для колонистов не меньшее значение. Немногие народы, сумевшие защитить свою свободу от деспотических посягательств, были обязаны своим успехом неиспорченной добродетели, исконной отваге и постоянной бдительности. Швейцарцы, неотесанные обитатели гор, издавна входили в число… Развернуть |
|
|
Свободы не создаются юридическими актами — даже столь важными, как Великая хартия вольностей; эти акты «только осведомляют о наших правах и подтверждают их». |
|
|
...колониальный сепаратизм не сводился к «интересам шайки, партии или факции»; он был «делом самозащиты, общих убеждений и свободы человечества. <…> „C нашей гибелью испустит дух сама свобода, и род человеческий утратит надежду вновь обрести былое достоинство“». |
|
|
Когда возмущение колонистов Законом о гербовом сборе показало, что «тихо получить доход с Америки» не получится, было решено раз и навсегда подавить сопротивление колоний и «политически сломить» их. Чайный закон был принят не ради налоговых поступлений, а затем, чтобы спровоцировать ссору. |
|
|
...колонисты понимали под свободой ограниченное законом отправление естественных прав, первые основания которых были закреплены английским законодательством и обычаем, и в равновесии властей видели «систему превосходнейшей мудрости», обеспечивавшую устойчивые «препятствия для гнета властей». |
|
|
Сама по себе идея свободы связывалась с равновесием властей. В отличие от абстрактной свободы, теоретически существовавшей в природном состоянии человека, политическая свобода понималась как «естественное право делать или не делать чего-либо» в той мере, в какой это «согласовывается с правилами… Развернуть |
|
|
Слово «конституция» и стоящее за ним понятие образовывали ядро политической мысли колонистов; именно оно определяло их взгляд на англо-американское противостояние. |
|
|
...сохранность свободы зависит от способности народа обуздывать своих правителей, то есть в конечном счете от его бдительности и нравственной силы. «Отчет о Дании» Моулсворта (1694) |
|
|
Так как власть, по словам Джосайи Квинси, «неизбежно склоняется к излишествам, соразмерным с ее силой», и в конечном счете «верховной властью обладают те, у кого в руках оружие и кто обучен обращению с ним», величайшую опасность для свободы составляет безусловное господство «постоянного войска»,… Развернуть |
|
|
Разрушительную силу власть получила не от природы, но от несовершеcтва человека с его слабостями, в том числе жаждой величия. |
|
|
Колонисты твердо знали, что такое власть, и осознавали ее центральную, движущую роль в любой политической системе. <...> Как колонисты смотрели на власть, хорошо видно из бумаг Джона Адамса. Подбирая слова для своего «Рассуждения о каноническом и феодальном праве», он дважды отказывался от слова… Развернуть |
|
|
Английская радикальная мысль сыграла роль обобщающего начала, объединившего несходные элементы общественно-политического сознания революционного поколения и позволившего свести в единую политическую теорию просветительские абстракции и прецеденты обычного права, богословие ковенанта и античные… Развернуть |
|
|
Оппозиционная мысль, оказывавшая повсеместное влияние на американскую публицистику XVIII века, составляла ту интеллектуальную почву, на которой произросли споры революционной эпохи. |
|
|
<...> истоки [новой традиции] восходили к радикальным общественно-политическим теориям эпохи гражданской войны в Англии, но окончательно она оформилась на рубеже XVII–XVIII веков в сочинениях плодовитых оппозиционных публицистов и политиков, представлявших «сельский» («country») консерватизм. |
|
|
<...> это направление мысли [богословие ковенанта] было наиболее локальным из всех составляющих революционной идеологии. Оно опиралось главным образом на колониальные источники и, несмотря на новообретенную терпимость, адресовалось прежде всего к тем, кто, подобно первым пуританам, осмыслял… Развернуть |
|
|
Античные авторы повсеместно присутствовали в сочинениях революционной эпохи, но играли роль иллюстративного материала и не имели решающего влияния на характер политической и общественной мысли. Они обеспечивали ей броский словарь, но не логику или грамматику, общепризнанные символы, но не идеи или… Развернуть |
|
|
В сочинениях революционной эпохи более всего бросаются в глаза ссылки на древних авторов. <...> . «Только самый заштатный памфлетист не мог выискать хотя бы одного античного примера или подходящей к случаю максимы». |
|
|
Словесное изящество занимало далеко не первое место среди интеллектуальных ценностей той эпохи, и это в высшей степени показательно для революционного движения. Поиски литературности диссонировали с глубинным историческим движением, а потому не привлекали первостепенные дарования и не могли… Развернуть |
|
|
Почти все американские памфлеты были написаны адвокатами, священниками, купцами или землевладельцами, погруженными в свои обыкновенные занятия. Полемическое сочинительство было для них своего рода развлечением и занимало далеко не первое место среди их интересов. <...> Общераспространенный… Развернуть |
|
|
В 1750–1776 годы увидели свет более 400 брошюр, касавшихся англо-американского противостояния; к 1783 году это число превысило полторы тысячи. Памфлеты составляли специальную литературу революции: они провозглашали и объясняли намерения и убеждения революционных вождей и их последователей.… Развернуть |
|
|
<...> больше всего было памфлетов — брошюр из нескольких печатных листов, сложенных по-разному в зависимости от требуемого размера и количества страниц и продававшихся в свободной брошюровке, без обложки и переплета, за шиллинг или два. Именно в таком виде увидели свет многие важнейшие… Развернуть |
|
|
[Джон Адамс — Джефферсону, 1815:] "Что считаем мы революцией? Войну? Она не была частью революции, но лишь следствием ее. Революция происходила в умах людей между 1770 и 1775 годами, на протяжении пятнадцати лет, до того, как первая капля крови пролилась в Лексингтоне. Протоколы тринадцати… Развернуть |
|
|