Владимир Александрович Ларионов - известный литературный критик в области фантастики, автор многочисленных рецензий и статей о фантастике, ряда исследований, связанных с фантастикой и её развитием, интервьюер, популяризатор фантастики, член секции фантастической и научно-художественной литературы Союза писателей Санкт-Петербурга, участник литературного семинара Бориса Стругацкого.
Родился в 1956 г. Работал в НИИ, занимался предпринимательской деятельностью. Активист отечественного КЛФ-движения. Был председателем КЛФ «ФантОР» (г. Сосновый Бор). В 1989-м году провёл в Сосновом Бору первый на Северо-Западе фантастический конвент «ФантОР-89», с которого и началась длинная череда последующих ленинградских – санкт-петербургских фантастических конференций. В 1991-м, опять же у себя в Сосновом Бору, совместно с А. Сидоровичем, организовал первый конвент под названием «Интерпресскон».
Автор книг «Беседы с фантастами» (2008), «Книга о Прашкевиче, или От Изысканного жирафа до Белого мамонта» (2011, совместно с А. Етоевым), «Фантастика нулевых лет» (2012).
В разное время входил в редколлегии и редакционные советы различных фантастических журналов и фэнзинов (в их числе – «Реальность фантастики», «Шалтай-Болтай», «Фанданго», «F-Хобби» и др.). Входит в жюри и номинационные комиссии ряда литературных жанровых премий, в том числе – в жюри Международной премии в области фантастической литературы им. Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премии») и жюри Литературной премии им. Леонида Панасенко за лучшее фантастическое произведение гуманистического плана (Крым). Соучредитель премии «Бронзовый Икар» за настоящую научную фантастику. Председатель номинационной комиссии премии «Интерпресскон». Член Совета по приключенческой и фантастической литературе при Союзе писателей России. Член Общественного совета альманаха фантастики «Полдень».
Живёт в г. Сосновый Бор Ленинградской области.
Владимир Александрович Ларионов - известный литературный критик в области фантастики, автор многочисленных рецензий и статей о фантастике, ряда исследований, связанных с… Развернуть
Геннадий Мартович Прашкевич — русский писатель, поэт и переводчик.
Псевдонимы: Геннадий Гончаров, Николай Осянин, Михаил Тропинин.
Родился в 1941 году в селе Пировское Красноярского края, в 11 лет переехал с родителями на станцию Тайга, где и окончил школу. Первые рассказы писать начал ещё в детстве. Тогда же увлёкся палеонтологией, переписывался с известными учеными: Н. Н. Плавильщиковым, Д. И. Щербаковым и И. А. Ефремовым. Палеонтолог и писатель Иван Антонович Ефремов пригласил юного школьника в настоящую палеонтологическую экспедицию в западное Зауралье. Учился в Томском государственном университете. С 1959 по 1965 годы работал в Институте геологии и геофизики СО АН СССР (Новосибирск) — лаборатория раннего палеозоя, с 1965 по 1971 годы в Сахалинском комплексном научно-исследовательском институте СО АН СССР (Южно-Сахалинск) — лаборатория вулканологии, c 1971 по 1983 годы в Западно-Сибирском книжном издательстве (Новосибирск) — вынужден был уйти после цензурного запрета на его книгу «Великий Краббен». Объехал многие страны мира. С геологическими и палеонтологическими экспедициями работал на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.
Первая публикация — стихотворение «Тёма Ветров» (1956), в прозе — рассказ «Остров Туманов» (1957). Повести и романы: «Разворованное чудо», «Царь-Ужас», «Секретный дьяк», «Носорукий», «Кормчая книга», «Теория прогресса» прочно вошли в «золотой» фонд отечественной литературы. Некоторые произведения Прашкевича (сборник стихов «Звездопад» (Южно-Сахалинск", «Великий Краббен», «Записки промышленного шпиона» и другие) подвергались официальной идеологической критике и тираж не однажды «уходил под нож».
Член Союза писателей СССР с 1982 года (Союза писателей России с 1992 года, Союза журналистов России с 1974 года, Нью-Йоркского клуба русских писателей с 1997 года, ПЕН-клуба с 2002 года. Заслуженный работник культуры РФ (2007), лауреат многчисленных премий, редактор издательства «Свиньин и Сыновья» (Новосибирск), занимается переводами со многих языков мира.
Книги Геннадия Прашкевича переведены на многие языки и издавались в США, в Англии, в Германии, во Франции, в Польше, в Болгарии, в Югославии, в Румынии, в Литве, в Узбекистане, в Казахстане, на Украине и в других странах. Ряд произведений Прашкевича выходили под псевдонимами. Роман «Пятый сон Веры Павловны» (написанный в соавторстве с Александром Богданом) номинировался на Букеровскую премию (2002). Перевел, составил и издал на русском языке антологию современной болгарской поэзии «Поэзия меридиана роз» (1982); книгу стихов корейского поэта Ким Цын Сона «Пылающие листья» (в соавторстве с В. Горбенко), выдержавшую два российских издания и появившуюся на русском языке в Филадельфии и в Нью-Йорке; роман Бруно Травена «Корабль мертвых».
С апреля 2008 года Геннадий Мартович ведёт ежемесячный семинар молодых писателей в городе Новосибирске.
Живёт в Новосибирском Академгородке.
Геннадий Мартович Прашкевич — русский писатель, поэт и переводчик. Псевдонимы : Геннадий Гончаров, Николай Осянин , Михаил Тропинин . Родился в 1941 году в селе Пировское… Развернуть
Андрей Игоревич Ермолаев — российский генетик, историк науки и исследователь фантастической литературы, один из организаторов движения любителей фантастики и ролевых игр.
Псевдонимы: Р. Агнаров.
Андрей Ермолаев родился в Казани в 1959 году. Учился в Казанском и Ленинградском университетах. Кандидат биологических наук. С 1985 по 2002 г. работал на кафедре генетики Казанского государственного университета в должности сначала инженера, потом ассистента, потом старшего преподавателя. Читал курсы «Генетический анализ», «Генетика микроорганизмов», «Психогенетика», «История генетики» и другие.
Автор уникальной монографии «История генетических исследований в Казанском университете» (2004), в которой подробно описал предысторию той кафедры, в коллективе которой работал. Соавтор учебника для вузов «Историческая хронология».
С 2002 года живет в Санкт-Петербурге. Работал ведущим редактором ряда издательств. С 2006 года старший научный сотрудник Санкт–Петербургского филиала Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова Российской Академии наук. Член Санкт-Петербургского союза учёных (неоднократно был членом Координационного совета СПбСУ и его сопредседателем). Член редколлегии журнала «Историко-биологические исследования», в период становления этого журнала, с 2009 по 2012 годы, занимал должность ответственного секретаря издания, а с декабря 2015 г. — заместитель главного редактора.
Известен также как критик фантастической литературы, деятель фэндома и теоретик молодежного движения ролевых игр. В 1985 году организовал в Казани городской Клуб любителей фантастики «Странники» (существующий до сих пор) и руководил им до 2002 года. С середины 80-х по 1991 год ежегодно выезжал на «Аэлиту». Его первый на Аэлите доклад, сделанный в 1986 году, был посвящён проблемам классификации фантастики и приобрёл широкую известность среди фэнов СССР. В 1991 выступил инициатором проведения в Казани всесоюзного молодежного фестиваля фантастики и ролевых игр «Зиланткон» и являлся председателем оргкомитета этого фестиваля в течении десяти лет. В 2000 году после проведения юбилейного «Зиланткона», собравшего более полутора тысяч человек со всех концов СНГ, передал руководство оргкомитетом Борису Фетисову и с тех пор является почетным Президентом фестиваля и сопредседателем жюри литературной премии «Большой Зилант». В 2002-2004 — член оргкомитета конвента «Странник». С 2005 по 2011 — заместитель председателя (а конкретнее — Александра Сидоровича) оргкомитета конвента «Интерпресскон». С 2005 — президент Питерского КЛФ «Третья половина». С 2011 — почётный председатель оргкомитета Петербургской фантастической ассамблеи.
Один из самых известных в России знатоков творчества Роберта Хайнлайна, уже много лет ведущий постоянно обновляемую библиографию его книг, которые выходят на русском языке.
Лауреат премий «Малый Зилант» (за заслуги перед фэндомом), «Дюрандаль» (за заслуги перед ролевым движением), Премии им. Ефремова (за редакторскую деятельность и пропаганду фантастики).
Работал ведущим редактором в издательстве «Terra Fantastica», делал редактуры для издательств АСТ, ЭКСМО, Азбука, Лениздат, Лань.
С 2008 года принимает активное участие в он-лайн и офф-лайн жизни портала Лаборатория Фантастики, в настоящее время курирует раздел издательств и страницы некоторых знаковых авторов и критиков фантастики, например, братьев Стругацких (до 2016 года, позже он передал его Pirx`у), Роберта Хайнлайна, Виктора Колупаева, Сергея Переслегина, Евгения Брандиса и многих других.
Андрей Игоревич Ермолаев — российский генетик, историк науки и исследователь фантастической литературы, один из организаторов движения любителей фантастики и ролевых игр.… Развернуть
Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако из-за национальности принят не был, тогда документы отдал на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «звёздный астроном», который закончил в 1955 году. После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако защититься не получилось — тема диссертации была раскрыта ещё в 1942 году за рубежом, затем Борис Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.
С 1966 года — профессиональный писатель, член Союза Писателей СССР.
С 1972 года — руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).
Учредитель премии «Бронзовая улитка».
С 2002 года главный редактор журнала «Полдень XXI век».
В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». Собственноручно поставил свой автограф в каждом экземпляре этой книги, вышедшей тиражом 250 экземпляров.
Женат, двое детей: Андрей и Виктор.
19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет скончался после тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома).
Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Во время… Развернуть
Русский писатель, переводчик, редактор.
Псевдонимы: Вс. Езамной, Цицерон-Елисей Наморкин, Ник. Романецкий, Николай Романов, Син Стэнеймор (Cin Stenamor).
Родился 26 июня 1953 года в Новгородской области (Россия).
В 1977 году окончил Ленинградский политехнический институт по специальности “инженер-металлург”.
В студенческие годы играл на бас-гитаре в вокально-инструментальном ансамбле, писал тексты песен, пробовал свои силы на сцене (второе поколение актеров факультетского театра - ныне Народный театр “Глагол” на Лесном пр., 65). Там же познакомился со своей будущей половиной, с которой прожил уже более тридцати лет.
С мая 1977 по май 1989 года работал на Балтийском заводе в должностях инженера-технолога, помощника мастера, мастера, заместителя начальника цеха. Первые попытки писать фантастику предпринимал еще в студенчестве, вернулся к ним в 1985 году и тогда же пришел в семинар Бориса Натановича Стругацкого.
В мае 1989 года распрощался с производством и занялся литературным трудом. Работал редактором в издательствах “Борей” и “Бояныч”. Редактор-составитель альманаха фантастики “Китеж”, скончавшегося после выхода в свет пилотного номера.
Первая публикация в 1987 году - журнальный вариант повести “Третье имя” в журнале “Энергия”.
Участник “малеевского” семинара фантастики в Дубултах в 1987 году.
Постоянный участник проводимых российским фэндомом тусовок - “Фанкон”, “Волгакон”, “Интерпресскон”, “Странник”, “Белое пятно”, “Роскон”. На “Аэлиту” до сих пор не выбрался в связи с хроническим безденежьем.
Член Союза писателей Санкт-Петербурга с 1997 года.
Много лет работал на стыке жанров НФ, фэнтези, детектива и любовного романа в направлении, которое сам называет “sin's fiction” - фантастика первородного греха. Публиковался от случая к случаю, но был период, когда пытался жить на литературные гонорары. В результате получил от жизни по мозгам; спасибо ей! - не сильно. Нет худа без добра: зато не заметил августовского финансового обвала 1998 года.
Работал администратором “Центра современной литературы и книги на Васильевском”, был активным участником мероприятий, проводимых писательским клубом. Был членом оргкомитета "Интерпресскона". С сентября 1999 года - секретарь оргкомитета “АБС-премии”, учрежденной Центром годом раньше, автор сценария ряда церемоний награждения лауреатов, начиная со второй, прошедшей 21 июня 2000 года.
Фантастикой увлекся еще в начальной школе, прочитав сборник “Дорога в сто парсеков”, увидевший свет в 1959 году.
Любимые российские авторы: братья Стругацкие и Вячеслав Рыбаков. Участие в проекте Андрея Черткова “Время учеников” - дань братьям, на чьих произведениях вырос. Достаточно сказать, что освоил пишущую машинку, перепечатывая в семидесятые годы с фотокопий “Сказку о тройке” и опальную линию “Улитки на склоне”, связанную с Управлением.
Из зарубежных нравились Хайнлайн, Брэдбери, Шекли, Урсула. Из более поздних - Гибсон, Дэн Симмонс. Впрочем, прежних восторгов от западных авторов уже не испытывает.
Из детективщиков время от времени перечитывал Стаута, Чандлера и Агату.
Политикой интересовался постольку, поскольку она влияла на жизнь, но в выборах участвовал постоянно.
Любил музыку 60-70-х (Beatles, Deep Purple, Uriah Heep, Pink Floyd, некоторые вещи Queen и многих-многих других рок-музыкантов). Из современных российских с удовольствием слушал “Агату Кристи”. К попсе был достаточно равнодушен, но не плевался.
Из SF-фильмов много лет пересматривал обе серии “Терминатора”, за новинками не следил. Из отечественных кинокартин ценил комедии Гайдая, Рязанова и ленты Тарковского.
Яро болел за российский футбол, хоккей и теннис. Раз-два в году ходил на яхте класса «Дракон» по Маркизовой луже (в качестве матроса), мог отличить стаксель от грота, а кранец от шкота; ночевал на фортах вблизи острова Котлин. В последние годы ощушал вкус работы на дачном участке, выращивал картошку. Водил машину, несколько раз штрафовался инспекторами ГИБДД за превышение скорости (однажды на 34 километрах/час – суметь надо!!!). Из напитков пил в компании друзей русскую водку, но не отказывался и от коньяка. Считал русских женщин высшими существами, созданными Богом. В предрасположенности к дракам не замечен, был терпим к чужому мнению.
Имел двоих взрослых детей.
Русский писатель, переводчик, редактор. Псевдонимы: Вс. Езамной, Цицерон-Елисей Наморкин, Ник. Романецкий, Николай Романов, Син Стэнеймор (Cin Stenamor). Родился 26 июня 1953… Развернуть
Дмитрий Николаевич Байкалов – российский писатель, журналист, литературный критик, автор фантастических произведений.
Дмитрий Николаевич родился в Москве 10 февраля 1966 года. Будучи школьником, он увлекся научной фантастикой и проводил много времени за чтением. Байкалов окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, которое в 1989 году получило статус университета.
В середине 1980-х годов Дмитрий Николаевич стал активным участником Клуба любителей фантастики, а к концу десятилетия начал регулярно публиковать собственные рассказы. Вскоре талантливый автор стал членом Союза литераторов РФ. Его художественные произведения и аналитические статьи были отмечены премиями за вклад в фантастиковедение.
Дмитрий Байкалов неоднократно принимал участие в создании межавторских сборников. Кроме того, Дмитрий Николаевич написал десятки рецензий и аналитических обзоров на российские и зарубежные фильмы и книги, относящиеся к жанру фантастики. Его статьи регулярно появлялись на страницах журнала «Если», еженедельника «Книжное обозрение» и в других изданиях.
Дмитрий Николаевич Байкалов – российский писатель, журналист, литературный критик, автор фантастических произведений. Дмитрий Николаевич родился в Москве 10 февраля 1966… Развернуть
Белла Григорьевна Клюева — советский и российский редактор и переводчик. Известна своей деятельностью по изданию, переводу и популяризации фантастики.
Родилась в Москве. После окончания школы, в начале Великой Отечественной войны ушла на фронт добровольцем. После окончания войны закончила филологический факультет МГУ. Преподавала английский язык в школе. Затем закончила аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Написала кандидатскую диссертацию по творчеству Говарда Фаста, но не смогла защитить её из-за изменения политической конъюнктуры.
С 1958 года работала в редакции научно-фантастической литературы издательства «Молодая гвардия». Благодаря её усилиям были изданы многие произведения лучших представителей советской фантастики того времени, во главе с А. и Б. Стругацкими. Принимала активное участие в создании серии «Библиотека советской фантастики», ежегодников «Фантастика», первой в СССР подписной «Библиотеки современной фантастики» в 25 томах.
В 1974 году, после назначения на пост заведующего редакцией Ю. М. Медведева и кардинальной смены курса издательства, Клюева вынуждена была уйти из «Молодой гвардии».
Перейдя во вновь созданное Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП) в качестве эксперта по художественной литературе, она также активно способствовала продвижению советской научно-фантастической литературы за рубежом.
Занималась переводами фантастики с английского языка на русский. Переводила произведения Рэя Брэдбери, Роберта Шекли, Эрика Рассела, Бена Бовы, Лестера дель Рея и других авторов.
В 1982 году вышла на пенсию.
В 2002 году за пропаганду советской фантастики Клюевой была присуждена премия им. И. А. Ефремова.
В 2003 году была отмечена призом "Большой РОСКОН"
Умерла 25 января 2017 года в Москве.
Белла Григорьевна Клюева — советский и российский редактор и переводчик. Известна своей деятельностью по изданию, переводу и популяризации фантастики. Родилась в Москве. После… Развернуть
Владимир Иванович Борисов — российский библиограф, литературный критик, исследователь творчества братьев Стругацких и Станислава Лема, переводчик, специалист по информатике.
Владимир Борисов родился 25 ноября 1951 года в селе Бея Хакасской автономной области Красноярского края. Закончил Томский институт АСУ и радиоэлектроники в 1973 году по специальности «Автоматизация и механизация процессов обработки и выдачи информации». Работал в Пермском НИИ управляющих машин и систем, Алтайском НИИ химической технологии, Абаканском технологическом отделе ВГПТИ, на заводе «Абаканвагонмаш».
Организатор нескольких клубов любителей фантастики в Абакане: «Гонгури», «Центавр», «Массаракш». Является вице-координатором группы «Людены», занимающейся исследованием творчества братьев Стругацких. Редактор-издатель ньюслеттеров «Понедельник», «Громозека», «Тарантога», «Tolkien News» и фэнзина «Проксима». Один из авторов первой отечественной «Энциклопедии фантастики» (1994) и составитель известной двухтомной энциклопедии «Миры братьев Стругацких» (1999).
Автор более 500 статей по фантастике, нескольких переводов с польского, английского, испанского, болгарского, немецкого, чешского языков. В соавторстве с Геннадием Прашкевичем опубликовал фундаментальное исследование о жизни и творчестве Станислава Лема, вышедшее в серии «Жизнь замечательных людей».
Разработчик информационно-поисковой системы «Фантастика»; организатор и модератор ряда тематических сетевых конференций в ФИДО.
Редактор официального сайта братьев Стругацких, ведущий разделов «Календарь» и «Текущая библиография» на сайте «Русская фантастика»; один из авторов интернетовской «Экстелопедии фэнтези и научной фантастики».
Лауреат премии им. И. Ефремова (2001) за вклад в развитие и пропаганду фантастики.
В кругах любителей фантастики известен под аббревиатурой «БВИ» (первые буквы фамилии, имени и отчества и намёк на «Большой Всепланетный Информаторий» — прообраз сети интернет в творчестве Стругацких).
Владимир Борисов входит в редакционный совет журнала «Шалтай-Болтай».
Владимир Иванович Борисов — российский библиограф, литературный критик, исследователь творчества братьев Стругацких и Станислава Лема, переводчик, специалист по информатике.… Развернуть
Беркова, Нина Матвеевна (14 февраля 1925, Москва - 18 марта 2003, Москва) - русская писательница, составительница, редактор, критик и популяризатор НФ. Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова в 1952. Член СП СССР с 1976. Член КПСС с 1952. Работала в Детгизе (потом издательство "Детская литература"), в аппарате СП СССР.
Писала также детективы под псевдонимом Н. Матвеев.
Была одним из вдохновителей семинара в Малеевке.
Беркова, Нина Матвеевна (14 февраля 1925, Москва - 18 марта 2003, Москва) - русская писательница, составительница, редактор, критик и популяризатор НФ. Окончила МГУ им. М.В.… Развернуть
Евгения Ивановна Стерлигова — советский и российский художник-иллюстратор.
Окончила биологический факультет Уральского государственного университета, получив образование биолога, а затем художественно-графический факультет педагогического института в Нижнем Тагиле и Уральский полиграфический институт со специализацией по книжной графике. Преподаватель кафедры рисунка Уральской государственной архитектурно-художественной академии, доктор искусствоведения, почётный профессор.
Иллюстрация Евгении Ивановны Стерлиговой к повести В. П. Крапивина «Крик петуха»
Является иллюстратором более чем 160 изданных в России книг, из которых более ста написал Владислав Крапивин.
Иллюстрация Евгении Ивановны Стерлиговой к сказке А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Также выполнила иллюстрации к произведениям Сергея Другаля, Самуила Маршака, Анн и Серж Голон, Виталия Бугрова, Натальи Соломко, Сергея Лукьяненко, Клиффорда Саймака, Рэя Бредбери, Кира Булычева и других.
В качестве художника-постановщика принимала участие в создании мультипликационных фильмов «Всё дело в шляпе», «Лето в Муми-доле», «В Муми-дол приходит осень».
Евгения Ивановна Стерлигова — советский и российский художник-иллюстратор. Окончила биологический факультет Уральского государственного университета, получив образование… Развернуть
Балабуха Андрей Дмитриевич - российский писатель-фантаст и критик. Работал топографом, инженером-проектировщиком.
Псевдонимы: Н. Ф. Александреев, Андрей Дмитриев.
Автобиография с домашней странички:
Родился 10 апреля 1947 года в Ленинграде.
Окончил семь классов 157-й средней экспериментальной школы Академии педагогических наук (бывшей гимназии принца Ольденбургского), два года учился в Ленинградском топографическом техникуме, в 1970 году окончил 12-ю ШРМ Октябрьской ж.-д. Работал топографом, шлифовщиком на Зеркальной фабрике, фотографом в Центральном военно-морском музее, рентген-дефектоскопистом на Листопрокатно-штамповочном заводе, легководолазом, прошел путь от чертежника до начальника отдела строительства и генплана в проектно-конструкторском бюро Управления местной промышленности.
В 1999 году избран членом-корреспондентом Метрологической Академии Российской Федерации.
С 1 апреля 1974 года ушел на вольные хлеба и стал профессиональным литератором. Член Профессиональной группы писателей при Ленинградском отделении Литфонда РСФСР (с 1974 г.), затем (с 1988 г.) — член Союза писателей СССР и (с 1992 г.) — Союза писателей Санкт-Петербурга; председатель секции фантастической и научно- художественной литературы. С 1983 года соруководитель (совместно с Анатолием Федоровичем Бритиковым), а с 1996 года — руководитель Студии фантастики. 19941999 годах президент Благотворительного литературного Беляевского фонда.
В литературе дебютировал в 1966 году участием в коллективной радиоповести ленинградских писателей-фантастов «Время кристаллам говорить». Первый рассказ «Аппендикс» был опубликован в 1967 году в ежегоднике «Фантастика» издательства «Молодая гвардия». Выступал как прозаик, поэт, критик, переводчик, составитель отдельных сборников и книжных серий, а также литературный и научный редактор.
Переводил фантастику Джеймса Грэма Болларда (Великобритания), Алгиса Будриса (США), Альфреда Элтона Ван-Вогта (США), Клиффорда Саймака (США), Роберта Сильверберга (США), Роберта Энсона Хайнлайна (США); детективы Артура У.Апфилда (Австралия), Джона Бьюкена (Великобритания) и Питера О’Доннела (Великобритания); вестерны Луи л’Амура (США); повести-сказки Джорджа Мак-Дональда (Великобритания) и др.
Автор критических работ об иностранных писателях — Айзеке Азимове, Поле Андерсоне, Питере Сойере Бигле, Мэрион Циммер Брэдли, Алгисе Будрисе, Альфреде Ван-Вогте, Жюле Верне, Кристофере Гилморе, Роджере Желязны, Ежи Жулавском, Кене Като, Артуре Чарлзе Кларке, Джоне Вуде Кэмпбелле-младшем, Брайене Ламли, Стерлинге Ланье, Кейте Лаумере, Мюррее Лейнстере, Станиславе Леме, Эрике Фрэнке Расселе, Маке Рейнольдсе, Клиффорде Саймаке, Герберте Уэллсе, Филипе Жозе Фармере, Роберте Энсоне Хайнлайне, Фрэнке Херберте, Кареле Чапеке и др. Из отечественных авторов писал об Александре и Сергее Абрамовых, Михаиле Ахманове, Александре Беляеве, Илье Варшавском, Елене Ворон, Андрее Дашкове, Сергее Жемайтисе, Юрии Забелло, Василии Звягинцеве, Владиславе Крапивине, Ольге Ларионовой, Андрее Легостаеве, Святославе Логинове, Владимире Михайлове, Павле Молитвине, Николае Перумове, Николае Романецком, Вячеславе Рыбакове, Марии Семеновой, Игоре Смирнове, Леониде Смирнове, Алексее Толстом, Александре Тюрине, Льве Успенском, Юлии Черновой, Александре Шалимове, Борисе Штерне, Александре Щеголеве, Александре Щербакове и др. Всего свыше полутораста обзорных и аналитических статей, эссе, очерков, предисловий, послесловий и т.д.
Кроме того, им написано примерно такое же количество научно- художественных очерков и эссе — преимущественно на исторические (хотя и не только) темы.
Балабуха Андрей Дмитриевич - российский писатель-фантаст и критик. Работал топографом, инженером-проектировщиком. Псевдонимы: Н. Ф. Александреев, Андрей Дмитриев.… Развернуть
Игорь Георгиевич Халымбаджа — выдающийся библиограф и историк старой русской фантастики, увлечённый коллекционер и хранитель бесценной книжной информации, прозаик, видный деятель отечественного фэндома.
Родился в г. Котовске Тамбовской области. Жил и умер в Екатеринбурге. Окончил Казанский университет. Около 40 лет проработал геологом. Издавал критико-библиографические ньюслеттеры «Библиографический листок», «Буквоед», «Бомбадил» и др.; в 1992-1993 гг. — редактор литературно-критического журнала фантастики «Икар». Основатель и бессменный руководитель Содружества библиографов фантастики СНГ. Лауреат премии им. И. А. Ефремова — за вклад в развитие и пропаганду отечественной фантастической литературы (1991), специального приза фестиваля «Фэндом-99» (Пермь, 1999. Посмертно), премии «Странник» (СПб., 1999. Посмертно).
Писать рассказы начал в школьные годы. Первая публикация — рассказ «Волшебные бутсы» (1963). В 1990-е годы некоторые из его рассказов были объединены в три сборника, изданных коллекционными тиражами: «Сказка ХХI века» (Екатеринбург, 1992), «Вкус жизни» (Екатеринбург, 1994), «Торговцы солнцем. Экскурсия в палеозой» (Екатеринбург, 1997). Его перу принадлежит около 200 фантастических миниатюр, рассыпанных по газетам и журналам всего бывшего СССР. Многие из них он публиковал под многочисленными псевдонимами, чаще всего Х. Алымов и И. Чебаненко. В известной степени творчество Халымбаджи определило пристрастие уральских фантастов 70 — 90-х годов к жанру короткого рассказа с юмористическим сюжетом.
С начала 1960-х гг. активно занимался коллекционированием и библиографией фантастики, владел одной из самых крупных частных библиотек России. Опубликовал свыше ста статей и заметок о малоизученных страницах русской литературы (в первую очередь, фантастической и литературной сказки), забытых именах, статей по истории издания фантастики в России.
В библиографии нередко выступал как первопроходец. В соавторстве с Виталием Ивановичем Бугровым составил уникальные аннотированные биобиблиографические указатели «Фантастика в русской дореволюционной литературе» и «Советская довоенная фантастика» (1983-1992). Под его редакцией подготовлена капитальная многотомная библиография «Фантастика, изданная в России и СССР», но увидели свет только первые три выпуска раздела «Фантастика, опубликованная на Урале в 1881-1991 гг.» (1991-1992). В данной работе, рассматривающей фантастику в широком аспекте (НФ, сказка, фельетоны, рождественские рассказы и т.п.), отражена информация о книжных изданиях, публикации в журналах и газетах, раскрыты многие псевдонимы. Внимания заслуживает биобиблиографический справочник «Фантасты и сказочники: Россия, СССР, СНГ» под редакцией Халымбаджи, в котором представлена информация о свыше 10 тыс. авторов прошлого и настоящего.
Немаловажна и другая ипостась творческой деятельности Халымбаджи. Он один из организаторов первого отечественного ежегодного фестиваля фантастики и одноимённой премии «Аэлита», инициатор НФ-приза «Старт», вручаемого за лучшую первую книгу в жанре фантастики, и премии имени В. И. Бугрова — за вклад в пропаганду и изучение фантастики.
И не случайно в 1999 году по инициативе фэнов был учреждён Орден Рыцарей Фэндома имени И.Г. Халымбаджи, вручаемый за вклад в движение любителей фантастики. На ежегодном фестивале фантастики «Аэлита» всегда происходит возложение венков на могилу этого величайшего российского библиографа.
Похоронен на Широкореченском кладбище Екатеринбурга.
Игорь Георгиевич Халымбаджа — выдающийся библиограф и историк старой русской фантастики, увлечённый коллекционер и хранитель бесценной книжной информации, прозаик, видный… Развернуть
Виталий Тимофеевич Бабенко родился 15 июня 1950 года в Москве. Окончил экономический факультет Московского государственного университета. Работал в редакции журнала «Вокруг света». В конце 1970-х годов он стал старостой московского семинара молодых фантастов. В 1989 году Виталий Бабенко основал и возглавил издательство «Текст». В фантастике писатель дебютировал в 1973 году юмореской «Купите тройню!». В 1990 году свет увидел сборник повестей и рассказов Бабенко «До следующего раза». Широкую известность писателю принесла сатирическая повесть «Игоряша Золотая рыбка» (1985). Он также автор повестей «Встреча» (1986), «ТП» (1989), «Нуль»(1996). В 1986 году Виталий Бабенко совместно с Э.Геворкяном и В.Покровским (под общим псевдонимом П.Багров) опубликовал киносценарий «Остров на тонкой ножке».
Виталий Тимофеевич Бабенко родился 15 июня 1950 года в Москве. Окончил экономический факультет Московского государственного университета. Работал в редакции журнала «Вокруг… Развернуть
Георгий Михайлович Гречко — советский космонавт, Время нахождения в космосе 134 суток, 20 часов. Дважды Герой Советского Союза. Общественный деятель.
Родился в семье служащего. В 1955 году Гречко окончил с отличием Ленинградский механический институт, работал в ОКБ-1. В 1968—1969 годах входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё Л3. В 1975, 1977 и 1985 годах совершил полеты на космических кораблях «Союз» и орбитальной станции «Салют» в качестве бортинженера.
С 1977 по 1990 годы Гречко был ведущим телевизионной программы «Этот фантастический мир», главным консультантом фильма режиссёра Павла Арсенова «Лиловый шар» (1987), консультантом фильма режиссёра Бориса Ивченко «Под созвездием близнецов» (1979). Снялся в фильме «Не послать ли нам... гонца?» (1998) в роли самого себя. В 1989 году выдвигался в кандидаты в народные депутаты, однако в последний момент, перед самим голосованием, снял свою кандидатуру в пользу Бориса Ельцина. Был вице-президентом ОТП Банка.
Увлекался спортом, кандидат в мастера спорта по автоспорту, 1-й разряд по парашютному спорту (64 прыжка), 2-е разряды по планеризму и стрельбе, 3-й разряд по самолётному спорту.
Георгий Михайлович Гречко — советский космонавт, Время нахождения в космосе 134 суток, 20 часов. Дважды Герой Советского Союза. Общественный деятель. Родился в семье… Развернуть
Дмитрий Александрович Биленкин — русский советский писатель научной фантастики. Начал печататься в 1958. Первая публикация — рассказ «Откуда он?» (1958). Был членом редколлегии сборника «НФ». Участник «Аэлиты-83». Лауреат премии им. И. Ефремова (1988, посмертно). Входил в творческий коллектив Павла Багряка, описанного им в рассказе «Человек, который присутствовал» (1971).
Родился и жил в Москве. Член СП СССР с 1975 г. Член КПСС с 1963 г. Основную сферу своих научных интересов он выбрал ещё в школе. Профессиональную биографию начал как геохимик, окончив геологический факультет Московского государственного университета в 1958 г. Участвовал в нескольких геологических экспедициях, работал в Средней Азии и Сибири. Одновременно, с 1959 года, пришло увлечение научной журналистикой, началось сотрудничество с газетой «Комсомольская правда» (в качестве научного корреспондента выпускал «Клуб любознательных»), журналом «Вокруг света» (в качестве научного редактора).
Творческий дебют автора состоялся в 1958 году — рассказ «Откуда он?». Тогда же определилась доминирующие в творчестве писателя жанровые формы — рассказ и лаконичная повесть. В его ранних произведениях заметно тяготение к традиционной для 60-х годов естественнонаучной фантастике, которое позже уступает интересу к человеку, его возможностям, нюансам психологии. В начальном периоде творчества многое в деятельности писателя определялось идеей просветительства. Не случайно в это время в его творчестве доминирует интерес к новым и новейшим научно-техническим открытиям, технологиям, важнейшим из которых ему видится выход человека в космос. Именно в ближнем и дальнем окружении Земли часто разворачивается действие его рассказов и повестей, а в основе их сюжетов лежат, преимущественно, научно-фантастические гипотезы — эффекты, которые оказывает гравитация, сверхсветовые скорости, проблема контакта с инопланетным разумом и т. п. В названном ключе создавались произведения, вошедшие в сборники «Марсианский прибой», «Проверка на разумность» и другие — «Зримая тьма», «Грозная звезда», «Ничего, кроме льда», «Как на пожаре».
Вместе с тем уже в некоторых ранних произведениях писателя заметно стремление к углубленному решению психологических проблем. К концу 70-х годов это направление становится в его творчестве доминирующим. Он обращается к вопросам экологии природы и экологии человека. Экспериментирует с идеей возможности «пересадки» человеческого разума животному («Город и Волк»), размышляет над тем, что будет, если «стереть совесть» в сознании ребёнка («Операция на совести»). Лучшим достижением этого периода стал цикл о Полынове («Приключения Полынова»), который путешествует по Земле и планетам Солнечной системы, разгадывая тайны природы, секреты мироздания, вступая при необходимости в борьбу с заговорщиками и тайными врагами человечества. Полынов — интеллектуал, учёный-психолог, и в своих действиях руководствуется открытиями и достижениями психологии, а не сверхъестественными способностями или техническими средствами будущего (этого персонажа можно назвать предшественником доктора Павлыша, любимого героя Кира Булычева). В целом же приключения Полынова вполне можно отнести к первым отечественным космическим операм. В цикл вошли три повести: «Десант на Меркурий» (1967), «Космический бог» (1967), «Конец закона» (1980). К ним примыкает повесть «Сила сильных» (1985), в которой действует уже не Полынов, а его потомок. В целом содержание этих произведений можно охарактеризовать следующим образом: «истинные творческие искания, в результате которых побеждает человеческий разум и доброта».
В последние двадцать с лишним лет жизни Биленкин выступал как профессиональный писатель и критик научной фантастики, активно пропагандировавший возможности и достоинства этого рода литературы.
Дмитрий Александрович Биленкин — русский советский писатель научной фантастики. Начал печататься в 1958. Первая публикация — рассказ «Откуда он?» (1958). Был членом редколлегии… Развернуть
Виталий Иванович Бугров — русский советский критик, библиограф и историк фантастической литературы, редактор и автор фантастических рассказов.
Окончил филологический факультет Уральского университета. С 1955 года жил в Свердловске. Работал школьным учителем, воспитателем в интернате, с 1966 года — в редакции журнала «Уральский следопыт».
Один из ярких и последовательных пропагандистов и подвижников научной фантастики в СССР. В течение многих лет заведовал отделом фантастики в журнале «Уральский следопыт», был одним из основных организаторов фестиваля и премии «Аэлита». Вместе с Б. Ляпуновым был один из первых популяризаторов российской дореволюционной и советской довоенной фантастики. Многочисленные статьи и заметки Бугрова объединены в книгах «В поисках завтрашнего дня. О фантастике всерьёз и с улыбкой» (1981) и «1000 ликов мечты. О фантастике всерьёз и с улыбкой. Очерки и этюды» (1988). Активно занимался библиографией фантастики, среди его исследований выделяются: «Советская фантастика: Книги 1917—1975 гг.» (1979), «Погребённые в периодике (1945—1976)» (1980), а также аннотированные указатели, составленные в соавторстве с И. Халымбаджой — «Фантастика в дореволюционной русской литературе» (1983) и «Довоенная советская фантастика» (1986; доп.1989; доп.1992).
Скончался в 1994 году. Похоронен на Широкореченском кладбище.
В 1997 году был издан посмертный сборник рассказов Бугрова «Второе путешествие Филеаса Фогга» и учреждена мемориальная премия «Аэлиты» — Премия им. В. Бугрова — за вклад в фантастиковедение
Виталий Иванович Бугров — русский советский критик, библиограф и историк фантастической литературы, редактор и автор фантастических рассказов. Окончил филологический… Развернуть
Георгий Иосифович Гуревич — советский российский писатель-фантаст, критик и исследователь фантастики, популяризатор науки.
Сын архитектора. Родился в Москве. Окончил среднюю школу, учился в архитектурном институте.
С 1939 года в Красной армии. Участник Великой Отечественной войны, был кавалеристом, миномётчиком, электриком, сапёром. Награждён медалями. Демобилизован в ноябре 1945 года. В 1946 году заочно окончил Всесоюзный индустриальный институт, работал инженером-строителем. Писал очерки и рассказы о спорте, потом увлёкся научной фантастикой. Работал на радио, занимался популяризацией науки, сотрудничал в журналах. Участвовал в первом издании «Детской энциклопедии».
В 1950—1960 годы Гуревич пытался продвигать идею борьбы со старением человека, в том числе в созданном тогда Киевском институте геронтологии. Идеи иммортализма пропагандировались им в сборнике «Мы из Солнечной системы», других рассказах. В своих произведениях он предугадал многие коллизии и проблемы, с которыми 40 лет спустя сталкиваются современные борцы со старением, такие как Обри ди Грей из фонда SENS, Данила Медведев из РТД. С 1957 г. Гуревич — профессиональный писатель, член Союза Писателей СССР. В соответствии с требованиями времени молодой автор отдал дань «теории ближнего прицела» и пропагандируемым в сталинскую эпоху научным, а на деле антинаучным идеям покорения природы.
Скончался в 1998 году, похоронен в Москве, на новом Донском кладбище.
Произведения Гуревича переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский.
Георгий Иосифович Гуревич — советский российский писатель-фантаст, критик и исследователь фантастики, популяризатор науки. Сын архитектора. Родился в Москве. Окончил среднюю… Развернуть