Samir El-Youssef is Palestinian and was born in Rashidia refugee camp in southern Lebanon. He arrived in London in 1990 where he has been working as a journalist and novelist. In 2005 he won the Swedish
PEN-Tucholsky Award for promoting the cause of peace and freedom of speech in the Middle East.
Samir El-Youssef is Palestinian and was born in Rashidia refugee camp in southern Lebanon. He arrived in London in 1990 where he has been working as a journalist and novelist. In… Развернуть
Ахмед Шауки (араб. أحمد شوقي ) (16 октября 1868, Каир — 14 октября 1932, Каир) — египетский драматург, поэт, писатель, переводчик.
Родился в аристократической семье черкесского происхождения.
В 1884 году окончил Юридическую школу в Каире.
В 1887—1891 годах во Франции продолжил изучение юриспруденции.
Участвовал в международных конгрессах востоковедов в Берлине (1891) и Женеве (1894).
По возвращении на родину до 1914 года являлся придворным поэтом хедивов.
За свою антибританскую позицию был выслан в Испанию (1915—1919).
В 1924 году был избран в сенат.
Ахмед Шауки (араб. أحمد شوقي ) (16 октября 1868, Каир — 14 октября 1932, Каир) — египетский драматург, поэт, писатель, переводчик. Родился в аристократической семье… Развернуть
Аргентинский автор. Писала и редактировала журналы левой направленности во время Грязной войны в Аргентине. Начала свою профессиональную литературную карьеру в 17 лет под руководством Абелярдо Кастильо.
Аргентинский автор. Писала и редактировала журналы левой направленности во время Грязной войны в Аргентине. Начала свою профессиональную литературную карьеру в 17 лет под… Развернуть
Тер-Гевондян родился в Каире (Египет) в армянской семье, которая бежала из города Мараш (Османская империя) во время резни армян.
В конце 1940-х годов, его семья репатриировалась в Советскую Армению, и там он сразу был принят в Ереванский государственный университет. Окончил факультет филологии восточных языков в 1954 году.
Был принят в отдел востоковедения Ленинградского государственного университета. Там он встретился с известными армянскими учеными Грачья Ачаряном и Иосифом Орбели. Там же он защитил диссертацию, и получил звание кандидата наук (1958).
Арам Нагапетович свободно говорил на арабском языке, проявлял интерес к истории средневекового арабского халифата и эмиратов. С 1958 по 1981 он работал в Институте истории Академии наук Армении с особым акцентом на филологию, историографию и изучение исторических источников.
Докторскую диссертацию защитил в 1977 году.
В 1981 году, благодаря усилиям Тер-Гевондян, был создан институт востоковедения в Академии наук Армении, и он был назначен первым заведующим кафедрой по изучению первоисточников.
В 1983 году Тер-Гевондян стал профессором Ереванского государственного университета
Тер-Гевондян родился в Каире (Египет) в армянской семье, которая бежала из города Мараш (Османская империя) во время резни армян.
В конце 1940-х годов, его семья репатриировалась… Развернуть
Саййид Кутб Ибрахим Хусейн аш-Шазили — египетский писатель, поэт, журналист. Исламский философ, теоретик, комментатор Корана. Общественный деятель, политик и идеолог «Ассоциации братьев-мусульман». Казнен за участие в антигосударственном заговоре. Младший брат и соратник — Мухаммад Кутб (1919-2014) — исламский богослов, политик и мыслитель.
Саййид Кутб родился в египетской провинции, расположена в центре страны в долине Нила. Его отец происходил из знатной, но обедневшей семьи, был местным политическим деятелем из партии Ватан. В возрасте 6-ти лет поступил в школу, а в 11 знал наизусть Коран, потом закончил педагогический колледж. В 1936 году был отправлен в Каир учиться в институте «Дар аль-Улум», где в программу входили как религиозные, так и светские предметы.
Получив диплом преподавателя в школе, Кутб учительствовал в провинции, работал инспектором в
министерстве просвещения. Предлагал множество проектов реорганизации системы образования, которые были отвергнуты. В это время находился под влиянием творчества идеолога арабского национализма Махмуда Аббаса аль-Аккада, недолгое время был членом партии «Вафд». За резкую критику режима короля Фарука в 1946 году был направлен в бессрочную командировку в США. Под воздействием американского образа жизни обратился к исламу как единственной системе ценностей, способной противостоять «индивидуализму и культу доллара меркантильного Запада и воинствующему атеизму коммунистического Востока, ведущего человеческую личность к полной деградации».
По возвращении в 1951 году в Египет Кутб был вынужден подать в отставку. Вступив в «Ассоциацию братьев-мусульман», через год был избран главой Отдела исламской пропаганды и членом её Руководящего бюро. Пришедший к власти новый революционный режим некоторое время сотрудничал с «Братьями», но после разрыва писатель провёл 3 месяца в тюрьме. В 1954 по обвинению в покушении на президента Гамаля Абдель Насера был снова арестован и осужден к 25-ти годам заключения. В 1964 по просьбе президента Ирака был ненадолго освобождён, но через год арестован вновь и приговорен к смерти.
За период с 1933 по 1947 гг. Кутб написал и выпустил 11 книг, из которых две были связаны с Кораном, а остальные м касались литературной критики, поэзии. С 1951 по 1966 год написал восемь работ, в которых развивались различные аспекты идеологии «исламского возрождения». В том числе в заключении написал и опубликовал в виде серии брошюр свой знаменитый тафсир «Под сенью Корана», а также ряд др. работ, составивших в совокупности идеологическую основу движения «Ассоциация братьев-мусульман».
Содержание его последнего сочинения Ма‘алим фи-т-тарик послужило причиной ареста и казни автора. Книга обличала существующий ныне в мусульманских обществах порядок и указывая путь и описывая шаги, которые необходимо было предпринять для установления общества, основанного на Божественном Законе. Фанатическая убеждённость, незаурядный литературный и полемический талант, мученическая смерть превратили Кутба в одну из наиболее почитаемых фигур в консервативной мусульманской среде. Его сочинения составляют одну из основ современной исламской пропаганды.
Саййид Кутб Ибрахим Хусейн аш-Шазили — египетский писатель, поэт, журналист. Исламский философ, теоретик, комментатор Корана. Общественный деятель, политик и идеолог… Развернуть
Самар Язбек - сирийская писательница и журналист.
Она родилась в Джаблехе,Сирии, недалеко от Латакии, в 1970 году.
Изучала арабскую литературу в университете Латакии.
Пишет в самых разнообразных жанрах - романы, рассказы, киносценарии, телевизионные драмы, литературные повествования.
Самар Язбек - сирийская писательница и журналист. Она родилась в Джаблехе,Сирии, недалеко от Латакии, в 1970 году.
Изучала арабскую литературу в университете Латакии.
Пишет в… Развернуть
1989. Путешествие маленького Ганди / מסעו של גאנדי הקטן / رحله غاندي الصغير
Рина Семёновна Левинзон — русская поэтесса.
Вместе с семьей переехала на Урал. В Свердловске окончила школу, затем Институт иностранных языков при Уральском пединституте (1963).
Работала преподавателем английского языка в школе. Первые стихи опубликованы в 1962 году. С тех пор печаталась в свердловских газетах, журналах «Урал», «Уральский следопыт», в литературно-художественном альманахе «Подснежник».
В 1976 году переехала жить в Израиль. Печаталась в «Новом журнале» (США) и других изданиях.
Левинзон автор многих поэтических книг. Её стихи переведены на иврит, английский, немецкий, арабский, голландский языки. Писала также на иврите и арабском языке.
Член Союза Писателей Израиля, член ПЕН-клуба.
Скончалась в Израиле 7 июля 2022 года.
Рина Семёновна Левинзон — русская поэтесса. Вместе с семьей переехала на Урал. В Свердловске окончила школу, затем Институт иностранных языков при Уральском пединституте… Развернуть
Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари аль-Куфи, более известный как Абу Юсуф аль-Ансари — видный исламский законовед (факих), один из наиболее известных учеников Абу Ханифы. После смерти Абу Ханифы возглавил его школу. Будучи верховным судьей (кади аль-кудат) халифата, способствовал широкому распространению взглядов ханафитской правовой школы.
Точная дата рождения неизвестна. Исходя из даты его смерти и дат жизни его учителей, предполагается, что он родился в Куфе около 731 года (113 года хиджры). Со слов самого Абу Юсуфа известно, что он происходил из небогатой семьи. Юноша стремился к наукам, но отец настаивал, чтобы он овладел каким-либо ремеслом, чтобы зарабатывать на жизнь. Узнав о конфликте Абу Юсуфа с отцом, Абу Ханифа не только не стал взимать плату за обучение талантливого юноши, но даже оказывал ему денежную помощь. По другой версии этой истории отец мальчика рано умер, а конфликт из-за его желания учиться у Абу Ханифы у него случился с матерью.
Первоначально Абу Юсуф изучал хадисы и право у таких учителей как: Абу Лайс, Ата ибн ас-Саиб, Мухаммад ибн Исхак, Абу Исхак аш-Шайбани и другие. В 13 лет начал учиться фикху у известного факиха, судьи (кади) Куфы Ибн Абу Лайлы[1]. Через девять лет перешел к Абу Ханифе и находился рядом с ним в течение пятнадцати лет, вплоть до смерти великого имама, сперва в качестве ученика, затем — ближайшего помощника. Вместе с Зуфаром аль-Хузайлом и другими учениками Абу Ханифы участвовал в разработке теории фикха. После смерти Абу Ханифы (767 г.) занял его место в ученых кругах Ирака. Именно ему принадлежит основная заслуга в широком распространении взглядов Абу Ханифы.
В 767 Абу Юсуф приехал в Багдад и получил назначения на должность судьи Багдада. По одним данным, халифом, пригласившим его занять этот пост, был аль-Махди, по другим — Харун ар-Рашид. Впоследствии Харун ар-Рашид сделал его верховным судьей (кади аль-кудат). Абу Юсуф получил право назначать судей во всем Халифате и принимать апелляции на все судебные решения. По мнению историков, возможность назначать своих протеже во все основные города Халифата и широко применять на практике теоретические разработки Абу Ханифы, явилось причиной распространения ханафитского мазхаба. После его смерти в 798 году на эту должность был назначен его сын Юсуф.
Большие способности к логическому мышлению помогали Абу Юсуфу с легкостью решать юридические проблемы. Его критиковали за чрезмерную апелляцию к своему мнению (ар-рай) в решении правовых проблем. В своем правовом методе в первую очередь он опирался на ясные смыслы Корана и сунны, а затем ссылался на аналогичные решения своего учителя Абу Ханифы. Если он не находил решения проблем в первых трёх источниках, то решал проблемы на основании метода аналогии (кияс), предпочтительности (истихсан) и своего мнения (ар-рай).
Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим аль-Ансари аль-Куфи, более известный как Абу Юсуф аль-Ансари — видный исламский законовед (факих), один из наиболее известных учеников Абу Ханифы.… Развернуть
Баха Тахер (араб. بهاء طاهر, англ. Bahaa Taher; 1935, Каир, Египет — 27 октября 2022) — египетский писатель, лауреат "Международной премии в области арабской литературы" (International Prize for Arabic Fiction) 2008 года.
Баха Тахер родился 1935 года в Каире (Египет).
Окончил филологический факультет Каирского университета, и начал работу на "Radio 2".
Впервые опубликовал собственный произведение (короткий рассказ) 1964 года.
Баха принадлежал к левому авангарда литературного процесса в Египте в 1960-е годы и был одним из т. зв. группы "Gallery 68" (название литературного журнала).
За острые выпады в сторону власти Тахери потерял работу на радио, и не публиковался в середине 1970-х годах (период президентства Садата).
В 1981 году литератор переехал в Женеву (Швейцария), где работал переводчиком в ООН.
После многих лет вынужденной эмиграции, Баха Тахер вернулся на Родину в Египет и сразу же включился в египетский культурный и литературный процесс.
Баха Тахер является довольно популярной личностью в современном Египте, о нем пишут статьи и ставят фильмы и программы, у него берут интервью, его отмечают национальными и международными литературными премиями — "Египетская Государственная премия в области литературы" (самая высокая в стране, 1998), "Премия Джузеппе Ачерби" (престижная итальянская награда, 2000), "Международная премия с арабской литературы" (арабский аналог Букера, 2008).
Скончался 27 октября 2022 года.
Баха Тахер (араб. بهاء طاهر, англ. Bahaa Taher; 1935, Каир, Египет — 27 октября 2022) — египетский писатель, лауреат "Международной премии в области арабской литературы"… Развернуть
Фернандо Надра - адвокат, оратор, журналист и публицист, в возрасте 14 лет стал лидером в создании Национального колледжа Mitre в своей родной провинци. Один из лидеров аргентинского коммунизма. Его жизнь была отмечена годами цензуры, высылки и незаконного лишения свободы. Он познакомился и, в некоторых случаях, образовал глубокие дружеские отношения с такими разнообразными личностями, как Сальвадор Альенде, Фидель Кастро, Эрнесто Че Гевара, Анджела Дэвис, Рикардо Бальбин, Артуро Фрондиси, Артуро Илья, Рауль Альфонсин, Карлос Менем и Хуан Доминго Перон.
Фернандо Надра родился в семье купцов, в провинции Тукуман, Аргентина. Его отец, Наллиб Надра, иммигрант сирийского происхождения, сделал свое состояние в качестве торговца тканью, а затем в сахарной отрасли. Фернандо начал политическую деятельность в 1931, в возрасте 14 лет, став лидером по созданию Национального колледжа Mitre. Испытал незаконное лишение свободы и избиение полицией. Вскоре после этого был назначен президентом Federation of Secondary Students of Tucumán. Обучался на юридическом факультете университета Кордовы, стал президентом Студенческого Центра, а затем вступил в должность президента Университета Федерации провинции. В итоге, он был назначен генеральным секретарем FUA. В рамках молодежного антифашистского фронта, присоединяется к PC в 1939 году, что приводит к разрыву с семьей.
Фернандо Надра - адвокат, оратор, журналист и публицист, в возрасте 14 лет стал лидером в создании Национального колледжа Mitre в своей родной провинци. Один из лидеров… Развернуть
Эстела Канто происходит из старой уругвайской семьи. Ее брат Патрисио Канто тоже был писателем.
В 1930-1940-х годах Эстела работала в разных местах, в том числе танцовщицей в местном танцевальном зале, где мужчины платили женщине "за танец", чтобы они выступали их партнершами.
В 1944-м, в доме супругов-писателей Адольфо Биоя Касареса и Сильвины Окампо, Канто была представлена Хорхе Луису Борхесу. К тому времени Борхес уже был очень уважаем в литературных кругах. Хотя она наблюдала за ним с восхищением, она не была заинтересована в романтических отношениях с "интеллектуалами". На их второй встрече в доме Биоя Борхес пригласил Эстелу на свидание. После него они обнаружили, в числе прочего, общее увлечение Бернардом Шоу. Борхес влюбился в Эстелу и написал ей немало романтических писем, которые Канто опубликовала в 1989 году в книге об их отношениях (Borges a contraluz).
Отношения Борхеса с Канто со временем распались. Много лет спустя они восстановили контакт и остались друзьями.
Борхес посвятил Канто сборник Алеф . Широко распространено мнение, что Канто вдохновила его на создание персонажа Беатрис Витербо, неразделенной любви повествователя. Борхес подарил Эстеле оригинальную рукопись. Та продала ее аукционному дому Сотбис за тридцать тысяч долларов. Позже ее купила Наицональная Библиотека Испании.
Эстела Канто сделала множество преводов для журнала «Sur», включая отрывки из В поисках утраченного времени Марселя Пруста.
Эстела Канто происходит из старой уругвайской семьи. Ее брат Патрисио Канто тоже был писателем. В 1930-1940-х годах Эстела работала в разных местах, в том числе танцовщицей в… Развернуть
Мухаммед (Мухаммад) ибн Харис аль-Хушани (начало X века — 971 или 981) — видный арабо-испанский историк, правовед и литератор X века.
Выходец из Туниса, жил в Кордовском халифате.
Автор биографической работы о кадиях (судьях), законоведах и учёных как омейядской Испании, так и Северной Африки. В X веке составлялись сборники о лицах разных профессий и создавались труды по каждой из указанных категорий лиц, среди них «Книга о судьях» аль-Хушани.
Сохранились два сочинения аль-Хушани — «Книга о кадиях» («Книга о судьях» или «Китаб аль-кудат», о верховных судьях Кордовы со времени арабского завоевания до 969 года) и «Книга разрядов учёных Африки» («Китаб табакат уляма Ифрикийа», о юристах Кайруана IX—X веков). Обе работы повествуют о различных сторонах духовной жизни мусульманского Магриба того времени и содержат важные подробности бытового характера.
Время создания «Книги о судьях» — последние годы правления омейядского халифа Испании Абд ар-Рахмана III (912—961). Эта уникальная история судейства, изложенная в виде биографий тех, кто исполнял должность кади, важна как памятник исламской идеологии определенной эпохи (VIII—X веков) в пределах определенного региона и как источник ценнейшей информации.
Сведения, изложенные в его книгах, использовали более поздние арабские авторы и историки Аль-Андалусии, в частности, Ибн Хайян аль-Куртуби.
В 1992 «Книга о судьях» (Китаб ал-кудат) Аль-Хушани в переводе с арабского вышла в СССР в серии Памятники письменности Востока.
Мухаммед (Мухаммад) ибн Харис аль-Хушани (начало X века — 971 или 981) — видный арабо-испанский историк, правовед и литератор X века. Выходец из Туниса, жил в Кордовском… Развернуть
Абу-ль-Муаты Абу-н-Нага — египетский новеллист и романист.
Родился в 1931 году в деревне аль-Хасайна, в провинции Дакахлия. Учился в религиозной средней школе города Мансура. Высшее образование получил на отделении арабской филологии Каирского университета и на педагогическом факультете университета Айн-Шамс. По окончании университета в 1959 году четыре года работал преподавателем арабского языка в школе, затем перешел на работу в Академию арабской филологии.
Литературную деятельность Абу-н-Нага начал в конце 50-х годов, свои первые произведения печатал в популярных египетских журналах «Розе аль-Юсуф» и «Аль-Магалля». Писателю принадлежат сборники рассказов «Загадочная улыбка» («Аль-Ибтисама аль-гамиля», Каир, 1963), «Девочка в городе» («Фатат фи-ль-мадина», Каир, 1964) и «Люди и любовь» («Ан-Нас ва-ль-хубб», Каир, 1966).Абу-ль-Муаты Абу-н-Нага — автор исторического романа «Возвращение в изгнание» («Аль-Авда ила-ль-манфа», Каир, 1969), героем которого является известны» египетский писатель Абдаллах Недим (1845–1896), борец за национальную независимость, участник восстания Ораби-паши. Роман рисует жизнь египетского общества второй половины прошлого века.
Абу-ль-Муаты Абу-н-Нага — египетский новеллист и романист. Родился в 1931 году в деревне аль-Хасайна, в провинции Дакахлия. Учился в религиозной средней школе города Мансура.… Развернуть
Абу Исхак Исмаил ибн аль-Касим, известный как Абуль-Атахия (араб. أبو العتاهية; 748, Куфа — 825, Багдад) — первый арабский философ-поэт. Произведения его представляют собой поучения в стихах на тему о тленности всего земного и возвышенно нравственной жизни. Считается, что Абу-ль-Атахийя умышленно упрощал стиль своих произведений для лучшего понимания простыми людьми.
Родился около Куфы в семье цирюльника и в детстве занимался продажей гончарных изделий.
Рано проявившийся поэтический талант Абу-ль-Атахии встретил всеобщее признание, и большую часть жизни он провёл в Багдаде в качестве придворного поэта-панегириста халифов аль-Махди, Харуна ар-Рашида, аль-Амина и аль-Мамуна. Трогательная несчастная любовь поэта к Утбе, вольноотпущеннице и приближенной жены халифа аль-Махди, принесла ему много горестей[1].
Абу-ль-Атахия был поэтом философско-аскетического мировоззрения, сложившегося как реакция на вольность нравов, царившую в Халифате. В его поэзии, обличавшей процветавшую в столице Халифата распущенность, содержалась хотя и косвенная, но достаточно острая критика придворных нравов.
Стихотворения Абу аль-Атахия были использованы российской рок-группой "Статус" при создании песен "Голос тьмы" и "Истина", записанных в 1989 году и выпущенных на альбоме "Исповедь" фирмой "Мелодия" в 1990 году.
Абу Исхак Исмаил ибн аль-Касим , известный как Абуль-Атахия (араб. أبو العتاهية; 748, Куфа — 825, Багдад) — первый арабский философ-поэт. Произведения его представляют собой… Развернуть
Абу-т-Тайиб Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Мутанабби (араб. المتنبي — «выдающий себя за пророка»; 915, Эль-Куфа — 23 сентября 965, близ Нумании) — арабский поэт. Считается одним из наиболее выдающихся поэтов, когда-либо писавших на арабском языке.
Аль-Мутанабби родился в Куфе (современный Ирак) в семье водоноса, хотя и утверждал позже, что имеет благородное происхождение. Когда карматы напали на Куфу в 924 году, он ушёл с ними и жил в пустыне, изучив их диалект арабского, близкий к классическому арабскому. В 932 году он возглавил восстание карматов, выдавая себя за пророка; после поражения восстания попал в тюрьму. За это он получил своё прозвище, аль-Мутанабби. В 935 году его освободили из тюрьмы, и он стал странствующим поэтом, зарабатывая деньги стихами. В 948 году был принят ко двору халебского князя Сайф ад-Даулы. Многие его произведения написаны под покровительством князя. Покинул двор в результате интриг и в 957 году поступил ко двору Абу аль-Миск Кафура в Египте. Пытался стать губернатором Сидона, но не был назначен, и в отместку написал сатирическое стихотворение на Кафура и вынужден был бежать в 961 году. До 965 года был при дворе в Ширазе, затем в сентябре 965 года совершил путешествие в Куфу, где и был убит, предположительно в результате мести за оскорбление.
От аль-Мутанабби до нас дошли свыше ста од (касыд) и до двухсот мелких стихотворений и фрагментов. Его язык богат, а композиция поэзии содержит новшества. Лирический герой аль-Мутанабби чрезвычайно горд; в одном из стихотворений он утверждает, что его поэзия столь мощна, что даже слепые могут её читать, и слова столь наполнены значением, что даже глухие их слышат.
Абу-т-Тайиб Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Мутанабби (араб. المتنبي — «выдающий себя за пророка»; 915, Эль-Куфа — 23 сентября 965, близ Нумании) — арабский поэт. Считается одним из… Развернуть
Иуда бен Саул ибн Тиббон родился в 1120 году в Гранаде.
В 1150 году Иуда ибн Тиббон оставил Гранаду, вероятно вследствие преследований Альмохадов, и переехал в Люнель, Южная Франция.
Как переводчик Иуда ибн Тиббон составил себе память передачей на иврит крупнейших арабских произведений средневековых еврейских философов.
Иуда бен Саул ибн Тиббон родился в 1120 году в Гранаде.
В 1150 году Иуда ибн Тиббон оставил Гранаду, вероятно вследствие преследований Альмохадов, и переехал в Люнель, Южная… Развернуть
Рабби Саадия бен Йосеф (Саадия Гаон; (ивр. סעדיה בן יוסף, Са‘адия бен Иосеф; араб. سعيد بن يوسف الفيومي, Саид; 882, Дилас, оазис Файюм (Египет (в составе Арабского Халифата)) — 942, Багдад) — крупнейший галахический авторитет эпохи гаонов, основоположник раввинистической литературы и еврейской рационалистической философии, языковед и поэт.
Уже в молодости приобрёл обширные познания в области раввинской письменности и в светских науках, особенно в философии.
В 928 году избран гаоном (главой еврейской академии) в Суре (Вавилон). Эта академия, вместе с академией в Пумбедите бывшая средоточием еврейской учёности в Вавилоне, к тому времени несколько пришла в упадок; благодаря новому гаону значение её вновь поднялось и в ней начали преподавать, кроме богословских наук, также и светские — философию и другие. Через некоторое время Саадия был смещён благодаря интригам тогдашнего экзиларха (светского главы вавилонских евреев) Давида бен-Заккаи, но через несколько лет был вновь утверждён в звании гаона.
Саадия стремился к тому, чтобы примирить противоположные направления в иудаизме и в то же время опровергнуть противоречащие религии мнения: он боролся против различных сектантов и старался согласовать иудаизм с тогдашней философской мыслью.
Важнейшее его сочинение, религиозно-философский труд «Эмунот ве-Деот» ("Верования и мнения" или "Вера и знание") (написан в 933 году, арабский оригинал под заглавием «Китаб аль аманат валь-и' тикадат» — «Книга о верованиях и религиозных мнениях»; переведённая на еврейский язык Иудой ибн Тиббоном в 1160 году), является первым систематическим изложением религиозной философии; Саадия опровергает мнение, что вера несовместна с разумом и наукой. Сочинение Саадии имело большое влияние на позднейшее процветание философской литературы арабско-испанских евреев и послужило образцом для ряда сочинений по религиозной философии у евреев и у христиан; оно выдержало множество изданий и переведено на немецкий язык Фюрстом (Лейпциг, 1845).
Другой выдающийся труд Саадии — арабский перевод Библии (Танаха) и обширный комментарий к ней, в котором он опровергает превратные толкования библейского текста, разъясняет смысл многих мест Библии, заключающих, по его мнению, указания на разные научные истины, и оправдывает свой перевод филологически.
Кроме того, он писал сочинения по экзегетике, грамматике, талмудическому законоведению, календарно-астрономическим вопросам, комментировал древние книги, привёл в порядок весь цикл литургических произведений, к которым добавил свои синагогальные песни; его сочинение по грамматике, лексикографии и поэзии еврейского языка под заглавием «Сефер Агрон» (араб. «Китаб аш-шир») долгое время служило важнейшим руководством по этим предметам; его полемическое сочинение «Китаб ар-родд ала Анан» (возражение Анану, караимскому учителю) нанесло сильный удар караимству.
Саадия написал также комментарии к «Сефер Иецира» (книге Творения), сиддур (молитвенник) на арабском языке под заглавием «Сиддур Рабби Саадия» и др.
Многие сочинения Саадии до сих пор ещё хранятся в рукописях; некоторые из них, хранящиеся в Санкт-петербургской публичной библиотеке, изданы А. Я. Гаркави в «Studien und Mitteilungen aus der St.-Potorsburger Oeffen t l. Bibliothek» (СПб., 1891). По случаю 1000-летия рождения Саадии предпринято было И. Деренбургом обширное издание его сочинений, для которого Кон издал и перевёл книгу Иова (Альтона, 1889), Деренбург издал Пятикнижие (Париж, 1895) и вместе с Ламбертом Притчи (П., 1894); последний издал также и «Сефер Йецира» (Париж, 1891).
Рабби Саадия бен Йосеф (Саадия Гаон; (ивр. סעדיה בן יוסף, Са‘адия бен Иосеф; араб. سعيد بن يوسف الفيومي, Саид; 882, Дилас, оазис Файюм (Египет (в составе Арабского… Развернуть
Иракский писатель, родился в Багдаде в 1956 году. Получил степень магистра по истории искусств в Багдадском университете. С 1975-го работает журналистом. Опубликовал 5 книг на… Развернуть
Обучался в Университете Басры. Работал журналистом.
В настоящее время живет в Финляндии.