Филип Хури Хитти — ливано-американский профессор и ученый в Принстонском и Гарвардском университетах, специалист по истории арабского и Ближнего Востока, исламу и семитским языкам. Он почти в одиночку создал дисциплину арабистики в Соединенных Штатах. Его внучатой племянницей была ныне покойная астронавтка НАСА и школьная учительница Криста Маколифф.
Филип Хури Хитти родился в мутасарифате Маунт-Ливан 22 июня 1886 года в христианской семье маронитов в деревне Шемлан, примерно в 25 км к юго-востоку от Бейрута, на горе Ливан.
Он получил образование в американской пресвитерианской миссионерской школе в Сук аль-Гарбе, а затем в Сирийском протестантском колледже. После окончания университета в 1908 году он преподавал там, прежде чем перейти в Колумбийский университет, где в 1915 году защитил докторскую диссертацию и преподавал семитские языки. После Первой мировой войны он вернулся в Ливан и преподавал там до 1926 года. В феврале 1926 года ему предложили кафедру в Принстонском университете, которую он занимал до выхода на пенсию в 1954 году. Во время Второй мировой войны преподавал арабский язык военнослужащим в Принстоне в рамках армейской специализированной учебной программы (в том числе будущему послу Роджеру Полу Дэвису).
Хитти был одновременно профессором семитской литературы и заведующим кафедрой восточных языков. После официального выхода на пенсию он получил должность в Гарвардском университете. Он также преподавал в летних школах Университета Юты и Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия. Впоследствии он занимал должность исследователя в Университете Миннесоты.
Филип Хури Хитти — ливано-американский профессор и ученый в Принстонском и Гарвардском университетах, специалист по истории арабского и Ближнего Востока, исламу и семитским… Развернуть
Аргентинский поэт. Родился 10 ноября 1834 в скотоводческом поместье провинции Буэнос-Айрес. Видимо, был самоучкой. В период гражданской войны, начавшейся после падения диктатуры Х.М. Росаса (1852), Эрнандес поддерживал федералистов, которые боролись за выход провинций из-под власти Буэнос-Айреса. В 1872 участвовал в восстании гаучо против центрального правительства, а когда оно потерпело поражение, удалился в изгнание. В 1874 Эрнандес возвратился в столицу, основал федералистскую газету «Ревиста дель Рио де ла Плата» и занимал различные правительственные посты.
Эрнандес обессмертил образ гаучо в своей знаменитой книге Гаучо Мартин Фьерро (El gaucho Martín Fierro, первая часть 1872, вторая – 1879). Книга написана в традициях фольклорного эпоса народным языком и стилем. В образе главного героя, повествующего о своей жизни, автор воплотил главные черты характера гаучо – свободолюбие, находчивость, стойкость, мужество, духовную цельность. Эрнандесу удалось придать простонародной речи с присущей ей наивной афористичностью необыкновенную художественную выразительность и создать впечатляющие картины природы. /Энциклопедия Кругосвет/
Аргентинский поэт. Родился 10 ноября 1834 в скотоводческом поместье провинции Буэнос-Айрес. Видимо, был самоучкой. В период гражданской войны, начавшейся после падения диктатуры… Развернуть
Гассан Канафани - палестинский писатель, журналист, политический деятель, один из представителей "литературы сопротивления".
Родился в Палестине, из которой семья бежала в 1948 г. сначала в Ливан, затем в Сирию.
Первым местом работы будущего писателя стала школа для детей палестинских беженцев в Дамаске. В 1956 г. Г.Канафани уехал в Кувейт, где также занимался преподавательской деятельностью. В это же время он начал активно публиковаться.
В 1960 г. писатель переезжает в Бейрут, где активно занимается публицистической деятельностью, основывает еженедельную газету "ал-Хадаф" (Цель).
Г.Канафани трагически погиб 8 июля 1972 г. от взрыва бомбы, подложенной в его машину.
Гассан Канафани - палестинский писатель, журналист, политический деятель, один из представителей "литературы сопротивления". Родился в Палестине, из которой семья бежала в 1948… Развернуть
Доктор Захи Хавасс (араб. زاهى حواس; род. 28 мая 1947, Дамиетта, Египет) — египетский археолог и историк Древнего Египта. Бывший генеральный секретарь Верховного Совета Древностей Египта. Также занимается активной популяризацией истории и культуры Древнего Египта с помощью телевизионных документальных сериалов.
Во время революционных выступлений в Египте 2011 года коллеги потребовали отставки Хавасса за тесные связи с режимом Мубарака и предполагаемые факты коррупции. В марте того же года подал в отставку, мотивируя невозможностью поддержания ответственности за сохранность древнеегипетских древностей в условиях революции в Египте и обвинениями в пропаже экспонатов
Доктор Захи Хавасс (араб. زاهى حواس; род. 28 мая 1947, Дамиетта, Египет) — египетский археолог и историк Древнего Египта. Бывший генеральный секретарь Верховного Совета… Развернуть
Александр Дмитриевич Кныш - кандидат наук, профессор исламоведения (Кафедра ближневосточных исследований Мичиганский Университет).
В 1979 г. окончил с отличием Восточный факультет ЛГУ по специальности арабская филология. В 1980-1986 гг.прошел аспирантуру при Ленинградском отделении Института востоковедения АН СССР, по окончании которой был зачислен в штат этого института. При создании межсекторальной Группы исламоведения был зачислен в ее состав. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию: «Основные источники для изучения мировоззрения Ибн ‘Араби: Фусус ал-хикам и ал-Футухaт ал-маккийа» (Научный руководитель — А. Б. Халидов). С 1986 по 1989 г. принимал участие в Советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ), возглавляемой П. А. Грязневичем.
Опыт работы:
- 1997 – по настоящее время, профессор исламоведения Мичиганский университет
- 2012, май — июнь – приглашенный профессор исламоведения Евазийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан
- 2012, декабрь, — приглашенный профессор, Казахский национальный государственный университет им. Ал-Фараби, Алматы, Казахтан
- 2008 – 2009 – соруководитель Центра ближневосточных и североафриканских исследований, Мичиганский университет
- 2006 – 2010 – со-руководитель Проект по исламоведению, междисциплинарная программа, спонсируемая мэром
- 1998 – 2004 со-директор, программа по религиоведению, Мичиганский университет
- 2000 – 2001 – временный директор, Центр ближневосточных и североафриканских исследований, Мичиганский университет
- 1997 – 1998 – заведующий программой по ислмоведению, Кафедра арабских и ближневосточных исследований, Университет Экзетера, Девоншир, Великобритания
- 1994 – 1997 ассистент исламоведения, кафедра ближневосточных исследований, Университет Энн-Арбор, Мичиган
- 1993 – 1994 ассистент истории, кафедра истории, Университет Северного Колорадо, Грили
- 1992 – 1993 – Стипендиат Рокфеллера в области гуманитарных наук, Центр изучения исламских обществ и цивилизаций, Вашингтонский университет. Сент-Луис
- 1991 – 1992 – Сотрудник, институт передовых программ, Школа исторических исследований, Принстон
- 1990 – 1991 – приглашенный преподаватель истории и исламской цивилизации, Колледж религии и философии, Санкт-Петербург, Россия
- 1988 – 1991 – Старший научный сотрудник и ученый секретарь, группа исламоведения, Институт востоковедения, Ленинград (Санкт-Петербург).
- 1986 – 1989 сотрудник Советско-йеменской исторической и археологической экспедиции, Народно-Демократическая Республика Йемен
- 1984 – 1988 – младший научный сотрудник Института востоковедения АН СССР
- 1980 – 1984 – аспирант/лаборант , Институт востоковедения, Сектор Ближнего Востока, Ленинград. СССР
Издал свыше 100 работ на английском, русском, азербайджанском, немецком, итальянском, персидском и арабском языках. Все посвящены различным аспектам истории ислама.
Исследовательские интересы А. Д. Кныша включают в себя, но не ограничиваются, мусульманским мистицизмом, классической арабской литературой, историей мусульманской богословской мысли, исламом в Йемене и на Северном Кавказе.
Профессор исламоведения факультета ближневосточных исследований Мичиганского университета (Энн-Арбор, США). Одновременно курирует экспериментальную программу подготовки нового поколения специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама при Санкт-Петербургском государственном университете и возглавляет Научную лабораторию по анализу и моделированию социальных процессов при этом же университете. Автор многочисленных публикаций по исламоведению и истории ислама, Ближнего Востока, Северной Африки и Евразии, в том числе 12 книг на русском и английском языках. Основным предметом научных интересов является мусульманский мистицизм (суфизм), Коран и коранические исследования, история мусульманской богословской и правовой мысли и современные исламские движения. Редактирует секцию «Суфизм» в новом (третьем) издании «Энциклопедии ислама» (издательство «Бриль», Лейден и Бостон). Также является главным редактором «Энциклопедии мусульманского мистицизма», выпускаемой этим же издательством, и членом редколлегии шести научных журналов.
(с)
Александр Дмитриевич Кныш - кандидат наук, профессор исламоведения (Кафедра ближневосточных исследований Мичиганский Университет). В 1979 г. окончил с отличием Восточный… Развернуть
Андрес Неуман — аргентинский и испанский поэт, прозаик, журналист.
Усама ибн Мункыз (4 июля 1095, Шейзар, сев. Сирия, — 1188, Дамаск) — арабский писатель и полководец. Участник сражений с крестоносцами. Путешествовал по Сирии, Египту, Палестине, Месопотамии. Автор «Книги назидания» (изд. в Лейдене в 1884) — автобиографической хроники, рассказывающей о быте арабов в XII веке и их отношениях с крестоносцами. Книга ценна как художественное произведение и важный исторический источник, дающий представление о жизни средневекового арабского Востока. Усаме ибн Мункызу принадлежат также сборники стихов и исторических рассказов «Книга о посохе», «Книга стоянок и жилищ» и др.
Усама родился в семье правителей Шейзара — одного из многочисленных сирийских княжеств, существовавших в конце XI века. Он получил хорошее образование, его отец, Муршид (1068—1137), получил широкую известность как каллиграф и переписчик Корана. Ибн Халликан (ум. в 1282) характеризует Усаму в своем биографическом словаре как «одного из самых могущественных, образованных и отважных членов семьи Мункизидов, владетелей замка Шайзар».
Уже в 15 лет Усама участвовал в сражениях с крестоносцами, когда Танкред с войском Антиохии предпринял попытку взять Шейзар (в 1110 году). В 1129 году он поступил на службу к правителю Мосула Занги. После смерти отца в 1137 году из-за конфликта с дядей, Абу-ль-Асакиром, правителем Шейзара, он вынужден был навсегда оставить свой дом.
С 1138 по 1144 год Усама находился на службе у правителей Дамаска. В это время он совершает несколько поездок в Палестину, находившуюся под властью крестоносцев. Он участвовал в переговорах между Дамаском и Иерусалимским королевством. Благодаря своему высокому социальному положению, он был вхож в высшие слои франкского общества. У него были друзья среди представителей рыцарства, он познакомился с королём и его придворными. Однако из-за интриг он вынужден был оставить Дамаск и следующим его прибежищем стал Египет.
В Египте Усама пробыл десять лет, с 1144 по 1154 год. В Египте он приобрел влияние. По поручению везира Фатимидов Усама ездил с посольством в Сирию в 1150 году. Однако вовлеченность в дворцовые интриги вынудила его спешно оставить Египет в 1154 году. По дороге он потерял практически все своё имущество, ограбленный бедуинами и крестоносцами. Почти вся его семья погибла в землетрясении в Хаме в 1157 году.
Усама снова, теперь уже на десять лет, обосновался в Дамаске. Он поступил на службу к Нур ад-Дину, сыну мосульского правителя Имад ад-Дина Занги. Из Дамаска Усама совершает в 1160 году паломничество в Мекку. В 1162 и 1164 годах он участвовал с Нур ад-Дином в осаде и взятии принадлежавшей крестоносцам антиохийской крепости Харим.
С 1164 по 1174 год он жил у властителя небольшого замка Кайфа, в области Диярбекра в Верхней Месопотамии. В 1174 году он возвращается в Дамаск, находившейся к тому времени под властью Салах ад-Дина. При дворе последнего находился его любимый сын Мурхаф. Здесь он и провел свои последние годы. Усама уже не обладал прежним политическим влиянием и прибывал в относительном забвении. Но это время он посвятил осмыслению пережитого.
Усама ибн Мункыз (4 июля 1095, Шейзар, сев. Сирия, — 1188, Дамаск) — арабский писатель и полководец. Участник сражений с крестоносцами. Путешествовал по Сирии, Египту,… Развернуть
Рабих Аламеддин - ливано-американский художник и писатель, известный своим разнообразным и многогранным повествованием.
Является лауреатом премии Джона Дос Пассоса по литературе в 2019 году - главной литературной премии, присуждаемой ежегодно Университетом Лонгвуда.
Рабих Аламеддин родился в Иордании в ливанской семье среднего достатка. Его родители были членами Lebanese Druze, он сам - атеист. Он вырос в Кувейте и Ливане. После того, как в 1975 году в Ливане началась гражданская война, он уехал жить в Англию, а затем приехал в Калифорнию (Соединенные Штаты). Он имеет диплом инженера Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и степень магистра делового администрирования в университете Сан-Франциско. Он начал работать инженером, но потом занялся живописью. Провел несколько лет как профессиональный художник, но он знал, что всегда хотел стать писателем.
В 1996 году Аламеддин написал свой первый роман Koolaids: The Art of War (Коулаиды: искусство войны), впечатлившись разрывом отношений. Помимо романов у него вышел сборник рассказов «Извращенец» в 1999 году.
«Аламеддин сплетает невероятные эмоции с блестящим интеллектом, так что любой читатель его работы полностью движется и телом, и разумом», - написал один из критиков. Другой писал: «Читатель входит в его книги как один человек и выходит с более богатым и детализированным пониманием мира».
Ливанская гражданская война является постоянной темой в работах Аламеддина.
Писатель живет в Сан-Франциско и Бейруте.
Рабих Аламеддин - ливано-американский художник и писатель, известный своим разнообразным и многогранным повествованием.
Является лауреатом премии Джона Дос Пассоса по… Развернуть
Мухамма́д ибн Хусе́йн аль-Хатиби́ аль-Балхи́ по прозвищу Баха́ ад-Дин Вала́д — учитель фикха, философ, религиозный деятель. Носил почётный титул Султан аль-Улама («султан улемов» или «царь учёных»). Отец знаменитого суфия Джалаладдина Руми и дед основателя мевлевитского тариката Султана Валада.
Единственным сочинением Бахауддина является «Маариф» ("Утопленная книга" является избранным из "Маарифа"), созданный в форме дневниковых записей. Название может быть намёком на то, что дневник создан в состоянии марифата, предпоследней стадии просветления (Анна-Мария Шиммель отмечает «эксцентричную чувственную образность» дневника). Влияние этого произведения на Джалаладдина Руми до его знакомства с Шамсуддином Тебризи столь велико, что Анри Корбен счёл нужным заметить:
«Маариф», обширное собрание мистических наставлений почтенного шейха Бахауддина, нельзя игнорировать, если мы хотим понять духовную доктрину его сына.
Произведение не было широко распространено. По мнению Колмана Баркса и Джона Мойна, оно изначально предназначалось для узкого круга избранных, кому можно доверить эзотерические знания. Рукопись была обнаружена в XX веке в Тегеране иранским профессором Бади-уз-Заманом Фурузанфаром. Она состояла из трёх списков, собранных в XVI веке разными людьми. Факсимиле рукописи было передано в Стамбульский университет, позже в библиотеке константинопольской Айя София и в музее Коньи были найдены новые тексты, датируемые первой половиной XIV века. Первая публикация произведения началась в 1954 году.
Мухамма́д ибн Хусе́йн аль-Хатиби́ аль-Балхи́ по прозвищу Баха́ ад-Дин Вала́д — учитель фикха, философ, религиозный деятель. Носил почётный титул Султан аль-Улама («султан… Развернуть
Моше бен Маймон (ивр. משה בן מימון), называемый Моисей Маймонид — духовный руководитель религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков. Выдающийся еврейский философ и и разносторонний учёный своей эпохи: богослов-талмудист, раввин, врач, кодификатор законов Торы.
Маймонид родился на юге Испании в мусульманской Кордове. Его отец, Маймон бен Иосеф, был одним из наиболее влиятельных галахистов своего поколения, даяном. В 1148 г. семья Маймонида была вынуждена бежать из Кордовы, спасаясь от преследований евреев. В течение 7-8 она лет скиталась по Испании и, возможно, Провансу, пока в 1160 г. не поселилась в городе Фесе в на территории сегодняшнего Марокко.
В годы скитаний Маймонид заложил прочные основы своей широкой учености: в 1158 Рамбаме приступил к работе над комментариями к Мишне. Тогда же он написал краткий трактат о еврейском календаре, трактат по логике, ряд комментариев к трактатам Вавилонского Талмуда и труд, посвященный галахическим вопросам в Иерусалимском Талмуде. В 1165 семья прибыла в Акко, где оставалась около 5-ти месяцев. День отъезда Маймона и его семьи из Феса, а также день, когда судно, на котором они плыли, спаслось от бури, отмечались потомками Маймона семейным постом, а день прибытия семьи в Эрец-Исраэль стал праздником. Семья Маймонида совершила поездку по Эрец-Исраэль, посетив Иерусалим и Хеврон, а затем отбыла в Египет. После кратковременного пребывания в Александрии семья Маймонида поселилась в Фостате.
В течение восьми лет Маймонид, благодаря поддержке брата Давида, торговца драгоценными камнями, был свободен от материальных забот и мог всецело посвящать себя литературной деятельности, исполняя одновременно почетные обязанности религиозного и светского руководителя еврейской общины. Комментарий Маймонида к Мишне был завершен в 1168 г. В следующем году Маймонида постиг тяжкий удар: его брат Давид утонул во время поездки по торговым делам, оставив жену и двоих детей. Семья была разорена. Маймонид перенес удар чрезвычайно тяжело: целый год он пролежал почти без движения; однако потом ему пришлось искать средства существования. Маймонид занялся медицинской практикой. Слава искусного врача пришла к нему не сразу. Она значительно возросла после того, как в 1185 г. он был назначен одним из личных врачей ал-Фадила, фактического правителя Египта после отъезда оттуда в 1174 г. Салах ад-Дина; затем, по некоторым сведениям, Маймонид стал врачом и самого Салах-ад-Дина. Именно в эти годы, несмотря на свою загруженность медицинской практикой и делами еврейской общины Фостата (официальным главой которой он был признан в 1177 г.), Маймонид написал два монументальных труда, принесших ему славу — Мишне Тора («Повторение Закона»; составлен в 1180 г.) и «Море невухим» («Наставник колеблющихся», 1190), а также «Иггерет Тейман» («Йеменское послание») и «Маамар тхият ха-метим» («Рассуждение о воскресении из мертвых»).
В качестве главы еврейской общины Маймонид много занимался вопросом отношения к караимам, считая, что общение с ними возбраняется лишь тогда, когда это ставит под угрозу соблюдение предписаний раввинистического иудаизма. Деятельность Маймонида обеспечила господство раббанитов в Каире. Маймонид внес ряд изменений в литургическую практику.
До конца жизни Маймонид продолжал трудиться в качестве главы еврейской общины и придворного врача. Он вел обширную переписку с общинами разных стран. Маймонид умер 13 декабря 1204 г., оплакиваемый во всех частях еврейского мира. Его останки были перевезены в Тверию для погребения; по сей день его могила остается объектом паломничества.
Научное наследие Маймонида чрезвычайно обширно и включает работы по логике, философии, галахе (еврейскому религиозному законодательству), медицине. В них затрагиваются вопросы математики, астрономии, психологии, истории и др. Главное философское сочинение – написанный на арабском языке трактат «Путеводитель растерянных» (Далалат аль-Хаирин), наиболее известный в своей ивритской версии (Морэ Невухим). Однако философская проблематика присутствует почти во всех его сочинениях. Уже в юношеские годы он написал логический трактат «Макала фи-синат аль-мантик» (ивр. Маамар милот а-хигайон) – «Основные понятия логики», где он дает свою рецепцию логики Аристотеля, воспринятой им в первую очередь от Аль-Фараби. Во введениях к его комментарию на Мишну имеется ряд философских фрагментов, в частности «Шмона праким» – посвященное этике и психологии предисловие к трактату Мишны «Авот». В предисловии к главе Хэлек дается первая формулировка принципов иудаизма (13 догматов).
Монументальный 14-томный свод Мишнэ Тора (Повторение Торы), написанный на иврите, представляет собой систематическое изложение иудаизма как единого учения; он открывается «Книгой знания» (Сефер а-мада), посвященной вопросам метафизики, физики, этики, историософии. Философская и религиоведческая проблематика затрагивается и в многочисленных посланиях Маймонида (особенно в «Йеменском послании», «Послании об астрологии», «Послании о воскресении мертвых»).
Для философии Маймонида характерно сочетание восточного перипатетизма, безусловного признания библейских пророчеств и талмудического учения о единстве мышления и практического поведения (галахи). Он разделяет науки на три группы: теоретические (метафизика и физика), пропедевтические (математика), практические (этика, управление домом, политика). Однако в более поздних его произведениях теоретические науки отождествляются с эзотерическими разделами иудаизма, упоминающимися в Мишне (Хагига, 2,1), метафизика – с наукой о «Колеснице», а физика – с учением о сотворении мира (Маасэ Берешит).
Моше бен Маймон (ивр. משה בן מימון), называемый Моисей Маймонид — духовный руководитель религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков. Выдающийся… Развернуть
Павел Алеппский (араб. بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي, известен также как Павел Халлебский, Булос ибн Макариус аз-Заим ал-Халеби) — архидиакон Антиохийской православной церкви, путешественник, писатель.
Родился около 1627 года в Халебе, Османская империя. Его отец был сыном православного священника-араба, в 1647 году ставшего Антиохийским патриархом Макарием III. Стал известен как автор важных в историко-этнографическом отношении записок о России, Украине, Молдавии и Валахии (Румыния), которые Павел Алеппский вместе с Макарием посетил в середине XVII века. Записки Павла Алеппского представляют собой своего рода отчёт о совершённой поездке, в них описываются страны, в которых побывали отец с сыном, крупные и значимые города того периода и их достопримечательности, в первую очередь, монастыри и церкви, быт местных жителей, характеристики политических и церковных деятелей.
В 1654 — 1656 годах Павел Алеппский побывал в России, посетив под конец своего путешествия Москву, чему посвящена бо́льшая часть его трудов.
Павел Алеппский умер в Тифлисе, на обратном пути из своего второго путешествия в Москву. Это произошло в начале 1669 года, хотя точная дата его смерти неизвестна.
Павел Алеппский ( араб . بولس ابن مكاريوس الزعيم الحلبي, известен также как Павел Халлебский, Булос ибн Макариус аз-Заим ал-Халеби) — архидиакон Антиохийской православной… Развернуть
Сесар Айра - аргентинский писатель и переводчик. Опубликовал больше шестидесяти работ.
Родился в 1949 году в небольшом городке Коронель Принглес, в провинции Буэнос-Айрес, но вскоре переехал в столицу, где поселился в районе Флорес, который широко представлен в его произведениях.
Некоторое время вел курсы в Университете Розарио. С 1992 года публикует от двух до четырех книг примерно по 100 страниц. В 1993 роман Cómo me hice monja вошел в список десяти романов года по версии газеты "Эль Паис", и с тех пор Сесар Айра стал более активно заниматься литературой.
Также известен как переводчик с нескольких языков (например, перевел с французского Экзюпери), а еще как драматург и автор эссе. Пишет для разных газет и журналов, в основном краткие заметки о видных авторах. Вот уже несколько лет его книги издаются не только в Латинской Америке, но и в Испании.
В 1996 получил стипендию Гуггенхайма.
Сесар Айра - аргентинский писатель и переводчик. Опубликовал больше шестидесяти работ. Родился в 1949 году в небольшом городке Коронель Принглес, в провинции Буэнос-Айрес,… Развернуть
Абд ар-Рахман аль-Хамиси — один из популярнейших египетских новеллистов, поэт, литературный критик и общественный деятель.Абд ар-Рахману аль-Хамиси принадлежит свыше десяти сборников рассказов. Наиболее известны из них: «Асмак» («Глубины», Каир, 1950), «Лан намут» («Мы не умрем», Бейрут, 1953), «Риях ан-ниран» («Огненные ветры», Каир, 1954).
На русском языке рассказы Абд ар-Рахмана аль-Хамиси опубликованы в сборниках: «Рассказы арабских писателей», «19 египетских рассказов» (М., 1957), «Место на земле», «Современная арабская новелла», «Восточная новелла» (М., 1963), а также в газетах и журналах.
Абд ар-Рахман аль-Хамиси — один из популярнейших египетских новеллистов, поэт, литературный критик и общественный деятель.Абд ар-Рахману аль-Хамиси принадлежит свыше десяти… Развернуть
Баха' ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафи' ибн Тамим (также Бахауддин ибн Шаддад) — исламский богослов-законовед, великий кади мусульман, факих шафиитского мазхаба. Был известен также под именами Ибн Шаддад, кади города Алеппо и Баха' ад-Дин (Светоч Религии). Автор биографии Салах ад-Дина, истории Халеба и 3-х книг по мусульманскому праву.
Баха ад-Дин был воспитан дядями по материнской линии в племени бани шаддад, поэтому его часто называли Ибн Шаддад. В Мосуле он юношей изучал Коран, а в конце 1170 года перебрался в Багдад, где стал помощником учителя в знаменитом медресе Низамия. В 1174 г. он вернулся в Мосул и стал преподавателем в медресе, основанном Камал ад-Дином Абу-л-Фадлем Мухаммадом. В 1188 совершил паломничество в Мекку, а затем посетил святые места Иерусалима и Хеврона.
По прибытии в Дамаск Баха' ад-Дина призвал к себе султан Салах ад-Дин, который в то время вел осаду Каукаба. Султан сделал ему предложение стать главным преподавателем в медресе Маназил ал-'Изз в Старом Каире, однако он отказался. Позднее, когда султан стоял лагерем на равнине перед Хисн ал-Акрад (Замком Курдов), Баха' ад-Дин вновь побывал у него и преподнес ему книгу о важности ведения войны с неверными агрессорами. Впоследствие он поступил на службу к Салах ад-Дину и был назначен кади ал-'аскар (кади армии) и хакимом (мировым судьей) Иерусалима. Он сопровождал Салах ад-Дина во время его последних военных походов.
После смерти Салах ад-Дина направился в Алеппо, чтобы установить мир между его сыновьями. Аз-3ахир, правитель Алеппо, послал Баха' ад-Дина к своему брату ал-'Азизу, правителю Каира, а по возвращении сделал его кади Алеппо. Баха' ад-Дин был также управляющим вакфов, визирем и тайным советником аз-Захира. Он провел реорганизацию медресе в Алеппо и собрал в них лучших учителей. Икта (жалованье, которое выплачивало ему государство) пошла на основание медресе и мечети у Иракских ворот, напротив медресе Нур ад-Дин. Рядом с этим медресе он также основал школу для изучения хадисов о Пророке. Его перу принадлежит ряд сочинений по исламскому праву (фикху) и на другие темы, но наиболее известна составленная им важнейший источник по истории крестовых походов — «Жизнь Салах-ад-дина».
После смерти аз-Захира преемником стал его сын ал-Малик ал-'Азиз Абу Музаффар Мухаммад, который, будучи еще ребенком, оставался под опекой евнуха Шибаб ад-Дина, Абу Са'ида Тогрула, армянина по происхождению, выступавшего в качестве его атабека (опекуна), и управлял княжеством под руководством Баха' ад-Дина. Слава Баха' ад-Дина привлекала в Алеппо многих людей, а Факихов встречали там с особенной теплотой.
В старости ученый кади преподавал хадисы в своем собственном доме, к которому пристроил крытую террасу, где сидел и зимой, и летом. После пятничной молитвы люди шли в его дом, чтобы послушать, как он повторяет хадисы, и насладиться беседой с ним, неизменно приятной и преимущественно связанной с вопросами литературы. Он умер на девяностом году жизни, завещав суфиям свой дом в качестве ханакаха.
Баха' ад-Дин Абу-л-Махасин Йусуф ибн Рафи' ибн Тамим (также Бахауддин ибн Шаддад ) — исламский богослов-законовед, великий кади мусульман, факих шафиитского мазхаба. Был… Развернуть
Хайдар Баш (тур. Haydar Baş, 28 января 1947, Трабзон — 14 апреля 2020, Трабзон) — турецкий политик, писатель, педагог, экономист. Основатель и глава Независимой партии Турции.
Хайдар Баш родился в 1947 году в Трабзоне. В этом турецком городе на берегу Чёрного моря он провел своё детство и школьные годы. Окончив школу, Хайдар Баш поступил в Высший исламский институт при университете «Арджийас» в городе Кайсери и в 1970 году, получив диплом, приступил к научным изысканиям в области гуманитарных наук. Свою диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук профессор Хайдар Баш защитил в Бакинском государственном университете (Азербайджан). Тема его диссертации: «Права человека в Прощальной Проповеди». Он также начал преподавательскую деятельность на факультете «Восточные языки и литература» (отделение «Арабский язык и литература») Бакинского государственного университета. В данном университете он преподавал 13 лет.
Помимо научных изысканий и участия в жизни академического сообщества, Хайдар Баш был писателем, журналистом и успешным предпринимателем в производственной и торговой сферах.
Являлся главой промышленной группы «Баш Ширкатлар Грубу», в которую входят фабрика «Баш Челик», компании «Баш Тиджарат А. Ш.» и «Баш Ысы Санайи».
Основатель и лидер политической партии под названием «Независимой партии Турции»
Президент Международной ассоциации независимой экономики.
Владел французским, арабским, персидским и азербайджанским языками.
Хайдар Баш (тур. Haydar Baş, 28 января 1947, Трабзон — 14 апреля 2020, Трабзон) — турецкий политик, писатель, педагог, экономист. Основатель и глава Независимой партии Турции.… Развернуть
Рамон Льюль (лат. Raymundus Lullius, исп. Lulio, кат. Ramon Llull; другие варианты написания на русском языке: Раймо́нд Луллий, Раймо́н Лу́ллий, Раймо́н Лулл, Рамо́н Льюль) — каталанский миссионер, поэт, философ и теолог, один из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского высокого Средневековья. Луллий считается одним из родоначальников европейской арабистики и комбинаторики.
О жизни его было распространено много легенд. Достоверные сведения находятся в его сочинениях (особенно в некоторых автобиографических стихотворениях) и в жизнеописании, составленном с его слов его учениками. Луллий родился в городе Пальме, на острове Майорка; молодость провёл при арагонском дворе в качестве королевского стольника. Хотя рано женатый, он вёл рассеянную жизнь и имел много любовных приключений. На тридцать втором году жизни, сочиняя эротическую песню, он имел видение распятого Христа, повторившееся ещё четыре раза.
Это произвело в нём внутренний переворот; он оставил двор и семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь (сам он никогда не вступал ни в монашество, ни в священство). Будучи твердо убеждён не только в религиозной истине христианства, но и в его совершенной разумности, Луллий находил, что слишком мало делается для обращения неверующих (особенно мусульман) путём убеждения.
Это сознание необходимости нового, лучшего способа борьбы с неверными представилось ему во время его уединённых размышлений на Мирамаре в виде трёх конкретных мыслей, которые он приписал особому откровению свыше:
- мысль об особом методе или искусстве, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины, и прежде всего — истины христианского вероучения;
- мысль об основании миссионерских коллегий, где, кроме других предметов, изучались бы основательно восточные языки, особенно арабский;
- мысль о преобразовании монашеско-рыцарских орденов в один великий миссионерский орден.
Вся дальнейшая жизнь Луллия всецело посвящена осуществлению этих трёх мыслей. Для выполнения первой из них он пишет множество больших и малых трактатов, где с разных сторон старается изложить и выяснить свой логический метод, называемую им ars generalis, ars universalis, ars magna и т. д. В этом «искусстве» Луллий стоит на почве средневекового реализма, согласно которому общие понятия (universalia) обладают собственным самостоятельным бытием. Исходя отсюда, Луллий предполагает, что действительность есть не что иное, как правильное и постепенное усложнение общих понятий через их различные комбинации друг с другом, а потому разум, следя за логическим порядком понятий, может открывать действительную связь вещей.
Каждый раз после успешных прений о вере с мусульманским духовенством Луллий обращал на себя внимание властей и народа; его подвергали насилиям, сажали в тюрьму, изгоняли из страны. В Тунисе он, за открытую проповедь Евангелия на городской площади, был побит камнями. Тело его было поднято генуэзским купцом Стефаном Колумбом (предком Христофора), который перевёз его на своём корабле в Пальму (по некоторым рассказам он был ещё жив и умер в дороге). Торжественно похороненный на своей родине, он стал там местным святым и чудотворцем.
Впоследствии делались попытки его канонизации, но против его памяти восстал могущественный орден доминиканцев, из-за учения о непорочном зачатии Богородицы, которое защищал Луллий и отрицали доминиканцы (принявшие этот догмат только в XIX в.). Провинциальный инквизитор Арагонского королевства Николай Эймерик возбудил в 1372 г. против Луллия обвинение в различных ересях, но встретил сильное противодействие со стороны короля и лучших людей Испании. Сочинённая им папская булла против Луллия была впоследствии объявлена подложной (в 1419 г.). Провозглашен блаженным (beato); память в Испании 29 марта; во францисканском ордене 30 июня.
Сторонники Луллия, бывшие довольно многочисленными уже в последние годы его жизни (в одном Парижском университете нашлось 50 магистров и докторов, заявивших письменно полное одобрение его учению), образовали после его смерти целую школу, особенно процветавшую в XV в. Из неё вышли многие сочинения, ошибочно приписанные самому Луллию.
Подлинные его сочинения, написанные на каталанском, арабском и латинском языках, были распространены в многочисленных рукописях. Ещё в начале XIV в. были составлены их каталоги. Полное печатное — изд. Зальцингера в Майнце, 1721—1742 гг., в 10 тт., из которых 7-й и 8-й не появлялись в обращении. Стихотворения («Obras rimadas») изд. в Испании. Богатое собрание рукописей Луллия, среди которых есть и неизданные, находится в Мюнхене.
Из 313 сочинений, описанных Ренаном, многие (около 100) не принадлежат Луллию. Таковы все алхимические трактаты: Луллий не только не занимался алхимией, но осуждал её, как ложное и безнравственное искусство; между тем уже ближайшее потомство сделало из Луллия алхимика по преимуществу. Это можно объяснить невольным недоразумением: название ars magna, ars universalis, которое он давал своему логическому методу, в тогдашнем словоупотреблении означало именно искусство превращать металлы и добывать жизненный эликсир.
Целый ряд алхимических сочинений, приписанных Луллию, имеет характер грубого подлога: Луллий является здесь действующим в Англии, где он никогда не был, притом через несколько десятилетий после своей смерти и при дворе небывалого английского короля Роберта.
По схоластическому обычаю давать особые прозвания важнейшим деятелям религии и науки, Луллий был прозван учителем озаренным, или озареннейшим (doctor illuminatus, illuminatissimus). В эпоху Возрождения к Луллию примыкают с разных сторон Агриппа Неттесгеймский, Николай Кузанский и в особенности Джордано Бруно, возобновляющий «великое искусство» в нескольких своих сочинениях.
Материал взят из Википедии, там же можно найти более полную информацию.
Рамон Льюль (лат. Raymundus Lullius, исп. Lulio, кат. Ramon Llull; другие варианты написания на русском языке: Раймо́нд Луллий, Раймо́н Лу́ллий, Раймо́н Лулл, Рамо́н Льюль) —… Развернуть
Тауфик Юсеф Авва́д (1908—1989), арабский писатель (Ливан). Получил юридическое образование. Тема рассказов сборников "Хромой мальчик" (1936) и "Шерстяная кофта" (1937) — жизнь простых людей. К этой тематике А. обратился одним из первых в арабской литературе. Роман "Лепёшка" (1938) посвящён национально-освободительной борьбе сирийцев против турецкого ига. В 40—50-х гг. выступал главным образом как литературный критик. Пьеса А. "Турист и переводчик" (1964) удостоена национальной литературной премии.
Тауфик Юсеф Авва́д (1908—1989), арабский писатель (Ливан). Получил юридическое образование. Тема рассказов сборников "Хромой мальчик" (1936) и "Шерстяная кофта" (1937) — жизнь… Развернуть
Али Акбар Велаяти (перс. علیاکبر ولایتی; род. 24 июня 1945, Ростамабад, Шемиран) — иранский врач и политик. Министр иностранных дел Ирана при президентах Хаменеи и Рафсанджани, советник по международным делам Высшего руководителя Ирана, двукратный кандидат в президенты Ирана.
Али Акбар Велаяти родился в 1945 году в Ростамабаде — одной из деревень, составляющих Шемиран. Окончив среднюю школу в Тегеране, поступил в 1964 году на медицинский факультет Тегеранского университета. Стажировался в области педиатрии в Детском медицинском центре Тегеранского университета, затем в области инфекционных заболеваний в университете Джонса Хопкинса (США). С 1961 года состоял во Втором Национальном фронте — на тот момент оппозиционной организации — и несколько раз попадал на допросы в службу безопасности Ирана САВАК (по его собственным словам, также подвергался пыткам). В 1963 году стал последователем имама Хомейни, расстался с Народным фронтом и стал активистом Исламской ассоциации врачей.
После победы Исламской революции Велаяти был назначен заместителем министра здравоохранения, а затем стал депутатом Исламского консульативного совета. В 1981 году он занял пост министра иностранных дел в кабинете президента Али Хаменеи и оставался в этой должности до 1997 года, в том числе и при сменившем Хаменеи Хашеми Рафсанджани. В бытность министром иностранных дел Велаяти вёл мирные переговоры с Ираком в 1988—1990 годах. Судебная система Германии связывала его имя (вместе с именами ряда других высокопоставленных иранских чиновников) с убийством курдских лидеров в Берлине в 1992 году, но официальные лица в Иране никогда не признавали этой связи. В 2006 году в Аргентине был также выдан ордер на арест Велаяти, экс-президента Рафсанджани и нескольких других иранских лидеров по обвинению в причастности к организации взрыва еврейского культурного центра в Буэнос-Айресе в 1994 году; на следующий год Интерпол подтвердил объявление иранских лидеров в международный розыск.
По окончании работы в министерстве иностранных дел Велаяти стал советником Высшего руководителя Ирана по международным вопросам. В своих публичных выступлениях он занимал в это время радикальную исламистскую и антизападную позицию, для которой были характерны жёсткие заявления в адрес США (в частности, в 2002 году Велаяти сравнил президента США Дж. У. Буша с Гитлером) и Израиля. В 2005 году Велаяти принимал участие в президентских выборах как беспартийный кандидат, но позже отказался от борьбы, заявив о поддержке кандидатуры аятоллы Хашеми. На следующий год он стал членом Стратегического совета по международным отношениям. Новую попытку избраться в президенты Велаяти предпринял на выборах 2013 года, в ходе предвыборной кампании критикуя внешнюю политику правительства Махмуда Ахмадинежада. Он закончил президентскую гонку на пятом месте. Вскоре после выборов Велаяти был назначен аятоллой Рафсанджани на пост председателя Центра стратегических исследований Совета целесообразности, сменив на этом посту ставшего президентом страны Хасана Рухани.
Али Акбар Велаяти (перс. علیاکبر ولایتی; род. 24 июня 1945, Ростамабад, Шемиран) — иранский врач и политик. Министр иностранных дел Ирана при президентах Хаменеи и… Развернуть
Индра Деви одна из первых женщин-йогов, популяризатор йоги в разных странах мира.
Родилась в Риге в семье Василия Петерсона, банковского служащего шведского происхождения, и русской дворянки Александры Лабунской. В 1920 году Евгения вместе с матерью эмигрировала из Латвии в Германию, где начала театральную карьеру, войдя в труппу Русского театра, с которой побывала во многих европейских столицах. Поворотным моментом в её жизни стало посещение лекций Кришнамурти в Голландии, пробудившее у неё интерес к индийской культуре и религии.
В Индии
В 1927 году Евгения Петерсон посетила Индию, познакомившись с такими людьми, как Джавахарлал Неру, Махатма Ганди и Рабиндранат Тагор. Окончательно переселившись туда, она сменила имя на Индра Деви и некоторое время снималась в болливудских фильмах. Параллельно она училась йоге в Бомбее и Майсуре; её учителем стал Тирумалай Кришнамачарья, основатель аштанга-виньяса-йоги, одного из самых популярных стилей хатха-йоги. Переехав вместе с мужем-дипломатом в Китай, она открыла студию йоги в Шанхае в феврале 1939 года; энтузиастам йоги покровительствовала Сун Мэйлин, жена диктатора Чан Кайши. Там она прославилась и как исполнительница индийских храмовых танцев, которым обучалась в Бомбее. После окончания Второй мировой войны Индра вернулась в Индию, продолжив совершенствоваться в искусстве йоги и вскоре приобрела известность как первый человек Запада, который обучает йоге в Индии.
В США и Мексике
В 1947 году, после смерти мужа, Индра Деви перебралась в Голливуд, где начала популяризировать йогу среди кинозвёзд. Среди её учеников — Рамон Новарро (англ.)русск., Дженнифер Джонс, Грета Гарбо, Глория Свенсон. Лекции и книги Индры Деви пользовались большой популярностью и немало способствовали распространению йоги в США.
Есть сведения о том, что в 1960 году по приглашению индийского посла она приезжала в СССР и встречалась с крупнейшими советскими государственными деятелями: Косыгиным, Громыко, Микояном. В западной прессе её называли «женщиной, которая познакомила с йогой Кремль».
В 1961 году Индра Деви создала центр индуизма в мексиканском городе Текате, где занималась подготовкой учителей йоги.
В Аргентине
В 1982 году она впервые посетила Аргентину, а в 1985 году решила остаться там, начав работу по распространению йоги, проводя лекции и семинары в различных городах Латинской Америки и Европы. В июне 1988 года она основала Фонд Индры Деви, который организует встречи инструкторов йоги и способствует распространению учения по всему миру.
В мае 1990 года Индра Деви снова приехала в СССР. Она посетила родную Ригу, Москву и другие города, а ведущий популярной во эпоху перестройки передачи «До и после полуночи» Владимир Молчанов взял у неё интервью. Позднее Индра Деви побывала в России ещё дважды: в 1992 году по приглашению Олимпийского комитета России и в 1994 году по приглашению аргентинского посла в России.
В 1999 году она отметила свой столетний юбилей, на котором присутствовало 3000 человек.
Прожив последние 17 лет своей жизни в Аргентине, Индра Деви скончалась в Буэнос-Айресе на 103-м году жизни.
Она владела 12 языками, 5 из которых: русский, немецкий, английский, испанский и французский оставались в её активном пользовании до самых последних дней её жизни.
Индра Деви одна из первых женщин-йогов, популяризатор йоги в разных странах мира. Родилась в Риге в семье Василия Петерсона, банковского служащего шведского происхождения, и… Развернуть
Ваттар, ат-Тахир (фр. Ouettar Tahar, араб. وطار الطاهر; 15 августа 1936, Седрата — 12 августа 2010, Алжир) — современный арабоязычный алжирский прозаик, романист, драматург, общественный деятель. Дебютировал в литературе сборником новелл «Дым моего сердца» (1962). Сборники новелл «Жалящие удары» (1976), «Герои возвращаются на этой неделе» (1980), романы «Туз»(1974), «Землетрясение» (1974), «Любовь и смерть в смутное время» (1980), в которых автор выступил последовательным сторонником реалистического метода, посвящены событиям национально-освободительной борьбы и первым годам становления независимого Алжира. В дальнейшем ат-Тахир Ваттар отходит от реалистического метода и создает роман-памфлет «Свадьба мула» (1978), роман-притчу «Рыбак и дворец» (1979), экспериментальный роман «Испытание в любви» (1989). Возврат к реалистическому методу повествования намечается в последних произведениях Ваттара, посвященных проблемам исламистского террора в современном Алжире (романы «Свеча и лабиринты», 1995; «Святой Тахир возвращается в свой непорочный мавзолей», 1999). Учредитель и Председатель литературного общества «Аль-Джахизийа» (1990—2010) и директор его печатного органа — журнала «Ат-Табаййан».
Ваттар, ат-Тахир (фр. Ouettar Tahar, араб. وطار الطاهر; 15 августа 1936, Седрата — 12 августа 2010, Алжир) — современный арабоязычный алжирский прозаик, романист, драматург,… Развернуть
Адонис (Адунис, араб. أدونيس, настоящее имя Али Ахмад Саид Асбар (араб. علي أحمد سعيد إسبر) — сирийский поэт и эссеист. Жил в основном в Ливане и во Франции. Автор более 20 книг на родном арабском языке, считается наиболее значительным представителем движения «Новой поэзии».
Родился он в 1930 году в шиитской семье в сирийском селении Кассабин около Тартуса на средиземноморском побережье. С раннего возраста он работал в поле, но его отец регулярно заставлял его заучивать стихи, и он постепенно начал сочинять стихи сам. В 1947 году он имел возможность читать стихотворение для президента Сирии Шукри аль-Куатли.
В молодости испытал сильное влияние мыслителя Антуна Саады, некоторые знания в классической арабской литературе получил от своего отца.
Во время обучения в Дамасском университете (где изучал философию, конец 1940-х-начало 1950-х годов) он работал редактором ряда газет и журналов, выходивших в Дамаске, в конце 40-х начал печататься. В интервью в газете «Монд» (1984) он вспоминал, что газеты, первоначально отвергшие стихи Али Ахмада Саида, охотно согласились опубликовать те же произведения, присланные им под псевдонимом Адонис.
В 1955 году подвергся произвольному шестимесячному тюремному заключению за политическую деятельность и членство в Сирийской социальной националистической партии, с 1956 года поселился в Ливане, в 1957 году стал гражданином Ливана, однако обычно считается сирийским поэтом. В 1970—1985 годах был профессором арабской литературы в Ливанском университете, также читал лекции в университете Дамаска и ряде западных университетов. Получил докторскую степень в 1973 году в Университете св. Иосифа в Бейруте.
Влияние на его творчество оказали эстетические принципы сюрреализма и мифологические образы. В программной статье «Попытка определения „Новой поэзии“» (1959) Адонис декларировал, что её основу составляет «творчество, побуждающее к деянию», ей свойствен универсальный взгляд на мир, а поэзию от прозы отличает не столько размер и рифма, а ассоциации, опыт индивидуального видения мира, она способна породить бесконечные интерпретации своего смысла. В его собственных стихах присутствуют отголоски древних доисламских культур Средиземноморья: шумеров, финикийцев, вавилонян, греков; используются мифологические символы: Адонис, Баал, Феникс.
Согласно С. Х. Джайуси, именно творчество Адониса, а именно сборник «Песни Михьяра из Дамаска» (1961), обозначило «великий раздел» языка современной арабской поэзии. Поэт достигает как твердой преемственности с классическим стилем и манерой, так и определенного разрыва с ними, вводя совершенно новый синтаксис, но сохраняя гармонию благородства и риторической возвышенности классического языка. Сам Адонис в эссе, написанных в различные периоды своего творчества, менял свои воззрения на язык; он описывает поэта как «всадника языка» и утверждает, что тот должен возвратиться к его «корням», первоначальной невинности слов.
Адонис продолжает писать поэзию в двух формах, иногда перемежая метрические и прозаические конструкции в одной и той же поэме, что дает сильный эстетический эффект.
По словам Джайуси, Адонис колеблется на границе между пророчеством и трагическим страданием, подобно Иову. Стихи Адониса кажутся как мистическими, испытавшими влияние суфизма, так и революционными, анархическими.
Поэтика Адониса сложна, оригинальна и изощренна, его образы почти всегда удивляют читателя, создавая необычную и неожиданную атмосферу; его метафоры нередко отчуждены от точной реальности и образуют собственный мир. Джайуси считает самым революционным аспектом его метафорики радикализацию отношения между образом и объектом.
В глазах многих читателей сборник 1961 года до сих пор считается лучшим; его самая сложная книга, 400-страничная «Единственное в форме множественного» («Муфрад би-сыгхат ал-джам», 1977), осталась «закрытым миром» для большинства читателей.
Тему города Адонис развил в поэме «Могила для Нью-Йорка» (1971), которую С. Х. Джайуси называет изящнейшей современной арабской поэмой, развивающей глобальное видение большой проницательности и действенности.
Его произведение «Книга» («Ал-Китаб», 1995) — сложная структура, центр которой — личность и опыт аль-Мутанабби. В издании «Книги» каждая страница делится на четыре части: текст и маргиналии; в каждой части представлен отдельный аспект арабской истории и различный голос.
В своих главных эссе «Шок современности» (1978) и «Манифест современности» (1980) Адонис утверждал, что в арабской культуре ислам играл отрицательную роль, так как подчеркивал постоянное воспроизведение старого; Адонис же рассматривает ислам как величайшее препятствие творческому началу и модерновости.
Кроме стихов, Адонис также известен как переводчик (в частности, стихов Сен-Жон Перса и Ива Бонфуа), литературовед и литературный критик, автор исследования «Суфизм и сюрреализм» (1992). На французский стихи Адониса переводили Эжен Гильвик и Этель Аднан, Гильвик также написал стихотворение «Пространство Адониса», в котором сравнил поэта с богом, творящим свои миры.
Особенно выросла известность Адониса в Европе в 1984 году: в мае он прочитал в Коллеж де Франс курс лекций об арабской поэтике, в октябре того же года состоялась встреча с ним группа французских и арабских писателей и критиков (семинар включал беседы о поэтическом опыте Адониса и переводы его поэзии на французский), а в ноябре — поэтический вечер и выставка в издательстве «Autrement Dit», сопровождавшийся показом телефильма.
В 1985 году поселился в Париже, работал консультантом в ЮНЕСКО. В 2011 ему присуждена Премия Гёте. Неоднократно рассматривался как вероятный кандидат на Нобелевскую премию по литературе.
Адонис (Адунис, араб. أدونيس, настоящее имя Али Ахмад Саид Асбар (араб. علي أحمد سعيد إسبر) — сирийский поэт и эссеист. Жил в основном в Ливане и во Франции. Автор более 20… Развернуть
Хоакин Сальвадор Лавадо (исп. Joaquín Salvador Lavado, 17 июля 1932, Мендоса, Аргентина) — аргентинский художник-карикатурист, подписывающийся псевдонимом Ки́но (Quino). Самая известная работа Кино — юмористический комикс «Мафальда» (Mafalda), более 10 лет публиковавшийся в различных аргентинских печатных изданиях. Главный персонаж комикса — девочка младшего школьного возраста по имени Мафальда, которая отличается особым мнением об окружающем ее мире.
Хоакин Сальвадор Лавадо (исп. Joaquín Salvador Lavado, 17 июля 1932, Мендоса, Аргентина) — аргентинский художник-карикатурист, подписывающийся псевдонимом Ки́но (Quino).… Развернуть
Родился в Багдаде в бедной семье. Из-за близорукости не был принят в багдадскую Высшую коллегию обучения преподавателей, которую окончили многие ведущие иракские писатели и поэты. В 1947—1951 годах получал образование в Египте, в колледже искусств Каирского университета, но был вынужден возвратиться в Багдад из-за финансовых обстоятельств и слабого здоровья. Там он учился в колледже искусств Багдадского университета, который окончил в 1955 году. Работал в нескольких газетах и издательствах в Ираке и Египте.
Первый сборник рассказов опубликован в 1954 году. Дружил с известными литераторами-современниками, такими как Фуад аль-Такарли и Абд аль-Ваххаб Баяти. Выделяется среди других иракских писателей как романист, больше всего способствовавший продвижению иракского романа в течение XX века — как художественным развитием жанра, так и полнотой раскрытия социально-политической жизни Ирака 1940-х — 1970-х годов.
После многих рискованных конфликтов с государством и цензурой, в 1957 году Фарман был временно лишён гражданства. В 1960 году уехал в Москву, где прожил остаток своей жизни, работая в изгнании до самой смерти в апреле 1990 года. В этот период он перевёл на арабский язык произведения крупных российских писателей, таких как Горький, Достоевский, Пушкин, Чехов.
Особенно замечательно и, возможно, уникально в иракском контексте то, что все романы Фармана были изданы, когда он находился вдали от родины, живя в СССР (с 1960 по 1990 годы). Некоторые критики утверждают, что до сих пор никто из иракских прозаиков не сравнился с Фарманом в яркости, подробности и реалистичности изображения исторической эпохи, изображённой в его романах.
Родился в Багдаде в бедной семье. Из-за близорукости не был принят в багдадскую Высшую коллегию обучения преподавателей, которую окончили многие ведущие иракские писатели и… Развернуть
Абу́ль-Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад аль-Куртуби, известен как Ибн Рушд (араб. ابن رشد; 1126, Кордова — 10 декабря 1198, Марракеш) — западноарабский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверро́эс.
Автор трудов по логике, аристотелевской и исламской философии, богословию, религиозному праву маликитского мазхаба, географии, математике, физике, астрономии, небесной механике, медицине, психологии и политике. Перипатетик, видный представитель восточного аристотелизма, основоположник аверроизма; переводы его трудов на латынь способствовали популяризации Аристотеля в Европе.
Отец Ибн Рушда был главным судьей и муфтием Кордовы. Ибн Рушд обучался у крупнейших учёных своего века и был в дружеских отношениях со знаменитым суфийским мыслителем Ибн Араби и известными учёными Ибн Туфайлем и Ибн Зухром. При альмохадском султане Юсуфе (1163—1184) достиг высших почётных должностей и жил то в Марокко, то в Севилье или Кордове. При его наследнике Аль-Мансуре Ибн Рушд как придворный лекарь и друг халифа находился вначале в большой милости. Однако затем его строго рационалистические воззрения стали входить в противоречие с более ортодоксальными взглядами султана; в итоге, Ибн Рушд был обвинён завистниками в несоблюдении учения Корана и, попав в немилость, был смещён с должностей и жил в изгнании близ Кордовы, а его произведения были сожжены. Через несколько лет, когда сам султан стал заниматься и интересоваться философией, Ибн Рушд в 1197 году был опять призван ко двору в Марракеш (Марокко) и осыпан доказательствами благосклонности, но вскоре после этого он умер в 1198 году в Марокко. Его тело было отправлено в Кордову, где и было предано земле.
Ибн Рушд перевёл с сирийского и прокомментировал ряд сочинений Аристотеля (отсюда его поименование в философии средневековья и Возрождения — «Комментатор»). Одно из его основных философских сочинений это «Непоследовательность непоследовательности» (Tahāfut al-Tahāfut), в котором он отстаивает аристотельянство, полемизируя с аль-Газали и его работой «Непоследовательность философов» (Tahāfut al-Falāsifa).
Его причисляют к представителям восточного перипатетизма, замечая, что он был сторонником наиболее аутентичного аристотельянства, очищенного от примесей неоплатонического учения о эманации. В работах Ибн Рушда заметно влияние александрийских комментариев Аммония, Фемистия и др. В спорах с Аль-Газали он выступал как рационалистический защитник философии.
В западноевропейской средневековой философии существовало направление, сторонники которого продолжили начатую Ибн Рушдом интерпретацию учения Аристотеля. Направление получило название аверроизма. Его сторонники не заботились о согласовании философии Аристотеля с христианским вероучением (ими была выдвинута концепция «двойственной истины», обосновывавшая независимость истин разума от истин религии).
Он написал также книгу по медицине «Colliget» (арабское «Куллийят» — «система»), которая была переведена на латинский язык и несколько раз перепечатывалась. Многие его произведения переведены также на иврит.
Абу́ль-Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад аль-Куртуби, известен как Ибн Рушд (араб. ابن رشد; 1126, Кордова — 10 декабря 1198, Марракеш) — западноарабский философ. В Западной Европе… Развернуть