Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 сентября 2017 г. 13:38

1K

4

Приготовьтесь, друзья мои, ибо то, что я хочу вам рассказать будет запутано, многословно, не последовательно, иметь предистории, отвлечения и истории в истории. Я не знаю почему, но с детства арабские предания меня настораживали своими приемами. Пока отвлечешься на одно, в другом месте, от которого медовыми речами увели, произойдет неконтролируемое. У волшебника Сулеймана все по-честному, без обмана. И толку читать? Все самое интересное произойдет, когда тебя обвесили. Никогда не могла расслабиться, все ждала подвоха.

Про арабский кошмар, как «недомогании» сна я никогда не слышала. Ладно, я не эксперт, могла что-то пропустить в явлениях стран Магриба. Допустим, арабский кошмар взрывает сознание периодически у каких-нибудь несчастных. Арабскому эпосу мало было своих шкатулок в шкатулках, путаных лабиринтов преданий в жестоких сказках. Эксперт-арабист решил подкинуть дрожжей в «сон это сон, а сон это не сон». Читать увлекательно, потому что вроде во снах все так и есть. И где еще почитаешь про то, как во снах? Не научно, а в пагубном смаковании влажных подробностей. Или про вихри мыслей. Или про то, как эта широкоформатная реальность укладывается в секунды сна. Или про жизнь других людей в наших снах. Или нашу жизнь в снах других людей. Ладно, когда знакомые люди, а когда незнакомые? Или бежать во сне. Или падать. Или летать. Много чего еще. То что мы просто забываем. Бывает, что сны повторяются, но сразу не поймешь. Чтение этой книги ясности не добавит. Напротив! Я со своей стороны, убеждена, что разбирать свои сны не полезно, можно попутать, будто мало конфузных ситуаций в жизни и без этого. И вообще, если бы их нужно было понимать, мы бы их понимали.

Но здесь преподносится не просто идеи жизни во сне. Здесь смакуется возможность получить во сне то, что в жизни обрести не получается. Уход от скучной надоевшей реальности. И дальше не разберешь. Знак бесконечность в вариациях продолжения. Обмен жизни на сон. И все впроголодь. Подвох.

«Арабский кошмар» - не арабская литература. И это важно. Араб такое не написал бы. А если бы написал, его закидали бы камнями за мечетью. Потому что все так, да не так. Не так откровенно и внезапно. Не так голодно. Голивудские мультфильмы по мотивам арабских сказок не арабские сказки. Арабским кошмаром араб не заразится. А вот кто постигает разгадывая чужую культуру может заразиться ее кошмаром.

Отступление. В Африке довольно часто бывает засуха. От сильной затяжной засухи, у бабуинов происходят изменения в сознании. Они становятся значительнее умнее и хищнее. Способны справляться с механизмами, придуманными людьми. Жажда выживания толкает их на многосложные поступки, в том числе на агрессию по отношению к человеку. К обезьяне в Африке особое отношение, ее интеллект признается. Дарвин тут не при чем. Последнее восстание обезьян было в Килиманджаро в 70-х годах. Об этом снимали фильмы. Документальные и триллеры. Предания гласят, что такое случается, потому что обезьяны это заколдованные люди. Полагаю, это еще домусульманские легенды. Осмысленность обезьян в романе придает ему правдивости в моих глазах. Хотя, о какой правдивости вообще может вестись речь? Спросите меня - о чем книга? - ни о чем, о голодных, насыщенных событиями снах. Хотите почитать хронику чужого ночного кошмара? Кошмара европейца в Каире. Пера американского ученого. Сон за минуту до пробуждения. А может, не сон? Или не все сон? Путайтесь теперь сами, с меня хватит.