Больше рецензий

23 августа 2017 г. 22:50

616

5

- Откуда приходят сны?
- Из ночи.
- Откуда приходят сюжеты книг?
- Из снов.
- А где находится сон?
- В ночи.
- А где находится книга?
- Заперта в шкафу.
- То есть у тебя в шкафу заперты переплетенные сны?
- Я устал и хочу пить. Дай мне воды, и я расскажу тебе удивительную историю.

***

Предуведомление.
Человек эпохи постмодернизма – это покупатель с тележкой в супермаркете. Он берет с полок то, что ему по какой-то причине приглянулось, и кладет в тележку. Содержание этой тележки может быть весьма разнообразным.

Чтобы не было никаких недомолвок и недопониманий, скажу сразу: книга Р. Ирвина «Арабский кошмар» - хорошая книга. Здесь можно было поставить точку, но правила «Долгой прогулки» требуют развернутой рецензии. Что ж, дорогие судьи и читатели, я постараюсь следовать правилам игры, но, боюсь, что моя рецензия может лишить вас сна.
***
Книга «Арабский кошмар» - хороший образчик постмодернизма, его интеллектуальной ветви. Здесь есть и интрига, и лихо закрученный сюжет, и игра в кошки-мышки автора с читателем, и мистификация, и масса интересных подробностей. Существование этого повествования (давайте говорить на ее языке) я бы разделила на две половины: время выхода книги и вневременное существование.
Для 1983 года книга стала откровением и бестселлером. Еще бы! Средневековый восток, загадочная арабская культура, легендарный сборник сказок «Тысяча и одна ночь»… Скептики увидели в ней объяснение непростым отношениям Европы и арабского мира, отголоски современных конфликтов. Мистически настроенные обыватели стали практиковать искусство сна…
Для истории литературы или культуры, повторюсь, книга представляет образец добротного постмодернизма. Всегда приятно читать, когда профессионал своего дела берется за перо. Можно сомневаться в художественных достоинствах этой книги, но в чем сомневаться не приходится – так это в достоверности и исторической точности создаваемого мира «Тысячи и одной ночи».
О чем эта книга? О! я всегда смеюсь, когда этот вопрос задают писателю-постмодернисту. Эта книга может быть о чем угодно. «И все же?», - спросит строгий судия. Ну, например, о сне. Об искусстве видеть сны и управлять сном. Так под прекрасной шелковой чадрой Фатимы Смертоносной Ирвин скрыл искусство психоанализа, и я уверена, что не один психоаналитик сказал ему большое спасибо. Ибо так таинственно и красиво написать о психоанализе может не каждый. О чем еще? О том, почему Европа никогда не поймет Восток, а Восток Европу. «Арабский кошмар» спустя 33 года актуален и поучителен. В нем можно отыскать объяснение терроризма и непримиримого противостояния христианства и ислама. Можно найти объяснение неумолимого притяжения двух миров друг к другу. Описывая взаимоотношения мусульман и христиан в Египте 15 века, автор не обеляет ни одну из сторон.


***
- Эй, ты обещал нам историю! Мы хотим историю!
- Ах да. Эта ужасная ушная сера. Из-за нее у меня так чешется ухо, что я не могу ничего вспомнить.
- Давай историю, а то мы тебя поколотим!
- Хорошо. Итак, почтеннейшая публика, далеко на западе, где солнце иногда светит так тускло, будто его занавесили балдахином, а с неба порой падают белые хлопья, острые, как стекло, и холодные, как вода в святом озере, живет один колдун, который может красть сны.
- Неужели?!! И что он с ними делает?
- Да. Он крадет сны, помещает их на листы бумаги, а потом заковывает их в кандалы и продает по всему свету.
- А зачем?
- Не знаю. Он же колдун.
- Наверняка, это он насылает Арабский кошмар.

P.S. Арабский кошмар - это потеря сна, от которой почти невозможно излечиться.