Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 июля 2017 г. 00:48

3K

3

Меня всегда смешат (и немного расстраивают) ситуации, когда женщины начинают ругать феминизм и открещиваться от него всеми возможными способами. Не беря в расчёт совсем уж крайние современные проявления (а до идиотизма и абсурда можно довести любую разумную идею), феминизм дал женщинам самое главное - возможность выбора, возможность самой решать, кто ты и что ты, а не быть беспомощной игрушкой в руках сначала отца, а потом мужа. Но даже сегодня, в XXI веке, равенство получилось условным - в гражданских правах, но не в общественном мнении. Мир всё так же недружелюбен. Приобретение новых прав и обязанностей не избавило от старых, в том числе обязанности быть красивой безделушкой, только теперь уже в соответствии с чётко заданными модой параметрами. Ни грамма больше.

Прорва фирм, производящих декоративную и уходовую косметику, озолотившиеся пластические хирурги, тысячи версий диет и всесильных пилюль, миллиарды страниц глянцевых изданий - вот он, миф о красоте во всей красе. Желание быть привлекательной естественно. Но когда привлекательность определяется жёстко заданными стандартами, затягивается в корсет строгих правил, когда появляется страх быть "не такой", быть несексуальной, некрасивой - вот это уже ненормально. Ненормально калечить своё тело, потому что "мужчины любят большую грудь", ненормально есть салатный лист на ужин и доводить желудок до гастрита. Но люди так устроены, что им нужно внешнее одобрение - кому-то больше, кому-то меньше. А со всех сторон на тебя, такую несовершенную, томно взирают стройные красавицы, приправленные фотошопом. Мускулистые мачо тоже не сходят с обложек, да только мы здесь в разных условиях - мужчин индустрия красоты отнюдь не прессует. А уж скольких я встречала экземпляров в помятых рубашках, с неаккуратной стрижкой и пивным животиком, которые со знанием дела рассуждали о женской красоте...

"Миф о красоте" Наоми Вульф посвящён, на мой взгляд, крайне важной теме. Книга в своё время знатно навела шороху в буржуйских странах, а сегодня актуальна и у нас, и это абсолютно не удивительно. Проблема давления в вопросах внешности есть и об этом надо говорить. Красота давно превратилась в навязчивую идею и породила, с одной стороны, кучу комплексов, отвлекающих внимание женщин от других дел (сложно на голодный желудок писать диссертацию, сложно сконцентрироваться на деловом разговоре, когда тебя откровенно рассматривают, а ты сомневаешься, не слишком ли откровенно оделась), а с другой - миллиардную индустрию, которая делает деньги, продавая иллюзию красоты. Потому что красота всё равно преходяща. При этом книга не лишена определённых недостатков, которые по итогу заставили меня влепить невысокий балл, хотя я во многом солидарна с Вульф и согласна, по меньшей мере, с постановкой проблемы. Дело не только в содержании, но и в форме. Первое, что меня раздражало, это многочисленные повторы и разжёвывания, свойственные в целом американскому нон-фикшну и превращающие интересные мысли в навязчивую проповедь. Второе касается как раз тех самых крайностей - Вульф достаточно бескомпромиссна и воинственна, мужчинам от неё достаётся прилично и, возможно, не всегда заслуженно. В конце концов, наше общество не на 100% состоит из болезненных анорексичек и поклонниц силикона - кто-то же сохраняет адекватность, думает своей головой, а не слепо выполняет распоряжения всемогущего глянца. И я уже не говорю о том, что многие женщины успешно паразитируют на таких образах и сами становятся рассадниками "мифа о красоте". Когда-то, вполне возможно, его придумали именно мужчины, но сегодня ответственность лежит уже на обеих сторонах.

И всё же, по-моему, такие книги при всех их недостатках весьма полезны и способны заставить переоценить свои взгляды, научиться любить себя такой, какая ты есть. В отличие от стопки безликих "психологических" брошюр. Потому что проблема не столько в нас самих (не в низкой самооценке, не в недолюбленности), сколько в системе, в обществе, в экономике. Всем, по сути, уже давным-давно плевать на истинные представления о красивом, красота - это товар, это бизнес, детка. Ничего личного.

Ветка комментариев


Меня всегда смешат (и немного расстраивают) ситуации, когда женщины начинают ругать феминизм и открещиваться от него всеми возможными способами


Особенно мило, когда его ругают какие-нибудь студенточки в брючках, которые при другом раскладе, может, ничего и не учили бы, кроме основ вышивания крестиком. :)

А что ты имеешь в виду, когда говоришь, что некоторые женщины паразитируют на мифе о красоте?

Я эту книгу не читала, но по рецензиям складывается такое впечатление, что автор считает миф о красоте типично современным явлением. Но ведь женщины раньше и ноги бинтовали, и шею кольцами вытягивали, и прятались от солнца, чтобы сохранить цвет лица.


ругают какие-нибудь студенточки в брючках, которые при другом раскладе, может, ничего и не учили бы, кроме основ вышивания крестиком. :)

Вот да. Это особенно доставляет. :)
Наоми Вульф этот момент тоже комментирует - в контексте создания негативного образа феминизма, когда его последовательницы все как одна автоматически представляются как мужеподобные лесбиянки, ненавидящие мужчин.

А что ты имеешь в виду, когда говоришь, что некоторые женщины паразитируют на мифе о красоте?

В индустрии красоты работают ведь не только и не столько мужчины. Те же женские журналы учат не столько любить себя, сколько стройнеть, худеть, омолаживаться и т.д. И советы эти дают женщины. И они же оценивают друг друга в соответствии со стандартами глянца. Так что мы сами себя загоняем в рамки.

А насчёт современности - да, всё верно. Вульф пишет, что миф сложился уже в XX веке благодаря фотографии, кино и телевидению. Раньше существовали определённые представления о красоте, но они были размыты и условны, а сегодня приобрели вполне конкретный вид и смотрят на нас отовсюду.


Я всё же не согласна, что миф сформировался только в двадцатом веке. Вспомни, как Скарлетт просила Мамушку утянуть корсет до скольки-то там дюймов и сокрушалась, что это уже невозможно. Пример с ногами и шеями я уже приводила. Просто мифы были как бы локальные, а в двадцатом веке на фоне глобализации и стандарты красоты привели к общему знаменателю.

Меня вот ещё какой момент удивляет. Я в школе и универе была очень худая. Ну, у меня были параметры 86:60:86 при росте 170. То есть, я типа была близка к стандарту. Но я постоянно слышала вопросы: "а чего ты такая худая?" "Ты что, не кушаешь?" И говорить, что я кушаю по-больше других было бесполезно. Просто у нас это семейное, такой обмен веществ.
Может быть мне было легко купить одежду? Ничего подобного. Если вещь нормальная в груди, на талии она висела, а подходящая в талии на груди не сходилась. У меня большая половина шмоток была ушита мамой. Кстати, у меня кума реально от природы имеет модельные параметры, у неё при росте 176 85:60:90. Так у неё тоже практически все вещи ушиты. Как-то получается, что стандарты отдельно, а люди отдельно.


Вульф ведёт начало с промышленной революции, а более подробно с викторианской эпохи, т.е. пример со Скарлетт как раз отлично вписывается. А вспомни картины Рубенса, пасторальные пейзажи с пастушками XVIII века - там женщины вполне себе в теле. Т.е. представления о красоте, конечно, есть, но на том этапе они соответствуют женской природе, идеалам материнства и т.д.

О, женская одежда в магазинах - это тема для отдельного разговора. У меня тоже узкая талия, без ремня носить юбки и брюки просто не реально. Так что тут я тебя отлично понимаю. По каким лекалам одежда шьётся - это загадка.


Ага, в теле, вообще не даром ведь слово "худой" значит плохой.
Самые телесатые дамы - это древние красотки вроде скифских баб. Чем культурнее человек, тем больше отрыв от природы и естественности. Хотя возможно человечество устанет от глянца и маятник качнётся в другую сторону.


вообще не даром ведь слово "худой" значит плохой

Вот точно. :))

Мне кажется, это уже не изменить. И даже не из-за эстетики или здоровья, просто слишком большие деньги крутятся в этом бизнесе.


Вот тут полностью соглашусь: деньги, бизнес, так просто это не кончится.


А я, при упоминании о "некоторых женщинах" вспомнила Одетту де Креси у Марселя Пруста. Одетта, куртизанка, по словам Марселя оценивала женщин "как мужчина" - то есть судила о том, как женщина одевается, насколько ухоженно выглядит, насколько элегантно держится... (Смутно себе представляю, как по мнению автора должна была бы она судить о другой "как женщина": насколько хороша она как хозяйка, насколько набожная и верная жена? )


Напомнило одну цитату :)

Нет, цветы я люблю не по-женски, ухаживать я за ними не стану, я люблю украшать ими комнату и свою собственную особу, чтобы любоваться на них! Я люблю цветы, как красивых женщин.