Сборник содержит воспоминания об известном ученом, стиховеде П.А.Рудневе и библиографию его работ. Основную часть сборника составляют статьи коллег и учеников П.А.Руднева, посвященные как различным вопросам стиховедения, так и многообразной проблематике изучения литературы и фольклора.
Книга предназначена для специалистов, аспирантов, студентов и всех, интересующихся русской словесностью.
Сборник содержит воспоминания об известном ученом, стиховеде П.А.Рудневе и библиографию его работ. Основную часть сборника составляют статьи коллег и учеников П.А.Руднева,…
В монографии подытоживаются многолетние разыскания и исследования автора в области русской переводной литературы второй половины XVIII в. Определены ключевые в изучении переводной литературы термины "подлинник", "трансформация", "оригинал", "источник". В научный оборот вводятся сведения о подлинниках, трансформациях, оригиналах, источниках большого числа переводных художественных произведений, дошедших до русского читателя анонимными, с измененными названиями, без указания языка, с которого выполнен перевод, в виде отрывков, переделок, подражаний и пр. Разработана и проверена на большом материале методика определения источников переводных произведений малых жанров. Разыскания привели к существенной корректировке, частичному или кардинальному пересмотру, либо вообще полному опровержению как полемических, дискуссионных, так и прочно устоявшихся суждений и точек зрения, которыми обросли отдельные переводные сочинения и некоторые периодические издания XVIII в.
В монографии подытоживаются многолетние разыскания и исследования автора в области русской переводной литературы второй половины XVIII в. Определены ключевые в изучении переводной…
В 1930 годы Сталин и его окружение, озабоченные задачей мобилизации советского общества для грядущей войны, организовали пропагандистскую кампанию по "реабилитации" славных деятелей русского национального прошлого. В своем исследовании Д.Л.Бранденбергер прослеживает историю популистской идеологии "национал-большевизма" от 1930 годов вплоть до середины 1950 годов, обнаруживая, что идеология эта, вразрез с намерениями ее творцов, стала катализатором формирования русского национального самосознания.
Раскрывая истоки "национал-большевизма" в ближайшем окружении Сталина, автор прослеживает, каким образом новая идеология внедрялась в советское общество через систему образования и массовую культуру. Важнейшей частью исследования становится попытка реконструкции "общественного мнения" сталинской эпохи, следы которого извлекаются из писем и дневников современников, из секретных сводок НКВД. "Советский человек", советское самосознание, как правило, ассоциируется с идеологией "классового сознания". Бранденбергер доказывает, что, особенно на массовом уровне, идеология сталинизма в большей степени может быть связана с русским национализмом, нежели с пролетарским интернационализмом.
Эта книга не только помогает понять, почему такое мировоззрение пережило Сталина, но и проливает свет на причины возрождения соответствующих настроений в современной России.
В 1930 годы Сталин и его окружение, озабоченные задачей мобилизации советского общества для грядущей войны, организовали пропагандистскую кампанию по "реабилитации" славных…
Мартин Дин, используя многочисленные свидетельства очевидцев и ставшие доступными документы, показывает в своей книге, что местная белорусская и украинская полиция была непосредственным и ключевым соучастником нацистских преступлений. Значительно превосходя немецкие полицейские силы на оккупированных территориях, местная полиция играла основную роль в поиске, аресте евреев и конвоировании их к месту казни; нередко украинские и белорусские полицейские принимали непосредственное участие и в самих безжалостных расстрелах. Мартин Дин демонстрирует, что именно пособничество местной полиции привело к тому, что методы Холокоста на Востоке существенно отличались от методов "окончательного решения еврейского вопроса" в Западной Европе.
Мартин Дин, используя многочисленные свидетельства очевидцев и ставшие доступными документы, показывает в своей книге, что местная белорусская и украинская полиция была…
Книга писем "К истории Гептахора. От Айседоры Дункан к Музыкальному движению" - четвертая документально-мемуарная книга С.А.Нуриджановой (Хордикайнен). Основная ее часть - это переписка участниц Гептахора, объединения семерых девушек с Бестужевских курсов, вдохновленных в начале XX века новаторским подходом Айседоры Дункан к танцу, движению, языку тела и связавших этот подход со своим увлечением Древней Грецией и античным искусством. Впоследствии участницы Гептахора стали преподавать музыкально-пластическое движение детям (1914 г.), а позднее (1918 г.) начались их выступления перед публикой. С.Д.Руднева, одна из участниц Гептахора, письма которой составили основу данной книги, стала глубоким теоретиком Музыкального движения, приобщая к Гептахору - Музыкальному движению поколения преданных учеников и поклонников. Письма, собранные здесь, - живое свидетельство непреложной преемственности культуры: Серебряный век по-своему продолжался в культуре советского общества. Данное собрание писем, раскрывающее повседневную, полную забот и волнений жизнь немолодых уже людей, верных заветам своей юности, - бесценный исторический документ.
В Приложении помещены воспоминания гептахорок. Обширные примечания насыщены мало известными широкой публике сведениями.
Книга писем "К истории Гептахора. От Айседоры Дункан к Музыкальному движению" - четвертая документально-мемуарная книга С.А.Нуриджановой (Хордикайнен). Основная ее часть - это…
Книга посвящена культуре оттепели - периода советской истории от смерти Сталина до начала 1970-х гг. В то время как большинство исследований оттепели рассматривают этот период как материализацию метафоры, заложенной в его наименовании, - оттепель как таянье сталинских снегов, - данное исследование пытается проанализировать диалектическую связь между сталинской культурой и культурой оттепели. Несмотря на внешние изменения в культуре и политике, многие ключевые метафоры, которые определяют основные повествовательные модели оттепели, остались теми же, что и в сталинской культуре: "положительный герой", "семья" и "война". На материале литературы и кинематографа оттепели, рассматривается, как писатели и режиссеры пятидесятых и шестидесятых годов прошлого века переосмыслили основные тропы сталинской культуры, оставив в неприкосновенности их определяющую значимость. Показано, как в ироническом дискурсе конца оттепели сама значимость этих тропов начинает размываться и ставиться под вопрос, открывая тем самым дорогу совершенно новым культурным моделям.
Книга посвящена культуре оттепели - периода советской истории от смерти Сталина до начала 1970-х гг. В то время как большинство исследований оттепели рассматривают этот период как…
"Дача" - специфический феномен русской культуры. Стивен Ловелл предпринял первую попытку культурологического и социологического анализа этого феномена, наглядно показав его динамику и специфику. Автор прослеживает эволюцию "загородного летнего житья" от барских особняков придворной элиты XVIII века через "дачу" как символ жизненного уклада российского среднего класса XIX века к "подозрительному" с точки зрения властей существованию этого "островка частной жизни и собственности" при Советской власти и новой трансформации в постсоветское время. Привлекая широкий спектр источников, - газетные заметки и полицейские отчеты, художественные произведения и архитектурные руководства, воспоминания "дачников", собранные самим автором, и постановления ЦК - Ловелл показывает, как отражались в данном феномене, в его восприятии и оценке особенности русской ментальности, специфика российского социально-культурного устройства.
"Дача" - специфический феномен русской культуры. Стивен Ловелл предпринял первую попытку культурологического и социологического анализа этого феномена, наглядно показав его…
Исторически-интертекстуальная монография - так венгерская исследовательница Каталин Кроо определяет жанр своей книги. Она показывает, что адекватное понимание смысла и композиции романа И.С.Тургенева "Рудин" невозможно без учета скрытых и явных отсылок к целому спектру произведений мировой литературы, включающему "Метаморфозы" Овидия, различные ответвления куртуазно-рыцарской литературно-культурной традиции, "Дон-Кихота" Сервантеса, "Гамлета" Шекспира, "Горе от ума" Грибоедова, "Евгения Онегина" Пушкина. Интертексты, возникающие в романе Тургенева по этим произведениям, по-своему интерпретируют, обогащают и сами исходные тексты, и наше их осмысление. Таким образом, предлагаемое исследование представляет интерес не только для тех, кто интересуется творчеством Тургенева, но и для тех, кто хочет углубить свое понимание смыслового мира перечисленных выше произведений, равно как и для тех, кому небезразличны теоретические, методологические проблемы современной науки о литературе. Автор показывает, как разнообразные интертексты складываются в "Рудине" в последовательную систему, проявляющуюся на разных уровнях текстопостроения: в мотивике, в событийно-сюжетном развитии, в жанровом, родовом, модальном аспектах авторефлексивного мышления романа. Толкование этих элементов содействует определению места тургеневского текста в истории русской и европейской литературы.
Исторически-интертекстуальная монография - так венгерская исследовательница Каталин Кроо определяет жанр своей книги. Она показывает, что адекватное понимание смысла и композиции…
В монографии "Иное лицо романтической поэзии" предлагается по-новому взглянуть на русскую литературную историю XIX века. Если признанные поэты (во главе с Пушкиным) творили в рамках традиционной, "мужской" романтической эстетики, представлявшей поэта "бардом" и победителем (в том числе и на любовном поприще), природу - как мать или любовницу, музу - как идеализированную женщину, то русские женщины, пытавшиеся создавать романтические произведения, были вынуждены заново "изобретать" актуальные романтические "правила", чтобы иметь возможность выразить себя как женщин и как поэтов. Сопоставляя поэзию четырнадцати поэтов-мужчин и четырнадцати поэтов-женщин, Диана Грин возрождает и переосмысливает творчество выдающихся женщин XIX века, тщательно анализируя главенствовавшие тогда "мужские" модели восприятия и методы формирования литературной репутации ("канона"). Отдельные главы посвящены поэтическому творчеству Евдокии Ростопчиной, Надежды Хвощинской и Каролины Павловой. В Приложении печатаются стихотворения шести женщин-поэтов, извлеченные в значительной своей части из архивных собраний.
В монографии "Иное лицо романтической поэзии" предлагается по-новому взглянуть на русскую литературную историю XIX века. Если признанные поэты (во главе с Пушкиным) творили в…
В достаточно кратком списке имен современных французских прозаиков, с которыми, по мнению влиятельного литературоведа Пьера Журда, связываются надежды на будущее, фигурирует и писатель старшего поколения Клод Луи-Конбе.
В панораме современной французской литературы Клод Луи-Конбе стоит особняком. Плодовитый писатель, философ, педагог, переводчик, несмотря на известность, он остается слишком своеобразной фигурой с точки тенденций современного литературного процесса. Все его чувственное и в то же время фантасмагорическое творчество пронизано спиритуализмом, принимающим то христианское, то языческое обличие, но всегда питаемым мощнейшим эротическим током, сплошь и рядом выходящим за рамки общепризнанных табу, чаще всего на пути инцеста.
Лучшим произведением писателя по праву считается своеобразная "мифобиография" крупнейшего австрийского поэта XX века Георга Тракля "Вонзайся, черный терновник", посвященная во многих смыслах темной истории отношений поэта со своей сестрой.
В достаточно кратком списке имен современных французских прозаиков, с которыми, по мнению влиятельного литературоведа Пьера Журда, связываются надежды на будущее, фигурирует и…
Мемуарная проза Давида Шраера-Петрова охватывает три десятилетия советской жизни, время оттепели и "застоя". Герои повествования - Давид Самойлов, Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский, Михаил Дудин, Илья Авербах и другие - признанные и менее известные деятели советской культуры, сама эта культура, с ее сложным взаимодействием андеграунда и официоза. Автор, показывая своих друзей и знакомых "без галстуков", в то же время, в отличие от многих мемуаристов, не забывает о главном деле их жизни, литературе, перемежая порой забавные, порой печальные истории анализом творчества тех, о ком он пишет. Важно, что автор был непосредственным участником описываемых событий; повествование превращается в своеобразную автобиографию одного из самых богатых в творческом отношении поколений советской культуры.
Мемуарная проза Давида Шраера-Петрова охватывает три десятилетия советской жизни, время оттепели и "застоя". Герои повествования - Давид Самойлов, Евгений Евтушенко, Иосиф…
Книга одного из крупнейших деятелей русского религиозно-философского Ренессанса Акима Волынского о Достоевском - веха в истории русской религиозной мысли рубежа веков. Она интересна и актуальна не только с точки зрения истории эстетических и философских идей, истории символизма, но и для изучения творчества Достоевского. Издание книги А.Волынского "Достоевский", не переиздававшейся с 1909 г., восполняет существенный пробел в этой области и открывает яркую страницу в истории духовной, интеллектуальной жизни конца XIX - начала XX века. Вступительная статья В.А.Котельникова "Сквозь культуру" представляет собой обширное исследование религиозно-философских и критических взглядов А.Волынского, в ней дана глубокая картина его духовных исканий, драматических странствований между христианством и иудаизмом, устремленных к высшему богопознанию. В статье собран и проанализирован богатый материал опубликованного наследия Волынского, а также привлечены архивные документы. Комментарии к книге дают возможность более глубокого ее понимания.
Книга одного из крупнейших деятелей русского религиозно-философского Ренессанса Акима Волынского о Достоевском - веха в истории русской религиозной мысли рубежа веков. Она…
Книга известного чешского семиотика, продолжающего традиции пражского структурализма, посвящена структурно-семиотическому анализу широкого спектра художественных явлений начала XX века. Автор подробно рассматривает методологические основы своего подхода, который представляется особенно адекватным именно по отношению к авангарду, который изменил не только правила построения художественного знака, но и само понятие знака, его статус. Отдельные разделы книги посвящены генезису авангарда и сопоставлению различных его национальных школ. Героями исследования становятся не только поэты (Хлебников, Крученых), но и крупнейшие представители авангарда в живописи (Малевич, Филонов), при этом поэтические и живописные знаковые системы рассматриваются в их взаимообусловленности и структурном параллелизме. Особый интерес представляют экскурсы автора в историю чешского авангарда и сопоставление последнего с авангардом русским. Один из разделов книги посвящен новаторскому рассмотрению "стиля модерн" как предшественника литературного и изобразительного авангарда.
Статьи, составившие книгу, писались в течение тридцати последних лет, но ни одна из них не утратила своего значения, демонстрируя далеко не исчерпанный потенциал семиотического подхода к искусству, единство и своеобразие революционных сдвигов в различных сферах и географических ареалах культуры XX века.
Книга известного чешского семиотика, продолжающего традиции пражского структурализма, посвящена структурно-семиотическому анализу широкого спектра художественных явлений начала XX…
Настоящая книга - первое издание произведений известного современного французского писателя Клода Мишеля Клюни на русском языке. Она включает в себя полный перевод наиболее популярного его сборника новелл "Говорят, народ невесел" и ряда
Настоящая книга - первое издание произведений известного современного французского писателя Клода Мишеля Клюни на русском языке. Она включает в себя полный перевод наиболее…
Данная книга - попытка прочитать одно из центральных пушкинских произведений как целое и найти в нем ключи к невероятно сложному механизму, который представляет собой пушкинское мышление. Автор проводит исследование на разных уровнях; в частности,
Данная книга - попытка прочитать одно из центральных пушкинских произведений как целое и найти в нем ключи к невероятно сложному механизму, который представляет собой пушкинское…
Собрание стихотворений Даниила Хармса в малой серии Библиотеки поэта дает достаточно полное представление о творчестве одного из самых необычных поэтов XX века, включая все наиболее значительные стихотворные тексты Хармса. Многие тексты уточнены но рукописям. В отличие от прежних изданий всюду последовательно соблюдается своеобразная орфография и пунктуация автора, имеющая смысловое значение.
Собрание стихотворений Даниила Хармса в малой серии Библиотеки поэта дает достаточно полное представление о творчестве одного из самых необычных поэтов XX века, включая все…
Двухтомное издание стихотворений и поэм Андрея Белого собой наиболее полный из всех осуществленных на сегодняшний день свод поэтического наследия крупнейшего русского символиста. Целиком воспроизводятся стихотворные книги, появившиеся при жизни автора; впервые в России печатается собрание стихотворений "Зовы времен", подготовленное Белым в последние годы жизни. Ряд стихотворений публикуется впервые по рукописям, извлеченным из архивных фондов. Во вступительных статьях поэтическое творчество Андрея Белого характеризуется в его эволюции и в основных тематико-стилевых параметрах.
Двухтомное издание стихотворений и поэм Андрея Белого собой наиболее полный из всех осуществленных на сегодняшний день свод поэтического наследия крупнейшего русского символиста.…
В своем исследовании автор задается вопросом: какие специальные возможности открываются для литературного творчества в периоды стремительного перехода от одной системы социальных институтов к другой, из одного мира к другому? Его внимание привлекают тексты, которые изображают Россию соответствующего времени как нелепую, смешную или печальную смесь двух вариантов общественной жизни, России прошлого и России будущего, какими они представлялись в соответствующие эпохи социальных сдвигов. Он называет эти тексты "революционными гротесками", а их поэтику "революционным гротеском".
Книга посвящена нескольким произведениям революционного гротеска, исследуемым в контексте четырех периодов социальных преобразований России Нового времени. Из эпохи начала XVIII века, времени петровских реформ, берется анонимная сатира в стихах "На состояние сего света. К солнцу" (1738). Из эпохи Великих реформ - повести Лескова "Смех и горе" (1871) и Надежды Хвощинской "Первая борьба" (1869). Рассказ Евгения Замятина "Слово предоставляется товарищу Чурыгину" (1927) и повесть Андрея Платонова "Котлован" (1930) служат фокусом исследования пореволюционной эры начала XX века. И, наконец, прочтепие стихотворного послания Тимура Кибирона "Сереже Гандлевскому: О некоторых аспектах нынешней социокультурной ситуации" (1991) репрезентирует распад Советского Союза и постсоветское обновление.
В своем исследовании автор задается вопросом: какие специальные возможности открываются для литературного творчества в периоды стремительного перехода от одной системы социальных…
Поэтическое наследие Зинаиды Николаевны Гиппиус, одной из наиболее ярких фигур в русском символизме, печатается в России в таким объеме впервые. Издание включает все книги стихотворений Гиппиус, опубликованные при жизни автора, а также подавляющее большинство стихотворений, в эти книги не включенных и воспроизводимых как по прижизненным публикациям, так и по посмертным, а также по архивным источникам. Комментарии к книге содержат многообразные сведения текстологического, реального характера, извлеченные из публикаций, российских и зарубежных, освещающих жизнь и творчество 3.Н.Гиппиус, и из архивных документов.
Поэтическое наследие Зинаиды Николаевны Гиппиус, одной из наиболее ярких фигур в русском символизме, печатается в России в таким объеме впервые. Издание включает все книги…