Архиепи́скоп Афана́сий (в миру Алексей Артемьевич Любимов-Творогов; 1641, Тюмень, Тобольский разряд — 6 [17] сентября 1702, Холмогоры, Двинская земля) — епископ Русской Церкви, первый епископ Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист.
ИсторияРодился в 1641 году в семье тюменского казака в городе Тюмени Тюменского уезда Тобольского разряда, ныне административный центр Тюменской области. Его мать Пелагея после смерти мужа постриглась в монахини в Тюменском Алексеевском женском монастыре с именем Параскевы, затем являлась игуменьей женского Успенского монастыря в местечке Лявля. Сына отдала на послушание в Успенский Далматов монастырь (ныне в городе Далматово Курганской области), где он в 1666 году был пострижен с именем Афанасий. Его духовным отцом стал игумен Исаак (Мокринский).
18 октября 1667 года Афанасий был рукоположён во чтеца, иеродиакона и определён ризничим к тобольскому Софийскому собору.
18 (28) марта 1682 хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа. Ещё до отъезда в свою епархию стал главным оппонентом видного старообрядческого деятеля Никиты Добрынина во время «прений о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии патриарха Иоакима и царевны Софьи Алексеевны .
Предание гласит, что Никита Добрынин «Пустосвят» , набросившись на Афанасия, вырвал у него половину бороды, вследствие чего Афанасий потом брил и другую половину и служил безбородым. Афанасий является автором-составиетелем книги «Увет духовный», напечатанной тиражом 1200 экземпляров 20 сентября 1682 года от имени патриарха Иоакима . Книгу разослали по епархиям и приходам и рекомендовали священникам использовать в проповедях. «Увет духовный» стал главным практическим наставлением против раскола во времена Петра I .
18 октября 1682 года прибыл в Холмогоры, находился на Холмогорской кафедре до конца жизни, проявил себя энергичным архипастырем. Основал в городе каменный архиерейский дом и Казённый приказ.
Значительное внимание он уделял борьбе со старообрядчеством, используя в ней различные методы — как просветительские, так и репрессивные. Многие старообрядцы были заключены в тюрьму при архиерейском доме в Холмогорах, где их силой заставляли отречься от своих взглядов. Так, епископ Холмогорский Афанасий в своей грамоте настоятелю Соловецкого монастыря прямо предписывал прибегать к пыткам, чтобы вырвать от узников нужное признание. Несмотря на жёсткие действия архиепископа, уничтожить старообрядчество на Севере ему не удалось. Владыка стремился повысить нравственный уровень своих прихожан, боролся с пьянством и табакокурением.
Архиепископ Афанасий принадлежал к числу церковных деятелей, которым симпатизировал царь Пётр I , который трижды посещал его епархию. Архиепископ своими советами помогал воеводе князю Прозоровскому оборонять Архангельск от шведов, после победы над которыми царь пожаловал ему трофеи — три пушки и шведский флаг.
Ночью на 6 (17) сентября 1702 года архиепископ Афанасий скончался в городе Холмогоры Двинской земли, ныне село — административный центр Холмогорского сельского поселения Холмогорского района Архангельской области.
Архиепископ Афанасий был образованным человеком, в описи его библиотеки содержатся 270 названий книг и 490 отдельных томов, в том числе книги на латинском, греческом и немецком языках, медицинские, исторические, географические, военные сочинения. Между 1692 и 1696 годами владыка основал первую на Русском Севере обсерваторию (телескоп вначале находился в одной из келий, а затем на колокольне Спасо-Преображенского собора), образовал при Спасо-Преображенском соборе епархиальный архив, поручил составить новую редакцию «Двинского летописца».
Обновлено: 23 апреля 2024 г., 16:51