Иоаким (патриарх Московский)

Иван Петрович Савёлов
О персонаже

Патриа́рх Иоаки́м (в миру Ива́н Петро́вич Савёлов-пе́рвый; 6 января 1621, Можайский уезд — 17 марта 1690, Москва) — предпоследний в досинодальный период патриарх Московский (26 июля 1674 — 17 марта 1690). Титуловался: «милостию Божиею патриарх Московский и всея России и северных стран».

История

Происходил из рода можайских дворян Савёловых. Родился 6 января 1621 года в семье царского кречетника — можайского помещика Петра Иванова сына Савёлова и Евфимии Реткиной (в иночестве Евпраксии), получив в крещении имя Иоанна. Дед — тоже сокольник, Иван Осенний Софронович. У Иоанна было трое братьев: воевода Павел (ум. 1709), окольничий Тимофей (ум. 1699) и Иван Меньшой, а также две сестры, одну из которых, как и мать, звали Евфимией.
Сестра патриарха Иоакима Евфимия Папина 24 октября 1688 года получила исцеление от иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» из приходского храма Преображения на Ордынке.
Документальных свидетельств о карьере Иоакима до 1644 года, когда он в качестве сытника получил свои первые поместные владения в Можайском уезде и на Белоозере, не сохранилось.
В 1652 году — в чине стряпчего Кормового дворца.
В 1649 или 1650 году Иоанн поступил в рейтарскую службу в полк Исаака Фанбуковена (ван Бокховена), который представлял собой не столько боевую часть, сколько учебный центр, готовивший из русских служилых людей офицеров для армии «нового строя». Осенью 1653 года в числе особо отличившихся рейтар получил первый офицерский чин (поручик). В ноябре прибыл в пеший солдатский полк полковника Ю. Гутцова (Гутцина). 23 февраля 1654 года полк Гутцова вступил в Киев и остался там до начала лета следующего года, составив основу городского гарнизона. 3 марта Иоанну был присвоен чин капитана. Во второй половине июня 1655 года солдаты Гутцова покинули Киев, а уже в июле участвовали в составе армии боярина Василия Бутурлина в боевых действиях против Польши на территории правобережной Украины.
В 1655 году, получив известие о скоропостижной кончине жены и четверых детей, Савёлов решил оставить мир и постричься в монахи в киевском Спасо-Преображенском Межигорском монастыре. Предполагается, что гибель семьи произошла в эпидемию чумы (1654—1655 годов).
В сентябре 1657 года стал насельником, а вскоре «строителем» Валдайского Иверского монастыря.
В 1661 года опальный Никон перевёл его на должность «строителя» в свой Новоиерусалимский монастырь. Вскоре Иоаким стал келарем Новоспасского монастыря.
В 1664 году, по назначении чудовского архимандрита Павла на кафедру митрополитов Сарских и Подонских, поставлен архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу . 19 августа был рукоположен Новгородским митрополитом Питиримом во иерея.
В 1672 году поставлен в митрополиты Новгородские. Ввёл в своей епархии определённую, единообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам.
26 июля 1674 года возведён на престол Московских патриархов. Титуловался «милостию Божиею Патриарх царствующего великого града Москвы и всея России». Вскоре по восшествии на первосвятительскую кафедру бросил Алексею Михайловичу прямой вызов: в ноябре 1674 года арестовал и посадил на цепь царского духовника Андрея Савинова; царь был вынужден, ввиду предъявленных неоспоримых свидетельств против протопопа, просить Иоакима не передавать дело духовника на суд Освященного собора.
Патриарх был одним из наиболее влиятельных государственных деятелей того времени, разрешавшим конфликты между правившими кланами.
В конце апреля 1682 года произошел тайный дворцовый переворот, в результате которого царём был объявлен младший брат покойного Феодора Алексеевича — царевич Пётр Алексеевич , царский сын от Натальи Нарышкиной , в обход болезненного старшего царевича Ивана Алексеевича, сына царя от Марии Милославской. Главой переворота современники называли патриарха.
25 июня 1682 года венчал на царство Петра и его старшего сводного брата Иоанна Алексеевича.
В 1686 году исходатайствовал царскую грамоту о неподсудности лиц духовного сана гражданским властям. В 1687 году установил одинаковую для всех епархий налогов в пользу епископских кафедр.
Решительно противодействовал планам коронации царевны Софьи . Во время событий августа 1689 года встал на сторону Петра в его противостоянии с Софьей , оставшись с ним в Троицком монастыре.
Скончался Патриарх Иоаким 17 марта 1690 года и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.
Московский собор (1681—1682) признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской властей с усилением позиций «старообрядцев», просил царя подтвердить постановления Большого Московского собора 1667 года об отсылке старообрядцев к градскому суду. Собор постановил отбирать старопечатные книги и взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из священного Писания, содержали в себе хулы на новонапечатные книги церковные. Собор также определил разорять старообрядческие скиты, монастыри, часовни и поселения старообрядцев вокруг них.
Патриарх Иоаким заботился о том, чтобы постановления против старообрядцев не оставались мёртвой буквой:

Борьба со старообрядцами
в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления старообрядцев «молением и учением». Рассылал в более крупные центры старообрядцев особых увещателей и издал ряд полемических противостарообрядческих сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против старообрядцев, каковы: «Извещение о чуде» (М., 1677), «О сложении трёх перстов» (М., 1677), «Поучение ко всем православным христианам» (М., 1682), слово благодарственное «Об избавлении церкви от отступников» (М., 1683), «Слово против Никиты Пустосвята» (М., 1684, 1721, 1753). От имени патриарха Иоакима был написан полемический трактат «Увет духовный» (М., 1682, 1753 и 1791) — обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 года, в ответ на поданную тогда челобитную. Все сочинение написано было в 50 дней — срок, слишком короткий для патриарха, обременённого многосложными административными делами. В авторе «Увета» виден хороший полемист, тогда как Иоаким им не был; во время прений раскольников и православных в Грановитой палате 5 июля 1682 главным действующим лицом со стороны православных был не он, а Афанасий (Любимов), епископ Холмогорский и Важеский . «Увет» состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты челобитной, поданной старообрядцами, подтверждая свои мнения выписками из древних книг.
Царица Софья , по просьбе собора 1681—1682 годов, в первую очередь патриарха Иоакима, издала в 1685 году «12 статей» — государственные законы, предусматривавшие гражданские наказания для раскольников.
свернуть

Обновлено: 20 апреля 2024 г., 16:45