|
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества
|
Инесса Алексеевна Ковалевская — советский и российский режиссёр и сценарист мультипликации. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002).
Инесса Алексеевна родилась 1 марта 1933 года в Москве. Отец — генерал-майор Алексей Ковалевский (1901—1950), участник Гражданской и Великой Отечественной войн, историк. Мать — Людмила Петровна Ковалевская (1912—1989), домохозяйка.
Обучалась в музыкальной школе по классу фортепиано, собиралась поступать в Школу имени Гнесиных, когда началась Великая Отечественная война. В 1941—1945 годах вместе с семьёй находилась в эвакуации. С перерывами окончила среднюю школу в 1950 г. В том же году погиб её отец, по одним данным — покончил жизнь самоубийством, по другим — пал жертвой репрессий. Это помешало ей поступить в МГУ.
В 1958 году Ковалевская окончила театроведческий факультет Института театрального искусства им. А. В. Луначарского. С 1959 по 1961 гг. работала в Комитете по кинематографии Министерства культуры СССР, где в должности младшего редактора курировала мультипликацию и кинематографию Молдавской ССР. В 1964 году окончила Высшие курсы сценаристов и режиссёров и начала творческую работу на киностудии «Союзмультфильм».
Получила известность после создания первого советского мультипликационного фильма-мюзикла «Бременские музыканты», музыкальных мультфильмов «Катерок» (в котором звучит знаменитая Чунга-Чанга), «Как львёнок и черепаха пели песню» («Я на солнышке лежу…»), «В порту» («Эта территория зовется акватория…»), Чучело-Мяучело и других.
Переключилась на экранизации народных песен и произведений мировой классики: «Русские напевы» (1972), «Детский альбом» (1976), «Кострома» (1989).
В 2002 году удостоена почётного звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002).
8 апреля 2015 года первый раз вручалась Икар: Приз «Мастер» — Инесса Ковалевская.
Инесса Алексеевна Ковалевская — советский и российский режиссёр и сценарист мультипликации. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002). Инесса Алексеевна… Развернуть
Игорь Станиславович Угольников — российский актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер, телеведущий, певец. Заслуженный артист Российской Федерации (2016). Академик Международной академии телевидения и радио. Широко известен как киноактёр и ведущий программ «Оба-на!», «Оба-на! Угол-шоу», «Доктор Угол» и «Добрый вечер с Игорем Угольниковым» в первой половине 1990-х годов. Часто приглашался в жюри Высшей лиги КВН.
Родился 15 декабря 1962 года в Москве. В 1984 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская П. Фоменко — О. Ремеза).
В 1984—1988 годах работал в театре им. Н. В. Гоголя, где играл в пьесах «А этот выпал из гнезда» («Полёт над гнездом кукушки»), «Декамерон», «Берег» и др. Также работал в театре-кабаре «Летучая мышь» под руководством Григория Гурвича, театре «На Юго-Западе», МХТ им. Чехова.
В первой половине 1990-х три месяца прожил в Нью-Йорке, где для накопления опыта посещал степовую школу Грегори Хайнса, бродвейские постановки и телевизионные съёмки, однако, чтобы себя хоть как-то обеспечить, работал посудомойщиком.
Снялся в клипе песни «Человек-свисток» в исполнении Анжелики Варум.
В 1990—1995 годах — автор и продюсер программы «ОБА-НА!». В 1995—1996 годах — автор и продюсер комедийного сериала «Доктор Угол» на телеканале НТВ. В 1996—1997 годах — заместитель директора Дирекции телевизионного вещания ВГТРК. В 1999—2002 годах — вице-президент Российского фонда культуры.
В 1997—2002 годах — автор и ведущий ежедневного развлекательного ток-шоу «Добрый вечер с Игорем Угольниковым» на телеканале «Россия», позже на СТС. В 2001 году — директор Дома кино Союза кинематографистов.
В 2001—2003 годах — актёр МХТ им. Чехова.
В 2004—2008 годах — генеральный директор и продюсер Телевизионного сатирического журнала «Фитиль».
В 2006—2017 годах — председатель Телерадиовещательной организации Союзного Государства России и Белоруссии (ТРО Союза).
С 2008 года — ведущий ток-шоу «Время Союза» (на телеканале ТРО Союза).
В 2010 году — автор идеи и Генеральный продюсер фильма «Брестская крепость», участник проекта «Лёд и Пламень» на Первом канале (партнёр Елены Бережной).
С 2012 года — актёр и режиссёр Московского Академического театра Сатиры.
В 2014 году — автор идеи и генеральный продюсер фильма «Батальонъ».
В 2015 году — автор идеи, режиссёр и Генеральный продюсер киноальманаха «Первая Мировая война. WW1» (США, Сербия, Германия, Турция, Англия, Канада, Россия, Франция).
С 2015 года — Член Академии российского телевидения (АРТ), также член Международной академии телевидения и радио / International academy of television and radio (IATR).
В феврале 2017 года получил от губернатора Архангельской области предложение войти в состав Поморского землячества в Москве[6].
С 2017 года — Президент Международного телевизионного конкурса «ТЭФИ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК».
С 2017 года — Председатель совета директоров международного телеканала «ТВБРИКС».
С ноября 2017 года — Президент ГБУК города Москвы «Москино».
Игорь Станиславович Угольников — российский актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер, телеведущий, певец. Заслуженный артист Российской Федерации (2016). Академик Международной… Развернуть
Зиганшин Камиль Фарухшинович — советский и российский писатель.
Зиганшин Камиль Фарухшинович родился 15 марта 1950 года в с. Кандры-Aминево Кандринского района БАССР (ныне с. Кандры Туймазинского района РБ).
Его детство и юность прошли на Дальнем Востоке в военных городках Хабаровского и Приморского краев.
С 1967 года учился в Дальневосточном Политехническом институте по специальности «Конструирование и производство радиоаппаратуры». Подрабатывал грузчиком в порту, кочегаром, электриком, матросом 2 класса на китобойном судне «Вольный».
С пятого курса, из-за двухмесячного опоздания на занятия связанного с непредвиденной задержкой в стойбище удэгейцев, был отчислен из института. Работал кочегаром во Владивостоке.
В 1973 году окончил Горьковский политехнический институт по радиотехнической специальности.
По окончании института с перерывом по 1988 год работал в ПО «Башнефть».
В 1974—1975 годах работал в Лазовском промысловом хозяйстве в Хабаровском крае. С 1988 года - в Министерстве бытового обслуживания БАССР, с 1991 года - директор ЗАО «Эхо», с 2001 года - генеральный директор ООО «Шок» в Уфе. С 2003 по 2004 год - директор Уфимского филиала ОАО «Вымпелком», с 2005 года - зам. директора Башкирского филиала «Банка Москвы».
Камиль Фарухшинович много путешествовал по России (Дальний Восток, Восточная Сибирь, Полярный и Южный Урал, Кавказ) и другим местам Планеты (Гималаи, Непал, Танзания, о. Занзибар, Патагония, Огненная Земля, Перу, вулканы Чили, Боливия, африканский вулкан Килиманджаро, Аляска, Эквадор, Гватемала). В 2011 году принимал участие в двух этапах кругосветной экспедиции «Огненный пояс Земли» организованной Русским географическим обществом под руководством Мержоева Константина Сергеевича. Свои впечатления о путешествиях описал в книге «От Арарата до Олимпа – путь к миру», путевых заметках.
С 1975 года живёт в Уфе. Семья: жена Коскина Татьяна Зиновьевна, двое сыновей и трое дочерей.
Зиганшин Камиль Фарухшинович — советский и российский писатель. Зиганшин Камиль Фарухшинович родился 15 марта 1950 года в с. Кандры-Aминево Кандринского района БАССР (ныне с.… Развернуть
Борис Аркадьевич Диодоров — советский и российский художник, книжный иллюстратор. Член Союза художников России. Профессор, художественный руководитель центра полиграфических искусств «Печатный двор Ивана Федорова» Московского гос. университета печати им. Ивана Федорова. Проиллюстрировал более 400 книг, автор монографии «Что такое иллюстрация».
Родился в семье Аркадий Леонидович Диодорова, главного художника Штаба ВМФ, который принимал участие в разработке эскизов орденов Нахимова и Ушакова. Мать была сотрудницей мастерской архитектора Дмитрия Чечулина в Моспроекте. В доме была огромная библиотека, благодаря деду, директору Трехгорной мануфактуры, мальчик рано научился читать и переплетать потрепанные книжки. Жена — поэтесса и актриса Карина Филиппова-Диодорова.
Борис Диодоров учился в Московской детской художественной школе и в Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова Академии художеств СССР (МГХИ), ныне Московский гос. академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств. С 1958 года занимался книжной иллюстрацией В 1960 году окончил факультет живописи МГХИ, где будучи студентом выполнил плакаты к фильмам "Сомбреро" и "Хмурое утро".
В совершенстве владея уникальной техникой офорта с использованием акватинты и акварели, Диодоров до 1970-х гг. работал вместе с художником Геннадием Калиновским. Оба сотрудничали с издательством "Детская литература". С их иллюстрациями были изданы в известные книги Алана Милна "Винни-Пух и все-все-все" и Арчи Бинза "Бастер, ко мне!". С иллюстрациями Диодорова таже вышли роман Имре Кесеги "Сердце не меняют…", романы А. Немировского "Пурпур и яд" и И. Абдуллина "Прощай, Рим!", повести О. Гурьян "Край половецкого поля" и Н. Кравцовой "Из-за парты - на войну". В 1977 г. художник оформил поэму Александра Блока "Двенадцать" и сборник сказов П. Бажова "Малахитовая шкатулка".
Основное признание к Б. А. Диодорову пришло в 1979 году после выхода повести-сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», к которой была выполнена серия цветных офортов с акватинтой и акварелью. В дальнейшем он сотрудничал с издательствами США, Франции, Испании, Кореи, оформил, в частности, три сказки Ханса Кристиана Андерсена «Русалочка», «Дюймовочка» и «Снежная королева». Несколько лет работал гл. художником издательства "Детская литература". В 1980-90-х гг. выполнил иллюстрации к произведениям Ивана Тургенева, сказке Сергея Аксакова "Аленький цветочек", рассказам Льва Толстого, сказочной повести Яна Экхольма "Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие" и др. В 1993 г. выступил в качестве создателя декораций к спектаклю "Анна Каренина" в Московском театре "У Никитских ворот".
В 2003 году Борис Диодоров стал одним из создателей и первым заведующим кафедрой иллюстрации и эстампа Московского государственного университета печати (МГУП) им. Ивана Федорова. В 2006-2013 гг. руководил творческой мастерской "Иллюстрация и эстамп" факультета графических искусств МГУП. В 2013 г. там же состоялось открытие Центра полиграфических искусств "Печатный двор Ивана Федорова", который Диодоров возглавил в качестве научного руководителя. Профессор Высшей школы печати и медиаиндустрии в составе Московского политехнического университета.
В 2003 году был издан сборник офортов Бориса Диодорова "Псковский альбом". Ряд работ художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, музее Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Словацкой национальной галерее и других государственных и частных собраниях в России и за рубежом. В 2020 году вышла монография "Что такое иллюстрация?", переизданная в 2023-м.
Борис Аркадьевич Диодоров — советский и российский художник, книжный иллюстратор. Член Союза художников России. Профессор, художественный руководитель центра полиграфических… Развернуть
Франческа Альфредовна Ярбусова — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, супруга режиссёра Юрия Норштейна. Лауреат Государственной премии СССР (1979) и Премии Президента Российской Федерации (2018).
Со слов её мамы, Франческа сначала начала рисовать, а уж потом — ходить. Её первыми игрушками были карандаш и бумага. По словам Юрия Норштейна, у Франчески было деревенское детство. Она заходила в курятник, садилась на корточки, закрывала глаза и сидела неподвижно. В конце концов куры принимали ее за свою и начинали ходить вокруг нее, заглядывать в глаза.
Училась в 1955—1959 годах в детской художественной школе Краснопресненского района Москвы, затем в 1961—1967 во ВГИКе, получив диплом художника мультипликационного фильма. В 1964—1982 годах работала на киностудии «Союзмультфильм» — сначала художником-декоратором (до 1966), затем художником-постановщиком — с режиссёрами Ю. Б. Норштейном, В. П. Данилевичем и В. Д. Дегтярёвым. Участвовала она преимущественно в создании кукольных фильмов и картин в технике перекладки.
Во время учебы во ВГИКе работала иллюстратором в издательстве «Детская литература», в частности оформляла рисунки к книжке Корнея Чуковского «Путаница».
С будущим мужем Юрием Норштейном познакомилась во время работы над мультфильмом «Поди туда, не знаю куда» (1966).
С 1981 года работает над мультипликационным фильмом «Шинель» по повести Н.В. Гоголя.
Пишет художественную прозу, публиковалась в альманахе «Зеркала», журнале «Столица» и других изданиях.
Снималась в документальных сериалах: «Мир анимации или анимации мира» (2001), «Союзмультфильм — сказки и были» (серия «И жизнь, и сказки, и любовь…», 2004), цикле «Острова» (2002).
2007 — «Монолог» — 4х серийный документальный фильм (авт.сценария Н.Виноградова, реж. Н. Урвачёва. ГТРК «Культура»).
В сентябре 2016 года в московской галерее Altmans прошла выставка «Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн», на которой были представлены работы Франчески Ярбусовой и Юрия Норштейна
Франческа Альфредовна Ярбусова — советский и российский художник-постановщик мультипликационных фильмов, супруга режиссёра Юрия Норштейна. Лауреат Государственной премии СССР… Развернуть
Владимир Эмануилович Рецептер (14 февраля 1935, Одесса) — советский и российский актёр, режиссёр и писатель, пушкинист. Народный артист России (2003), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999). Член Всероссийского театрального общества (1960), Союза писателей СССР (1979) и Союза кинематографистов СССР. Член редакционного совета журнала «Театральная жизнь», член Союза писателей Санкт-Петербурга и Международного ПЕН-клуба.
Владимир Рецептер родился в Одессе. Окончил филологический факультет Среднеазиатского университета в Ташкенте (1957) и актёрский факультет Ташкентского театрально-художественного института (1960). С 1959 года выступал на сцене Ташкентского русского драматического театра, приобрёл известность благодаря моноспектаклю «Гамлет», с которым много гастролировал, в том числе в Москве, и в 1962 году был приглашён в Ленинградский Большой драматический театр. С 1964 года снимался в кино, поставил ряд моноспектаклей по Шекспиру, Пушкину, Грибоедову, Ираклию Абашидзе и своим пьесам. Художественный руководитель литературно-драматургической (Пушкинской) студии Ленконцерта, в музее Фёдора Достоевского (1977—1984), с 1992 основатель и бессменный художественный руководитель Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге.
Владимир Эмануилович Рецептер (14 февраля 1935, Одесса) — советский и российский актёр, режиссёр и писатель, пушкинист. Народный артист России (2003), лауреат Государственной… Развернуть
Алексей Львович Рыбников — советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии России (2002).
Родился в творческой семье. Мать Алексея Рыбникова была художником-дизайнером, отец — скрипачом, работавшим в оркестре Александра Цфасмана. Рыбников начал пробовать себя в качестве композитора уже в детстве: в 8 лет написал несколько фортепьянных пьес, в 11 — балет «Кот в сапогах».
С 1956 по 1962 год Рыбников учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1962 году поступил в Московскую консерваторию, по классу композиции учился у А. И. Хачатуряна. В 1967 году с отличием окончил консерваторию, а в 1969 году — аспирантуру по классу этого же музыканта.
С 1969 по 1975 год Алексей Рыбников преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.
Алексей Рыбников — автор музыки к многочисленным кинофильмам, музыкальным спектаклям, а также рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» (по поэме А. Вознесенского), поставленных в Московском театре им. Ленинского комсомола.
В 1979 году Алексей Рыбников был признан Всесоюзным хит-парадом самым популярным композитором года и награждён премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале. В 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров.
В 1988 году Алексей Рыбников основал Производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. В 1992 году здесь была представлена публике музыкальная мистерия А. Рыбникова «Литургия оглашенных».
В конце 1994 — начале 1995 года с большим успехом прошли гастроли театра «Современная опера» в США. Вице-президент «Юниверсал Пикчерз» Н. Райс высоко оценил «Литургию оглашенных», заметив, что «эта блестящая музыкальная драма — без сомнения, художественное достижение высочайшего уровня, уникальное в своем мастерском соединении музыки, либретто и театральных эффектов».
В 1999 году Постановлением Правительства Москвы при комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова.
В 2000 году в Государственном доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы А. Рыбникова «Маэстро Массимо» («Оперный дом»).
С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).
В 2010—2011 годах композитор написал современную оперу «Война и мир» на основе романа Льва Толстого «Война и мир». Опера создана на основе либретто, написанного самим композитором, и получила рабочее название «Живые картины времён Александра I и Наполеона Бонапарта по роману графа Льва Толстого „Война и мир“». Фрагменты оперы были представлены в спектакле театра Алексея Рыбникова «Аллилуйя любви» в сентябре 2012 года, премьера состоялась в 2013 году.
Живёт и работает в Москве
Алексей Львович Рыбников — советский и российский композитор. Народный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии России (2002). Родился в творческой… Развернуть
Анастасия Орлова, детский писатель, поэт. Родилась в Волгоградской области. С четырех лет жила в республике Тыва в Кызыле, где окончила школу, а потом в далеком Абакане в Хакасии, где окончила университет. Сейчас живет в Ярославле.
О себе:
«Все началось с любви к стихам и журналу „Трамвай“, где опубликовали мое первое детское стихотворение. Это меня, в общем, очень восхитило тогда. Да и сейчас, если честно. Потом еще была публикация в журнале „Мы“, который тоже читала с любовью. Вот так я жила себе, придумывала-сочиняла, а когда выросла, писать постепенно перестала.
Стихи вернулись, когда народился и слегка подрос второй сын. И это, поверьте, большая радость для меня — писать детские книжки».
Анастасия Орлова, детский писатель, поэт. Родилась в Волгоградской области. С четырех лет жила в республике Тыва в Кызыле, где окончила школу, а потом в далеком Абакане в… Развернуть
Леонид Аронович Шварцман (настоящее имя Израиль) — советский и российский режиссёр-мультипликатор и художник мультипликационного кино. Работал преимущественно с режиссёрами Львом Атамановым, Романом Качановым, Иваном Уфимцевым, Иваном Аксенчуком. Народный художник Российской Федерации (2002). Лауреат Премии Президента Российской Федерации (2017).
Родился в Минске в семье бухгалтера Арона Нахмановича Шварцмана, уроженца Вильны, и домохозяйки Рахили Соломоновны Шварцман, родом из Минска. В семье говорили на идише. Кроме Леонида, у Шварцманов были также сын Наум и дочь Этта. Отец Леонида Ароновича умер в 1934 году, его сбила машина. Подростком переехал в Ленинград, где уже обосновалась его старшая сестра.
В 1941 окончил школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры и был призван в армию, но в итоге попал в эвакуацию. В годы Великой Отечественной войны работал токарем на танковом заводе в Челябинске, а также бесплатно там же — художником-оформителем. Мать Леонида Ароновича погибла в 1942 году при блокаде Ленинграда.
В 1945 приехал в Москву, поступил во ВГИК.
С 1948 работал на киностудии «Союзмультфильм», в 1951 окончил ВГИК с дипломом художника-постановщика мультфильмов, в том же году работал как художник-постановщик в соавторстве с Александром Винокуровым, с 1963 года стал работать самостоятельно, а с 1975 — как режиссёр.
Кроме того, Шварцман известен тем, что как художник-постановщик принимал участие в создании визуального образа Чебурашки для мультфильма Романа Качанова «Крокодил Гена» в 1969.
Впоследствии Чебурашка стал также талисманом Олимпийской сборной России на летних Олимпийских Играх 2004 года в Афинах.
Участник многих выставок, в том числе — персональных, иллюстрирует детские книги. Выдвигался на Ленинскую и Сталинскую премии. Обладатель американской награды «Голливуд — детям» и приза «За вклад в профессию» на XI ОРФАК в Суздале (2006). Член Академии кинематографических искусств «Ника». Член АСИФА.
Леонид Шварцман — переученный левша, однако рисует всё же левой рукой.
Леонид Шварцман скончался 2 июля 2022 года в московской больнице на 102-м году жизни от остановки сердца. 5 июля прошли отпевание в церкви Николая Чудотворца в Новой Слободе и прощание в Московском Доме кино. Похоронен в селе Заречье (Киржачский район, Владимирская область).
Леонид Аронович Шварцман (настоящее имя Израиль) — советский и российский режиссёр-мультипликатор и художник мультипликационного кино. Работал преимущественно с режиссёрами Львом… Развернуть
Алексей Владимирович Бородин — советский и российский театральный режиссёр, театральный педагог, профессор, художественный руководитель Российского академического молодёжного театра. Народный артист РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1985) и Премии Президента Российской Федерации (2016).
Алексей Бородин родился 6 июня 1941 года в городе Циндао.
В 1968 году окончил ГИТИС, курс Ю. А. Завадского и И. С. Анисимовой-Вульф.
С 1973 по 1980 год являлся главным режиссёром Кировского ТЮЗа. С 1980 года является главным режиссёром, а с 1992 года художественным руководителем Российского академического молодёжного театра.
С 1971 года преподаёт в Российской академии театрального искусства. Среди его учеников Е. Н. Редько, В. О. Чуприков, Т. Э. Весёлкина, Ч. Н. Хаматова, М. С. Полицеймако, А. Н. Васильев, Е. А. Галибина, Т. В. Матюхова, Н. А. Рощин, Н. В. Уварова, И. Н. Волков, И. Я. Низина, Е. В. Шамова.
Алексей Владимирович Бородин — советский и российский театральный режиссёр, театральный педагог, профессор, художественный руководитель Российского академического молодёжного… Развернуть
Константин Эдуардович Бронзит — советский и российский аниматор, сценарист, режиссёр анимационных фильмов, актёр озвучивания. Лауреат международных премий, член Национальной французской академии кинематографических искусств, с 2009 года член Американской Академии кинематографических искусств «Оскар». Номинант на премию Французской академии кинематографических искусств "Сезар" в категории «Лучший короткометражный фильм» (2001, мультфильм «На краю земли»). Двукратный номинант на премию «Оскар» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» за мультфильмы «Уборная история — любовная история» (2009) и «Мы не можем жить без космоса» (2016). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2006). Лауреат Премии Президента Российской Федерации (2016).
В 1983 году окончил Среднюю художественную школу им. Иогансона при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина. После школы пошёл работать художником-мультипликатором в цех мультипликации студии «Леннаучфильм», где снял свой первый мультфильм — «Карусель» (сборник «Очень маленькие трагедии», 1988).
В 1992 году окончил вечернее отделение факультета дизайна Санкт-Петербургского высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной. В 1995 году окончил отделение режиссуры анимационного кино на Высших режиссёрских курсах (мастерская Хитрука Ф.С., Назарова Э. В., Норштейна Ю. Б., Хржановского А. Ю.).
В 1993—1995 годы учился и работал сценаристом, режиссёром и аниматором на студии «Пилот», где создал несколько короткометражных мультфильмов: «Пережёвывай» (1993), «Тук-тук» (1993), «Пустышка» (1994).
В 1996—1999 годах работал на петербургской студии «Позитив-ТВ», где создавал графические и анимационные заставки для знаменитой юмористической программы "Городок". Также был режиссёром множества рекламных роликов и телезаставок (среди них — реклама «Чай Милфорд», заставка «MTV Россия» и многие другие).
Вручение Премии Президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2015 года
В 1998—1999 году жил и работал во Франции (студия «Folimage[fr]», мультфильм «На краю земли»).
С 1999 года — на студии анимационного кино «Мельница» (Петербург), где в качестве главного консультанта и художественного руководителя принимал участие в работе над анимационным сериалом
«Приключения в Изумрудном городе» и полнометражным анимационным фильмом «Карлик Нос».
С 2003 года преподаёт в СПбГУП[4]. Ведет авторский курс «Компьютерная графика и анимация».
В 2004 году как режиссёр осуществил постановку полнометражного анимационного фильма «Алёша Попович и Тугарин Змей». Также озвучил злодея фильма — Тугарина Змея.
В 2005 — режиссёр мультфильма «Кот и лиса» из цикла «Гора самоцветов». За снятый в 2007 году мультфильм «Уборная история — любовная история» в 2009 году был номинирован на премию «Оскар».
За снятый в 2014 году мультфильм «Мы не можем жить без космоса» в 2016 году также был номинирован на премию «Оскар».
Помимо мультипликационных работ Бронзит также стал известен как художник-карикатурист (приз «Серебряный карандаш» международного конкурса карикатуры «Сатирикон» в Легнице (1988, 1990, Польша), «Серебряная башня» и другие).
Константин Эдуардович Бронзит — советский и российский аниматор, сценарист, режиссёр анимационных фильмов, актёр озвучивания. Лауреат международных премий, член Национальной… Развернуть
Юрий Сергеевич Энтин - советский и российский поэт, драматург, поэт-песенник. Широко известен в России и СНГ благодаря прославленным песням из кино-, теле- и мультипликационных фильмов.
Со школьных лет Юрий увлекался литературой и историей. Закончил исторический факультет педагогического института, затем факультет редактирования в полиграфическом институте, работал в школе учителем истории и библиотекарем.
С 1962 по 1969 год - главный редактор детской редакции фирмы "Мелодия". С 1969 года - свободный художник. Пишет песни для кино и телевидения, сценарии, книги.
В 1998 году поэту была присуждена профессиональная премия "Золотой Остап" в номинации "Юмор для детей".
В 2004 году отметил 35-летие своей творческой деятельности, подготовил и провёл 20 февраля 2004 года в Кремле большой музыкальный вечер по старым и новым песням.
Юрий Сергеевич — член Союза кинематографистов России, автор стихов множества песен (более 500). Песни на его стихи звучат во множестве детских и взрослых фильмов (более 100). Написал несколько книг для детей.
Многие песни из кинофильмов и анимационных фильмов стали хитами благодаря стихам Юрия Энтина: "31 июня", "Приключения Буратино", "Достояние республики", "Гостья из будущего", "Ох уж эта Настя!", "Незнайка с нашего двора", "Приключения Электроника", "Бременские музыканты" и "По следам Бременских музыкантов", "Катерок", "Летучий корабль", "Голубой щенок", "Ну, погоди!". Его песни знают и дети и взрослые, а фразы из песен стали крылатыми: "Никто не водится со мной…", "Такая-сякая сбежала из дворца", "Вжик-вжик, уноси готовенького", "Лучший мой подарочек - это ты…" и множество других.
Юрий Сергеевич Энтин - советский и российский поэт, драматург, поэт-песенник. Широко известен в России и СНГ благодаря прославленным песням из кино-, теле- и мультипликационных… Развернуть
Евгений Павлович Крылатов — советский и российский композитор, пианист. Автор музыки более чем к 160 фильмам и мультфильмам. Член Союза композиторов, Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей. Народный артист РФ (1994). Лауреат Государственной премии СССР (1982) и Премии президента РФ (2015).
Родился 23 февраля 1934 года в городе Лысьва в рабочей семье Павла Евгеньевича и Зои Николаевны Крылатовых.
Когда Евгению было 2 года, семья переехала из города Лысьва в Мотовилиху — рабочий пригород Перми, где его родители работали на заводе.
Окончив Мотовилихинскую музыкальную школу, Крылатов поступил в Пермское музыкальное училище.
Продолжил образование в Московской государственной консерватории (МГК, 1953—1959). В МГК Евгений Крылатов учился сразу на двух факультетах: по классу сочинения у профессора М. И. Чулаки и по классу фортепиано у В. А. Натансона. Особенно значимым для Крылатова стало общение с Михаилом Чулаки, который, кроме высокого профессионализма, обладал тем пониманием жизни, которое было важно начинающему композитору, приехавшему из провинции в чужой огромный город безо всякой материальной базы. Композиторский курс, на котором учился Евгений Крылатов, был очень сильным. Он учился с такими в будущем видными музыкантами, как А. Г. Шнитке, Алемдар Караманов, Эдуард Лазарев.
Среди дипломных работ Евгения Крылатова — фортепианный концерт, «Памирское каприччио», балет «Цветик-семицветик», который в 1965 году был поставлен в Большом театре и шёл на его сцене в течение 5 лет. В этот период композитор активно работал в драматическом театре, его произведения стали звучать по радио. Он написал музыку к спектаклям из «золотого фонда» театрального репертуара: «Недоросль» и «Горе от ума» в Малом театре, «Ревизор» в Рижском театре русской драмы, «Ромео и Джульетта» и др.
Евгений Павлович Крылатов умер 8 мая 2019 года в Москве от двусторонней пневмонии на 86-м году жизни.
Прощание с Евгением Крылатовым состоялось 11 мая 2019 года в Московском доме композиторов.
Евгений Павлович Крылатов был похоронен в тот же день на Митинском кладбище Москвы рядом с супругой.
Евгений Павлович Крылатов — советский и российский композитор, пианист. Автор музыки более чем к 160 фильмам и мультфильмам. Член Союза композиторов, Союза кинематографистов и… Развернуть
Владислав Петрович Крапивин — советский, русский детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог.
Родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх. После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий. Но и любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов).
Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой» и многие другие.
Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще — «Мне всегда двенадцать лет»...
До конца 70-х гг в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика — в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. Может быть, поэтому герои Крапивина часто «лезут в разные истории», чтобы защитить свою честь и спасти кого-то от «молний».
Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна — иногда его герои погибают — третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает малышей, оказавшихся на сползающем с обрыва пласте льда, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему.
Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.
Трилогия «Мальчик со шпагой» — произведение, в котором наиболее полно воплотилась авторская концепция мира и ребенка в нем. Главный герой трилогии — Сережа Каховский — из тех «чудаков» и мечтателей, которые в борьбе за справедливое мироустройство готовы преодолевать любые трудности, а потому их конфликты с собой и с окружающей средой носят сугубо взрослый, серьезный, драматический характер.
В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Собственно цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992 г., когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га» и «Застава на якорном поле». «Крик петуха» и «Белый шарик матроса Вильсона» продолжили его в 1993 г, причем последним произведением автор предполагал завершить цикл, но «потом неожиданно как-то, подспудно, откуда-то изнутри пошла повесть «Лоцман» ... А потом уже туда встряла предпоследней, неожиданно... повесть «Сказки о рыбаках и рыбках». Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой и метафизикой (о целостности и детальной продуманности этого мира свидетельствуют попытки создать его карты).
Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при условии сохранения детства в своей душе).
Любимые герои Крапивина — это дети-«койво» (по определению автора), мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких мальчишек.
Слагаемые системы мироздания Великого Кристалла стали появляться в произведениях Крапивина раньше, чем возник замысел цикла. Да и после формального завершения цикла появляются произведения, фактически апеллирующие к мифосемантической системе Великого Кристалла. Уже в 1961 г. в повести «Я иду встречать брата» появляются упоминания Ратальского космодрома, планеты Леда (которые затем войдут в «Великое Кольцо Мироздания». Из повести «Летчик для особых поручений» (1975) приходит в мир Великого Кристалла Яков Михайлович Скицын (центральная фигура «Белого шарика матроса Вильсона»). Трилогия «В ночь большого прилива» (1969-1977) дала Великому Кристаллу образ «светлого штурмана Иту Лариу Дэна» (Дэни), известного во многих мирах Кристалла как один из Святых Хранителей, и живой кристалл Яшку, выращенный из звездного жемчуга. Тогда же появляется в творчестве Крапивина тема параллельных миров, многовариантности их развития, условий и возможности их сближения, даже соединения.
Нельзя не обратить внимание на усложнение картины мира, происшедшее в последние десятилетия в творчестве Крапивина: сохранив верность ведущим принципам конечной победы добра, справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Героев Крапивина иногда обвиняют в недетской жестокости, в отсутствии «христианского милосердия», забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов.
Созданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален (объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия), его своеобразным продолжением стали произведения последних лет писателя «Оранжевый портрет с крапинками», «Самолет по имени Сережка», «Дырчатая луна», «Кораблики».
Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литературы. При всей своей колоссальной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.
Сам же писатель предельно сдержан в выcказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного читателям — «no comment».
Виноградова О., Мещерякова М.
Официальный сайт: rusf.ru/vk
Владислав Петрович Крапивин — советский, русский детский писатель, поэт, сценарист, журналист и педагог. Родился и вырос на берегах р.Туры в Тюмени. Выходец из педагогической… Развернуть
Валерий Георгиевич Траугот — советский и российский художник, книжный график, заслуженный художник Российской Федерации, участник творческого содружества Г. А. В. Траугот (с отцом Георгием и братом Александром). Член Союза художников России (с 1965 года), председатель бюро секции графики Союза художников Санкт-Петербурга.
Валерий Траугот родился в Ленинграде в семье художников Георгия Траугота и Веры Яновой. Фамилия его отца писалась как Трауготт, но он изменил её написание в конце 1920-х годов.
С 1941 года, на протяжении всей Великой Отечественной войны, вместе с другими детьми, был в эвакуации в селе Емуртла Упоровского района Тюменской области. Первым его учителем стал сопровождавший детей, раненый на Ленинградском фронте, скульптор Г. А. Шульц.
В 1945 году Валерий Траугот вместе с упомянутыми детьми ленинградских художников возвращается в Ленинград. С юности дружеские узы связывали В. Г. Траугота со скульптором О. А. Скрыпко, архитектором Е. П. Линцбахом, художником-фотографом Ф. Ф. Беренштамом, скульптором М. В. Войцеховским и очень многими другими — художниками, учёными, поэтами, артистами, музыкантами, издателями.
В 1948 году поступил учиться в СХШ при Академии художеств. Закончил СХШ в 1955 году. Позднее, в начале 2000-х написал воспоминания о времени своей учёбы в СХШ.
Своим основным учителем В. Г. Траугот всегда считал отца — Георгия Николаевича Траугота, отмечая, что в детские годы его художественным обучением занимался также друг отца, художник В. В. Стерлигов.
С 1955 года продолжил учёбу в Москве, в Суриковском институте (на отделении скульптуры).
В 1957 году перевёлся в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, где учился на монументальном отделении у В. И. Ингала, закончил его в (1960).
Начал участвовать в общих выставках в 1955 году.
Первая персональная выставка «Тигры и кошки» прошла в Ленинграде в 1959 году — в квартире В. В. Стерлигова на Большом проспекте Петроградской стороны, д. 98.
Первая книга, проиллюстрированная братьями Траугот под руководством отца, и под общей подписью Г. А. В. Траугот, вышла в 1956 году.
В 1950-х начал вместе с братом работать в скульптуре малых форм. Вместе с А. Г. Трауготом им сделано несколько работ в фарфоре, выпущенных значительным тиражом в кооперативной артели «Прогресс» (Ленинградская область); первая модель — фарфоровая статуэтка «Клоун с собачкой» (роспись в двух вариантах — клоун в зеленом и чёрном костюме). По моделям А. и В. Трауготов производились тиражные фарфоровые фигурки, изображающие сказочных персонажей: «Чиполлино», «Папа Карло и Буратино» и «Мальвина с Артемоном». При создании этих произведений скульптурную часть работы, в большей степени выполнял Александр Георгиевич Траугот, роспись делал Валерий Георгиевич Траугот. С начала 1960- х гг. сотрудничал с ЛФЗ им М. В. Ломоносова.
Работал, преимущественно в книжной графике, станковой графике. Обращался также к круглой скульптуре, создавал живописные произведения.
В 1965 году вступил в ЛОСХ. С 1987 по 2009 год, до конца жизни, возглавлял бюро секции графики Союза художников, состоял в его правлении. Участник многочисленных выставок.
С 1985-го по 1993 год — главный художник издательства «Детская литература». С 2002 года возглавлял издательство «Царское село».
В 2005 году получил звание Заслуженного художника РФ.
В 2009 году написал воспоминания о художниках, с которыми дружил в течение жизни.
Скончался 5 октября 2009 года, похоронен на Серафимовском кладбище, рядом с отцом и матерью.
Валерий Георгиевич Траугот — советский и российский художник, книжный график, заслуженный художник Российской Федерации, участник творческого содружества Г. А. В. Траугот (с… Развернуть