9 декабря 2023 г., 01:18

59K

Гострайтинг разрушает литературу?

63 понравилось 22 комментария 10 добавить в избранное

Книги, созданные гострайтерами — едва ли новое явление. Эта практика, когда широко известная личность нанимает писателя, чтобы тот сел и создал произведение, все почести которого воздадут знаменитости, на самом деле, уходит корнями в 5 век до н. э.: королевские особы тайно приглашали местных писцов придумывать себе речи и прочие тексты. Споры об этичности гострайтинга, однако, упорно не утихают и по сей день — знаменитости, которые частенько не преуспевают на писательском поприще, могут заработать еще больше миллионов на книжках со своим именем на обложке. Просто они не авторы всех слов со страниц произведения.

То же самое произошло, когда в сентябре увидел свет дебютный исторический художественный роман актрисы Милли Бобби Браун «19 шагов» (Nineteen Steps, 2023). Созданный по мотивам реальной биографии бабушки Браун, он был, на самом деле, написан Кэтлин МакГурл. Однако, имя автора на обложке нигде не фигурирует. Несмотря на то, что исторически само понятие «гострайтинг», опирается на концепцию практически или абсолютно полного упущения заслуг гострайтера за проделанную работу, ситуация вызвала возмущение в социальных сетях.

В Твиттере стали обсуждать, что Браун проводит некое подобие культурной апроприации наоборот, когда нанимает гострайтера, чтобы превратить историю своей бабушки в роман. Однако, другие пользователи встали на защиту актрисы, заявляя, что подобная критика никогда не была обращена против знаменитостей мужского пола, пользовавшихся услугами гострайтеров для книг, в которых фигурируют имена только селебрити.

И, действительно, автобиография принца Гарри под названием Запасной , в первый же день продаж завоевавшая титул самой быстро продаваемой книги в истории Великобритании в жанре нонфикш, была написана Дж. Р. Морингером , автором Нежного бара . Хоть его имя и не указано на обложке, тот факт, что он был гострайтером принца, не является секретом. Несколько месяцев спустя Морингер опубликовал в журнале New Yorker эссе, подробно рассказав об испытаниях и трудностях, с которыми он столкнулся во время написания книги для Гарри, что, в итоге, лишь привлекло еще больше внимания к уже существующим работам писателя.картинка Fiji_Mermaid

Точно так же Хиллари Клинтон часто подвергается критике за то, что нанимает гострайтеров для написания своих мемуаров — упрек, который ни в коей мере не услышишь ни в адрес ее мужаБилла, ниДжона Ф. Кеннеди, ниДональда Трампа, ни дажеНельсона Манделы. Суть в том, что, когда за написание книги берется известный мужчина, он, конечно, оказывается невыдающимся писателем — ему нужна помощь, чтобы поведать свою историю, которая, несмотря ни на что, заслуживает быть рассказанной. Однако, если женщина пользуется услугами гострайтера, она — лентяйка, неудачница, меркантильная дамочка, которой следует постыдиться своего поведения.

Поскольку гострайтинг существует уже давно, вдруг рассуждать о том, что он разрушает литературу, кажется бессмысленным. Последствия этой звездной практики, однако, можно ощутить во всей издательской индустрии — так, начинающим авторам все еще приходится бороться за то, чтобы литературные агенты прочли просто отрывки их книг.

Однако, в конечном счете, идет ли речь о знаменитом мужчине или знаменитой женщине, если аудитория в курсе того или иного случая гострайтинга, кажется, это не снижает продаж, но может приводить в отчаяние некрупных авторов, не обладающих силой знаменитого имени. По мнению Шэннон Кайл, основательницы агентства по найму и трудоустройству гострайтеров The Ghostwriters Agency:

Широкая публика желает, чтобы книга ее развлекла; они хотят прочесть качественную историю, и, я считаю, что, в конце концов, кто бы ее ни написал, им, на самом-то деле, будет все равно.

Доктор философских наук Ханна Йелин, автор книги «Мемуары знаменитостей: от феномена гострайтинга до гендерной политики» (Celebrity Memoir: From Ghostwriting to Gender Politics, 2020) также считает, что в гострайтинге нет ничего нового, и писателей стабильно нанимают на эту работу со времен Елизаветинской эпохи вплоть до времен литературного редактора Максвелла Перкинса, трудившегося со Скоттом Ф. Фитцджеральдом над созданием Великого Гэтсби . В своем интервью The Guardian Шэннон Кайл поделилась мнением, что в XXI веке общественное восприятие феномена даже поменялось — так, в истории литературы был период, когда индустрии развлечений и книгоиздательства начали извлекать огромную прибыль от продаж книг, часто эксплуатируя таланты и избавляясь от писателей за ненадобностью сразу после публикации произведений.картинка Fiji_Mermaid

Сегодня гострайтеры, по крайней мере, имеют возможность добиться определенного признания за совместную работу, даже если их имена могут не фигурировать на обложке. Иногда авторство, на самом деле, указывается, но не в тех случаях, когда издатель опасается, что это может помешать продажам. Именно в отношении этого вопроса часто и разделяются мнения читателей и профессионалов издательской индустрии на тему гострайтинга.

Некоторые считают, что гострайтеры должны неизменно получать столько же признания, сколько и так называемые авторы книг. Другие имеют более реалистичные представления и понимают, что, с точки зрения ведения бизнеса, читателей, вероятно, меньше привлекут книги «19 шагов» или «Запасной», если на первом месте рядом с именами Браун и принца Гарри будут имена их гострайтеров. Также высказывается довод, что гострайтинг является законной деловой практикой.

Так, разрушает ли гострайтинг литературу? Объективно — нет. Он существует достаточно давно, чтобы никуда не деваться, и, если он не разрушил ее тысячу лет тому назад, он и сейчас этого не сделает. Скорее, предметом спора является вопрос, этично ли продолжать пользоваться услугами гострайтеров. Следует ли знаменитостям, желающим стать писателями, честно делить со своими соавторами славу вопреки опасениям издательств о спадах продаж?

Как показывает опыт, на сегодняшний день осведомленность общественности о тех или иных случаях гострайтинга еще не привела к значительным уменьшениям объемов продаж книжных бестселлеров. Изменится ли эта ситуация, если имена гострайтеров начнут чаще упоминать? Более того, а вообще хотят ли они этого? Может, нам не следует лезть не в свои дела? Вероятно, сила гострайтинга заключается в том, что он вызывает больше вопросов, чем предлагает ответов.

Джеффри Дэйвис (Jeffrey Davies)

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
63 понравилось 10 добавить в избранное

Комментарии 22

Дурацкое слово, цепляется за язык... Раньше это звалось проще и более понятней...
Задумался... А ведь все мы пользовались этим... Например, в моем детстве за пару рублей в школе некоторые отличники рисовали всем желающим красивые чертежи по черчению...)

Теперь задумался на уровне пикантности - а если муж перестал желать жену и у неё появился любовник, то это явление можно назвать "гострахтинг"???))

1 ответ
У меня есть автофиография Луки Модрича, имя соавтора спокойно красуется на обложке. Желание прочесть книгу от этого не убавилось.
3 ответа

Очень интересно, сколько же заплатили гострайтерам... Где в Москве искать гострайтера? Мне очень нужен один, создаю обучающие электронные издания.

1 ответ
Комментарий удалён.

Покажите эту новость тем, кто посмеивался над руководителем СССР Леонидом Ильичом Брежневым, издавшем в 1977 году книгу мемуаров "Малая земля".

Вот что о ней написал Леонид Замятин, руководитель авторской группы, работавшей над воспоминаниями Брежнева:

"Эта книга представляет собой исторический документ. Леонид Ильич не писал эту книгу, но она написана с его слов и на основе дневников его помощника по политчасти. Когда мне задают вопрос насчёт «Малой земли»: «Писал ли Леонид Ильич эту книгу?» — я говорю, что не писал, но он является автором этой книги, так как она написана с его слов, но литературно обработана людьми, которые владели пером".

В 1980 году Брежневу даже была присуждена Ленинская премия по литературе. Принц Гарри тоже может получить какую-нибудь Пулитцеровскую премию? А, нет, претендовать на неё имеет право только гострайтер Дж. Р. Морингер, потому что эту премию присуждают исключительно писателям-американцам.

"Споры об этичности гострайтинга, однако, упорно не утихают и по сей день..."

Какие могут быть споры об этичности того, что не является законным?

Законодательство об авторских правах не допускает никакой возможности переоформить авторство результатов своего творческого труда на имя другого человека.

А то так можно какой-нибудь экстремистки-террористический роман или инструкцию по борьбе с государствоми издать от имени какого-нибудь бомжа, согласившегося на использование его имени. И пусть к ответственности бомжа привлекают, так получается? Или нет, проще ж автором какого-нибудь противозаконного текста объявить искусственный интеллект, пусть ему элекричество отключат на пять лет.

А еще я тут бизнес придумал: арендовать у популярной знаменитости доступ к  верифицированному аккаунту в соцсети, писать там тексты от её имени и зарабатывать на рекламе. Как тебе такое, Илон Маск?

"Также высказывается довод, что гострайтинг является законной деловой практикой".

Ага-ага. Заказчик книги, получается, не наличными платит, а прям в назначении банковского перевода пишет "за услугу по созданию литературного произведения «Мои мемуары»". А гострайтер, конечно же, радостно составляет налоговую декларацию, в которой указывает полученный гонорар.

Даже настоящим писателям иногда приходится доказывать своё авторство, в том числе в судах, а уж прибегающие к услугам гострайтеров тем более должны стараться не оставлять никаких следов сотрудничества. Ведь настоящий автор в любой момент может заявить о своем праве на имя. И наплевать ему будет на любые подписанные бумажки: в суде любой договор может быть признан ничтожным как несоответствующий действующему законодательству.

Из статьи 1265-й "Право авторства и право автора на имя" Гражданского кодекса РФ:

"1. Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен".

То, что гострайтинг существует уже давно, вообще ничего не значит: проституция еще древнее, но это не является ни дрказательством ее этичности, ни доказательством необходимости её легализации.

Давайте еще в титрах кинофильмов продавать-покупать места. А что? Красивая фамилия "Верчинский" красиво смотрелась бы в каком-нибудь красивом фильме о царской России. На место режиссера не претендую, но помощником режиссера или хотя бы водителем, например, можно меня записать? А можно и уже исполненные роли продавать, даже искусственный интеллект для замены лица необязательнл привлекать. Например, в некоторых сериях "Зведных войн" один из главных героев, Дарт Вейдер, постоянно носит шлем-маску. Еще там полно роботов, можно любых людей представить артистами, сыгравшими их роли.

Кстати, вы задумывались, почему не известны случаи гостпродюсинга (снимает фильм один режиссер, а имя в титрах - совсем другого режиссера, или совсем не режиссера)? Или случаи гостсингига (музыкальный альбом записан одним исполнителем, а на его обложке - фамилия, например, политического деятеля, которому не хватает известности)? Да потому что авторство книги легко изменить, это надежно отчуждаемое, после изложения на бумаге и тем более на компьютере никак не связанное с автором произведение, которое создается непублично.

Художественный фильм без съемочной группы не создать (пока). Песню без музыкальной группы не исполнить (пока). А вот тексты с самого начала изобретения письменности создаются обычно в уединении.

Если в концертных афишах должно указываться, что исполнение песен будет производиться под фонограмму, то почему в книгах не должно указываться имя гострайтера?

Я понимаю, что публичные речи, например, для президента Путина пишет штатный спичрайтер, но я и не плачу президенту за его тексты. А то, что с платежей моих и других налогоплательщиков в бюджет направляется на обеспечение деятельности президента, компенсируется свободным использованием этих речей, озвученных должностным лицом при исполнении его должностных обязанностей, любым гражданином в любых целях. Но когда я покупаю книгу, на которой указан ненастоящий автор, не является ли это обманом меня как потребителя книжной продукции?

Из статьи 14.7 "Обман потребителей" КоАП РФ:

"Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10, частью 1 статьи 14.33 и статьей 14.39 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей".

7 ответов
Литературу разрушает сама мода печатать блоггеров и прочих, так как их книги купят фанаты, поклонники блоггеров… 

А рукописи которые редакторы затрахивают до обезличивания - это не гострайтинг?

1 ответ

Читайте также