27 июля 2020 г., 21:34

2K

Научная фантастика развивает у молодых читателей психологическую устойчивость

39 понравилось 1 комментарий 1 добавить в избранное

Автор: Эстер Джонс (адъюнкт-профессор английского языка, аффилиат по африканским и женским и гендерным исследованиям Университета Кларка)

Увлечение фэнтези или фантастикой может оказаться полезным для молодежи. Несмотря на распространенное заблуждение о несерьезности этого жанра, чтение фантастики и фэнтези может помочь молодым людям справиться со стрессом и беспокойством во время пандемии COVID-19.

Я профессор и занимаюсь исследованием социальных, этических и политических идей в научной фантастике. В своей книге «Медицина и этика в сочинениях чернокожих женщин» я изучаю, каким образом научная фантастика способствует пониманию человеческих различий и развитию этического мышления.

Хотя многие и не считают научную фантастику, фэнтези и другую фантастику «литературой», исследования показывают, что абсолютно любая художественная литература развивает навыки критического мышления и эмоционального интеллекта у молодых читателей. И, скорее всего, именно научная фантастика в этом деле имеет наибольший потенциал.

Литература как зеркало морали

Раньше родители считали литературу «подходящей» для молодежи, если она предлагает моральные ориентиры, отражающие их собственные ценности. Из-за этого убеждения, кажется, с самого возникновения книгопечатания часть книг подвергается цензуре.

Роман «Приключения Гекльберри Финна» , опубликованный в 1885 году, стал первой запрещенной в США книгой. Считалось, что он развращает молодежь и учит мальчиков ругаться, курить и убегать из дома.

В конце же 20-го века книга вновь подверглась критике за частое использование Марком Твеном слова на букву Н («негр» – прим.пер.). Многие были обеспокоены тем, что оригинальная версия книги нормализует неприемлемое расистское оскорбление. О том, кому можно употреблять это самое слово и в каком контексте, до сих пор ведется непрерывная социальная и политическая дискуссия, обнажающая незаживающие раны американского общества.

Вопрос в том, как литература любого жанра – будь то так называемая «серьезная литература» или «эскапистская чепуха» – выполняет свою образовательную функцию. Это основной камень преткновения в конфликте между родителями и педагогами по поводу того, что должны читать дети, особенно если дело касается «эскапистской» беллетристики.

Причины отрицательной репутации фантастики

Уже стало традицией навешивать ярлык гиков, не способных примириться с реальностью, на читающих фантастику. Подобные представления сохраняют в основном те, кто не знает об изменениях в этом жанре за последние несколько десятилетий. В статье 2016 года в научном журнале «Social and Personality Psychology Compass» доказывается, что «при погружении в мир произведения происходит процесс «двойной эмпатии»: одновременного личного участия в решении сложных проблем и «восприятия» от лица персонажей – и это очень полезно».

И хотя фантастика в последнее время стала гораздо более популярной, в одном из исследований утверждалось, будто она делает читателей глупыми. Правда, последующее исследование тех же авторов опровергло это утверждение, когда они приняли во внимание качество текстов.

Эта постоянная двойственность отношения к жанру способствует формированию стереотипа о том, что подобные произведения не представляют особой ценности, ведь они как будто не связаны с реальными человеческими дилеммами. На самом же деле, они связаны. Подобные стереотипы предполагают, будто молодые люди могут научиться справляться с серьезными проблемами, лишь взаимодействуя с зеркальным отображением реальности, включая и то, что они читают и смотрят.

Психическое состояние чтения

Чтение фантастики и фэнтези помогает читателям познавать мир. Вместо того, чтобы ограничиваться способами взаимодействия читателей с реальностью, знакомство с нестандартными креативными историями поможет приучить их к возможности менять реальность с помощью науки.

Опрос читателей научной фантастики и фэнтези, проведенный в 2015 году, показал, что эти же читатели являются основными потребителями широкого спектра других типов книг и средств массовой информации. По сути, в исследовании была замечена связь между потреблением респондентами различных литературных форм и их способностями к пониманию науки.

В последние пару десятилетий участились проблемы, связанные с повышенной тревожностью, депрессией и психическим здоровьем молодежи. Быть может, молодые люди, похожие на основную массу американского общества, страдают от перегрузки реальностью. Сегодня молодые люди имеют небывалый доступ к информации, повлиять на которую возможностей у них практически нет.

Могучий мир научной фантастики

Фантастике и фэнтези не нужно быть зеркальным отражением реальности, чтобы давать ясное представление о серьезных социальных и политических проблемах. Тот факт, что обстановка или персонажи необычны, может лишь подчеркнуть значение и важность этих проблем.

В моем эссе для будущего сборника «Raced Bodies, Erased Lives: Race in Young Adult Speculative Fiction» (Расы тел – загубленные жизни: раса в художественной литературе для юношества) рассказывается о том, как в умозрительной фантастике и фэнтези изображаются раса, пол и психика чернокожих девушек. В нем описывается, как современные авторы берут то, что им знакомо, и делают его «необычным» или «странным» настолько, чтобы дать читателю психическую и эмоциональную дистанцию и возможность увидеть проблемы психического здоровья свежим взглядом.

В циклах вроде «Гарри Поттер» и «Голодные игры» и в таких романах, как «Притча о сеятеле» и «Притча о талантах» Октавии Батлер или «Испанские нищие» Нэнси Кресс, молодежь видит своих сверстников, борющихся с серьезными и актуальными социальными, экономическими и политическими проблемами, но в других условиях или в другие времена, т.е. с некоторой критической дистанции.

Эта дистанция дает читателям возможность презреть сложность и использовать свое воображение для осознания различных способов решения социальных проблем. А как еще бороться с неопределенностью нашего времени, если не с помощью вымысла, который позволит нам уютно устроиться в неуютных условиях, исследовать эту самую неопределенность и двойственность и увидеть молодых людей в качестве активных участников, выживающих и создающих свои собственные судьбы?

Пусть они читают фантастику. В ней молодые люди видят себя – борцами, победителями – и усваивают уроки, которые позволят им разработать свои собственные стратегии выживания. Во времена COVID-19 и физического дистанцирования мы вынуждены использовать творческие подходы к детям, которые психологически дистанцируют их от реальности.

Подобная литература развивает критическое мышление и гибкий ум. А они действительно могут помочь выработать небывалые для нашей повседневной жизни и реальности устойчивость и креативность.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: The Conversation
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
39 понравилось 1 добавить в избранное

Комментарии 1

На самом деле актуальная статья. Я сама фантастикой всерьез заинтересовалась как раз когда началась пандемия, потому что она как бы подразумевает, что будущему - быть. В такие неопределенные времена хочется иметь такую уверенность)) Ну и герои фантастические часто совершают какие-то экстраординарные поступки, которые позволяют им, например, поменять ход истории - не чета нашей беспомощности сделать хоть что-то, находясь на карантине

Читайте также