Опубликовано: 21 декабря 2019 г., 15:05 Обновлено: 21 декабря 2019 г., 17:06

6K

Почему меня заставили читать именно эту книгу в старших классах?

31 понравилось 26 комментариев 5 добавить в избранное

О том, как книги попадают в список чтения в школе и как изменилась ситуация за последние десятилетия

Представьте себя студентом на первом занятии по зарубежной литературе. Всё идёт хорошо, пока преподаватель не начинает задавать вопросы о великих и ужасных «динозаврах» от мира литературы (которых вы, возможно, ещё не читали).

Вам стыдно это признать. Может быть вы что-то и слышали о том, что был какой-то капитан Ахав, который «из самих глубин преисподней наносил удар», и что в книге был ещё какой-то кит ( «Моби Дик» ). Или, например, что «Отверженные» — популярный мюзикл, в котором люди машут флагами, в нём поднимается тема революции, но при этом не показано ни одной гильотины. Ещё есть «Война и мир» Толстого. И… Ну, эта книга большая. Слишком уж большая. И почему в ней медведь привязан к полицейскому?..

И тут вы зададитесь вопросом: а почему я эти книги до сих пор не прочел? А в целом, их хоть кто-нибудь когда-нибудь читал? Они ведь известны во всём мире. Отсюда и появляются вопросы: что же в них такого ценного и кто же решил, что они важны.

Литературоведы, писатели, философы, блогеры — все они пытаются разобраться, где, почему и как книга автора может «выстрелить» настолько, что его произведение войдёт в пантеон классической литературы. Почему именно эту книгу обязательно нужно читать в старших классах, а другие – нет.

картинка AreYouSuprised


Описать весь этот процесс в одной лишь статье практически невозможно, но эй, мы хотя бы попытаемся.
Итак, существует множество книг, которые были разгромлены критиками, недооценены или просто популярность они обрели не сразу. «Моби Дик» как раз пример последнего случая. Автор книги, Герман Мелвилл, не был известным писателем во время своей жизни. Он считал, что его опус будет забыт. Однако в 1916 году писатель Карл Ван Дорен начал восхвалять книгу, таким образом произведение прославилось в литературном кругу Нью-Йорка. И вот спустя сотню лет мы делаем мемы по мотивам «Моби Дика».

картинка AreYouSuprised


Несколько десятилетий спустя другой нью-йоркский законодатель литературной моды, Артур Мизенер, назвал один малоизвестный роман об ужасных богатых людях «классикой американской художественной литературы». С ним согласилось достаточное количество преподавателей, и теперь школьникам приходится читать «Великого Гэтсби» .

Но не все известные книги были сперва недооценены. Виктор Гюго был уже знаменит на момент публикации «Отверженных». Так же обстояло дело и с «Войной и миром». Она пользовалась огромным успехом после выхода в свет и сделала Толстого, по словам его современника Гончарова, «гением русской литературы».

Что общего у всех этих книг? Все вышеприведенные произведения раскрывают тему национальной и культурной идентичности. Ещё они были признаны авторитетными писателями, критиками и интеллектуальной элитой.

картинка AreYouSuprised


Это подводит нас к литературному канону. В восемнадцатом веке термин «канон» начал использоваться для неформального обозначения знаменитых писателей. Но в отличие от библейского канона и канона святых, литературный канон никогда не был официальным списком из официально признанных писателей. Но не думайте, что эти книги предназначались для широкого круга читателей.

Так кто же решил, что важно в западном литературном каноне? Ну, исторически, это были белые мужчины, обычно авторы или преподаватели в учебных заведениях. В 19-м веке в них принимали только молодых белых мужчин и преподавали там литературу, написанную теми же белыми мужчинами.

По словам профессора английского языка Джен Стриц, написание книг традиционно рассматривалось как «вид деятельности для белого мужчины».

Таким образом, в последние десятилетия больше скептицизма выражалось по поводу того, как был построен западный литературный канон.

Это не значит, что такие книги, как «Война и мир» или «Моби Дик», не важны и не оказали влияния на людей и литературу. Но для приобретения ими известности кто-то должен был решить, что именно они важны.

С учетом сказанного, защитники традиционного западного канона, такие как Гарольд Блум в своей книге «Западный канон» , утверждают, что формирование канона происходит, когда великие писатели отвечают в своём произведении на произведения своих предшественников. Он также отвергал критику канона и назвал её «школой недовольства».

К счастью, к канону постепенно добавляются другие писатели, например, Вирджиния Вулф, Джеймс Болдуин и Ричард Райт. Само собой разумеется, что мир изменился за последние 50 лет. В особенности это касается последних трёх столетий с тех пор, как какие-то люди решили за нас, какие книги имеют значение.

Наша повседневная жизнь, наши технологии, наше понимание людей вне нашего собственного ограниченного мировоззрения изменились. Изменился и круг писателей.

Настало время чтения книг всеми людьми. И это не значит, что «Моби Дик», «Отверженные» или «Война и мир» не содержат универсальных истин или не стоят чтения. Это лишь означает, что США — страна с более разнообразной литературой, чем список для чтения в старших классах. Поэтому я утверждаю, что важные книги — это не те, которые вам говорят прочесть, а те, что вдохновляют вас продолжать читать.

картинка AreYouSuprised


Так что читайте дальше. Погрузитесь в книгу. И не важно, будет ли причиной чтения любопытство к теме книги, получение удовольствия от чтения в целом или же просто желание провести время с книгой в пляжном кресле с чашкой сангрии.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
31 понравилось 5 добавить в избранное

Читайте также

Комментарии 26

Поэтому я утверждаю, что важные книги — это не те, которые вам говорят прочесть, а те, что вдохновляют вас продолжать читать.

Мне нравится это утверждение )
Спасибо за статью.

18 ответов

Автор молодец!
Мне понравилось!

Меня менее всего интересует, кем является автор того или иного произведения: белым или цветным, мужчиной или женщиной, моим современником или давно умершим человеком. Главное - чтобы было написано интересно, чтобы за душу брало, чтобы хотелось перечитывать.

Но не думайте, что эти книги предназначались для широкого круга читателей.

Как искусство того времени в целом.

Так кто же решил, что важно в западном литературном каноне? Ну, исторически, это были белые мужчины, обычно авторы или преподаватели в учебных заведениях. В 19-м веке в них принимали только молодых белых мужчин и преподавали там литературу, написанную теми же белыми мужчинами.


Но для приобретения ими известности кто-то должен был решить, что именно они важны.


Тоже итересно. Решил кто-то когда-то. А читают современные школьники ( у которых часто нет ни выбора, ни интереса. Результат очевиден) по всему миру. Получается, что многие из этех произведений вообще не отражают наши реальные и обращаются не к той аудитории.
Может пришла пора освежить школьную программу? :)

Война и мир - книга на все времена. Мальчики и девочки обычно остаются довольны ее прочтением.

Странный нынче филолог пошёл. До поступления зачем-то на филологический не читавший Толстого и Гюго. А по окончании филологического так и не понявший миссии его профессии.

В и М вспонимаю, как страшный сон - хорошо, нашли парня, которому философия интересна оказалась. А я в это время увлекалась старинной восточной литературой и грубо нарушала современное законодательство (читала "Цветы сливы в золотой вазе").

А я, например, перечитывала "Что делать?" Чернышевского не из-за снов Веры Павловны, а из-за основной любовной линии героев. Много интересных мыслей еще девочкой почерпнула: что недостаточно быть просто хорошим человеком, чтобы быть подходящим мужем, например. Каждый находит в книгах то, что интересно и близко ему. А "Войну и мир" перечитывала совсем недавно. Кстати, не сюжетную линию романа, а отступления и рассуждения "от автора". Такие книги в разном возрасте нужны по-разному. И если это в них есть, значит, это - классика.

Другие статьи