9 июня 2019 г., 09:17
7K
Как стать настоящим писателем: трехэтапное упражнение от Эрнеста Хемингуэя
Автор: Николь Бьянки (Nicole Bianchi)
Несколько лет назад мне на глаза попалась статья
, написанная в 1935 году для журнала Esquire. В ней говорилось о начинающем писателе двадцати двух лет по имени Арнольд Сэмюэльсон. Молодой человек отправился во Флориду, чтобы посоветоваться со своим кумиром среди литераторов. Кумиром, естественно, оказался сам Эрнест Хемингуэй.Сэмюэльсон застал Хемингуэя дома и начал было упрашивать пообщаться хотя бы несколько минут, но тут знаменитый мастер сообщил, что едет на морскую рыбалку и приглашает поехать вместе с ним и его командой. Там будет время, чтобы прочесть работы Сэмюэльсона и обучить его премудростям писательства. Молодой человек, разумеется, согласился.
В статье Хемингуэй поделился некоторыми советами, данными Сэмюэльсону во время той поездки. В частности, он описал замечательное трехэтапное упражнение для развития наблюдательности, которая позволит создавать яркие описания в духе «показывайте, а не рассказывайте». Мы тоже можем так потренироваться.
Этап 1: выберите ситуацию, внимательно понаблюдайте за ней, а потом попытайтесь ее пересказать.
Для Сэмюэльсона такой ситуацией стала рыбалка, для вас это может быть поездка на работу, поход в магазин или ресторан, игра с детьми. Тщательно следите за всем, что происходит вокруг, а заодно и за возникающими у вас эмоциями. Хемингуэй пишет:
Наблюдай за тем, что сегодня произойдет. Если нам попадется рыба, смотри, как все будут себя вести. Постарайся четко определить, что вызывает в тебе эмоции. Это может быть то, как леска поднимается из моря, натягивается, будто струна, и по ней стекают капли. Или как рыба плещется и ныряет в воде. Запоминай звуки и то, о чем говорилось, что тебе нравилось и волновало. Потом опиши свои ощущения, но так точно, чтобы они появились и у читателя, и он бы вообразил себе то, что видел ты. Это элементарное задание.
Первый этап помогает избавиться от невыразительности в тексте. Не надо писать, что ловить рыбу – увлекательное занятие. Покажите, почему это так, раскройте детали.
Например, в повести «Старик и море» Хемингуэй использует яркие описания, чтобы читатель перенесся на лодку рыбака Сантьяго и сам представил вкус соленых брызг, жар солнца на лице героя, его силу, а потом изнеможение от отчаянных усилий совладать с марлином. Прочитав эту книгу, мы гораздо лучше начинаем понимать, что значить быть рыбаком.
Старик оглядел морской простор до горизонта. Никого. Он совсем один. Вокруг только видны радужные отстветы от преломляющихся в темных глубинах солнечных лучей, туго натянутая леска и странная рябь на поверхности воды. Собирались облака – предвестники пассатного ветра. Тут на глаза рыбаку попалась стая диких уток. Их караван то очерчивался на фоне неба, то расплывался, то потом четко выделялся опять. Тогда Сантьяго понял, человек в море никогда не одинок.
Этап 2: проявляйте эмпатию, отслеживая эмоции и ответные действия других людей в выбранной для наблюдения ситуации.
Эмпатия – это способность чутко улавливать и понимать чувства окружающих, способность видеть мир их глазами. Хэмингуей объяснил Сэмюэльсону, что для писателя развить в себе эмпатию жизненно важно:
Попробуй понять, что в голове у другого человека. Если я задам тебе трепку, подумай не только о том, что ты сам почувствуешь в этот момент, но и какие мысли могут быть у меня. Если Карлос ругается с Хуаном, не просто решай, кто из них прав, а вникни, в чем состоит правда у каждого. Для обывателя есть правильное и неправильное. Писатель же не должен судить, он должен понимать.
Снова обратимся к повести «Старик и море». Хемингуэй так превосходно описывает Сантьяго, что к концу истории тот уже кажется нам старинным приятелем. Нам открываются его мысли, мечты и желания, смелость и одиночество.
В непроглядной тьме, где только ветер надувал парус, ему показалось, что он уже умер. Сантьяго сложил руки и ощутил свои ладони. Нет, они не были мертвы. Он мог вызвать боль, просто сжимая и разжимая их. Рыбак откинулся спиной на корму и понял, что жив сам. Об этом ему сказали плечи.
Наблюдая за ситуацией, старайтесь анализировать чувства и мотивы людей. Что мог думать человек, который решил вклиниться в очередь впереди вас? Почему ваши дети так радуются прогулке в парке, а вы тем временем скучаете? Представьте, каково это быть на их месте.
Этап 3: повторяйте первые два этапа. Иными словами: практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь.
Каждый может научиться образно писать. Хемингуей сказал Сэмюэльсону:
Выходя из какой-нибудь комнаты, ты должен запомнить все, что там увидел, но не только. Если ты что-то в комнате почувствовал, тебе нужно четко определить, что вызвало это чувство. Попробуй еще вот что: встань рядом с каким-нибудь театром и понаблюдай за тем, как приехавшие люди по-разному выходят из такси и своих машин. Вообще есть сотни способов для практики, главное – всегда думать о других людях.
Умение писать живо – необходимый навык для любого пишущего, будь то блогер, романист или копирайтер. Яркие описания преображают текст – из скучного и расплывчатого он превращается в увлекательный и запоминающийся.
Трехэтапное упражнение позволяет развить и отточить это умение, которое в свою очередь позволит при помощи слов установить эмоциональную связь с читателем.
Хемингуэй как-то заметил:
Все хорошие книги схожи в том, что описанное в них кажется более правдивым, чем если бы случилось на самом деле. Закончив читать хорошую книгу, вы чувствуете себя ее героем. Все, о чем говорилось в ней: о плохом и хорошем, о восторгах, сожалениях и грусти, о людях, местах и даже о погоде, отныне часть вас. Тот, кто сможет дать читателям такие переживания, и есть настоящий писатель.
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Отличные советы)