Опубликовано: 15 августа 2018 г., 23:50 Обновлено: 19 августа 2018 г., 17:22
4K
Фредрик Бакман: «Я неравнодушен к людям, которые не вписываются»

Фредрик Бакман о своем последнем романе, придурках и хоккее
Автор: Сисилия Эриксон
Он – человек, который прошел путь от водителя грузовика в шведском Хельсинборге до всемирно известного писателя, три книги которого входили в топ-лист бестселлеров Нью-Йорк Таймс одновременно. История стремительного успеха Вторая жизнь Уве спустя всего пять лет после выхода был продан миллионными тиражами в более чем сорока странах мира, и, кроме этого, фильм по роману был номинирован на премию Оскар.
известна, но не перестает вызывать восхищение. Его романСегодня Бакман презентует свой шестой роман Vi mot er (дословный перевод — «Мы против вас»). Но когда журналист из Allers встречается с Фредриком, тот не стремится рассказывать ни о своих книгах (которые сам Бакман предпочитает называть историями), ни о всем полюбившемся персонаже Уве. Вместо этого первые десять минут мы обсуждаем его большую страсть – старинные пишущие машинки.
Бегство от реальности
В своей конторе в центре Стокгольма Фредрик Бакман разместил свою коллекцию. Она состоит в основном из портативных металлических пишущих машин 20-х, 30-х и 40-х годов, причём все в рабочем состоянии.
— Это одно из требований моей жены – не коллекционировать хлам, — отшучивается Фредрик и продолжает объяснять, почему время от времени он работает на пишущей машинке:
— Это практически как ручной труд, физическая работа. Каждое нажатие на клавиши приводит к совершенно иным последствиям, чем если бы текст набирался на компьютере. Здесь невозможно просто удалить текст в случае ошибки. Поэтому написание каждого слова требует тщательного обдумывания.
Интерес к текстам, словам и творчеству проявился у Фредрика рано. Он был непослушным ребенком, и творчество было для него, с одной стороны, бегством от реальности, а с другой – способом овладеть своими чувствами и научиться понимать себя.
— Именно написав что-то, у меня получается сформулировать то, что я имею в виду. Выразить это иным способом для меня всегда было сложно.
Кроме того, творчество стало для Фредрика Бакмана способом понять других людей и их чувства.
— Всё в конечном счёте управляется эмоциями, и я хочу понять, к чему это приводит. Мне, например, интересны разгневанные люди: что вызвало такой гнев? Я хочу знать, почему люди плачут, почему они смеются…
Особенно он сочувствует людям, которые не вписываются. Ему хотелось бы разобраться, что происходит с такими людьми и как это влияет на их повседневную жизнь. Даже придурки ему очень интересны.
— Просто я точно такой же. Люди смеются, когда я так говорю, но именно такой я и есть. Время от времени я могу зайти слишком далеко и чувствую, что «вот этого вовсе не стоило говорить».
Фредрик постоянно учится на своих ошибках и такая самотерапия — это часть писательской работы.
Рассказывать истории с удовольствием
Фредрик Бакман часто сравнивает искусство писать с искусством создавать музыку: виртуозное владение музыкальным инструментом вовсе не означает, что человек сможет писать музыку.
— У меня никогда не было природного писательского таланта, но рассказывать истории у меня получалось достаточно хорошо.
Любовь к хорошим историям родилась во Фредрике, когда он еще ребенком открыл для себя Братья Львиное Сердце и другие книги . Позже это чувство надёжно укрепилось в нём после прочтения и книг о Нарнии . Уже в подростковом возрасте на него произвели неизгладимое впечатление книги о Гарри Поттере.
— Я обожал находиться в вымышленных мирах и не хотел, чтобы это подходило к концу.
Фредрик признаётся, что ему зачастую сложно присутствовать здесь и сейчас, потому что он постоянно пишет даже в мыслях. Сам же он уверен, что это последствия его творческой натуры.
— Для меня совершенно естественно постоянно находиться в выдуманном мире.
Поэтому ему пришлось много тренироваться, чтобы научиться фокусироваться и присутствовать в повседневном мире, особенно с тех пор как он встретил свою будущую жену и стал отцом двоих детей.
— Дети живут, конечно, полностью в настоящем, и тебе нельзя даже мысленно находиться где-то в другом месте. Сейчас я понял, что если я расстраиваюсь и злюсь без видимых причин, то это лишь оттого, что мне не удалось додумать какую-то мысль. Часто это приводит к конфликтам между мной и моими детьми: я останавливаюсь и говорю: «Сейчас папе нужно подумать!» Признаюсь, именно так это бывает.
В противном случае может случиться как в тот раз, когда однажды после беспокойных утренних сборов Фредрик привёл своего младшего сына в детский сад, поднял его из коляски и поставил на снег – без обуви. Пришлось срочно бежать обратно домой.
Немного мрачновато
Шестой роман Фредрика Бакмана Vi mot er (Мы против вас) вышел на шведском в августе 2017 года и стал продолжением книги Björnstad (дословный перевод «Медвежий город»), вышедшей годом ранее. Эти две книги заметно отличаются от его предыдущих романов: они более мрачные и серьёзные. Повествование там ведётся от лица нескольких героев, это связано с тем, что «Медвежий город» был изначально задуман как телевизионный сериал. Однако после написания четырёх серий Фредрик понял, что большую часть времени ему приходилось проводить на различных встречах и слушать мнения других людей.
— Оказалось, что я плохо подхожу для такой работы. Всё заканчивалось постоянными конфликтами. В итоге было решено, что я буду работать сам, и так я смог дописать книгу.
Как бы то ни было, задумка снять сериал по книгам осталась, и права на экранизацию уже проданы.
В вымышленном местечке Медвежий город вся жизнь крутится вокруг хоккея. Задумка написать книгу, в которой главная роль отводилась бы спорту, появилась у Фредрика давно.
— В раздевалке возникает особая атмосфера и динамика. И, в сущности, это было для меня способом объяснить, почему я люблю спорт. Мне кажется, что базовые человеческие чувства приводят к тому, что люди влюбляются в спорт.
Фредрик Бакман уверен, что у него «здоровый» интерес к спорту, но признается, что не все с этим согласны. Самое занимательное, что в его окружении практически нет людей, интересующихся спортом. Даже его жена не исключение.
— На день отцов жена сделала мне подарок – совместный поход на хоккейный матч в Нью-Йорке. Однако она уточнила: «Подарком будет то, что я пойду с тобой, буду сидеть рядом, и когда ты будешь мне что-то рассказывать, я буду изображать заинтересованность». Но даже когда мы смотрели игру, и я рассказывал ей истории о хоккеистах, и она слушала (хотя на самом деле с её стороны это была всего лишь игра), меня не покидала мысль: «Просто НЕВОЗМОЖНО, чтобы всё это не вызывало интерес!» Впоследствии жена призналась, что это были два часа в её жизни, которые она никогда не сможет вернуть назад.

Фредрик Бакман никогда даже и не мечтал называть себя писателем
Одержимый хоккеем
В детстве спорт для Фредрика был еще одним способом бегства от реальности.
— Одержимость хоккеем была сродни чувствам, которые я испытывая во время чтения книг о Нарнии. Ты просто находишься в этом мире, и реальность вокруг тебя исчезает.
Кроме хоккея Фредрик пробовал себя в самых различных видах спорта. Эти попытки всё время заканчивались травмами.
— Возможно поэтому моя любовь к хоккею стала такой сильной — я по себе знаю, как сложно играть и как много для этого требуется.
Но спорт — это не только любовь, есть и тёмная сторона, в которой на первый план выходят ненависть и разрушительная сила. Эти изнанка спорта красной нитью проходит через книги о Медвежьем городе.
— Многие могут сказать, что я отлично вписываюсь в стереотипы обо всём, что есть плохого в спортивных фанатах, я так же кричу и ругаюсь. Многие неприглядные культурные аспекты спорта, описанные в «Медвежьем городе», я списал с самого себя, чтобы бросить вызов собственному лицемерию и стыду.
— Я сам бывал в подобных раздевалках с разрушающей атмосферой, без протестов слушал идиотские штуки, а порой и сам отпускал неуместные комментарии. Это, конечно, не значит, что так происходит везде, но некоторые высказывания с определенной долей сексизма и гомофобии, которые позволяются в раздевалках, были бы неприемлемы, например, в офисе.
В книгах о Медвежьем городе лицемерие и ненависть приводят к ужасным результатам. Совершается жуткое преступление, и люди, которые в глубине души, может быть, и хорошие, принимают плохие решения для защиты того, что им дорого. Механизмы такого поведения представляют особый интерес для Фредрика Бакмана.
— Что мы готовы спустить с рук близким нам людям? Вопрос ставится особенно актуальным, когда речь идет о хоккейной команде или спортивном клубе, где так много людей чувствуют себя в безопасности, чувствуют себя уверенными и счастливыми. И тот, кто поставит это место под угрозу, будет встречен агрессией.
Быть на вершине
Серия о Медвежьем городе задумана как трилогия, и Фредрик Бакман уже чётко видит, каким будет финал. Но прежде чем написать третью и заключительную часть, он хотел бы в перерыве написать еще одну книгу. Героем стал бы чересчур добрый человек, и книга была бы о том, как доброта сделала его жизнь в современном обществе очень трудной. Рабочее название этой книги — «Тот, кому не безразлично», но Фредрик еще не знает, что получится из этой задумки.
Бакман считает, что сейчас он находится на вершине своей карьеры, как минимум в плане продаж своих книг, и хотел бы остановиться на мгновение и насладиться видом, пока еще не поздно. Конечно, он сказал это, подмигнув. Но остается загадкой, насколько его волнуют слава и известность на самом деле.
Он читает рецензии на свои книги, но не позволяет им оказывать на себя слишком сильное влияние, будь то позитивные или негативные отзывы.
— Считать, что всем и каждому должно нравиться то, что ты делаешь, — идеальный рецепт вечных неприятностей. Единственный верный способ не стать объектом для критики – это никогда ничего не делать!
Фредрик имеет в виду, что для него не важно, будут ли его помнить как писателя. Он хотел бы остаться в памяти как рассказчик историй.
— Я никогда не мечтал называть себя писателем. Я невероятно счастлив, и горд, и благодарен, что у меня есть возможность делать то, что я делаю. Я знаю, что это привилегия. Но моя мечта, чтобы люди в будущем могли взять то, что я написал, и прочитать это даже не представляя, кто я такой. Чтобы сами мои истории могли достучаться до читателей. Это сделало бы меня счастливым.
Перевод _Pablo_
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Комментарии 11
Показать все

Все писатели говорят, что не считают себя писателями, это что дешёвое кокетство?

chiefBobbin, Может кокетство, а может они действительно так думают

chiefBobbin, Чтобы многого не требовали. А так сказал: "Ну, я не претендую, я не писатель", и всё, уже не подкопаешься )
Симпатичный мужчина. Скорее всего, голубой(
chiefBobbin, Это не так важно)
chiefBobbin, Не думаю, он же постоянно жену упоминает)
Desert_Rose, прикрытие))) часто - это подозрительно
Magnetised, Подозрительно говорить о жене?) Ну в любом случае это его дело.