Опубликовано: 13 мая 2018 г., 22:29 Обновлено: 17 мая 2018 г., 14:55
2K
Пэппи Длинныйчулок и мятежные героини, которых любят дети

Новая биография автора «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен рассказывает историю незаурядной жизни, которая помогла создать одного из самых незабываемых персонажей детских книг
Автор: Хепзиба Андерсон (Hephzibah Anderson)
Давным-давно, задолго до того, как «Истории на ночь для бунтарок» (англ. «Goodnight Stories for Rebel Girls» — детские книги с историями о жизни реальных выдающихся женщин прошлого и настоящего — прим. пер.) потеснили сказочных принцесс и заменили их такими вдохновляющими новаторами как Ада Ловлейс (английский математик, составитель первой в мире программы для вычислительной машины — прим. пер.) и Амелия Экхарт (американская писательница и пионер авиации — прим. пер.), уникальная вымышленная героиня бунтовала против сексизма в детской литературе, очаровав юных читателей по всему миру и показав им, что быть девочкой можно по-разному.
Девочку с рыжими косичками и веснушками не заботили социальные условности и ей было не занимать смелости. Она была независима, а о ее силе ходили легенды: она была настолько сильна, что могла одной рукой поднять лошадь. У нее был личный доход благодаря тайнику с золотыми монетами, в свои девять лет она жила одна с обезьянкой и лошадью, что позволяло ей плавать в открытом море и танцевать буги-вуги с ворами. Неудивительно, что последующие поколения девочек хотели быть ею, а некоторые из нас до сих пор желают этого.
-r.jpg)
Пэппи была независима, а о ее силе ходили легенды: она могла одной рукой поднять лошадь
(изображение: Alamy)
Конечно, ее имя – Пэппи Длинныйчулок, и как выяснилось из новой увлекательной биографии, ее неутомимая создательница Астрид Линдгрен легко могла бы выдержать конкуренцию со звездами «Бунтарок». Юная мать-одиночка, искренний борец за права женщин и детей, участница кампаний во всех сферах — от охраны окружающей среды до пацифизма – такой путь невозможно было предугадать, и он не был простым для дочери фермера, взращенной в религиозной консервативной общине в Швеции 1920-х гг. И все же это был путь Линдгрен, о котором рассказал Йенс Андерсен в книге «Астрид Линдгрен: женщина, создавшая Пэппи Длинныйчулок», с переводом с шведского языка Кэролайн Уайат.
Маленькая Астрид была прирожденной рассказчицей, она унаследовала этот дар от своей матери, которая в свободное время писала стихи. Будучи подростком, Астрид экспериментировала с мужской одеждой и увлекалась джазом. В 17 лет она получила должность репортера-стажера в местной газете, а в 18 лет забеременела от своего 49-летнего босса, отца семерых детей.
-r.jpg)
Астрид Линдгрен придумала свободную духом, одиночку по натуре Пэппи, чтобы подбодрить свою прикованную к постели во время болезни дочь Карин
(изображение: Alamy)
Позже Астрид признавала: «Девушки такие глупышки. Никто раньше не был серьезно влюблен в меня, а он был. Поэтому для меня все это было очень волнующе». Новорожденного сына она была вынуждена передать в приемную семью. Убитая горем, Астрид пыталась заработать на жизнь в Стокгольме, трудясь стенографисткой. Только в 1931 году, выйдя замуж, она смогла воссоединиться со своим ребенком.
Во время Второй мировой войны Линдгрен работала на сохранившее нейтралитет шведское правительство почтовым цензором. По ее словам, то была «грязная» работа, но зато мирное время позволило Астрид придумать для заболевшей пневмонией дочери, рожденной в 1934 году, забавную и дерзкую героиню в противовес фашизму.
Пэппи — мятежная, свободная духом, настоящий разрушитель. Кроме того, она – одиночка. Вряд ли Пэппи была бы такой, какой мы ее знаем, если бы первые годы взрослой жизни Линдгрен не были такими бурными.
По дороге из желтого кирпича
Линдгрен написала много других книг, пьес, эссе, регулярно появляясь в средствах массовой информации, и в конце концов ее имя стало известно во всем мире. Но именно благодаря Пэппи ее помнят и сегодня. После того, как в 1945 году вышла первая книга о ее приключениях, Пэппи всегда была в печати, и по сей день она любима во всем мире.
Сегодня детская литература не славится женскими персонажами. Помните видео, которое выпустила команда, работающая над «Бунтарками»? Названное «Если у вас есть дочь, вам нужно увидеть это», оно ярко продемонстрировало дискриминацию по половому признаку: мать и дочь убирали с полки все книги, в которых не было мужских персонажей (таких было три), затем все книги без женских персонажей (141), и наконец те книги, в которых женские персонажи были принцессами, оставив полку практически пустой. И все же Пэппи не единственная икона феминизма в беллетристике, и не самая первая.
-r.jpg)
Дороти Гейл знакомится с Трусливым Львом в иллюстрации Уильяма Денслоу для книги Лаймена Фрэнка Баума
(изображение: Alamy)
Почти за полвека до того, как Пэппи появилась из воображения Линдгрен, Лаймен Фрэнк Баум использовал полосы газеты, которую он редактировал в городке Абердин, штат Южная Дакота, чтобы поддержать американских суфражисток. Написав свою классическую сказку «Удивительный Волшебник из страны Оз», он создал ее героиню Дороти Гейл согласно своим убеждениям, а также по наблюдениям за сильными женщинами – пионерами, переживающим невзгоды на Великих Равнинах.
Торнадо и злые ведьмы наверняка порадовали бы Нэнси Блэккет! Нэнси можно назвать пацанкой. Ловкая морячка, наряженная в рубашку, шорты и пиратскую шапку, она к тому же дочь матери-одиночки, и этим, возможно, объясняются ее лидерские качества и находчивость.
Персонаж Нэнси встречается в девяти из двенадцати повестей серии «Ласточки и Амазонки» . Она помогла понять читателям 1930-х гг., что девочки могут быть не только домоседками.
Скорее всего она бы нашла общий язык с Петровой Фоссиль, одной из героинь книги
«Балетные туфельки». Оставленные своим приемным отцом, Петрова и ее сестры Паулина и Поузи обнаруживают сильное и заботливое сестринство в своем окружении. С помощью других женщин они нашли приключения и обрели финансовую независимость посредством занятий балетом и актерской деятельностью. По крайней мере, так можно сказать о Паулине и Поузи; Петрова же наиболее счастлива в кабине автомобиля, и в конце концов становится пилотом.
Эмма Уотсон, Ясмин Пейдж и Люси Бойнтон сыграли роли Паулины, Петровой и Поузи в экранизации 2007 года дебютного романа Ноэль Стритфилд «Балетные туфельки»
(изображение: Alamy)
«Балетные туфельки» — дебютный роман Стритфилд, — популярен и восемьдесят лет спустя. Среди его поклонников — Дж.К. Роулинг (по-видимому, она до сих пор его перечитывает).
Пэппи — первопроходец
Мадлен – героиня книг — знает, как выжать лучшее из не самой благоприятной ситуации. Кроме того, у нее смелости в избытке. Мадлен — самая маленькая подопечная Мисс Клавель в покрытом виноградом парижском пансионе, но при этом она любит снег и лед, не боится мышей и фыркает на саблезубых тигров в зоопарке. После того, как посреди ночи «скорая помощь» увезла ее для удаления аппендикса, Мадлен получает от своего обычно отсутствующего отца кукольный домик, а шрам носит с такой гордостью, что он становится предметом зависти ее одноклассниц.
По словам внука Бемельманса, автор, всегда чувствовавший себя изгоем, создал Мадлен исходя из собственного опыта. Но что замечательно в Мадлен — это то, что она и не стремится стать «своей», одной из толпы. Да и вообще, среди 12 девочек, которые проводят свои дни как команда по синхронному плаванию, Мадлен единственная как-то выделяется.

Вирджиния Ли Бертон создала смелую героиню в виде гусеничного трактора в книге «Кэти и снегопад»
(изображение: Aleph Bet books)
родилась всего на несколько лет позже Астрид Линдгрен, но ее детство было совершенно другим. Она выросла в Калифорнии, в художественной коммуне, а затем нашла себя в Массачусетсе, где написала и проиллюстрировала целый ряд книг с картинками, в том числе «Кэти и снегопад». Героиня этой книги смелая и крайне решительная. Она «очень большая и сильная, и может делать множество вещей». А еще Кэти является гусеничным трактором – гусеничным трактором женского пола.
«Паровозик Томас» только в 2017 году решил преодолеть свой гендерный дисбаланс, а «Кэти» появилась уже в 1943 году. Хотя два сына Бертон были целевой аудиторией всех ее детских историй, абсолютно все отважные машины, пыхтящие на изысканно изрисованных страницах, всегда женского рода: например, паровой экскаватор Мэри Энн и трамвайчик Мэйбелл. Сильные, трудолюбивые и независимые, эти женские персонажи показывают маленьким читателям, что мальчишкам не принадлежит монопольное право быть большими и сильными.

Героиня книги Луизы Фитцью шпионка Гарриет — здесь на кадре из фильма 1996 года — язвительная, злорадная и надменная
(изображение: Alamy)
Но истинное равноправие также позволяет не впечатлять. Именно это делает героиню книги «Шпионка Гарриет» — язвительная, злорадная и надменная. Она – полная противоположность Нэнси Дрю: вместо вязаных комплектов и желания всем угождать ей свойственны джинсы и пояс с инструментами. И в отличие от многих классических героинь-предшественниц, ей не приходится каяться. Гарриет — больше собирательница сплетен, чем сыщик. В конце повести она получает урок по такту, но в целом не избавляется от своих недостатков и абсолютно не раскаивается в своем поведении.
, выпущенной в 1964 году, такой интересной. Гарриет из известной книги – или это дурная слава? —Сила и достижения реальных женщин, которые сделали наш мир таким, какой он есть – вот о чем девочки и мальчики должны читать и мечтать. Но художественная литература представляет свои собственные уникальные истории, и хотя работы предстоит еще много, недолгий поиск приносит плоды в виде свободных от предрассудков героинь, которые могут вдохновить юных читателей с любыми предпочтениями. Салли Джей Фридман из книги Джуди Блюм, Матильда из одноименной повести Роальда Даля, Трейси Бикер из повести Жаклин Уилсон и Роузи Ривер, инженер из книги Андреи Бити — эти героини существуют во многом благодаря Пэппи и ее подругам-первопроходицам.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!