12 мая 2018 г., 15:59
5K
Как писать от второго лица
Если вы хотите создать что-то запоминающееся, то здесь вы найдете советы, которые помогут вам сделать это
Автор: Эммануэль Натаф
Вы — автор, который ищет, как бы создать шумиху в литературном мире. Вы хотите написать что-то необычное, настолько запоминающееся, что читатели по всему миру будут внимать вашему уникальному голосу.
Тогда вам в голову приходит мысль: написать историю от второго лица! Мы часто слышали то, что этого надо избегать. «Но правила созданы для того чтобы их нарушать», — говорите вы, загружая процессор своего воображения и разрабатывая историю, в которой главным местоимением будет «вы». Вы скоро поймете, что писать во втором лице гораздо сложнее чем кажется.
Многие авторы пытались или, по крайней мере, задумывались написать историю от второго лица. Это очень заманчивый вызов и отличный способ выделится. Но тот, кто уже пытался сделать что-то подобное, скажет вам, что это сложно и редко дает хороший результат. В этой статье мы рассмотрим, что получается, если писать от второго лица, предложим несколько советов и изучим нескольких авторов, у которых это успешно получилось.
Почему все ненавидят «вас»
Все литературные редакторы говорят одно и то же, когда дело заходит о произведениях от второго лица, и большинство из них абсолютно против.
«Я редко запрещаю авторам делать что-то, но целая книга, написанная во втором лице, может сильно утомить, — рассказывает редактор Кристен Стиффел, — особенно когда главный герой личность неприятная, как в "Яркие огни, большой город"».
Стиффел отсылает к дебютному роману
, который помещает нас в сцену с кокаиновой вечеринкой в Нью-Йорке 1980 года. Из-за повествования от второго лица читатель нервничает, чувствуя себя застрявшим в лифте с кокаиновым наркоманом.Яркие огни, большой город — исключение, которое только подтверждает правило: если кто-то уже сделал подобное, можешь не стараться. Читателям повествование от второго лица кажется странным и чуждым – а это последнее, что нужно автору, который хочет сблизить читателя с историей. Очевидно, что писать от второго лица сложно: нужно писать постоянные «вы», «вам», «о вас», которые отвлекают автора от основного сюжета, и следить, чтобы текст не был переполнен местоимениями.
Но если вы твердо решили писать от второго лица, то вот несколько советов для вас:
Советы для пишущих от второго лица:
1. Убедитесь, что история, которую вы рассказываете, подходящая.
Если вы пытаетесь сделать это только для того чтобы впечатлить читателей и получить славу, то это не причина. У вас должны быть причины, чтобы писать от второго лица, и вы должны учитывать опыт читателя.
Дебютный сборник рассказов Лорри Мур Самопомощь включает в себя несколько рассказов, написанных от второго лица. На первый взгляд, они написаны в жанре «сделай сам», в которых использование второго лица естественно. Но под этой «уловкой» скрываются истории о чувствительных и уязвимых персонажах. Кажется, что рассказчик скрывается под маской, возможно, для того, чтобы смягчить стыд от неловких моментов.
2. Избегайте повторений.
Когда вы пишете от второго лица, то рискуете без конца повторяться, напоминая не только читателю, но и себе, что пишете от второго лица. Чтобы избежать этого, литературный редактор Дэвид Киф предлагает писать истории без местоимений «вы», «вас» и «ваше».
«Я слышал, что это называется "подразумеваемое" второе лицо. Такие предложения уже не повествуют, а приказывают: "Посмотрите на воду. Жуйте медленно. Повернитесь лицом к стене"».
Что приводит нас к следующему совету…
3. Пишите в настоящем времени.
Если вы читали несколько книг от второго лица (например, Итало Кальвино – Если однажды зимней ночью путник ), то наверняка заметили, что большинство из них написано в настоящем времени. На это есть две причины.
Если цель использования второго лица в создании близости и актуальность событий, то использование прошедшего времени испортит это чувство и отдалит события. А еще настоящее время во втором лице сильнее распространено, например, в эпистолярных романах или в блогах. В подобных жанрах читатели привыкли ко второму лицу, а потому и реже жалуются на него.
4. Хорошего понемножку.
Неважно, как хорошо написана книга, второе лицо может стать для читателя сложным вызовом. В результате он может устать от слишком большой книги.
Нередко в книгах каждая глава написана с точки зрения разных персонажей. Некоторые писатели пошли дальше и экспериментируют, вставляя внезапные главы от второго лица. В книге Йена Бэнкса Пособник есть главы, которые написаны от лица журналиста, и главы в которых Бэнкс пишет во втором лице, с точки зрения убийцы.
Повествование от второго лица очень напряженное, поэтому иногда можно дать читателям передышку, чтобы облегчить чтение.
5. Выберите подходящую форму повествования.
Конечно, написание книги от второго лица это не самый очевидный выбор в 99% случаев, но что насчет 1%?
Некоторые форматы идеально подходят для второго лица. К примеру, мы уже упоминали книги «сделай сам». Блоги в стиле «сделай сам» адресованы прямо к читателю, несложно чуть-чуть развить их до романа. Есть эпистолярные романы и книги из серии «выбери себе приключение», которые часто используют второе лицо. Поверхностно? Да, так и есть. Но второе лицо популярно в этих форматах естественно – и это работает.
6. Попробуйте свои силы в рассказе
Из-за своей постоянности второе лицо более популярно в рассказах, чем в романах. С повествованием во втором лице экспериментировали такие писатели как
и , и не они одни. И сначала нужно попробовать написать маленький рассказ, прежде чем писать роман в семьдесят тысяч слов.Помните, что к написанию рассказа правила такие же: для того чтобы выбрать повествование от второго лица, у вас должна быть весомая причина, а иначе придется обратиться к более распространенному виду повествования.
Эммануэль Натаф – исполнительный директор Reedsy, платформы, которая объединяет авторов и издателей с лучшими редакторами, дизайнерами и продавцами. С 2015 года Reedsy выпустили более пяти тысяч книг.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!