Опубликовано: 17 апреля 2025 г., 18:22
281
Пронзительный, брутальный приквел «Голодных игр» уже здесь. И он великолепен

Рассвет жатвы погружает в трагическую историю Хеймитча Эбернети, ментора из оригинальной трилогии «Голодных игр».
Семнадцать лет минуло с момента публикации первой книги цикла. За прошедшие два десятилетия роман разросся до трех книг, пяти фильмов, бесчисленного количества костюмов на Хэллоуин, фанфиков и мемов. Поэтому анонс пятой книги серии и грядущей экранизации приквела вызвал опасения, что франшизу ждет судьба многих популярных проектов — раздувание, продиктованное коммерческой выгодой.
Однако «Рассвет жатвы» — это пронзительное и значимое дополнение к «Голодным играм», обогащающее жестокий мир Панема новыми, важными деталями. Это второй приквел, написанный Коллинз после оригинальной трилогии о Китнисс Эвердин, юной революционерке, вынужденной сражаться на арене Голодных игр и в конечном итоге восставшей против деспотичного Капитолия. Первый приквел, Баллада о змеях и певчих птицах , рассказывает о юности Кориолана Сноу, заклятого врага Китнисс, показывая его путь от обедневшего, но амбициозного ментора ранних трибутов Голодных игр к фашистскому лидеру.
В «Рассвете жатвы» Коллинз обращает своё внимание на Хеймитча Эбернети, безнравственного алкоголика, но яростного ментора, тренировавшего Китнисс в оригинальной серии.
Коллинз во втором приквеле поставила перед собой более сложную задачу: если предыстория Сноу была по большей части пустой, то общие черты характера Хеймитча уже были очерчены. В оригинальной книге мы узнаем, что Хеймитч выиграл 50-е Голодные игры, а по возвращении домой столкнулся с трагедией, организованной Капитолием. Учитывая известную судьбу героя, возникает вопрос: стоит ли возвращаться назад и описывать ужасающие подробности?
Но, раскрывая историю Хеймитча, Коллинз создает проницательный портрет пропагандистской машины и того, как укореняется авторитаризм.
Книга начинается, как и оригинал, в шахтерском районе Дистрикта 12 в день жатвы, который также является 16-м днем рождения Хеймитча. Прошло пятьдесят лет с момента подавленного восстания против Капитолия, и с тех пор каждый год посредством лотереи выбираются по одному мальчику и девочке в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет из каждого дистрикта, чтобы сражаться насмерть на Голодных играх.
Хеймитч, юный подмастерье самогонщика, мечтал о том, чтобы спасти мать и младшего брата, построить светлое будущее с возлюбленной, Ленор Дав, и держаться подальше от проблем. Но в этом году Игры были жестче: в ознаменование второго Четвертного дня подавления беспорядков от каждого округа выбирается вдвое больше трибутов. Изначально, Хеймитч избежал отбора, но когда второй мужчина-трибут погиб на церемонии, вместоо него был выбран Хеймитч.
Сюжет, который разворачивается дальше, содержит знакомые моменты из историй «Голодных игр»: поездка на поезде в Капитолий; когнитивный диссонанс от восприятия его роскоши и ужасов; пышность и борьба за союзников и спонсоров; и, конечно же, бесчисленные кошмары Игр. Много моментов было также взято из оригинала трилогии, включая Бити, бывшиго победителя Третьего округа, чей двенадцатилетний сын Амперт был выбран в наказание за попытку его отца саботировать сеть коммуникаций Панема. Пока Амперт организует наиболее уязвимых трибутов в альянс, его отец вербует Хеймитча, чтобы тот помог устроить диверсию на арене, надеясь положить конец Голодным играм раз и навсегда
Сьюзен Коллинз не утратила своего мастерства в создании гнетущей атмосферы ужаса. Арена, представшая перед трибутами, — это цветущий сад, полный земных кошмаров, где разворачиваются леденящие кровь сцены. Мы снова оказываемся соучастниками гротескного вуайеризма, наблюдая, как испуганных, измученных детей казнят все более жестокими способами; особенно тревожной выглядит смерть от рук генетически модифицированных белок.
Что спасает творчество Коллинз от скатывания в пыточное порно, так это жестокая человечность, которой она наделяет своих персонажей. «Рассвет жатвы» представляет собой яркий актерский состав, особенно трибутов из Дистрикта 12: не по годам развитую Луэллу, прагматичного Уайетта и удивительно сообразительную Мейсили. Коллинз искусно передает тоску и нежность каждого персонажа, их юмор и непоколебимую надежду, когда они отказываются следовать сценарию Капитолия. Это и есть суть антиутопической литературы: высветить самые темные уголки тирании и показать, как обычные, но решительные люди способны сокрушить ее.
«Рассвет жатвы» перегружен поэтическими аллюзиями (отрывки из Эдгар Аллан По - Ворон навязчиво повторяются) и отсылками к текстам песен. Роман предваряют четыре эпиграфа, два из которых принадлежат шотландскому философу , оказавшему, по словам Коллинз, влияние на создание книги. Если бы я могла добавить еще один эпиграф, я бы выбрала слова антрополога Маргарет Мид: «Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа вдумчивых, преданных своему делу людей может изменить мир; на самом деле, это единственное, что когда-либо изменяло мир».
Дженнифер Харлан (Jennifer Harlan)
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!