Опубликовано: 29 мая 2024 г., 00:35 Обновлено: 31 мая 2024 г., 01:09

46K

Джейк Джилленхол — Икона Нуара

37 понравилось 1 комментарий 9 добавить в избранное

Персонажи Джейка Джиленхола всегда несколько безумны, и его роль в «Дом у Дороги» не стала исключением

Ремейк «Дом у дороги» авторства Дага Лимана, большую часть хронометража, создает солнечное и беззаботное впечатление, как и его место действия — Флорида-Кис. Элвуд Далтон (Джейк Джилленхол, заменивший Патрика Суэйзи из оригинала) — работает вышибалой в баре «Дом у дороги». В начале фильма он тот самый добрый здоровяк, который задаст взбучку местной мафии, но после этого отвезет их в больницу. Однако ближе к концу фильма, герой Далтона переступает границу добра и зла и оказывается в пантеоне нуар персонажей Джилленхола

По ходу фильма Далтон терпит ряд неудач, серьезных настолько, что его психика раскалывается надвое. В сцене ближе к финалу, он перерезает горло безоружному человеку, стреляет в него и использует труп в качестве рычага давления на коррумпированного копа. Ситуация полностью безумная, но Далтон сохраняет невозмутимость. Его глаза светятся жестоким добродушием и на несколько минут главный герой предстает нам серийным убийцей, а не сражающимся монахом. Затем фильм, словно удивился данным поворотом событий, вновь становится традиционным боевиком, а Далтон возвращается к более привычным задачам, таким как спасение девушки и избиение плохих парней.

Одна эта сцена ставит «Дом у дороги» в один ряд со «Стрингер», «Скорая» и другими нео-нуарными произведениями, в которых Джилленхол играет некую вариацию нервного психопата, подрывая свой образ кинозвезды. Он последний в длинной череде чрезвычайно фотогеничных актеров, которые используют жанр нуара, чтобы поиграть с дихотомией между блаженной внешностью и чудовищным внутренним миром. И в этом Джилленхол хорош.

Фильм «Стрингер» (2014) — пожалуй, лучший пример его нуар-ориентированных персонажей. Джилленхол играет Лу Блума, новостника из Лос-Анджелеса. По ночам он снимает аварии и убийства, а затем продает отснятый материал местным новостным каналам. Манипуляцией и ложью, он прокладывает себе дорогу к успеху, без колебаний подстраивая ситуации, приводящие к смертям и катастрофам. Для этой роли Джилленхол сильно похудел, придав лицу голодное выражение стервятника, а также избавил персонажа ото всех положительных черт. Если только вы не считаете убийственную амбициозность положительным качеством.

Роль в «Стрингер» не стала исключением среди его морально порочных ролей. К примеру, фильм Майкла Бэя «Скорая» (2022). Дэниел Шарп в исполнении Джилленхола и его приемный брат Уилл грабят банк и угоняют карету скорой помощи. Весь фильм снят в безумном темпе: кадры меняются хаотично, движения камеры хаотичны, как накачавшаяся метамфетамином ворона, выхватывая каждого персонажа под невозможным ракурсом. Джилленхол предстоит настоящим злодеем, из тех, кто обезоружит добрым словом и харизмой, но через несколько минут наставит оружие в лицо врачу скорой помощи.

По мере нарастания кризисных ситуаций в фильме, бойкость Джилленхола переходит в чистую социопатию; это намек на его более позднюю роль в «Доме у дороги», а также отсылка на кульминационный крик Джеймс Кэгни в фильме «Белая горячка» (1949):

o-l.jpg
03:11

Не все его персонажи испорчены одинаково, даже если они скрывают в себе темную сторону. В «Пленницы» он играет детектива, который начинает срываться под давлением раскрытия дела о похищении, чередуя взрывные допросы и нервные срывы, как в этой сцене:

o-l.jpg
02:19

Если расположить интенсивность нуар-спектаклей Джилленхола на шкале, где «Стрингер» стоит на отметке 10 (максимально мрачный), а его детектив в «Пленницах» колеблется около 5 (типичный антигерой в стиле извращенного нуара), то его роль в фильме Дэвида Финчера о серийном убийце «Зодиак», вероятно, оценивается в 1 или 2 балла. В фильме рассказывается история поиска самого известного убийцы Северной Калифорнии, где Роберт Грейсмит в исполнении Джилленхола является карикатуристом. Он ведет самостоятельное расследование, параллельно с полицией и репортерами, и в значительной степени выступает аватаром зрителя. В данном случае нервный фейерверк в основном исходит от Роберта Дауни-младшего в роли Пола Эйвери.

o-l.jpg
03:07

Джилленхол — не первый актер, который использует нуар, чтобы показать свой актерский диапазон, и то, что он может играть негативных персонажей; эта традиция восходит к золотому веку жанра, когда каждый сердцеед, от Кирка Дугласа до Фреда Макмюррея, также не раз были замечены в фильмах, где их роль заметно отличалась от привычного зрителю образа.

Не много звезд решаются на такие эксперименты. Том Круз в «Соучастник» отлично справился с ролью киллера-социопата, балансирующего на грани нервного срыва. Показав миру, что такие роли ему по плечу, он, однако, решил больше не возвращаться к подобным амплуа.

Но Джилленхол похоже, ничего не может с собой поделать. Даже в таком фильме, как «Дом на дороге», где другая звезда потребовала бы сценарий, который однозначно подчеркивал героизм главного героя, он склонен привносить в него моральную двусмысленность, если не психопатию. В чем-то он ближе к Майклу Шеннону, чем к Тому Крузу, и его готовность исследовать глубины порочности человеческой души, делает его невоспетым героем фильмов нуар.

Ник Колаковски  

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
37 понравилось 9 добавить в избранное

Читайте также

Комментарии 1

Другие статьи