Опубликовано: 12 мая 2023 г., 19:31
18K
Почему дети не влюбляются в чтение

Подсказка: дело не только в гаджетах
Сегодня, когда я объясняю таким же, как я, родителям, что пишу романы для детей с пятого по восьмой класс, нередко в ответ следует виноватое признание: «А мой ребенок не читает — по крайней мере, не так, как я». Я прекрасно понимаю, что они чувствуют: мои подростки тоже не читают столько, сколько я в их возрасте. Когда я была в начальной школе, то уплетала все подряд: мистическую классику вроде «Ведьмы с пруда Черных Дроздов» и игровые серии наподобие «Выбери свое приключение». К средней школе я уже читала объемные взрослые романы — скажем, работы и . Но не все дети такие заядлые читатели. Сейчас родители начинают понимать, что все меньшее количество детей читает много и запоем ради удовольствия.
Большую роль в этом, несомненно, играет привлекательность и повсеместность гаджетов (у большинства американских детей к возрасту 11 лет уже есть смартфоны), а также потеря знаний во время пандемии. Но это еще не все. Исследование, которое проводилось Национальной оценкой прогресса в образовании (NAEP) незадолго до пандемии, показало, что процент 9-летних и 13-летних детей, которые утверждают, что каждый день читают ради удовольствия, упал в два раза с 1984 года. Недавно я обсудила эту тенденцию с педагогами и библиотекарями. Они выдвинули много предположений, но одно из наиболее убедительных — и удручающих – состоит в том, как наша система образования учит детей относиться к книгам.
Больше всего о чтении в детстве я помню то, как влюблялась в персонажей и истории; я восхищалась Маргарет
и Ральфом С. Маусом . В Нью-Йорке, где я в начале 80-х училась в государственной начальной школе, проводились тесты на уровень чтения и понимания прочитанного. Чтение как можно большего количества книг и эмоциональное вовлечение в них воспринималось лишь как способ развить необходимые навыки. Аналитический подход к чтению, кажется, убивает естественное наслаждение. Критическое чтение — это важный навык, особенно для поколения, которое просто тонет в информации, большая часть которой ненадежна и не заслуживает доверия. Но заострение внимания на анализе прочитанного обходится в большую цену: теряется любовь к книгам и рассказыванию историй.Это пренебрежение историями начинается уже в начальной школе. Возьмем задание из Основного государственного стандарта по английскому языку для третьеклассников, который широко используется в США: «Дайте определение словам и фразам, встречающимся в тексте, учитывая их буквальное и переносное значение». Чтобы дать представление об этом задании, можно привести забавный пример: в классической «Амелии Беделии» ( Amelia Bedelia ) служанке, имя которой вынесено в заглавие, дают поручение «задернуть шторы, когда выглянет солнце», а она вместо этого рисует занавески (draw – задернуть, нарисовать — прим. пер.). Вот какой способ обучения предлагает педагог, имеющий опыт в написании учебных программ в соответствии с Основным стандартом: сначала учитель объясняет понятия буквального и переносного значений, а затем дети читают один параграф из «Амелии Беделии» и письменно отвечают на вопросы.
Для всех, кто понимает, как устроены дети, это задание звучит как угодно, только не захватывающе: лучший способ представить детям некую абстрактную идею — это увлечь их историей. Понятие переносного значения становится в сто раз интереснее и понятнее, особенно для восьмилетнего ребенка, если он может сперва посмеяться над выходками Амелии. Самое веселое в чтении — это процесс знакомства с персонажем и наблюдение за конфликтами, с которыми он сталкивается. Для большинства детей перепрыгнуть на параграф в середине книги — это столь же увлекательно, как уборка в комнате.
Но, как объяснили мне несколько педагогов, появление законов о подотчетности и соответствующей политики (например, программы «Ни одного отстающего ребенка», утвержденной в 2001 году) и высокоуровневые экзамены, основанные на этих стандартах, будь то Основной стандарт или его альтернативы в штатах, оказало огромное давление на воспитателей, которые вынуждены преподавать согласно программе в ущерб передовым практикам. Дженнифер Лагард, учительница и библиотекарша в государственной школе, рассказала, что после одной из таких практик — чтения вслух в классе — дети непременно просят посоветовать похожую книгу. Но теперь чтение вслух омрачено необходимостью удостовериться, что все дети усвоили стандарты, которые ожидают их на тестировании: с начала пандемии эта задача еще больше усложнилась. «Выросло целое поколение детей, у которого чтение ассоциируется с оценками», — говорит Лагард.
К средней школе не хватает времени не только на активности вроде чтения вслух.
— Согласно инструкциям, огромное внимание уделяется анализу отрывков, — утверждает Лагард, которая преподавала в этой возрастной группе. — Недавно подруга рассказала мне, что учитель ее ребенка в средней школе показал детям «Убить пересмешника» . Он объяснил, что на чтение отведено несколько месяцев, но они могут не успеть прочесть всё до конца. Она удивилась: как можно не успеть закончить «Убить пересмешника»? Я с ней полностью согласна. Нельзя научить детей любви к чтению, если твоей главной целью даже не является прочтение книги до конца. Лучшая награда — это эмоциональная отдача в кульминационном моменте истории; если ребенок не дочитал до того, как Аттикус Финч защищает Тома Робинсона в суде, и не узнал тайну Бу Рэдли, то ему недостанет впечатлений.
Конечно, не каждый учитель сосредотачивается на коротких отрывках в ущерб сюжету. Но вследствие этого широко распространенного мнения (что чтение книги — это обязательно анализ от корки до корки) дихотомия «низкое/высокое», которая всегда существовала в детской литературе (сравните «Дающего» и цикл «Ужастики»), теперь, кажется, получила еще большее распространение. «Как вы называете книги, которые дети читают просто для веселья?», — спросила недавно писательница книг для среднего школьного возраста в своем Twitter. Учительница пятых классов на пенсии была озадачена этим вопросом: «Я никогда не думала о книгах как о «веселых», — написала она. — Я бы выразилась так: отличная, забавная, трогательная… Но на самом деле многие книги веселые!».
Но, кажется, детям не прививают идею, что любое чтение может доставлять удовольствие. Даже если большинство учеников средних классов прочитали «Дневник слабака» , у них не появляется желания приступить к более трудному чтению. Более длинные книги считаются менее «веселыми». Кроме того, после пандемии некоторые библиотекари, учителя и родители заметили у детей снижение способности концентрироваться на чтении. Эти обстоятельства выражаются в недавно появившемся спросе на более короткие книги. Но никому не приходит в голову предположить, что это — не такое уж удивительное последствие того, что детям приходится взаимодействовать с литературой в виде коротких отрывков.
Нам нужно считаться с потребностями детей: сейчас я пишу более короткие и менее сложные истории. В то же время нужно докопаться до корня проблемы: причина не в длине книг, а в системе образования. Нельзя позволить тестам контролировать то, как преподают учителя: результаты медленного чтения, может, и легко измерить, но оно не заставит детей влюбиться в книги и истории. Учителям нужна свобода преподавать подходящим для возраста и развития способом с использованием книг, которые, как они знают, увлекут детей и бросят им вызов (теперь, когда доступно так много разнообразных книг и героев, как никогда раньше, есть возможность порадовать более широкий круг читателей). Детям необходимо больше читать, и вместо простого анализа абзацев следует поощрять их взаимодействовать с книгами так же, как с «веселыми» сериалами, видеоиграми и телешоу.
Молодое поколение должно испытывать удовольствие от повествовательного путешествия, установления эмоциональной связи с персонажами (включая тех, кто отличается от них самих) и желания знать, что же случится дальше — и от того, что наконец это выяснили. Это магия, которое творит чтение. Но если разобрать историю на части и узнать, как она устроена, не успев исследовать все ее чудеса, то рискуешь разрушить все волшебство — как и с любым магическим фокусом.
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Авторы из этой статьи
Читайте также
Комментарии 11
Показать все

Мне всё-таки кажется, что дело в гаджетах. В СССР развлечений было – тщательно отобранные цензурой авторы, так же тщательно отобранное цензурой кино, и гуляние во дворе. Понятно, что при таком раскладе даже Халдор Лакснесс продавался многомиллионными тиражами.
А сейчас хочешь – новости читай, хочешь – в соцсетях общайся, смотри Ютуб, Инстаграм и Тикток, хочешь – онлайн-кинотеатры, хочешь – компьютерные игры, хочешь – даже порнушку в сети смотри. Понятно, что чтение – сложные углеводы, – никогда не победят в конкурентной борьбе с быстроуглеводными шоколадками других развлечений. Время же не резиновое, проиграл в Плейстейшн весь вечер – значит, в этот вечер читать уже не будешь.

milenat, Вот и получается, что проблема в извращении понятия "свободы" слова, которое упразднило избирательное чтение и все отдало на откуп мусорному мышлению. Вот дети и копаются в мусорке и пробуют все что не попадя на детский зубик. Зубики крошатся и вот уже выросло беззубое существо, которому нравится жидкий шоколад вместо жёсткого. Появляются новые требования к питанию, а проблема остаётся незамеченной жертвами извращенцев технологического прогресса.

LogikaKyrgyz, Господи, вы под каким камнем просидели последние 30 лет

Я люблю читать не благодаря, а вопреки урокам литературы. Читать я научился задолго до школы и был уверен, что книга - источник самых разных впечатлений и читать это здорово.
Если бы я учился читать вместе с остальными детьми в рамках программы школы, то от книг бы меня тошнило. Какие скучные, морализаторские и фальшивые тексты приходилось читать и пересказывать, маленький Володя сломал об коленку линейку сестры - и тут же пошел признаваться, потому что он был очень честный мальчик. Как вспомню, так вздрогну. Утешением была книжка, заложенная конфетной оберткой на самом интересном месте и ждущая меня дома. И учительница была у нас обиженная жизнью мымра, заставляла учить правила, а я их терпеть не мог, я просто зрительно помнил, как писать то или иное слово, мне не нужны правила, диктанты всегда писал на пятерки и четверки.

Количество информации слишком большое, и мозг старается сократить срок ее получения, поэтому чтение здесь кажется наиболее энергозатратным современным детям 7-10 лет. У нас сейчас начали водить на экскурсии в библиотеку, начиная с детсадовского возраста, дома были книги, но про ту же библиотеку мои дети узнали только когда старшая пошла в школу, потому что какое-то время я сама не читала, а потом ассортимент "Фикспрайса" пополнил мои полки и обеспечил бумажным чтением (еще, кстати, не все прочитано)
Ага, и у них тоже так же.
Я еще когда учился в школе, считал, что манера преподавания литературы убивает интерес к чтению. За много лет мое мнение не поменялось. На уроках занимаются чем угодно - добиваются N слов в минуту, изучают биографии писателей, историю, рассказывают о том, что хотел имел в виду автор, написав вот это предложение... Все, это хорошо и нужно, но не первично. На уроках литературы должны учить читать, любить книги и вырабатывать вкус. Почему вот здесь так классно текст звучит (чтение вслух, а как же)? Почему мы сопереживаем тут и не сопереживаем там, хотя казалось бы? Почему этот текст считается плохим, если мне нравится? В идеале учитель должен быть человеком, с которым можно обсудить любую книгу, даже (особенно!) вне программы. А еще посоветовать что почитать каждому ученику индивидуально.
Мне повезло - у меня случилась в жизни такая учительница. Про что только мы с Верой Андреевной не разговаривали на уроках! Всегда про литературу, конечно, но выходили на такие странные темы... Могли начать с Наташи Ростовой и минут 10 обсуждать стоит ли девушкам брить ноги. Читали Высоцкого, когда его еще не было в программе и даже фантастику, в то время как министерство образования делало вид, что такого жанра не существует. Эх, скучаю по урокам литературы.