17 февраля 2023 г., 12:32

40K

10 любимых фильмов Кадзуо Исигуро

62 понравилось 2 комментария 30 добавить в избранное

Кадзуо Исигуро  — писатель-лауреат Нобелевской премии по литературе, сценарист и автор текстов песен. Он родился в городе Нагасаки (Япония) в 1954 году, и когда ему было 5 лет, вся семья Исигуро переехала в Великобританию. Сегодня Кадзуо Исигуро знает весь мир, его книги были переведены более чем на пятьдесять языков, а романы Остаток дня  и Не отпускай меня  были успешно экранизированы. В 2018 году он был удостоен титула рыцаря-бакалавра Соединённого Королевства, вдобавок к уже имеющейся у него степени кавалера французского Ордена Искусств и литературы, а также второй степени японского Ордена Восходящего солнца. Последний сценарий к фильму «Жить» («Living», 2022 год) стал переосмыслением драмы Акиры Куросавы «Жить» («Ikiru», 1952 год). Кадзуо Исигуро входит в состав жюри Каннского, Венецианского и Лондонского кинофестивалей.

ДЖОЗЕФ ФОН ШТЕРНБЕРГ

Шанхайский экспресс

картинка EvaBES

«Шанхайский экспресс» — это фильм о поезде, а я очень люблю фильмы о поездах. Я имею в виду те фильмы, в которых все события разворачиваются в поезде, в которых поезд становится центральным звеном фильма, цельным миром. Но такие фильмы, как «На север через северо-запад» (1959) я не учитываю — в них герои едут на поезде просто так, без двойного смысла. В этом фильме можно увидеть Марлен Дитрих во всей красе. Её образ в «Шанхайском экспрессе» ничуть не уступает другому ее образу в фильме «Обесчещенная, или Агент Х-27» (1931), наоборот, в этом фильме мы видим ту Марлен, которая не боится разрушить свою репутацию неоднозначной ролью. Ее зрелая чувственность — томность женщины, которая прожила долгую, сложную жизнь — обнажает слой за слоем все грани характера ее героини. Остальные актёры тоже играют на высоком уровне, особенно Анна Мэй Вонг, чьё мастерство почти превосходит талант Марлен Дитрих в совместных сценах. Этот фильм снят очень красиво — почти в стиле немецкого экспрессионизма. Он очень смел как в отношении сексуальных, так и расовых мотивов, изображаемых в фильмах того времени. Фильм совсем не затянут, но после его просмотра кажется, будто ты только что посмотрел нечто грандиозное.

ФРЭНК КАПРА

Это случилось однажды ночью

картинка EvaBES

Я выбрал этот фильм по той простой причине, что он является образцом своего жанра — эксцентрической (или бурлескной) комедии 30-х годов прошлого века. Подобные фильмы гармонично сочетают в себе элементы таких жанров, как романтическая комедия и критический комментарий. Во времена Великой депрессии, когда Американская мечта, идеализированная Голливудом, рушилась, необходимо было найти средство всеобщего увеселения и ободрения. Эти фильмы одновременно и увлекают нас историями о любви, и показывают, как зарождался современный феминизм. Женские персонажи той эпохи были уникальны. Как правило, это женщины, которые, подобно героине Клодетт Кольбер в этом фильме, полны решимости не позволить социальному положению или образу, который был им навязан, определять их жизнь. Героиня Кольбер — девушка из состоятельной семьи, которая по стечению обстоятельств отправляется в путь и встречает обычного парня из рабочего класса, сыгранного Кларком Гейблом. Этот фильм размышляет о непрочности Американской мечты, но остаётся легким, романтичным и смешным.

СТЭНЛИ КУБРИК

Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу

картинка EvaBES

Кубрик создал много шедевров, но этот — мой любимый. Я смотрел его по телевизору, когда был маленьким. Этот фильм удивительным образом сочетает в себе несочетаемое: блестяще переданный Кубриком наимрачнейший образ ядерной войны в рамках совершенной комедии. При просмотре я сразу понял, что «Доктор Стрейнджлав...» превосходит фильм «Система безопасности» (1964 год), который вышел почти в то же время. Фильм Кубрика раскрывает ту же историю с точки зрения очень мрачной комедии. Мне нравятся все три персонажа, которых сыграл Питер Селлерс, все они отличаются друг от друга. Однако в фильме также присутствуют и другие не менее замечательные персонажи, например, сумасбродный генерал, чью роль исполнил Стерлинг Хейден. Хейден в своих фильмах часто выглядит так, будто его шарахнули чем-то тяжелым по голове, и в этом фильме эта его особенность очень кстати. Режиссер делает просто гениальный ход — в тот момент, когда вы понимаете, что человеческая раса вот-вот будет стерта с лица земли, вы вдруг видите ковбоя, который с гиканьем мчится верхом на атомной бомбе. Вот он, достойный способ объявить о закате человечества!

МАЙКЛ ПАУЭЛЛ И ЭМЕРИК ПРЕССБУРГЕР

Жизнь и смерть полковника Блимпа

картинка EvaBES

Этот фильм далеко не так хорошо известен, как мне того хотелось бы. Три дня назад я был в гостях, и кто-то упомянул этот фильм в разговоре за ужином. Оказалось, что, кроме меня, из присутствующих об этом фильме никто не слышал. Как по мне, это один из лучших английских фильмов. Пока я его не посмотрел, я думал, что все английские фильмы — это что-то черно-белое, простенькое и незатейливое. Но этот фильм грандиозен. Фильм охватывает сорок лет жизни британского офицера (в исполнении Роджера Ливси) и рассказывает нам о его дружбе с офицером немецкой армии (в исполнении Антона Уолбрука), протянувшейся всю первую половину ХХ века, и о том, во что эта дружба переросла, когда во главе Германии встали нацисты. Фильм был снят в 1943 году, и в то время создатели фильма не могли знать, как закончится Вторая мировая война. Герой Уолбрука по ходу фильма сначала противится нацизму, а потом и вовсе бежит от него. Он теряет все, но их дружба продолжается. В фильме также показаны особенности английского национального характера, как самые прелестные его стороны, так и откровенно глупые. Я впервые посмотрел его в середине восьмидесятых, после того как Мартин Скорсезе буквально вернул его к жизни, добившись его реставрации. Его тогда снова показывали в кинотеатрах, и для меня этот фильм стал настоящим откровением. После фильма я вернулся домой и принялся писать «Остаток дня».

ГИЛЬЕРМО ДЕЛЬ ТОРО

Лабиринт Фавна

картинка EvaBES

Я считаю Гильермо дель Торо одним из самых выдающихся деятелей современного кинематографа. Любой, кто смотрит «Лабиринт Фавна» остается под впечатлением. Это фильм о той роли, которую играет воображение в нашей жизни. Ведь когда наша жизнь разваливается на части, нам всем хочется убежать в мир фантазий. В основе сюжета лежит история о несчастной девочке, рассказанная ей самой. В фильме превосходно сочетаются элементы нескольких жанров: фэнтези, анимации и военного эпоса. Что мне нравится больше всего, так это то, что фэнтези в этом фильме — не просто таблетка от гнетущей реальности. В том месте, куда она попадает, ей удаётся обрести себя, осознать, что для нее действительно важно. Всё это делает события фильма очень трагичными и прекрасными одновременно. Фильм отдаёт дань мужеству и благородству человеческих стремлений и показывает, каким страшным может быть мир вокруг нас.

ЖАК ДЕМИ

Шербурские зонтики

картинка EvaBES

Когда думаешь про этот фильм, в голове всегда звучит музыка Мишеля Леграна. И это неудивительно, ведь герои больше поют свои реплики, чем просто произносят. Многие люди обращают внимание на смелые сочетания цветов, использованные в фильме. Но основной нитью через фильм тянется мысль о том, что наша жизнь нам не подвластна. Это фильм о судьбе. Допустим, если вы влюбились без памяти, вы не сможете контролировать свои мысли и ситуацию вокруг — обстоятельства извне будут влиять на ваши мысли, чувства и действия. Концовка этого фильма — само воплощение светлой грусти. Я познакомился с «Шербурскими зонтиками» довольно поздно — в середине девяностых — уже после его реставрации. Я никогда не стремился увидеть его. Но после его просмотра я был поражён. Это невероятное произведение.

АЛЬФРЕД ХИЧКОК

Леди исчезает

картинка EvaBES

Раньше я часто говорил, что этот фильм — лучшее, что Хичкок мог сделать до переезда в Америку. Но потом мое мнение изменилось, и теперь я говорю, что это лучшее, что он сделал за всю свою карьеру. Он полон романтики и элементов романтической комедии. Во многих фильмах прошлых лет свидания героев какие-то странные, устаревшие, они только усложняют отношения между героями. Но химия между героями Майкла Редгрейва и Маргарет Локвуд совсем не выглядит таковой. Они молоды, влюблены, и у нас не возникает никаких сомнений, что их тянет друг к другу.
Фильм был снят до начала Второй мировой войны, поэтому в самом конце мы видим, как играючи поднимается самый серьезный вопрос того времени: покоряться или нет нацистской Германии. Без надрыва, совсем не серьезно. У фильма есть все: прекрасная режиссура, безукоризненный сценарий и актёры, идеально подходящие на свои роли. Мне нравятся и более поздние шедевры Хичкока, но именно этот фильм представляется мне наиболее знаковым.

ЯСУДЗИРО ОДЗУ

Поздняя весна

картинка EvaBES

Я должен был выбрать какой-нибудь из фильмов Одзу, ведь он, наверное, мой самый любимый режиссёр. Отношения отца и дочери, лежащие в основе «Поздней весны» — это тема, к которой Одзу в своих работах возвращался несколько раз. И, как это ни странно, режиссёры не очень часто поднимают её в кино. Это фильм о душевной щедрости, которая необходима каждому родителю, чтобы отпустить своего ребенка, то, что должны сделать все родители, если они любят своего отпрыска и желают ему счастья. Одзу обычно снимает эти свои истории от лица отца, которого обычно играет Тисю Рю — великий актёр, который напоминает мне Билла Найи. Отец в «Поздней весне» знает, что в старости, после того как его дочь выйдет замуж, его ждет полное одиночество, но несмотря на это он все равно старается выдать ее замуж, так как уверен, что это обеспечит ей счастливую жизнь. Любовь — это не только случайная встреча двух людей и следующая за этим свадьба, но и сложное чувство, как в этом фильме. Люди часто идут на большие жертвы ради тех, кого они любят, и все самые серьезные фильмы Одзу затрагивают эту тему.

АКИРА КУРОСАВА

Жить

картинка EvaBES

Я впервые увидел этот фильм, когда мы уже жили в Англии, но я был достаточно юн, на меня он произвел огромное впечатление. И не потому, что «Жить» — почти единственный японский фильм, который можно было увидеть в Англии в то время. Просто что-то в нем меня действительно зацепило, что-то вселяющее надежду, что-то, что я пронес через всю юность и студенческие годы во взрослую жизнь. В фильме говорится, что необязательно быть гением, чтобы жить свою жизнь. Необязательно совершать великие подвиги, за которые вам будет благодарен весь мир. Скорее всего, жизнь будет относительно обыденной — по крайней мере, это то, что я себе представлял. Большинство из нас живет очень скромной, предсказуемой жизнью, несется в потоке ежедневной рутины. Но если очень сильно постараться, даже самая непримечательная жизнь может заиграть другими, более насыщенными, красками. Главный посыл этого фильма сильно отличается от посыла, скажем, Рождественской песни , в которой главный герой вдруг осознает, что он довольно-таки неприятный тип, а потом преображается за одну ночь. Так же сильно он отличается и от фильма «Эта замечательная жизнь», в котором герой думает, что его жизнь ничтожна, но на самом деле это не так, ведь его жизнь полна удивительных событий. Смотря «Жить», я понимаю, что не должен бездеятельно наблюдать, как моя жизнь проходит мимо. Это совсем не просто, но мы обязаны выбираться из своей скорлупы. Я надеюсь, что молодое поколение зрителей увидит данный посыл в новой адаптации фильма «Жить», который мы с Оливером Херманусом создавали вместе.

ЖАН-ПЬЕР МЕЛЬВИЛЬ

Красный круг

картинка EvaBES

То, что я скажу, может показаться спорным, но мне кажется, что французское жанровое кино более насыщенно и реально, чем фильмы Новой Волны. Именно в триллерах и фильмах о гангстерах французский кинематограф выплескивает весь ужас, творившийся во времена немецкой оккупации. Война во Франции заканчивается, и молодые режиссеры Новой Волны начинают выпускать фильм за фильмом. В этих фильмах нет даже намека на произошедшие события, они никак не отражают последствий войны, которые эхом резонируют во французском обществе. А вот в триллерах это все есть. Они рассказывают о благородных преступниках и о продажных и вероломных политиках и полицейских. О том, насколько можно довериться товарищу. «Красный круг»— фильм о дружбе двух парней, в которой как будто есть романтический подтекст (очень завуалированный). И еще в этом фильме есть абсолютно немая сцена ограбления, которая длится больше двадцати минут. В ней нет ни одного звука, не говоря уже о репликах героев! Ален Делон в этом фильме — просто виртуоз своего дела. В жанре «французский нуар» снято много достойных фильмов. К ним относятся работы Анри-Жоржа Клузо, Жака Беккера и Жюльена Дювивье, но Мельвиль — истинный художник, и его «Красный круг» — мой любимый нуарный фильм.

Кадзуо Исигуро

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

Источник: Kazuo Ishiguro’s Top 10
В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы

Авторы из этой статьи

62 понравилось 30 добавить в избранное

Читайте также

Комментарии 2

Интересно, спасибо за перевод!

Особенно заинтересовал фильм “Жить”.

Странно, что в списке нет Убийства в Восточном экспрессе по Кристи

Другие статьи