Опубликовано: 10 февраля 2023 г., 12:54
23K
Угадай, кто? Вэл Макдермид, Иэн Рэнкин, Софи Ханна и другие авторы криминальных романов раскрывают имена любимых детективов

В конце года, когда романы об убийствах заняли верхние строчки рейтингов, мы попросили авторов детективов отметить лучших вымышленных сыщиков
Впервые литературные возможности «детективного романа» открылись мне когда я был подростком и получил от старшего брата в подарок роман Вечный сон . До этого момента я в основном читал головоломки и практически невыносимые романы о приключениях чудаковатого лорда Уимзи. У Чандлера же был стиль.
Конечно, Филип Марлоу — это идеальная версия самого автора: жёсткий, но в то же время нежный, мудрый, но не циничный, эрудированный частный детектив, который больше всего на свете любит дождливым калифорнийским вечером раскурить трубку и переиграть в нескольких демонстрационных партиях одного из великих шахматных гроссмейстеров.
Из минусов — в романах присутствует досадная слабость автора к странным метафорам, например, тарантул на нежнейшем бисквите и подобное в том же духе. Но даже они по-своему изящны, остроумны, а иногда даже мудры. Женщины тоже привлекательны — жёсткие и нежные, как и Фил — несмотря на то, что в каждом романе убийцей оказывается женщина.
Да, по этим захудалым улицам должен пройти литературный оригинал. И в истории детективного жанра Марлоу — подлинный оригинал.
Я довольно поздно приобщился к чтению детективов. Как мне помнится, одним из первых героев, в которого я по-настоящему влюбился был Мэттью Скаддер Когда закроется священный наш кабак и Прогулка среди могил . Они представляют собой идеальное сочетание мужества и поэзии: лёгкое шипение пластинки во время проигрывания крутейшего джаза.
. Скаддер частный детектив и бывший полицейский. Он конфликтный, целеустремлённый и алкоголик. Его участок — современный Нью-Йорк. Среди его друзей жестокий, но благородный преступник по имени Мик Баллоу. Я бы даже сказал, что герой моих романов главарь гангстеров Кафферти во многом обязан своим появлением (особенно в ранних романах) Баллоу, а если говорить про главного героя Джона Ребуса, то у него со Скаддером одна ДНК на двоих. Все романы Блока просто великолепны, но если говорить конкретно о моих любимых, то мне больше всего нравятсяУ меня слишком много любимых детективных романов, поэтому мне трудно выбрать какой-то один. Но я нашла выход — я выбираю Джессику Флетчер, героиню долгоидущего американского телевизионного сериала «Она написала убийство». Её героиня идеально продумана. Ты понимаешь это буквально с первых секунд её появления на экране в первой серии, когда она расследует убийство мужчины, одетого как Шерлок Холмс. Для меня Дж. Б. Флетчер образец того, какой должна быть успешная писательница: довольно популярная, чтобы её приглашали на все мероприятия, её книги читают практически все полицейские, а ещё она присутствует на месте многочисленных преступлений и никогда в качестве подозреваемой. Джессика раскрывает убийства, путешествуя от Кэбот Коува до Нью-Йорка, иногда заскакивая в Лондон и Ирландию. А в одной из серий её напарником становится Томас Магнум, главный герой не менее популярного сериала «Частный детектив Магнум» (его роль исполнил Том Селлек). Я её просто обожаю.
В детстве я гордилась тем, что могу раскрыть преступление до того, как доберусь до конца книги. Я прочитала все книги о приключениях Нэнси Дрю и Братьев Харди, но уже в подростковом возрасте увлеклась Шерлоком Холмсом.
Как-то в средней школе учитель упомянул, что методы дедукции, подробно описанные сэром
в своих произведениях, были настолько продуманными, что повлияли на работу полиции того времени. Идея о том, что литература может изменить мир, оказалась настолько сильной для меня, что я решила стать писателем.Тогда мне казалось, что книги о Холмсе — это сборники отличных рассказов, полных интриг и элегантно одетых людей, живущих в великолепной обстановке и раскрывающих дела, которые вначале кажутся сверхъестественными, но в конце всегда имеют логическое объяснение. Сегодня я сама пишу детективы и теперь понимаю, что весь гений произведений Конан Дойла скрывался за его способностью описывать героев. Холмс в высшей степени неоднозначный главный герой и именно в этом секрет его очарования. Он одержим, логичен и чрезвычайно умён, но в то же время он социопат. Его характерная особенность — дедуктивные способности, а также зависимость от наркотиков. Он далеко не герой, но он наш герой.
Мальтийский сокол широко известен как роман, положивший начало жанру «американский крутой детектив». Главный герой романа Сэм Спейд безусловно является архетипом «крутого детектива». Он далеко не «странствующий рыцарь» Чандлера и стоит сказать, что Спейд сам по себе является самой главной загадкой романа. Прагматик или авантюрист? Беспристрастный и неразговорчивый или холодный и расчётливый? Проще говоря, благородны его мотивы или нет?
После прочтения романа
будет целыми днями грезить о Спейде, правда позже она по уши влюбится в Филипа Марлоу (непостоянство — главная черта членов банды любителей коктейля «Алгонкин»). Спейд появился только в одном романе и конечно интересно гадать вернул бы его Хэммет в свои романы, если бы продолжил писать, но мне хочется верить, что он смог бы устоять перед искушением. Мы должны быть благодарны Хэммету за то, что он лишил нас возможности узнать истинные помыслы его самого знаменитого и таинственного персонажа.Из всех детективов, заполонивших жанр «детективный роман», немногие добились такого же успеха, как Джек Ричер
. Было несколько попыток объяснить популярность Джека. Может быть его образ уходит корнями в греческий миф или это переосмысление образа ковбоя? Возможно всё объясняется гораздо проще. В нашем двуличном, циничном и безнравственном мире Джек, не колеблясь, встанет на сторону хорошего парня против плохого, каковы бы ни были шансы, особенно, если плохой парень богатый и влиятельный. Джек на твоей стороне и читатели его за это любят.Я с удовольствием прочитала новинки австралийских авторов:
, и Хейли Скривенор. Из всех героев мне больше понравилась детектив Нелл Бьюкенен Хаммера. Впервые мы встречаем её в романе «Страна опалов» (Opal Country). Здесь она ещё молодой неопытный следователь, помогающая детективу Ивану Лучичу в расследовании убийства, совершённого в далёкой пустоши, где добывают полезные ископаемые. В романе «Бухта Мертвеца» (Dead Man’s Creek) она уже самостоятельно ведёт расследование. Текст романа богатый и многослойный, в нём события прошлого, произошедшие в месте, где выросла Нелл, вновь разыграются, но уже в настоящем.У Нелл непростой характер. Она стойкая и выносливая, отдалившаяся от своей семьи из-за выбора профессии и навязчивой заботы матери. В конце концов семья Нелл становится центром расследования и это помогает Нелл по-новому взглянуть на себя и своих родственников. Её прошлое и прекрасно описанные пейзажи позволяют полностью раскрыть характер героини. Я надеюсь, что Нелл вернётся в следующих книгах.
Это должна быть Мисс Марпл. Это случилось дождливым летним днём в семидесятые в Девоне во время каникул. Мне было лет 13-14 и на полке книжного шкафа в нашем арендованном коттедже я случайно наткнулась на книгу. В воздухе витал запах керосинового обогревателя и сырости, а за окном было слишком промозгло для прогулок и к этому моменту я уже прочитала все книги, которые привезла с собой. А тут мне в руки попалась скромная книга издательства «Фонтана» в мягкой сине-зелёной обложке, главным украшением которой были фамилия автора, написанная заглавными буквами и название: Труп в библиотеке . Я уютно свернулась калачиком на диванных подушках широкого подоконника и прочитала книгу буквально за один присест.
Действие романа происходит в маленькой английской деревушке. Главная героиня — умная, неповторимая и бескомпромиссная пожилая женщина-сыщик. Это был мой первый роман Агаты Кристи, моё первое знакомство с Мисс Марпл и моя первая самостоятельная книжная находка. Я испытала настоящую радость, когда внимательно посмотрела на обложку и узнала, что Агата Кристи написала ещё как минимум один-два романа.
Это было начало моей пожизненной любви к Мисс Марпл. Она одна из великих невоспетых литературных героинь: принципиальная, решительная, смелая и это тот редкий случай, когда пожилая женщина в романе представлена, как самостоятельная героиня, а не как чья-то мама или бабушка. Впервые она появляется в рассказе Вечерний клуб "Вторник" , опубликованный в 1927 году. В дальнейшем Кристи напишет ещё 12 полноценных романов о Мисс Марпл, в том числе гениальный Спящий убийца , опубликованный уже после смерти писательницы, написанный в годы Второй мировой войны и надёжно спрятанный в подвале.
Джейн Марпл — проницательная и скромная, с искоркой в глазах, и хотя официальные представители закона часто её не замечают, она в отличии от них всегда найдёт преступника (или преступницу).
Мой любимый вымышленный детектив — Шарлотта Холмс из серии «Леди Шерлок»
. В этой серии Шерлок Холмс всего лишь прикрытие для гениальной молодой женщины, смело бросившей вызов и сбежавшей от строгих правил мира аристократии. Чтобы прокормить себя в условиях недавно обретённой свободы ей приходится использовать свой острый ум, непревзойдённую наблюдательность и нестандартное мышление для раскрытия преступлений, а в качестве прикрытия для её дела служит брат по имени Шерлок, которого никто никогда не видел из-за болезни.Серия восхитительно остроумна, автор ловко жонглирует интересными загадками, семейными делами и социальными проблемами, с которыми женщины сталкивались тогда и сейчас, и в придачу к этому неспешно развивающийся роман между друзьями детства. Если вы фанат Шерлока, то вам несомненно понравится эта талантливая интерпретация знаменитого сыщика.
Инспектор Алан Грант Дочь времени (признанного «Ассоциацией писателей-криминалистов» лучшим детективным романом всех времён) и своим появлением изменил устоявшийся образ полицейского в художественной литературе. Грант был умным, воспитанным, ироничным и чутким. Он никогда не издевался над свидетелями или подозреваемыми. Во время ведения допроса он иногда больше полагался на интуицию, чем на доказательства, но основой его тактики всегда было наблюдение.
стал одним из первых детективов полицейских, появившихся в британской криминальной прозе. Работник Скотланд-Ярда стал главным героем романаВ то время, когда представления о гендере и сексуальности были прочно укоренены, Тэй тонко намекала, что Грант был другим. Вот как Тэй описывает потенциальный любовный интерес глазами Гранта: «Она была больше похожа на мальчика-подростка, чем на потенциальную вдову. На ней были очень элегантные брюки и постыдная для женщины куртка, которую носили лесорубы. Он заметил... что она одна из немногих женщин, которым очень идут брюки». Но ещё более соблазнительной выглядит его случайная встреча в спальном вагоне с мертвецом с «взлохмаченными чёрными волосами и... дерзкими бровями». Я люблю Алана Гранта за то, что он далеко не однозначный герой: он может быть таким, каким мы хотим его видеть.
Мне было около восьми, когда я впервые взяла в руки подержанную книгу моей старшей сестры о приключениях Трикси Белден. Это был экземпляр книги «Трикси Белден и тайна изумрудов» (Trixie Belden and the Mystery of the Emeralds) в твёрдой обложке, зачитанный практически до дыр. В ней Трикси вместе с полудюжиной подростков, своими друзьями и братьями с головой погружается в разгадку тайны. Она одновременно втягивает их в неприятности и помогает выбраться из них. Во время своих приключений герои узнают много нового о Гражданской войне и Подземной железной дороге.
В последующие годы я прочитала все книги о Трикси Белден, которые смогла найти. Она не уступала лидерство мальчишкам, как девочки в сериях книг «Секретная семёрка» и «Великолепная пятёрка»
; она не была богатой и хорошенькой, как Нэнси Дрю. В банде её подружки были наравне с мальчиками, а она почти всегда была яростной и храброй, противостоя тому, что она считала несправедливостью. Она была великолепным противоядием от преимущественно жалких женских ролей, которые окружали меня в начале семидесятых. Сегодня я уверена, что Трикси была тем нетипичным образцом для подражания, в котором я, сама ещё не понимая, тогда остро нуждалась.Мне нравится как Эркюль ПуароАгаты Кристи сочетает в себе гениальную дедукцию и глубокое понимание тёмной стороны человеческой природы с сильным желанием сделать жизнь как можно более весёлой. Он ценит всё самое лучшее: свои сиропы, свои замечательные усы, хорошо сшитую одежду, красивые вещи и места. Я также могу понять его одержимость чистотой и желание стать свахой на романтическом поприще. Он превосходно умеет убеждать людей в том, что человек, в которого они безумно влюблены на самом деле пустышка, и вместо него следует рассмотреть гораздо более приятную и надёжную альтернативную романтическую кандидатуру. И последнее, но не менее важное: мне нравится его талант устраивать зрелищное представление, когда он собирает всех подозреваемых вместе, чтобы поделиться разгадкой тайны.
Я полюбила Кэсси Мэддокс В лесной чаще : «Едва дотягивала до среднего роста, с копной тёмных кудрей и мальчишеским, стройным телосложением с квадратными плечами... В ней что-то было: может быть то, как она стояла, держа вес на одном бедре, прямо и легко, как гимнастка; может быть, просто загадка».
с того момента, как познакомилась с ней, увидев глазами её напарника, от лица которого ведётся повествование в романеЯ была рада услышать, как Кэсси говорит сама за себя в качестве рассказчика в романе Сходство , действие в котором происходит после трагических событий, произошедших в романе «В лесной чаще». В этом напряжённом триллере она работает под прикрытием, выдавая себя за жертву убийства, которая была с ней похожа как две капли воды.
Бесстрашная и честная, Кэсси такая же жёсткая, как и любой другой классический герой «крутого детектива», но при этом она остаётся проницательной и доброй, не впадая в сентиментальность. Если ей предстоит вооружённое противостояние с преступником, то она хочет, чтобы дуло пистолета соперника было наставлено только на неё, потому что в этот момент в комнате находятся ни в чём не повинные люди. Но её собственная рука, сжимающая пистолет, никогда не дрогнет. Хотя в дальнейшем, она будет испытывать скорбь и чувство вины. Она сильна не вопреки своей эмоциональной уязвимости, а благодаря ей.
Каждый раз, когда я застреваю в поисках названия для моей ещё недописанной книги, мой мозг автоматически выбрасывает «В. И. Варшавски и бейсбольная команда с Марса» — отсылка к одной из книг моей любимой серии о приключениях Поросёнка Фредди.
Автор историй о говорящей лошади Мистере Эде,
, написал 26 книг о Фредди и других животных, живущих на ферме семьи Бин. Ферма принадлежит людям, но животные помогают им и на ферме и по дому. Представьте пушистых кроликов, вытирающих пыль собственной шкуркой.В третьей книге серии, которая называется «Фредди детектив», Фредди примеряет на себя роль Шерлока Холмса, а одна из коров, Миссис Виггинс, становится Ватсоном. Однако другие животные тоже не остаются в стороне и активно помогают новоявленным сыщикам — выслеживают грабителей банка, не дают крысам украсть зерно мистера Бина и выясняют, кто похитил игрушечный поезд детей четы Бин.
Фредди — детектив-самоучка, поэтому он время от времени совершает нелепые промахи. У Фредди есть черта, которая придаёт ему особый шарм — способность посмеяться над собой. Кульминационная сцена в книге — суд в сарае, на котором петух выступает в качестве судьи. Во время процесса Фредди спасает кота от виселицы с помощью впечатляющих логических выводов и важных улик, которые помогли собрать мыши.
В некоторых книгах, в том числе и в «Фредди и баскетбольная команда с Марса», автор чрезмерно углубляется в фэнтези и научную фантастику, что мне не очень нравится. Но всё равно в детстве я любила Фредди и Миссис Уиггинс, так как никогда не любила Нэнси Дрю: у неё слишком идеальная жизнь и я никак не могла представить себя на её месте. Я была пухленьким ребёнком, над которым часто смеялись на детской площадке, поэтому в лице поросёнка-детектива я нашла идеального компаньона.
Лью Арчер был детищем
(псевдоним Кеннета Миллара). Арчер был частным детективом, который ходил по грязным улицам Лос-Анджелеса и с каждым шагом видел всю неповоротливость эволюции человеческой гуманности. Он не мог бы существовать без своих предшественников — Сэма Спейда и Филипа Марлоу. Спэйд отличался бессердечной непредсказуемостью, а Марлоу — язвительным остроумием; Арчер же привнёс сердце, душу и особое понимание мира, которое глубоко и на уровне интуиции связывает его с читателем.У частного детектива есть возможность видеть людей в самых жутких обстоятельствах — в хорошие времена частный детектив никому не нужен. Миллар никогда не был излишне назидательным — он был слишком умён для этого. Он позволил своему частному сыщику наблюдать, взаимодействовать, помогать, драться, ругаться, пить и, в конце концов, капитулировать перед требованиями просто быть человеком в бесчеловечном мире. Мы чувствуем каждый его удар, улыбаемся каждой едкой шутке и чувствуем душевную боль человека, находящегося в хрупком мире, по мере того, как эта плотно упакованная история плывёт по неизведанным водам.
Ни тем, кто был до Миллара, ни тем, кто пришёл ему на смену не удалось придумать что-то лучше.
Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ
Бэнвила люблю, но что-то к его рекомендациям прислушиваться нет желания.