Больше историй

23 марта 2014 г. 18:16

403

Перед тем, как на волне впечатления от книги тиснуть вдохновлённую рецензию, я сдуру почитала чужие. Поэтому, наверное, я напишу не рецензию, а историю, потому что она больше про меня, чем про книгу.

Не то чтобы меня сильно удивили критические замечания в рецензиях (не далее как пару дней назад я говорила о Кундере с подругой, которая уже прочитала основные его романы и пришла к выводу, что один из хороших способов найти единомышленников - это искать людей, которым не нравится Кундера), но одно дело - когда их высказывает человек, которого полжизни знаешь, и совсем другое - когда они написаны в открытом источнике и сопровождены кучкой согласных плюсов.

И чужие рецензии меня напугали, потому что критику Кундеры я внезапно начала воспринимать как критику собственной жизни.

Говорят, что Кундера слишком много объясняет, не давая читателю задуматься самому - но читая "Невыносимую лёгкость бытия", я только и делала, что откладывала книгу и задумывалась. Про политику, про режим и противодействие режиму, про противостояние и оправдание слабости, про верность и предательство, про любовь как чувство и про любовь как действие, про соотнесение души и тела, про поиск идеала и невнимание к реальности... В книге для меня была и радость узнавания (того, что я уже поняла для себя), и радость формулирования (того, что я чувствовала, но никак не могла точно высказать), и радость нужных вопросов (о том, что ещё предстоит решить, но о чём не приходилось задумываться). И из-за всего этого герои кажутся мне пронзительно живыми и настоящими (хотя Кундера сам же прямо говорит, что они выдуманные) - они мне понятны и знакомы, они встречаются с теми же проблемами, что и я. Не все проблемы знакомы лично мне, но я видела их у своих знакомых.

Так почему же тогда, если всё мне знакомо, Кундера не кажется мне скучным?

Да потому что ни один мой знакомый, включая меня саму, никогда и ни за какие коврижки не расскажет ТАК о проблемах, о желаниях, о страхах и сомнениях, о чувствах, о лёгкости и тяжести. А Кундера - рассказывает. Пусть и про выдуманных людей. И для меня это очень, очень важно. Что моё виденье мира и моё чувствование есть не только у меня. Это то, что есть у других, есть вокруг меня, и даже если люди об этом не говорят - они вполне могут об этом думать.

Критика Кундеры меня пугает. Потому что для меня это значит, что мир проблем и чувств Кундеры не существует у других людей. Что то, что чудовищно важно для меня, для других - либо что-то незначительное, либо пройденный этап, переживания наивных дурачков. Получается, что книга, наполненная экзистенциальными переживаниями, загоняет меня в ещё одно экзистенциальное переживание, связанное с тем, имеют ли вообще экзистенциальные переживания какой-то смысл или нормальные люди так не делают. Очень устрашающий замкнутый круг, ага.

Комментарии


Один пожилой, но сильный, здоровый и заслуживающий уважения преподаватель-аскет из Америки на вопрос, как он может охарактеризовать прозу Кундеры, ответил одним словом - "ethereal". Это слово многозначно, следовательно, в русском языке у него есть несколько эквивалентов. Чтобы очертить семантический круг, вот они: 1) неземной, небесный; 2) бесплотный, нематериальный; 3) легкий, воздушный; деликатный, изысканный.
Банально, но люди разные, и порог чувствительности к тем или иным вещам у всех тоже может быть разный.
Некто Витгенштейн: "У вас есть проблемы?"
Якуб, мягко усмехнувшись: "Есть. Но о них нельзя говорить. О них нужно молчать".
У Кундеры получается говорить, а мы выбираем, думать или нет.
Не знаю, зачем я в кои-то взялся писать комментарий. Возможно, лишь для того, чтобы сказать, что в затронутом вами положении вы не одни.