Больше историй
30 августа 2024 г. 11:56
176
Эта замечательная книга была прочитана и перечитана мною в детстве много раз. Сейчас мне бы очень хотелось перечитать её заново. Я нашла бесплатный вариант в инете и нашла ту единственную в черной обложке книжку Дьяконова, год издания 1969, мне тогда было 8 лет, второй класс в школе на окраине Питера.
В детстве мои родители дружили с семьёй художников, а их дочь Оля училась в нашем классе. Благодаря её маме я не боюсь провести линию без линейки, нарисовать картинку. Сходить и получить удовольствие от посещения выставки. Видеть мир вокруг в цвете и форме...и не оставлять ни одного белого пятна на листе. Олина мама вела у нас в школе кружок по рисованию, там мы работали с гуашью и акварельными красками и просто карандашом. Там же тётя Ира показала нам как создаётся глиняная игрушка, как расскрашивается посуда и обжигается в печи, чтобы сохранить рисунок.
Я запомнила одно домашнее задание, которое она нам дала - нарисовать что дорого нам...и мы, не сговариваясь, нарисовали её портрет...
В Германии мой старший сын ходил в студию где работали с глиной. После первого занятия он принёс домой свинку- копилку с прорезью на спине. После второго занятия мальчик принёс...свинку-копилку поменьше, и после третье...смотрю достаёт и протягивает мне - маленькую свинку-копилку.
- Сынок, - спрашиваю я,- разве нет других животных на свете. Только свиньи.
Стало смешно...в далёком 1969 работая с глиной и создавая глиняные фигурки никому не пришла идея изготовить копилку...Художник должен быть голодным, вспомнились такие строчки...но щедрым...творческим и создавать на радость своим поклонникам ...вот в Вятке до сих пор существует такой народный промысел, знаменитая Дымковская игрушка родом оттуда. Вот сударыня в юбках на праздник собралась и ребёночка несёт, а вот фигурка гармониста, водоноса...
Комментарии
Из протокола допроса Леонида Дьяконова от 28 января 1938 года и при пересмотре дела от 14 января 1956 года:
"...Меня арестовали в апреле 1938 года. привели в кабинет Большакова. Там было еще двое, Эти двое схватили меня и принялись бить по лицу небольшими мешочками из белого полотна, чем-то набитыми. Как мне показалось - песком. Фамилию Большеменникова я хорошо помню, и мне припоминается, что он был лысым. Он сидел в большом кабинете с красивым столом.
Мне не давали спать. На допросах заставляли сидеть в одной позе и не двигаться.
Была очная ставка с Алданом, на которой я понял, что меня арестовали по его показаниям. Потом я заболел расстройством психики и ничего не помню".
13 декабря 1938 года:
"Я - мл. лейтенант госбезопасности Баталин, просмотрев дело по обвинению Дьяконова, нашел:
Дьяконов с 21 апреля по 13 ноября 1938 года находился на исследовании в психиатрической больнице. Конференция врачей психиатров отмечает, что Дьяконов страдает душевным расстройством. Конференция рекомендует направить его в судебно-психиатрический институт им. Сербского в Москву".
(Е.Мильчаков. Грозы и травы... Киров, 2001).
Творчество, выросшее из народных корней
Т. К. Николаева
Леонид Владимирович Дьяконов в России известен как талантливый детский писатель. Общий тираж его книг для маленьких читателей — более 10 миллионов. Особенно популярны его сборники для дошколят «Волшебное колечко», «Жила-была царевна», а также книга для широкого круга читателей «Олень — золотые рога». На его книгах выросло не одно поколение читателей на Вятской земле, издавались книги и в Нижнем Новгороде, Москве, Ленинграде и других городах.
Большинство книг Дьяконова основано на произведениях народного творчества, преимущественно записанного на Вятской земле, именно в этом и заключается своеобразие стихов и поэм-сказок, которые так нравятся детям.
Л.В. Дьяконов с детства рос в атмосфере интереса к народному творчеству, к народному языку. Дело в том, что рос он с мамой и теткой — Людмилой и Ольгой Дьяконовыми, обе были по профессии педагогами, обе собирали фольклорные тексты, как было принято в педагогической среде в дореволюционное время. Младшая их сестра Лидия Андреевна стала матерью великого русского поэта Николая Заболоцкого. Ольга Андреевна собирала фольклор многие годы и в разных местностях Вятской губернии, ее записи публиковались в «Русском историческом вестнике», она переписывалась с В.Г. Короленко.
Леонид Владимирович рассказывал:
— Кажется, году в 1934 я заболел, лежал с высокой температурой, читать не мог. И тут мне Михаил Николаевич Шатров подарил книгу Александра Васнецова «Песни северо-восточной России». И мама читала мне ее вслух.
С этого времени Дьяконов навсегда сохранил к известному исследователю вятских ремесел М. Н. Шатрову благодарность и признательность, а книга А. М. Васнецова стала его постоянной спутницей.
В это же время Леонид Владимирович стал работать в газете «Кировская правда». К 20-летию революции центральные власти проявили инициативу — собрать и издать современный фольклор в каждой области, а полный свод этих записей — в Москве. За собирание местного фольклора с энтузиазмом взялся Дьяконов. Он печатал воззвания, рассылал инструкции, привлекал друзей и знакомых, записывал сам. Но он сразу же начал собирать не только идеологически выверенный советский фольклор, а наибольший интерес проявил к фольклору традиционному, старинному, крестьянскому. К 1937 году был готов основной корпус собрания. Но в свет вышла тощенькая книжечка «Фольклор Кировской области», тексты в которой в основном посвящены прославлению Ленина, Сталина и партии. Дьяконовские записи не пригодились. Но он хранил их, постепенно пополняя из самых разных источников — устных и печатных. Уже тогда, в 1937 году, у него родилась идея собрать все фольклорное, что относилось к Вятскому краю и было опубликовано в разрозненных изданиях, газетах, что хранилось в рукописях в редакциях, музеях, вузах.
Жизнь вмешалась в эти планы совсем неожиданно. В 1938 году по фантастическому «делу литературной группы» Дьяконов был арестован. Пытали его страшно. Не выдержала психика. В 1940 году его случайно нашла в психиатрической лечебнице мама и взяла домой. Он стал инвалидом, его не брали на работу. На две карточки — служащей и инвалида — они с матерью просто голодали, не было керосина, бумаги, чернил, не хватало дров.
И вот тогда в этих тягчайших условиях Дьяконов вновь обратился к фольклору. Впоследствии он говорил, что это спасло ему не только психику от дальнейшего разложения, но и саму жизнь. Из собранных книг, из того, что ему мог дать краеведческий отдел областной библиотеки имени Герцена, из фондов краеведческого музея он стал систематически выписывать на карточки фольклорные тексты, параллельно создавая и подробную библиографию вятского фольклора. На карточки шла любая бумага — обложки старых тетрадей, обертки от лекарств, пачки от папирос, всякие коробочки и пакетики, старые письма — все это он аккуратно разрезал на карточки определенного размера, и на них писал. Так начал создаваться знаменитый фольклорный архив Дьяконова.
Карточки у него двух размеров. Небольшие тексты: частушки, загадки, пословицы и поговорки, календарные приметы — записаны на маленьких карточках размером 10х7 см. Библиография и большие тексты: песни, сказки, былинки и т. п.— записаны на половинках стандартного машинописного листа. Писал он постоянно, устанавливал себе нормы — сколько написать больших карточек и сколько маленьких, и каждый день отмечал выполнение задания. На карточках — больших и маленьких — он ставил дату заполнения и место, где это написано. К некоторым карточкам он потом возвращался, иногда и не раз, тогда возникла и вторая дата, и другое место записи. Есть карточки и с тремя датами.
На очень многих карточках на полях сохранились дневниковые записи тех лет. Они, собранные вместе, производят потрясающее впечатление. День за днем собиратель фиксировал малейшие детали тыловой голодной вятской жизни инвалида, подвергавшегося государственному преследованию. И в то же время они свидетельствуют о необыкновенном мужестве и великом терпении человека. Поставившего перед собой большую и важную задачу. Он много раз повторял слова Владимира Даля: «Умру, но кончу словарь свой». Для Дьяконова таким «словарем» стало создание всеобъемлющей библиографии вятского фольклора. В эти же годы он создал и сдал в Кировский областной краеведческий музей «фолькларий» — собрание записей вятского фольклора. В конце войны и первые послевоенные годы он работал научным сотрудником Кировского краеведческого музея.
А ведь он был молодым человеком. Кончилась война, начинала налаживаться мирная жизнь, которая властно требовала от человека полной самоотдачи. В это же время Леонид Владимирович влюбился, и вскоре Елизавета Степановна Фалалеева стала его женой и спутницей до конца жизни, а ее сын Виктор стал настоящим любимым сынком Дьяконова.
Издательство «Детгиз», эвакуированное в годы войны в Киров, разыскало Леонида Владимировича, заказало ему несколько книг, основанных на фольклоре. Книги вышли.
Тогда же, в конце войны, или сразу после нее, у Дьяконова родилась мысль переиздать ставшую уже редкостью книгу Александра Васнецова «Песни северо-восточной России». Ему хотелось для переиздания подготовить наиболее полную библиографию фольклорных публикаций. С 1945 года встречаются записи об этой работе. Но книга эта не вызывала интереса у власть предержащих, и ее переиздание было осуществлено только в 1949 году, да и то в урезанном виде: часть песен была изъята, пришлось изменять композицию. Но и в этом виде издание, подготовленное Дьяконовым, представляет большой интерес, так как отражает состояние вятской фольклористики на то время.
вот он памятник "Семья" в городе Кирове, посвящённый дымковской игрушке.