Больше историй

12 октября 2013 г. 00:21

223

Любители ЛьваТолстого! Не читайте! Это для тех, кто на него брюзжит!!!

Я заранее извиняюсь перед любителями Толстого, что я согласна со статьей Святослава Логинова. Но что есть, то есть. Он сказал почти все, что я думаю еще с времен "Букваря", сказал почти все и даже лишнее (про Николеньку Ростова, пожалуй, не надо было, хоть один светлый образ чтоб остался). И те же аргументы у меня накопились, вроде анекдотов Хармса :). А уж как верно про князя Андрея (не надо князя путать с актером-душкой печальноглазым Тихоновым, он другой). Опс! А я ведь уже тоже говорила. Именно про князя Андрея. Письменно. И было это в школе. На выпускном сочинении 1982 года...

Дальше...


По старой доброй традиции советской школы нашего региона мы все заранее знали темы выпускного сочинения. Потому что с нами учились дети парт хоз элиты областной и им такие вещи, как секретные темы, приносили родители на блюдечке. И остальные узнавали и темы сочинений, и задания по математике у тех, кому приносили родители. Дружба ж. Взаимовыручка.
Очень смешно было всегда наблюдать торжественное вскрывание конвертов директриссой и серьезные лица учителей.
И я знала темы. Приготовила одну и заучила цитаты (цитаты требовались дословные, с правильными запятыми, лучше всего заучить цитаты из постановлений 25-го съезда партии, потому что подойдут для любой темы и запятые там нормально поставлены, а не авторские).
Смотрю на темы. И вдруг меня прорвало. Я взяла и написала не ту тему, которую готовила, а ту, которая меня мучила давно, но я еще не высказалась.
Образ князя Андрея вообще и в частности. Вот то, что в статье написано, я то примерно и написала. + упомянула злополучный дуб, как более живой и лирический персонаж. + сравнила с Ремарком "На западном фронте без перемен", как лучше раскрытие темы "войны-мира-любви" (Я Ремарка в укр переводе прочитала, еще мне подарили "Триумфальную арку" и "Черный обелиск", больше ничего не было из Ремарка доступного, но "На западном фронте" конечно поразило подростка больше ВиМ).
Моя добрая учительница поставила мне 5/5. Сказала, что ей было очень интересно прочитать такой взгляд на Андрея, но "какое счастье, что ты не идешь на медаль и это сочинение не надо показывать комиссии". (Князя Андрея надо было позиционировать как потенциального революционера, как и всех остальных "положительных" героев программных книг. Типа, дожили б - делали б революцию. Вот цитата в подтверждение. И цитату из съезда партии.)
Учительница наша была уникальна. У нее же была обязательная программа. Без возможности сделать шаг в сторону. Но что такое сочинение в школе в старших классах, когда все, кто хотел в техникумы, ПТУ или работать уже ушел из школы? Подготовка к поступлению в ВУЗ, а не проверка отношения к тексту. Потому она нам НАДИКТОВЫВАЛА ПОДРОБНЫЕ ПЛАНЫ к стандартным темам (можно было написать просто ее план и считай что это уже почти готовое непровальное сочинение).
Но когда мы писали сочинения в классе, то всегда, ВСЕГДА-ВСЕГДА одна из тем была не по прочитанному тексту, а вольная, типа "Как я провел лето" или "Моя любимая книга". Что давало свободу выбора хотя бы промолчать по поводу непонравившегося автора. Не анализировать, если не хочешь.
Когда мы писали по ВиМ в классе, то у меня связных мыслей не возникло. А к выпускному сочинению созрела.
В классе же по шаблону тоже не хотелось. И я в классе писала... опять же по Ремарку (взяла вольную тему). Про Изабеллу из "Черного обелиска" и ее отражения в зеркалах. И отражения в жизни. Я, кстати, тогда не совсем понимала, даже совсем не понимала, что с ней произошло. Я бы сейчас так легко и восторженно не писала о девочке, которую насиловал отчим и она угодила в психлечебницу и сейчас мама заберет ее домой. К отчиму. Страшная же штука. Так что сейчас даже стыдно за те восторги. И мой одноклассник писал про Обелиск вместо ВиМ (мы с ним менялись раздобытыми книжками). Он как раз писал о бездействии героя, точно ли инфляция виновата. Гм, а как похоже на инфантильного князя Андрея. Дуб у одного, Обелиск у другого, мысли на себе, высокие и философские, в то время как рядом живут, болеют, умирают люди. Только Обелиск не пафосный а хотя бы смешной, хоть и сквозь слезы. Но я и ВиМ, и Обелиск уже 30 лет не перечитывала...
Зато статью прочитала - с удовольствием :). Хотите поворчать на Толстого - рекомендую!

Комментарии


О, я, кажется, эту статью давным давно читала. Что там про Андрея не помню, но догадываюсь. :) Зато хорошо помню про критику Толстого именно, как детского автора, мне это очень в душу запало. : ))


жена помирает, наташа мечется, а ему все по барабану, смотрит в небо и медитирует (если совсем коротко) :)
о, детские штуки толстого это нечто (сухое, безразличное и косноязычное), хотя филиппок наверное ниче так, особенно с картинками если знаменитыми


Какая учительница у вас была уникальная! Несмотря на то, что Болконский не выглядел героем и революционером, поставила пятерку! Это большая редкость, респект ей за это.


спасибо, да, она такая
и я знала что я ничем не рискую с ней, могу писать что хочу и она заценит, даже не смотря на то, что она любила Толстого
я прочитала ВОскресение тогда же и ткнулась к ней обсуждать, мне очень не понравилось
она мне сказала, что это великая книга, что ее не читают в моем возрасте, ее читают со взрослым жизненным опытом
(что было несколько обидно, я Кафку, Сартра и Гессе уже прочитала :)))
впрочем ее муж меня поддержал и сказал что книга не нравится ему, но она даже не стала ничего говорить
а теперь я понимаю, что она в чем то была права (я не про Воскресение, я не перечитывала с тех пор тоже), я про возраст - есть книги вне возраста, а есть таки на возраст


Согласна, что есть книги вне возраста, а есть на возраст (и "Воскресенье" как раз из таких). Вот для нас родителей, и задачка - в советах для чтения детям не перепутать эти категории и угадать с возрастом :)


шепотом: дети обычно слушают ярких учителей, форумных приятелей и чужих родителей :)
я обычно дарю книги чужим детям :)) так с Коэльо Алхимиком угадала несколько раз


дети обычно слушают ярких учителей, форумных приятелей и чужих родителей :)


Вот уж точно :)


то-то у меня не было ощущения, что ее отчим насиловал О_о надо перечитать Оо


я могу что-то и путать (30 же лет назад читала)
мне запомнилось, что у нее началось размножение личности потому что были проблемы с отчимом и в такой вид вылилась самозащита организма, но все (включая врача и мать) делали вид, что или она все выдумала про отчима потому что не в себе, или что сама виновата, у нее ж размножение и отчим пострадавшая сооблазненная сторона
это как я помню, надо сверяться с текстом
но подростковые мозги тогда ухватили только красивое нежное описание отношения героя к ней и трогательную ее запутанность в своих личностях, вот вся история где-то непонятая на дне подсознания отлеживалась


Оглядываюсь назад и сама себе удивляюсь.
Я как-то умудрилась кое- что из школьной программы прочитать, отписаться (в смысле сочинений) и выбросить из головы.
А потом с та-а-аким наслаждением открыть заново.
Вот Чехов - весь! Гончаров.
"Анна Каренина" - да, "Война и мир" - пока нет.
До Достоевского вот все еще не доросла, к стыду своему.


я школьную программу читала за лето + что-нибудь еще этих классиков (и русскую и украинскую программы) - так удобнее, потому в голове много что осталось
а во время школы (у нас была физмат) - это такая гонка, не успеешь, все и пропустишь важное
я классу Гончарова не побоюсь этого слова открыла, конкретно - Обломова (он почему-то не был программным), мы обсуждали потом
но как давно это было :)) даже не верится

Я немного перечитала, когда старший брал программу "русская культура", вместе с ним и перечитала, интересно было


Признаюсь в своем полном позоре.
"Преступление и наказание" и я пролежала в больнице.
(..."ему удаляли аппендикс" - помните?)
И до сих пор не дочитала. И не собираюсь пока. Ужас, да?


ну вот, а я тут у кого-то в рецензии на коммент удивилась - девушка не читала Алые паруса,
ПиН - круто, а вдруг пришлось бы сочинение писать? :))


Как- то обошлось.
А тем на экзамене всегда было три, причем потенциальным медалистам четко рекомендовалось писать "свободную".
Тешу себя мыслями - доживу до пенсии, а там ждет Достоевский, практически нечитанный.
Если серьезно, лет в 30 я пыталась вернуться к Ф.М., не пошло, снова отложила.


а я не помню свободных на выпускном или вступительном...
хе, по-моему достоевского надо в юности читать или в достоевском состоянии (чтоб душу порвать)
между толстым и достоевским на необитаемый остров однозначно выберу достоевского, но я, как повзрослела и устаканилась с семейной жизнью, перестала его прям сильно понимать-любить, он не для спокойных
хотя более нейтральный Подросток у меня всегда было его любимым
а то уж слишком накал страстей :)
так что можно наверное без него прожить, хотя ужас такие слова на читательском сайте говорить (без толстого однозначно можно!)


Спасибо детям! Я тоже много из классики перечитала со своим старшим сыном, когда он был в уни.


а я подросткового англоязычного :))
но рада что и до русской классики у старшего руки дошли и я перечитала